Программа кружка: "Мастерица" (Тряпичная кукла)
рабочая программа по технологии (5 класс)
Программа разработана на изготовлении тряпичных кукол.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мастерица»
Направленность – художественно-эстетическое
Уровень - базовый
Возраст детей – 9-15 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: Осадчая Нелли Вячеславовна
учитель технологии,
первая квалификационная категория
2020-2021 учебный год
г.о. Солнечногорск
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Мастерица» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
Семейный Кодекс РФ.
Приказ Министерства Просвещения РФ № 196 от 09 ноября 2018 года « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, cо держанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
ФЗ от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ).
Направленность
Программа имеет общекультурную, художественную и эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству и творчеству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки рукоделия. Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по развитию творческих способностей с перспективой последующей специализации в отдельных видах художественного творчества. Таким образом, программа дополнительного образования «Мастерица» по тематической направленности является художественно-эстетической. По функциональному предназначению программа является общекультурной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.
Актуальность программы
Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души агрессия, льющаяся с экранов телевизоров, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.
Образовательная программа «Мастерица» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования , эстетического и семейного воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Данная программа разработана также на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ мастеров на сайте «Страна мастеров» и собственного опыта.
Новизна программы
Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадок.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В сегодняшней России народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту
- В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
- что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- происходит осознанное восприятие образа человека, создание модели межличностных взаимоотношений; формирование самосознания и своей роли в социуме.
Адресат программы
Программа «Мастерица» предназначена для школьников 9-15 лет. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.
Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений, а поддержать его в интеллектуально-эстетических видах деятельности. Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству, творческому самовыражению.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории художественного мастерства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по изготовлению тряпичной куклы. Таким образом, данная программа «Мастерица» не только дает основательную базу по изготовлению тряпичной куклы, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах). В детское объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Объем программы
Программа рассчитана на 72 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Форма обучения – очная, групповая. Учебные группы формируются из детей как одного возраста, так и разновозрастные. Занятия проводятся в учебных группах, наполняемость которых составляет до 15 человек ( 2 группы по 15 человек. Всего – 30 человек). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Принципы построения занятий:
- создание психологически благоприятной атмосферы;
- соответствие индивидуальным особенностям учащихся;
- адекватность требований и нагрузок;
- доброжелательность;
- безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только положительный результат;
- заинтересованность и активность самого учащегося;
- содружество взрослого и учащегося.
Учебные занятия проводятся в различных видах: учебные занятия, сочетающие теоретическую и практическую деятельность; рассказ, практические занятия, беседа, игра-викторина, дидактическая игра, самостоятельные работы, анализ и сравнение презентация, конкурсы, обобщающие и итоговые занятия.
На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.
Формы подведения итогов: выставки, школьные, муниципальные, областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая, дидактико-методическая база:
Материально-техническое обеспечение- ткани, ножницы, нитки, шпагат, лыко.
Дидактико-методическое обеспечение- методическая литература, ресурсы сети интернет.
Кабинет - мультимедийное сопровождение
Каждое занятие обязательно включает в себя:
1. Этнографию и историю ( теоретическую часть):
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть ( практическую часть):
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Таким образом, продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения. В каникулярное время в расписание занятий могут вноситься изменения по времени проведения занятий.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы:
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей школьного возраста ( 9-15 лет), активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить с традициями русского народа.
- Познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства.
- Познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки.
- Формировать умение скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.
Развивающие:
- Способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей.
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью.
- Предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитывающие:
- Содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
- Прививать основы культуры труда.
- Способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
- Формы и методы работы.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
1.4. Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1.Введение. История тряпичной куклы. «Куклы из бабушкиного сундука» (1 час).
Цель: познакомить детей с разнообразием народных кукол, отметить их самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание прикоснуться к изготовлению куколок.
Теория. Введение. Что мы знаем о куклах.
История тряпичной куклы и её назначение.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Методические приёмы: Показ фильма о народной кукле. Беседа о народной игрушке с показом образцов.
Материал: Куклы для показа, иллюстрации с различными народными игрушками, Материалы для изготовления кукол: лоскутки ткани, нитки красные и белые, тесьма, ленточки, бусинки и др.
Раздел 2. Куклы материнства и детства (15 часов).
Цель: познакомить детей с куклой, с историей её создания. Формировать умение делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах. Развивать умение декорировать куколку яркими кусочками ткани, ленточками, радоваться своим успехам. Развивать мелкую моторику пальцев рук при намотке ниток крестообразно.
Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.
Теория. Кувадки
Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куколки Кувадка.
Пеленашка
Кукла Пеленашка. Показ образцов. Практическая работа: изготовление куклы Пеленашка.
Кукла Бессонница
Кукла – оберег Бессонница. История куклы. Рассматривание образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бессонницы.
Кукла Кормилка
Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Кормилки.
Зайчик.
Беседа об игрушке с показом образцов, с чтением народного фольклёра о Зайчике. Показ изготовления игрушки с поэтапным выполнением работы детей.
Практическая работа: изготовление куклы «Зайчика».
Помощь затрудняющимся детям.
Домовёнок Кузя.
Показ мультфильма, рассматривание игрушки с уточнением последовательности работы, помощь затрудняющимся детям.
Практическая работа: изготовление куклы «Домовенок Кузя». Показ мультфильма, рассматривание игрушки с уточнением последовательности работы, помощь затрудняющимся детям.
Кукла Мама и дочка
Назначение куклы. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Мама и дочка.
Кукла Утешница
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Утешница.
Кукла Бабушка - нянюшка
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бабушка – нянюшка.
Кукла СемьЯ
Назначение куклы. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы СемьЯ.
Выставка детских возрастных кукол.
Раздел 3. Игровая кукла (12 часов).
Цель: учить детей создавать игрушку, складывая ткань в определённой последовательности, фиксируя ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты. Кто делал первую куклу для ребёнка? Почему у куклы не было лица? Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов. Расширять знания детей о народной игрушке, вызвать желание сделать её своими руками. Формировать простейшие способы украшения игрушки. Развивать трудолюбие, умение добиваться хороших результатов.
Методические приёмы: Беседа об игрушке с показом образцов, с чтением народного фольклёра.
Теория. Показ изготовления игрушки с поэтапным выполнением работы детей. Помощь затрудняющимся детям.
Кукла Зайчик на пальчик
Знакомство с куклой Зайчик на пальчик. Показ образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы Зайчик на пальчик.
Кукла Бабочка
Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бабочка.
Кукла Девочка
Назначение кукол. Показ образцов. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куколки - Девочки.
Лоскутные Лошадки
История кукол. Загадки. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление тряпичной лошадки.
Кукла на ложке
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы на ложке.
Вятская столбушка
История и назначение куклы Вятская столбушка.
Практическая работа: изготовление куклы Вятская столбушка.
Кукла – скрутка
Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы - скрутка.
Вепсская куколка
Рассказ о Вепсской кукле. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление Вепсской куклы.
Кукла – мотанка
Знакомство с куклой – мотанка. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы - мотанка.
Кукла На счастье
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы На счастье.
Кукла Девка – Баба (перевёртыш)
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Девка – Баба.
Выставка детских возрастных кукол.
Раздел 4. Куклы для особых случаев (9 часов).
Теория. Рассказ о куклах. Демонстрация образцов.
Кукла Подорожница.
Демонстрация образцов и фотоматериала.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы Подорожница.
Кукла – сувенир «Оренбургская казачка»
Назначение куклы. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы «Оренбургская казачка»
Кукла На выхвалку
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы На выхвалку.
Амулет
Показ образцов, назначение.
Изготовление амулета из ленточек.
Бусы из кукол
Демонстрация образцов, назначение.
Изготовление бус из кукол.
Кукла Берегиня
История и назначение куклы Берегиня. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Берегиня.
Кукла Доля
Знакомство с куклой – оберегом Доля.
Практическая работа: изготовление куклы Доля.
Торохкольце – кукла – погремушка
Назначение куклы Торохкольце. Показ образцов. Обыгрывание.
Выставка игровых кукол.
Раздел 5. Зимние куклы (3 часа).
Цель: продолжать знакомство с народной куклой. Вызвать желание сделать подарок- украшение на Новогоднюю ёлку. Развивать умение скреплять детали путём сматывания ниток крестообразно, закрепляя узелками. Освоить способ изготовления куклы без ножниц и иглы. Развивать творческие способности, умение добиваться хороших результатов своего труда.
Методические приёмы: Беседа с выявлением способа изготовления куклы, её украшением, предназначением. Помощь в крестообразной намоткой ниток.
Теория. Ангел
Беседа о кукле Ангел.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы Ангел.
Колокольчик
Обережная кукла добрых вестей и хорошего настроения. Демонстрация образцов. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы Ангел.
Выставка «Рождественский ангел».
Раздел 6. Весенние куклы (5 часов).
Цель: продолжать знакомство с народной куклой. Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. Весенние обрядовые куклы.
Теория. Разучивание закличек про весну.
Вызвать желание у детей сделать куколку в подарок маме. Воспитывать любовь к родному человеку, трудолюбие, умение качественно выполнять задание.
Методические приёмы: Беседа об обереговых куклах с показом образцов. Изготовление куклы из пряжи с добавлением ткани и декорированием ленточками, тесёмками, бусинками. Помощь в работе затрудняющимся детям.
Мартинички
Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.
Практика.Практическая работа: изготовление Мартиничек.
Весенние куклы Птички
Показ образцов кукол Птичек.
Практическая работа: изготовление куклы Птички.
Кукла Веснянка
Куклу Веснянку дарили со словами: «Чтобы день ото дня молодеть и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла.
Практическая работа: изготовление куклы Веснянка.
Кукла Домашняя масленица.
Презентация. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Домашняя масленица.
Выставка весенних обрядовых кукол
Раздел 7. Обрядовые домашние куклы (5 часа).
Цель: продолжать знакомство детей с русской народной куклой, история кукол для дома, их назначение, олицетворяющей продолжение жизни, смену дня и ночи, смену времён года и благополучным переходом из одного года в другой. Учить детей определять способ изготовления куклы, делать куклу своими руками, добиваясь хороших результатов, испытывать радость создания игрушки.
Методические приёмы: Беседа с детьми о народной кукле с показом слайдов и образцов. Показ способа заматывания и завязывания ниток, подбирая их по цвету. Уточнение завязывания рукавов с аккуратным сворачиванием ткани.
Теория. Кукла День и Ночь.
Показ образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы День и Ночь.
Кукла Благодать.
Практическая работа: изготовление куклы Благодать.
Кукла Параскева – Пятница
История куклы Параскева – Пятница. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Параскева –Пятница.
Выставка обрядовых домашних кукол
Раздел 8. Осенние куклы (1 час).
Цель: Знакомство с осенними праздниками, обрядами («Рябинники», «Капустники», «Кузьминки», покровские обряды).
Теория. Кукла Рябинка
История куклы Рябинка и её назначение. Демонстрация образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы Рябинка.
Раздел 9. Куклы календарных праздников и обрядов (3 часа).
Теория. История и назначение кукол Козьма и Демьян, Спиридон Солнцеворот, Семик и Семичиха, Птица Радость.
Кукла Семик и Семичиха
Показ образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы.
Кукла Птица Радость
Презентация.
Практическая работа: изготовление куклы Птица Радость.
Выставка кукол
Раздел 10. Свадебные куклы (4 часа).
Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу. Обряды русской деревенской свадьбы. Символы.
Теория. Демонстрация кукол Неразлучники, Красота, Мировое Древо.
Методические приёмы: Рассматривание куклы с беседой о русском костюме, о многослойности женской одежды холодных сибирских территорий. Изготовление куклы поэтапно в определённой последовательности. Помощь детям в завязывании узелков.
Кукла Неразлучники
Демонстрация образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы Неразлучники.
Кукла Красота
Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Красота.
Кукла Мировое Древо
История и назначение куклы. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Красота.
Выставка свадебных кукол.
Раздел 11. Куклы в целительстве. (6 часов).
Цель: расширять знания детей о русской обрядовой кукле. Предложить сделать куклу из льняных ниток, соблюдая традиции: работать в спокойной обстановке, желая здоровья, подарить бабушке, чтобы она была здорова и жила долго. Рассказ о целительных куклах. Презентация. Показ готовых образцов.Учить детей равномерно наматывать нитки, правильно их соединять, закрепляя крестовой намоткой красного цвета. Упражнять в плетении косичек.
Методические приёмы: Рассказать детям о предназначении куклы, о способе её выполнения, помочь в намотке и распределении ниток.
Теория. Кукла На здоровье
История и назначение куклы. Показ образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы На здоровье.
Кукла Ловушка для снов
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Ловушка для снов.
Куклы Лихоманки
История и назначение кукол. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление Лихоманок.
Кукла Кубышка - Травница
Рассказ о кукле Кубышка Травница. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Кубышка – Травница.
Выставка «Куклы - целители»
Итоговая выставка кукол
Раздел 12. Куклы для особых случаев. (6 часов).
Цель: История кукол Десятиручка, Подорожница, Желанница, Устинья.
Показ образцов кукол и фотоматериалов.Закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Совершенствовать умение украшать готовую куклу дополнительными элементами декора, сочетать цвет лоскутов, нитей.
Методические приёмы: Рассмотреть элементы русского народного костюма, отметить его красоту, уточнить назначение каждого предмета. Предложить детям зоготовку (мешочек), наполнить его крупой, крепко завязать нитками, украсить тесьмой, ленточками.
Теория. Кукла Десятиручка
Сказка про Десятиручку. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы Десятиручка.
Кукла Подорожница.
Демонстрация образцов и фотоматериала.
Практика. Практическая работа: изготовление куклы Подорожница.
Кукла Желанница.
История куклы и назначение куклы Желанница. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Желанница.
Кукла Благополучница
История куклы Благополучницы.
Практическая работа: изготовление куклы Благополучницы.
Кукла Подружка – Плакушка (Девкина Забава)
Назначение куклы. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы Подружка - Плакушка.
Выставка кукол
Раздел 13. Летние обрядовые куклы (2 часа).
Цель. Расширять знания детей о русской народной кукле. Знакомство с праздником Иван Купала. Презентация. Вызвать интерес к кукле и желание сделать её своими руками. Упражнять детей в скручивании ткани, закрепления рулончика намоткой ниток и связывании узелками. Развивать мелкую моторику пальцев рук при намотке ниток крестообразно.
Теория. Кукла Купавка
Назначение куклы Купавка. Показ образцов.
Практика. Практическая работа: изготовление куколки «Купавка».
Итоговая кукольная выставка
Требования к уровню развития детей:
Усвоение детьми программного материала определяется в конце учебного года при помощи следующих критериев:
1. Может определить название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении;
2. Называет факты из истории создания народной куклы.
3. Соблюдает правила безопасности труда;
4. Умеет правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
5. Правильно выбирает необходимый для изготовления кукол материал;
6. Умеет работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
7. Владеет навыками изготовления различных видов народных кукол: сворачивание ткани, скручивание ниток, скрепление узелками.
8. Умение декорировать игрушку различными материалами.
Методы определения уровня усвоения программного содержания:
1.5. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа.
- Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов, живущих по соседству.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
- Развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации.
- Формирование установки на безопасный труд.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, свободе.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные результаты:
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умений видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
- Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- Формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
- Формирование общаться с искусством, в частности с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств крестьянского искусства.
Предметные результаты:
- Понимание значения народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
- Понимания взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с литературой, музыкой и историей русского народа.
- Формирование умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к выполняемому изделию.
- Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.
- Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий.
- Формирование умения выбирать и использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
Календарно-учебный график
№ п.п. | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов
| Дата проведения | Дано фактически | Корректировк | ||
1 | Раздел 1. История тряпичной куклы. «Куклы из бабушкиного сундука» | 1 | 01.09.20 г | ||||
| Раздел 2. Куклы материнства и детства | 15 | |||||
2 | Кувадки | 1 | 03.09 | ||||
3 | Пеленашка | 1 | 08.09 | ||||
4 | Кукла Бессонница | 1 | 10.09 | ||||
5 | Кукла Кормилка | 1 | 15.09 | ||||
6 | Зайчик. | 1 | 17.09 | ||||
7-8 | Домовёнок Кузя. | 2 | 22.09 24.09 | ||||
9-10 | Кукла Мама и дочка | 2 | 29.09 01.10 | ||||
11 | Кукла Утешница | 1 | 06.10 | ||||
12-13 | Кукла Бабушка - нянюшка | 1 | 08.10 | ||||
14-15 | Кукла СемьЯ | 2 | 13.10 15.10 | ||||
16 | Выставка детских возрастных кукол. | 1 | 20.10 | ||||
Раздел 3. Игровая кукла. | 12 | ||||||
17 | Кукла Зайчик на пальчик | 1 | 22.10 | ||||
18 | Кукла Бабочка | 1 | 27.10 | ||||
19 | Кукла Девочка | 1 | 29.10 | ||||
20 | Лоскутные Лошадки | 1 | 03.11 | ||||
21 | Кукла на ложке | 1 | 05.11 | ||||
22 | Вятская столбушка | 1 | 10.11 | ||||
23 | Кукла – скрутка | 1 | 12.11 | ||||
24 | Вепсская куколка | 1 | 17.11 | ||||
25 | Кукла – мотанка | 1 | 19.11 | ||||
26 | Кукла На счастье | 1 | 24.11 | ||||
27 | Кукла Девка – Баба (перевёртыш) | 1 | 26.11 | ||||
28 | Выставка детских возрастных кукол. | 1 | 01.12 | ||||
Раздел 4. Куклы для особых случаев. | 9 | ||||||
29 | Кукла Подорожница. | 1 | 03.12 | ||||
30 | Кукла – сувенир «Оренбургская казачка» | 1 | 08.12 | ||||
31 | Кукла На выхвалку | 1 | 11.12 | ||||
32 | Амулет | 1 | 15.12 | ||||
33 | Бусы из кукол | 1 | 17.12 | ||||
34 | Кукла Берегиня | 1 | 22.12 | ||||
35 | Кукла Доля | 1 | 24.12 | ||||
36 | Торохкольце – кукла – погремушка | 1 | 29.12 | ||||
37 | Выставка игровых кукол. | 1 | 12.01.21г | ||||
Раздел 5. Зимние куклы. | 3 | ||||||
38 | Ангел | 1 | 14.01 | ||||
39 | Колокольчик | 1 | 19.01 | ||||
40 | Выставка «Рождественский ангел». | 1 | 21.01 | ||||
Раздел 6. Весенние куклы . | 5 | ||||||
41 | Мартинички | 1 | 26.01 | ||||
42 | Весенние куклы Птички | 1 | 28.01 | ||||
43 | Кукла Веснянка | 1 | 02.02 | ||||
44 | Кукла Домашняя масленица. | 1 | 04.02 | ||||
45 | Выставка весенних обрядовых кукол | 1 | 09.02 | ||||
Раздел 7. Обрядовые домашние куклы. | 5 | ||||||
46-47 | Кукла День и Ночь. | 2 | 11.02 16.02 | ||||
48 | Кукла Благодать. | 1 | 18.02 | ||||
49 | Кукла Параскева – Пятница | 1 | 25.02 | ||||
50 | Выставка обрядовых домашних кукол | 1 | 02.03 | ||||
Раздел 8. Осенние куклы. | 1 | ||||||
51 | Кукла Рябинка | 1 | 04.03 | ||||
Раздел 9. Куклы календарных праздников и обрядов. | 3 | ||||||
52 | Кукла Семик и Семичиха | 1 | 09.03 | ||||
53 | Кукла Птица Радость | 1 | 11.03 | ||||
54 | Выставка кукол | 1 | 16.03 | ||||
Раздел 10. Свадебные куклы. | 4 | ||||||
55 | Кукла Неразлучники | 1 | 18.03 | ||||
56 | Кукла Красота | 1 | 23.03 | ||||
57 | Кукла Мировое Древо | 1 | 25.03 | ||||
58 | Выставка свадебных кукол. | 1 | 30.03 | ||||
Раздел 11. Куклы в целительстве. | 6 | ||||||
59 | Кукла На здоровье | 1 | 01.04 | ||||
60 | Кукла Ловушка для снов | 1 | 06.04 | ||||
61 | Куклы Лихоманки | 1 | 08.04 | ||||
62 | Кукла Кубышка - Травница | 1 | 13.04 | ||||
63 | Выставка «Куклы - целители» | 1 | 15.04 | ||||
64 | Итоговая выставка кукол | 1 | 20.04 | ||||
Раздел 12. Куклы для особых случаев. | 6 | ||||||
65 | Кукла Десятиручка | 1 | 22.04 | ||||
66 | Кукла Подорожница. | 1 | 27.04 | ||||
67 | Кукла Желанница. | 1 | 29.04 | ||||
68 | Кукла Благополучниц | 1 | 04.05 | ||||
69 | Кукла Подружка – Плакушка (Девкина Забава) | 1 | 06.05 | ||||
70 | Выставка кукол | 1 | 11.05 | ||||
Раздел 13. Летние обрядовые куклы. | 2 | ||||||
71 | Кукла Купавка | 1 | 13.05 | ||||
72 | Итоговая кукольная выставка | 1 | 18.05 20.05 | ||||
ВСЕГО: | 72 |
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы кабинет, оборудованный столами и стульями (не менее 9 парт и 18 стульев) для ведения теоретических занятий, и имеющий свободное пространство для отработки практических навыков. Занятия проводятся в 107 кабинете.
Перечень оборудования: 17 парт, 35 стульев, рабочий стол учителя, стул учителя, персональный компьютер, 3 шкафа, 2 шкафа-витрины, раковина, 2 тумбы.
Формы аттестации и контроля
Итоговая аттестация проходит в форме организации выставок.
Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, тестирования, выполнение учащимися практических и творческих заданий.
Оценочные материалы
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Выставки
Просмотры
Опросы
Открытое занятие
Мастер-класс
Участие в конкурсах
Участие в фестивалях
Проекты
Теоретический зачет
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица.(табл.1)
Таблица 1
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
по программе «Мастерица»:
Фамилия, имя ребёнка | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы | Результат |
Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.
Методические материалы и обеспечение
При разработке программы учитывались следующие принципы:
Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике.
Принцип целостности: основывается на непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности .
Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения детей на адекватных возрасту формах работы с детьми предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей.
Методы, применяемые в рамках реализации программы
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью (выдача наградного материала: дипломов, призов, грамот, организация персональных выставок).
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий (активное участие в научно-практических конференциях, исследовательской деятельности).
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности (просмотры работ, их анализ, коррекция).
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество (работа в группах, при совместной поддержке родителей, участие в соц. проектах)
заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические методы: получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы (работа в мастерской).
Наглядные методы: сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, показ учителя, посещение музеев, выставок)
Методы воспитания:
- создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,
образных текстов, музыкального сопровождения, иллюстративного ряда.
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Методы и приёмы обучения
Главный критерий отбора методов обучения – это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности.
Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития).
В процессе занятий по любой теме в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.
В процессе образовательной деятельности по Программе используются следующие образовательные технологии:
Технология коллективной деятельности.
Цель: выявить, учесть творческие способности обучающихся и приобщить их к коллективной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (тряпичная кукла).
В основе технологии коллективного творчества лежат организационные принципы:
-единое дело и добровольное участие;
-свобода выбора форм деятельности;
-сотрудничество взрослых и детей;
-развитие коллектива под влиянием творческой одаренности лидеров.
Технология предполагает организацию совместной деятельности и создание групп для выполнения коллективной творческой работы (композиции из нескольких тряпичных кукол), конкурсного задания; создания команд для деловых игр; групп взрослых и детей (организация выставок).
Технология личностно – ориентированного развивающего обучения
Цель: создание условий, при которых на каждом занятии формируется образовательное пространство, помогающее заинтересовать ребёнка в обучении, в саморазвитии.
При подготовке и проведении занятия педагог выделяет основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребёнка, его субъектный опыт, а затем деятельность. Педагог выбирает рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого ребёнка.
Технология дифференцированного обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель: обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В группах, применяя методику дифференцированного обучения, педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, но для практической деятельности предлагает творческую работу разного уровня сложности (в зависимости от способностей и уровня подготовки каждого), формирует мини группы по темпу (высокий, средний, низкий) обучения.
Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Информационно-коммуникативные технологии.
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.
ИКТ необходимы для работы с презентациями по вводным занятиям к темам; проведения виртуальных экскурсий; показа слайдов с инструкционными картами; использование ЭОР (видеоролики); интернет технологии (мастер-классы); проведения итоговой аттестации; анализа работ других детей после конкурсов.
3. Список литературы
Литература для педагога
- Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
- Белова Н. Игрушки к празднику. Эксмо. Домино. 2005. - 74с.
- Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- 166с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
- Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
- Фасмер М. Этимологический словарь.2008.
- Энциклопедия по истории, М, 2004;
- Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
- http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
- http://stranamasterov.ru Страна мастеров
- http://www.treeland.ru История народной куклы
- http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
- http://www.rukukla.ru Народные куклы.
- http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
- http://www.karusel-ca.ru
- http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы
- http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
- http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
- http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka
Литература для обучающихся
- Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
- Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
- Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
- Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
- "Русские обряды и традиции. Народная кукла" - СПб.,2006; Котова И.Н., Котова А.С.
Литература для родителей
- Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
- Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
- Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
- Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
- Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
- Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
- Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендании "Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка
В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки....
программа объединения "Традиционная народная кукла"
Образовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся ...

Программа творческой мастерской "Народная кукла"
Школьный летний лагерь с дневным пребыванием детей 2013 г....
ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.
Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...

Программа кружка "Русская народная кукла"
Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, к изучению истории и традиций рус...

Программа кружка "Русская народная кукла"
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в эт...

Модульная программа по внеурочной деятельности "Кукла на счастье"
Данная программа представляет собою 1 модуль в системе программ внеурочной деятельности обуающихся. Направление воспитания - семья. Вид деятельности - проблемно- ценностное общение. Форма - факультати...