Модульная программа по внеурочной деятельности "Кукла на счастье"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Беляева Софья Викторовна

Данная программа представляет собою 1 модуль в системе программ внеурочной деятельности обуающихся. Направление воспитания - семья. Вид деятельности - проблемно- ценностное общение. Форма - факультативные занятия с элементами кружковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа по внеурочной деятельности

Тема: «Кукла на счастье»

Составитель: Беляева

Софья Викторовна,

учитель технологии МБОУ

                                                 «СОШ с УИОП №13»

г. Воронежа

Форма: факультативные занятия с элементами кружковой деятельности.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение и декоративно-прикладное творчество.

Направление воспитания: духовно- нравственное.

Пояснительная записка.

Программа составлена для внеурочной работы с учащимися 5  - 6 классов и рекомендуется классным руководителям, учителям технологии. Она направлена на привитие культуры внутрисемейных отношений, изучение и изготовление традиционных русских кукол.

Цель: знакомство с древними традициями семейных взаимоотношений на примере истории традиционных русских кукол и кукол - оберегов.

Задачи:

  1. Познакомить с нравственным содержанием понятия «семья» через историю традиционных русских кукол и их ролью в семейных отношениях, в воспитании детей.
  2. Научить изготавливать куклы, как подарки для родных и близких.
  3. Закрепить семейные ценности в практической деятельности.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1.

«Кто в куклы не играл – тот детства не видал!»

Круглый стол «Моя первая кукла»;

Изготовление первой куколки-закрутки.

2.

«Жалеет – значит любит!?»

Круглый стол по теме занятия. Изготовление Куклы на счастье.

3.

«Миленький ты мой, возьми меня с собой!»

Круглый стол «Кукла-берегиня»

Изготовление куклы - подорожницы.

4.

«Семь Я» или «Семь + Я»

Круглый стол по теме занятия.

Изготовление Куклы «Семья»

5.

«Отдарок за подарок»

Самостоятельная творческая работа.

6.

Итоговое занятие

Викторина «Кукла тебе в помощь!»

Выставка работ.

Содержание тем.

Тема 1.: Вопросы для круглого стола: Моя первая кукла. Из чего можно сделать куклу? Почему не выбрасывают свои куклы? Сохранились ли в вашей семье куклы мамы, бабушек? Почему при изготовлении кукол раньше никогда не использовали новые ткани, а также иглы и ножницы? Красные нитки для куклы- это только для красоты? Дух и одухотворённость.

Первая кукла своими руками – малыш может сидеть за общим столом и держать ложку!

Изготовление куклы – пеленашки на основе закрутки.

Тема 2.: Стихотворение Ирины Снеговой «Жалел меня очень» Вопросы для круглого стола: Если мы жалеем себя, почему не переложить это чувство на близкого? «Жаль моя!» - подберём синонимы!  Жалкий или любимый? Доверие в семье – защита от несчастья.

Изготовление Куколки на счастье.

Тема 3.: Сборы в дорогу – приметы, обычаи и суеверия. Почему, покидая Родину, брали землю из-под порога или золу из печки? «Иду в поход – два ангела вперёд, один душу сберегает, другой тело бережёт!» Кто и кому делал оберег в дорогу?

Изготовление Куколки Подорожницы – подарка для отъезжающих.

Тема 4.: Как появилось слово семья. Семья – это важнейшая общественная ценность. Семья- это… Стихи о семье.

Изготовление Куклы Семья.

Тема 5. Старинная семейная традиция: дети делают и дарят куклу родителям в благодарность за подаренную им жизнь. Такая кукла называется отдарок за подарок.

Изготовление Куклы в подарок родителям. Самостоятельная творческая работа.

Тема 6. Оформление выставки кукол «Отдарок за подарок» Проведение викторины «Кукла тебе в помощь!» Очерк на тему «Кукла в моей семье»

Контрольно- измерительные материалы.

Викторина

  1. Почему кукол делали без использования ножниц и иголок?
  2. Почему в наряде куклы должен обязательно присутствовать красный цвет?
  3. Что разрешалось ребёнку, после того, как он сделал свою первую куклу?
  4. С какой целью делали куколку-Травницу?
  5. Чем наполнено туловище куклы- Крупенички?
  6. Что находиться в мешочке куклы- Подорожницы?
  7. Почему не оформляли лицо тряпичных кукол?
  8. От кого оберегали куклы-Кувадки?
  9. Сколько «пеленашек» держит на руках Семья? Почему?
  10. Какая кукла висела под дугою свадебной лошади? Почему?

Методическое обеспечение программы.

  1. Технология проведения круглого стола.
  2. Алгоритм проведения мастер- класса.

Литература.

  1. Дайн Г., Дайн М. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология»2007Культура и традиции;120с.
  2. Традиционная тряпичная кукла. Учебно- методическое пособие Н. В. Шайдурова.
  3. Социальная сеть работников образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Надпредметная краеведческая модульная программа в рамках федерального компонента « Петербург – центр мировой и отечественной культуры и науки».

Работа рассмотрена и одобрена  на предметной сессии ЭНМС АППО г. Санкт -Петербурга .Программа расчитана на 150 часов. Используется в средней школе ( 5-9 классы)Во второй ступени общего образовани...

Модульная программа "Решение показательных уравнений и неравенств"

В процессе работы над учебными элементами ребята должны:знатьосновные определения по теме « Показательная функция», «Показательные уравнения », "Показательные неравенства". уметь творчески п...

Модульная программа по теме "Решение логарифмических уравнений", 11 класс

Модульная программа, состоящая из двух модулей (уроков), разработана для обучающихся 11 классов....

Модульная программа по теме "Формулы двойного аргумента", 10 класс

Модульная программа  разработана  для обучающихся 10 класса, занимающихся по учебному пособию "Алгебра и начала анализа", 1 часть, 2 часть, А.Г. Мордковича, содержит 1 урок....

Комплексная модульная программа внеурочной деятельности

Программа охватывает основные направления внеурочной деятельности школы.Особенностью реализации  данной Программы является то, что предусматриваемые занятия проводятся таким образом, чтобы ...