План конспект урока
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Ирина Николаевна Семенова

«Сферы производства и разделение труда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_sfery_proizvodstva_i_razdelenie_truda.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по технологии

по теме: «Сферы производства и разделение труда», 8 класс.

Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение», тема: «Сферы производства и разделы труда» 8(9) класс

Цели урока:

Образовательная: Дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Познакомить с основными сферами современного производства.

Развивающая: Развитие умения работать в группе.

Воспитывающая: Воспитание аккуратности трудолюбия.

Проф.ориентационная: Познакомить с многообразием профессий на рынке труда.

Оборудование и материалы: Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.

Тип урока: комбинированный.

Время: 90 мин.

Ход занятия

Организация учащихся (2 мин.)

Приветствие, проверка присутствия учеников, готовность их к уроку.

Сообщение темы и цели занятия (8 мин.)

Достаем тетради и записываем число, классная работа. Тема нашего занятия «Сферы производства и разделы труда», на этом занятии мы познакомимся с с основными сферами современного производства.

Сообщение нового материала(30 мин.)

Разделение труда – исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Специализация труда – это такая его организация, при которой производители сосредоточиваются на производстве определенных видов продукции или осуществлении определенных видов деятельности

Уровни разделения труда

  • внутрифирменное
  • по предприятиям
  • по отраслям
  • по группам отраслей
  • по территориям
  • международное

Специализация труда имеет как преимущества, так и недостатки, а именно:

Преимущества:

  • рациональнее используются факторы производства
  • появляется возможность механизации производства
  • растет эффективность производства

Недостатки:

  • монотонность и непривлекательность специализированного труда
  • полная зависимость производителей друг от друга
  • однообразие продукции специализированного труда

Основные отрасли сферы производства

Первичная сфера: производство сырых материалов путем их добычи или выращивания, такие как: добывающие отрасли (угольная, газовая и т.д.), сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство и другие

Вторичная сфера: переработка сырья в готовую продукцию или полуфабрикаты, такие, как: обрабатывающие отрасли – металлургия, нефтепереработка, текстильная, мебельная и другие отрасли

Сфера услуг: оказание различных услуг как первым двум сферам, так и непосредственно потребителямам(банки, страховые, транспортные и телефонные компании, медицинская и образовательная системы и т.д.)

Основные виды специализации в промышленности

Предметная - специализация на изготовлении однородной конечной продукции (готовых предметов). Например, автомобилей, станков, принтеров, костюмов, обуви т.д.

Подетальная - специализация на производстве отдельных частей (деталей) будущего готового продукта. Например, шин, подшипников, карбюраторов и других деталей

Технологическая - специализация на выполнении отдельных операций или этапов технологического процесса. Например, установка колес при сборке автомобилей

Подготовка и проведение игры (45 мин.)

Смысл игрового упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек. Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Учитель: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна. Для большей наглядности вместо доски может быть использован экран и мультимедийный проектор, с помощью которых может быть организован просмотр презентации со списком профессий и иллюстрациями деятельности (для примера прилогается презентация «Профессии.ppt»)

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

Подведение итогов занятия (5 мин.)

Проводится обсуждение выбранных профессий, качеств, которыми должен обладать будующий претендент на то или иное профессиональное место. Также может быть предложено разработать презентацию, отражающую специфику той профессии, которая досталась ученику, если она его заинтересовала.

Анализ урока

На мой взгляд учащиеся получат возможность познакомиться с различными сферами современного производства, а также с понятиями «разделение труда» и «специализация», расширить свой кругозор в сфере трудоустрйства; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

Производство - процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда [на что направлены усилия человека, например, природное вещество (руда, уголь и т. д.), сырьё] и средствами труда [с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда (например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы), орудия труда (например, инструменты, машины, оборудование и т. д.)]. 

Предметы и средства труда образуют средства производства

Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства, благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества

Кроме того, в процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения — совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ:
• одна их часть — 
организационно-экономические — это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства;
• другая их часть — 
социально-экономические — это отношения собственности на ресурсы и факторы производства — составляют основу экономической системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...