Технологическая карта занятия по программе «Культура домашнего праздника»
методическая разработка по технологии (5 класс)

Трощиева Елена Владимировна

Cоздание условий для приобретения учащимися знаний о технологии изготовления кукол - оберегов формирования первичных навыков в изготовлении кукол на примере куклы Желанницы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по программе «Культура домашнего праздника»

Педагог: Трощиева Е.В.

Класс: 5

Тема: Сувенир кукла-оберег « Желанница»

Цель занятия: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии изготовления кукол - оберегов формирования первичных навыков в изготовлении кукол на примере куклы Желанница

Задачи занятия:

1. Метапредметные

- Регулятивные – закрепить  навык определения  последовательности решения  промежуточных задач с учетом конечного результата;  уметь  составлять план последовательности действий; формулировать свои  мысли в устной форме; правильно воспринимать речь других.

- Познавательные – освоить выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи;  переработки  полученной информации; систематизировать и обобщать свои знания о разновидностях народной куклы.

 Коммуникативные – развивать  умение  вести учебное сотрудничество с педагогом, девочками  в группе и коллективе;

2. Личностные – способствовать формированию  бережливости, экономности  при выполнении трудовых приемов.

Тип занятия: Практическая работа

Оборудование:  компьютер,  ножницы,  швейные принадлежности  (лоскуты ткани, иглы, нитки, тесьма, ленты, кружево, мелок, карандаш), линейка,  инструкционная карта.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

- Приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся - проверяет готовность учащихся к занятиям;

- демонстрирует изделия выполненные другими людьми, мотивирует учащихся.

Приветствуют педагога.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к занятию

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2. Повторение материала предыдущего занятия

-Беседует с учащимися по предыдущей теме занятия: «История кукол- оберегов»

 -Ребята, каким символом являлась кукла в древности?

-Какие волшебные свойства  приписывались Куклам ?

-Назовите ,в каких народных сказках и преданиях, герои и персонажи загадывали желания, и какими методами шли к их исполнению?

В жизни древних славян, роль исполнительницы желаний для девушек играла кукла  Желанница,.

-Как вы думаете, чем «Желанница» отличалась от других кукол?

Обладательница куклы «Желанницы» доверяла ей самые тайные мысли и откровения, а еще, загадывала желание, дарила ей в подарок на платьице бусинку или ленточку, и подносила к зеркалу,  приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни».

Активно наблюдают, рассматривают образцы, выдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

Предполагаемые  ответы:

 -Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и обрядах.

-Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

- К исполнению желаний они привлекали и золотых рыбок, и щуку, и лягушку, множество разных фей и волшебниц, и даже бабу Ягу.

Познавательные: умение анализировать,  строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях работы с материалами материалов.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на занятии с педагогом и детьми

3. Подготовка к практической работе

-Педагог подводит учащихся к определению темы занятия с наглядными примерами;

-актуализирует знания, полученные при изучении темы;

-показывает разные  другие сувениры, в том числе изготовленные девочками ранее.

-Какие из представленных сувениров вы умеете делать?

-Хотели бы вы научиться делать куклу Желанницу?

-Может ли эта кукла-оберег быть сувениром, т.е. подарком?

-Для кого она может быть подарком

-Чем же мы сегодня будем заниматься?

Организует работу учащихся с инструкцией по изготовлению сувенира  Куклы-оберега «Желанница»:

Слушают педагога, анализируют информацию, рассматривают образцы сувениров, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

При показе кукол сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают. Ученики вспоминают, где они могли встретить подобные изделия  При ответе на вопрос о знаниях необходимых для изготовления куклы предполагают, что необходимо  для работы  и какие правила ТБ  нужно соблюдать (тем самым определяя план урока).

При решении, проблемной ситуации, совместно выбирают наиболее рациональные приемы работы.

Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и учащимися.

4. Инструктаж по работе  с инструментами и материалами

-Знакомит учащихся с заданием.

-Педагог подводит учащихся к повторению инструктажа по технике безопасности по работе  с инструментами и материалами

 Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Внимательно слушают педагога при проведении инструктажа, формулируют и рассказывают правила по технике безопасности

при работе с ножницами:

1.Правильно передавать ножницы кольцами вперед.

2.Ножницы должны лежать на столе справа.

3.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми концами/закрытыми/.

4.Не маши ножницами.

5.Не подноси ножницы близко к лицу.

6.Используй ножницы по назначению.

7.Старайся не ронять ножницы на пол - портятся лезвия.

8.После окончания работы убери ножницы в специальное место.

- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Регулятивные:  определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.

5. Самостоятель-ная практическая работа учащихся.

- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);

- проводит целевые обходы:

1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.  

Определяют и выполняют технологические операции в соответствии с Инструкционной картой, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Личностные:  формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе.

6. Рефлексивно-оценочный этап

-педагог предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки); 

-Посмотрите, какие у нас получились сувениры. Что можно сказать о качестве вашей работы? Молодцы, вы хорошо поработали.

- оценивает совместно с девочками результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

- проводит рефлексию, предлагает  ответить на вопросы:

-Что мы успели сделать с вами?

-Насколько ваша кукла приблизилась к образцу?

-Что еще предстоит сделать, чтобы ваша кукла – оберег, стала сувениром, то есть была закончена?

-Как вы планируете использовать готовую куклу?

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с педагогом  выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы:

-Подарить как сувенир , как подарок, или будем использовать сами, загадывать желание и украшать ленточками и бусинками

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений , доказательств.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7. Уборка рабочих мест

- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест.

Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.

Личностные: выполняют правила поведения в гимназии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»

Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»Учитель: Щербакова Наталия ГригорьевнаКласс: 1Тема занятия: Певческое дыхание.Тип занятия: повторения и обобщ...

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

Технологическая карта занятия по программе «Современная хореография» стартового уровня

Содержание:Тема годаТема занятияТип занятияВид занятияЦель занятияЗадачи занятияФормы работы обучающихсяМетоды обученияПрименяемые педагогические технологииПланируемые результаты обучения по программе...

Технологические карты занятий по программе "Танцевальная аэробика".

В разделе представлены технологические карты занятий  по программе "Танцевальная аэробика" :  "Базовые и основные шаги аэробики, "Степ-аэробика", "Стретчинг&quo...

Методическая разработка: Технологическая карта занятия по физической культуре

В данном уроке осуществляется организация групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением поставленных задач, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться ...