Представление опыта работы по организации профориентационного урока.
план-конспект урока по технологии

Данное профориентационное занятие рекомендуется к проведению на уроках технологии (у мальчиков) в 7 классе, в конце изучения раздела: «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов». Поскольку, традиционно на уроках трудового обучения, основной образовательной школы, последнее занятие каждого учебного раздела может отводиться на рассмотрение профессий, касающихся пройденного материала. Например, при организации занятий, связанных со столярным делом, учитель имеет возможность акцентировать внимание школьников на таких рабочих профессиях как – столяр, плотник, токарь деревообрабатывающей промышленности. Приобретая на уроках технологии навыки, связанные с черчением, учащиеся также информируются о ведущих в этой области профессиях – архитектор, проектировщик и пр.

В идею создания данного урока частично легла модель уже существующего профориентационного занятия – «Стажёры-инопланетяне». Полностью видоизменённого и адаптированного нами для изучения учащимися в игровой форме некоторых основных профессий крупнейшего градообразующего предприятия г. Новокузнецка – ЕВРАЗ ОЗСМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savchenko_v.a._urok.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА

По предмету «Технология» для 7 класса

Составитель урока:

учитель технологии

МБОУ «СОШ  №31»

Савченко В.А.

Новокузнецк

2018 г

Пояснительная записка

Предоставленное на конкурс профориентационное занятие рекомендуется к проведению на уроках технологии (у мальчиков) в 7 классе, в конце изучения раздела: «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов». Поскольку, традиционно на уроках трудового обучения, основной образовательной школы, последнее занятие каждого учебного раздела может отводиться на рассмотрение профессий, касающихся пройденного материала. Например, при организации занятий, связанных со столярным делом, учитель имеет возможность акцентировать внимание школьников на таких рабочих профессиях как – столяр, плотник, токарь деревообрабатывающей промышленности. Приобретая на уроках технологии навыки, связанные с черчением, учащиеся также информируются о ведущих в этой области профессиях – архитектор, проектировщик и пр.

В идею создания данного урока частично легла модель уже существующего профориентационного занятия – «Стажёры-инопланетяне». Полностью видоизменённого и адаптированного нами для изучения учащимися в игровой форме некоторых основных профессий крупнейшего градообразующего предприятия г. Новокузнецка – ЕВРАЗ ОЗСМК.

Для проведения этого урока учителю понадобится: проектор, компьютер, школьная доска с заведомо приготовленной на ней таблицей – Приложение 3, раздаточный материал на каждую парту – распечатка Приложения 2 и Приложения 3. Помимо этого, за несколько дней до урока потребуется определить и подготовить (раздать им соответствующий материал, проинструктировать) трёх учащихся из класса, в будущем способных сыграть ключевые роли согласно сценария данного профориентационного занятия. Двое будут играть роли гостей из Африки: Патрика и Джона. Задачей третьего будет являться выступление с сообщением перед классом, дающем краткие сведения о ЕВРАЗЕ и производственных цехах ОЗСМК.

В процессе подготовки докладчика следует «научить» его делать паузы там, где это необходимо, и передавать слово учителю. Ведь по сути, доклад он будет рассказывать не один, а вместе с учителем. Например, при рассказе про аглоизвестковое производство ученик говорит: «Аглоизвестковое производство обеспечивает доменный цех агломератом» - и останавливается, давая тем самым время педагогу объяснить классу с помощью презентации, что такое агломерат.

Ещё большего интереса у детей к данной профориентационной игре можно достичь, например, путём переодевания наших гостей  в какую-либо нестандартную (свойственную их месту проживания) одежду. Либо загримировав их (безвредным, обладающим сертификатом качества и безопасности) чёрным гримом под чернокожих африканцев. Ведь по сценарию урока наши гости прибыли по обмену из Африки.

В результате проведения данного урока, посредством игры обучающиеся познакомятся с несколькими основными металлургическими рабочими профессиями. Узнают больше об одной из крупнейших в мире промышленных компаний – ЕВРАЗе, расширят свои знания об одном из ведущим металлургическом предприятии города – ЕВРАЗ ОЗСМК, а также о его производственных подразделениях (цехах).

Сценарий игрового урока построен в рамках современного формата ФГОС, включающего одним из ключевых своих элементов самостоятельную постановку темы и цели занятия учащимися. Урок отличается и наличием межпредметных связей: при постановке темы и цели, наблюдается связь с другим учебным предметом – русским языком, при объяснении дальнейшего материала, просматривается сопряжение с географией (наличие в презентации карты мира и Кузбасса, с последующим разъяснением), присутствуют элементы предмета – химии (рассмотрение понятий: кокс, агломерат, ванадий и др.).

Введение

Тема урока: «Профессии, связанные с обработкой металла»

Класс: 7

Дата урока: 

Форма: профориентационная игра.

Педагогическая технология: технология игрового обучения.

Ведущие приемы: беседа, ролевая игра.

Цель:  посредством игры познакомить учащихся со всеми цехами, существующими на Объединенном Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЕВРАЗ ОЗСМК), а также с некоторыми наиболее распространенными рабочими профессиями, типичными для каждого отдельного цеха и востребованными на рынке труда города Новокузнецка.

Задачи:        

1. представить профессии;

2. рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора;

3. соотнести индивидуальные качества личности с требованиями к профессии.

План-конспект урока

1 этап. Приветствие учителя и формулировка темы урока (3 минуты)

Добрый день, ребята.

Прежде чем начать наш урок, нам необходимо сформулировать его тему. И это мы сделаем вместе. Если вы вспомните, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, то найдете одно из ключевых слов темы.

Ответ учащихся: говорили о таком материале, как металл, способах работы с ним, изделиях из металла.

Правильно, это металл (слайд№1, щелчок №1). И сегодня у нас заключительный урок, связанный с этим разделом, а значит, мы по традиции будем говорить о том, что станет вторым ключевым словом урока. Догадайтесь о нем по его определению (щелчок №2).

На слайде:

Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Ответ учащихся: профессия (щелчок №3 и №4). 

К этим словам добавьте еще существительное, образованное от глагола обработать

Ответ учащихся: обработка (щелчок №5)

А теперь составьте с помощью этих ключевых слов тему нашего урока.

Ответ учащихся: профессии, связанные с обработкой металла (поправляем, корректируем ответ) – тема на слайде (слайд№2).

Запишите число и тему урока в тетради (комментируем правописание: словарные слова: профессия – удвоенная эс, металл – удвоенная эль).

2 этап. Целеполагание (2 минуты)

Глядя на тему урока, подумайте, какие цели мы перед собой сегодня поставим, для чего нам нужен этот урок

Ответы учащихся: познакомиться с профессиями, которые связаны с металлом, подумать, какие требования к разным профессиям выдвигаются.

Дополняем: расширить ваши сведения о мире профессий, чтобы помочь вам в  дальнейшем сделать правильный выбор. А поскольку мы с вами живем в определенном регионе, то, безусловно, мы должны учитывать и его специфику.

В каком же регионе мы с вами живем?

Ответы учащихся: в Кемеровской области, в Кузбассе (слайд№3)

И конкретно  - в городе Новокузнецке.

Поэтому профессии, связанные с обработкой металла, мы будем рассматривать на примере нашего градообразующего предприятия – Объединенного Западно-сибирского металлургического комбината -сокращенно ОЗСМК компании ЕВРАЗ. И обратите внимание на слово металлургический в самом названии комбината – (слайд №4).

3 этап. Сообщение учащегося (5 минут)

Небольшое сообщение о ЕВРАЗе и ОЗСМК для нас приготовил – … (называем ФИ ученика, заранее приготовившего доклад)

Выступление учащегося 

ЕВРАЗ является металлургической и горнодобывающей компанией, входящей в двадцатку  крупнейших производителей стали в мире, с активами в России, на Украине, в США, Канаде, Чехии, Италии, Казахстане и Южной Африке, объединяющей более 100000 сотрудников по всему миру (пауза! показать на карте, работа с картой – слайд №5). В нашем городе находится крупнейшее в Кузбассе предприятие   ЕВРАЗа -  ОЗСМК.

На предприятии ОЗСМК имеется 7 подразделений, и эту информацию мы для вас приготовили  в виде памяток, которые лежат на партах (у каждого на столе):

1. Коксохимическое производство (слайд №6), в нем обеспечивается (слайд №7) получение высококачественного кокса из угля Кузбасского региона для нужд комбината и предприятий машиностроительной индустрии (слайд №8) – работа с учащимися (кратко рассказываем с помощью презентации о том, что такое «кокс» и для чего он нужен).   

Пауза!

2. Аглоизвестковое производство(слайд №9) обеспечивает доменный цех агломератом. (слайд №10) – работа с учащимися (даём объяснение понятия – «агломерат», используя презентацию).   

Пауза!

3. В доменном (слайд №11) цехе производят  чугун.

4. Сталеплавильное производство (слайд №12) – крупнейшее подразделение ОЗСМК,  оно объединяет 4 самостоятельных цеха, осуществляет хранение запаса исходных материалов, выплавку и разливку стали

5. Продукцией прокатного (слайд №13) производства являются заготовки различного профиля для изготовления деталей машин, станков, паровозов, железнодорожных путей; для строительства различных сооружений.

6. В сталепрокатном цехе (слайд №14) занимаются изготовлением строительной проволоки, гвоздей, сварочных электродов.

7. седьмое подразделение (слайд №15) - управление ж/д транспортом - в основном занимается осуществлением процесса транспортировки полученной продукции.

4 этап. Подготовка к игре (2 минуты)

Вы увидели структуру ОЗСМК, которым руководит ЕВРАЗ. А у каждой крупной компании есть своя  политика руководства, работы. У ЕВРАЗА,  помимо постоянной модернизации оборудования и рабочих мест, освоения новых технологий производства, один из ведущих принципов - повышение профессионального уровня своих работников, переподготовка и обучение персонала новым либо наиболее востребованным профессиям в конкретном регионе, а также обмен профессиональным опытом между иностранными специалистами компании.

Поэтому представьте себе, что сегодня к нам в Новокузнецк приехали 2 иностранных специалиста компании ЕВРАЗ из Южной Африки с целью постажироваться и освоить новые для себя профессии на  ОЗСМК. Наша с вами задача заключается в том, чтобы помочь иностранцам в выборе наиболее подходящей для них работы из перечня профессий, а заодно и самим познакомиться с ними, примерить их, так сказать, на себя.

Предоставим им слово, а вы внимательно послушайте, что они расскажут о себе.

5 этап. Выступления «гостей» (5 минут)

Выступление 1 гостя

Меня зовут Патрик, я родом из Южной Африки. Мне 45 лет, 15 из которых я проработал на предприятии по производству ванадия (слайд №16) специалистом по электроустановкам. Закончил африканское учреждение среднего профессионального образования по специальности   «электрик». Обладаю средним для моего возраста состоянием здоровья,  с трудом осваиваю новые виды деятельности и не имею возможности заниматься работой, связанной с большими физическими нагрузками.

Выступление 2 гостя

Меня зовут Джон, мне 32 года. Я родился  в Египте, а в Южную Африку переехал из-за работы. Здесь  я так же, как и Патрик, работаю на предприятии по производству ванадия (слайд). На этом предприятии уже в течение 5 лет являюсь механиком производственного оборудования. Состояние здоровья – замечательное, поэтому могу осваивать самые опасные и трудоемкие рабочие профессии. С отличием  закончил учреждение среднего профессионального образования по специальности   «механик автоматизированного оборудования». Мобилен, легко переучиваюсь.

Поблагодарим наших гостей и поможем им в выборе подходящей профессии, связанной с металлом. Перечень профессий ОЗСМК по подразделениям с их краткой характеристикой лежит перед вами. Работаете в парах, один из вас примеряет на себя роль начальника подразделения комбината, и в таблице, нарисованной мною на доске, ставит значки «+», если гостю подходит данная профессии, или «-», если нет, напротив имени нашего гостя, с кратким устным комментарием вашего мнения.

Наши гости также изучают предложенные материалы и выбирают две наиболее подходящие им профессии.

6 этап. Работа в парах (5 минут)

На работу в парах вам отводится 5 минут. Выберите того, кто будет от вашего имени выступать. Если готовы выступать, поднимаете руку, как это часто делается и на «взрослых» производственных совещаниях.

Далее идёт самостоятельная работа класса.

7 этап. Выступление гостей с заполнением таблицы (4 минуты)

Выслушаем наших гостей.

8 этап. Выступление начальников цехов с заполнением таблицы (7 минут)

А теперь выступят начальники подразделений (по минуте на каждого).

9 этап. Выступление учителя (2 минуты)

Высказываем собственную точку зрения и отражаем её в таблице.

10 этап. Подведение итогов игры (4 минуты)

Профориентационная игра подходит к концу, давайте вместе выявим 2 наиболее подходящие профессии для наших гостей, по которым они могли бы пройти переподготовку. Еще раз посмотрим на таблицу и найдем на ней профессии с максимальным количеством положительных мнений («+»).  

Далее следует подсчет положительных голосов и оглашение наиболее подходящих в целях стажировки для наших гостей профессий.

11 этап. Обратная связь. Рефлексия (3 минуты)

Задаём вопросы учащимся, а также при необходимости корректируем их ответы:

  1. Итак, какие профессии, связанные с обработкой металла, существуют?

Дверевой, горновой, вальцовщик, сталевар, нагревальщик металла, волочильщик проволоки, разливщик стали и т.д.

  1. Что нужно учитывать при выборе профессии?

Специфику региона, собственные предпочтения и интересы, возможности здоровья и способность поступления в то или иное специализированное учебное заведение.

  1. Как вы увидели на примере наших гостей, люди с какими навыками наиболее востребованы на рынке труда? Если сравнивать Патрика и Джона. С хорошим здоровьем, мобильные, легко переучивающиеся, с имеющимся опытом работы и пр.
  2. Какие выводы вы для себя сделали?

Нужно беречь свое здоровье, стремиться быть востребованным на рынке труда, хорошо учиться и быть готовыми к тому, что со временем, возможно придётся переучиваться.

12 этап. Подведение итогов урока и выставление отметок (3 минуты)

Учитель обращается к классу: «Сегодня на уроке посредством игры, мы с вами более подробно познакомились с одним из крупнейших градообразующих предприятий города Новокузнецка – Объединенным Западно-сибирским Металлургическим Комбинатом. Расширили свои знания о некоторых из его основных рабочих профессиях и цехах. Также, благодаря попыткам осуществления аргументированных ответов на вопросы, продолжили формирование навыков публичного выступления. Всем спасибо!»

Далее следует выставление отметок.

Приложение 2

Характеристика некоторых рабочих профессий ЕВРАЗ ОЗСМК

№1 Коксохимпроизводство

1. Машинист коксовых машин – занимается управлением загрузочным вагоном; набирает, взвешивает, транспортирует и разгружает шихты в камеры коксования; включает и выключает устройства по пневмообрушению шихты; открывает и закрывает затворы угольной башни; чистит горловины стояков от графита.

2. Дверевой – занимается уплотнением дверей коксовых шамотных печей глиной; загружает глину в тележку и транспортирует ее к печам; чистит колонны от глины и обмазывает швы между дверями.

№2 Аглоизвестковое производство

 3. Дозировщик – занимается управлением дозировочными установками; обслуживанием питателей, дозировочных установок до четырех секций и обеспечением их бесперебойной работы; дозировкой компонентов шихты, массы; регулированием равномерной подачи сырья на дозировочные и смешивающие устройства; переноской и распределением поступающих растворов реагентов по расходным бачкам и точкам питания; периодическим замером правильности подачи составных частей шихты или массы на транспортирующие устройства или питатели, в формы или к технологическому оборудованию; смешиванием концентратов и шихты для получения заданного состава.

4. Агломератчик – наблюдает за техническим состоянием тележек агломерационных и обжиговых машин, газоотсосных вакуум-камер, течек, питателей постели и шихты. Осуществляет смазку спекательных или обжиговых тележек известковым раствором. Обслуживает вращающиеся  холодильники, вентиляторы, маслостанции. Подготовлвает обслуживаемое оборудование к ремонту.

№3 Доменный цех

5. Горновой – занимается обслуживанием горна, холодильников, газовых горелок, газопроводов и газового оборудования, вентиляторов, трактов подачи воздуха; разжиганием горелок, зажиганием коксовой мелочи, регулированием соотношения газа и воздуха в горне; контролем температурного и газовоздушного режимов горна по показаниям контрольно-измерительных приборов; чисткой горна и подзольника от шлака; профилактическим осмотром, выявлением и устранением неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.

6. Водопроводчик доменной печи – занимается обеспечением исправного состояния охладительных устройств и водопроводной магистрали, приборов горячего и холодного дутья доменных печей объемом до 300 куб. м.; чисткой холодильников, фильтров водопроводной магистрали, задвижек на крышках фурменных колен, форсунок и горелок для подачи мазута и природного газа в доменную печь; промывкой холодильников и фильтров водопроводной магистрали; выявлением сгоревших охладительных устройств, подготовкой новых для замены; сменой гляделок форсунок, горелок, сальниковых набивок насосов высокого давления.

№4 Сталеплавильное производство

7. Разливщик стали –  занимается управлением стопорами промежуточного устройства при разливке стали из ковшей емкостью до 100 т.; участием в разливке стали; накрыванием слитков в изложницах крышками и снятие их; загрузкой в изложницы графита,  алюминия и других термических смесей; зачисткой и засыпкой кристаллизаторов, очисткой воронок, коллекторов, маслосмазки и подготовки их к разливке; подготовкой материалов и инструмента к разливке; уборкой скрапа, шлака и мусора в разливочном пролете.

8. Сталевар –  осуществляет технологический процесс выплавки стали и сплавов; производит наращивание и установку электродов; контролирует и регулирует электрический и тепловой режим работы печи; осуществляет выпуск плавки и следит за экономным расходом электроэнергии, состоянием печи и её оборудования, охлаждением арматуры печи и состоянием контрольно-измерительных приборов; принимает участие в приёмке печи после ремонтов.

№5 Прокатное производство

9. Нагревальщик металла – осуществляет ведение процесса нагрева заготовок для баллонов перед закаткой; участие в процессе нагрева металла в печах, в обслуживании нагревательных устройств при производстве труб печной сваркой, в ведении процесса нагрева в печах подогрева для редуцирования труб в линии непрерывного стана; обслуживание двух и более нагревательных колодцев; регулирование подачи топлива и воздуха, силы тока на электропечах.

10. Вальцовщик стана горячей прокатки – ведет процесс прокатки, горячего металла: разных марок, профилей и сечений в прокатных цехах металлургических комбинатов или металлообрабатывающих заводов; в составе слесарно-ремонтной бригады готовит стан к работе для прокатки металла определенного профиля; осуществляет его ремонт и замену изношенных деталей; управляет подъемными механизмами, контролирует показания приборов, качество готового проката и порядок технологического процесса.

№6 Сталепрокатное производство

11. Волочильщик проволоки – осуществляет волочение на волочильных станах медной и алюминиевой проволоки; установку проволоки на карусели, заправку ее концов, протягивание через фильеры и закрепление на барабанах; участие в наладке станов и в смене фильер; закрепление концов проволоки, установку фильер на станы и заправка концов обрабатываемой проволоки в фильеры; наблюдение за качеством эмульсии; измерение диаметра проволоки.

12. Автоматчик – работает на предприятиях машиностроения и металлообработки; на автоматах различного типа осуществляет обработку деталей различной сложности; проверяет работу  станка, производит  его  наладку и подналадку; заправляет материал в станок и наблюдает за процессом обработки; следит за состоянием режущего инструмента, системой смазки и охлаждения;  после изготовления необходимой детали проверяет  ее.

№7 Управление ж/д транспорта

13. Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом.

14. Составитель поездов — сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы.  Является руководителем маневровых передвижений на путях общего и необщего пользования.

Приложение 3

Таблица для заполнения  

Цеха

ЕВРАЗ ОЗСМК

Профессии

Мнения класса

Мнения гостей

Мнение учителя

Патрик

Джон

Патрик

Джон

Патрик

Джон

Коксо-химпроизводство

машинист коксовых машин

дверевой

Аглоизвестковое производство

дозировщик

агломератчик

Доменный цех

горновой

водопроводчик доменной печи

Сталеплавильное производство

разливщик стали

сталевар

Прокатное производство

нагревальщик

вальцовщик

Сталепрокатное производство

волочильщик проволоки

автоматчик

Управление ж/д транспорта

составитель поездов

машинист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод г. Новокузнецка

В статье представлен опыт работы по организации исследований школьников по проведению экологического мониторинга уровня загрянения рек в черте города Новокузнецка по нескольким показателям качества во...

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке

Представленный опыт работы по организации исследовательской деятельности детей естественнонаучной направленности  может быть интересен педагогам и учителям при организации мониторинговых исследов...