Работа с одаренными детьми на уроках технологии
материал по технологии (5, 6, 7 класс)

Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках технологии

Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса, поэтому активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи является одним из основных направлений современного образования.

Наукой доказано, что развитие творческого мышления и способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Так, блочно-модульная структура предмета «Технология» дает возможность «погружения» в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет обучающимся лучше узнать себя.

На занятиях внеурочной деятельности активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от интересов обучающегося. Придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

Считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать возможность самостоятельно исправлять свои ошибки. Не нужно объяснять весь учебный материал – этим мы лишим детей радости самостоятельного поиска. Работа над проектом позволяет моим обучающимся пробовать себя в разных областях. Они не только занимаются определенным видом ремесла для изготовления проектного изделия, но и на некоторое время превращаются в историков-исследователей в поисках сведений по данному ремеслу. В процессе расчета себестоимости изделия девочки пробуют себя в роли экономистов. При оформлении рекламы изделия они проявляют свою креативность. Ну и, несомненно, при оформлении всего проекта необходимы знания по русскому языку, литературе, информатике. В процессе защиты творческого проекта оттачивается ораторское мастерство, постепенно пропадает боязнь публичных выступлений.

Таким образом, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Обучаясь предмету «Технология» на протяжении пяти лет каждая из обучающихся выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Хочется заметить и еще один немаловажный факт: тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений. Говоря о развитии творческой одаренности детей, нельзя недооценивать роль внеурочной деятельности. Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, «добрать» недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность.

Кроме того, участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятия в кружках дают возможность ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над проектом развиваются коммуникативные способности обучающихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.

И на уроках, и во внеурочное время на занятиях кружка дети помогают друг другу, делятся своими знаниями. Это повышает эффективность учебного времени, развивая коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе. Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ обучающихся школы. Это своеобразная демонстрация творческих результатов и хороший обмен опытом. Показателем эффективности реализации программы работы с одаренными детьми является тот факт, что на протяжении последних лет мои обучающиеся показывают хорошие результаты на школьных и муниципальных олимпиадах и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Презентация "Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО".

Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО....

Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Работа с одаренными детьми на уроках технологии

В данной статье рассматриваются вопросы  организации работы с одаренными детьми на уроках технологии.  Рассматривается  роль учителя на различных этапах работы с детьми....