Работа с одаренными детьми на уроках технологии
статья по технологии

Субачев Валерий Викторович

В данной статье рассматриваются вопросы  организации работы с одаренными детьми на уроках технологии.  Рассматривается  роль учителя на различных этапах работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_tehnologii_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Субачев Валерий Викторович

учитель технологии

МАОУ СОШ № 11г. Тимашевск

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.

Работа с одаренными детьми на современном этапе развития России требует от учителя повышенной мобильности, креативности и более глубоких знаний не только по своему предмету, но и в целой области других дисциплин.

Рывок современной науки и как следствие современных технологий заставляет современного учителя уделять больше времени, в первую очередь своему развитию и самообразованию, так как ученик начальной школы нынешнего поколения  разбирается в современных гаджетах лучше, чем его наставник. И мы никуда от этого не денемся – таковы реалии современности.

Но что же с таким простым на первый взгляд предметом, как наша многострадальная «технология»? А с ним вот что. Последние нововведения и изменение программных требований призваны улучшить качество умений и навыков учащихся. Одной из главных причин является недостаток квалифицированных наставников. Старшее поколение потихоньку уходит, а на смену ему приходит недостаточное количество молодых специалистов, и те зачастую плохо понимают, куда они попали и что надо делать.

Но оставим в покое вышеизложенное и перейдём к сути нашего повествования. Такие вопросы, как робототехника, 3D-моделирование – это всё хорошо и интересно, но простые вещи, как умение просто правильно держать в руках лобзик, молоток или штыковую лопату никто не отменял.

Когда приходят ко мне мальчики 5-х классов, они смотрят на все и на меня большими глазами. Им жутко интересно, что их ждет, когда мы сделаем ракету и взлетим на орбиту. А я объясняю, что ни сегодня, ни завтра ракеты не будет, а нас ждет немного другое. Другое – это теория с её доказательствами, практика с её сложностями и ты, кто имеет склонности и стремления.

Давно заметил, чем меньше ребенок обременен всякими побочными изделиями, тем лучше ему дается наш предмет.

Проходит время и появляется «он», у которого идеи, замыслы и, главное, стремление это всё воплотить в жизнь.

Готовых рецептов работы с одаренными детьми зачастую нет и быть не может. Ведь каждый ребенок – это личность и к этой личности надо подобрать свой ключ. Вот здесь надо школьника не просто похвалить или поставить «пять», но и мотивировать его к дальнейшим действиям другими методами.

Проблема выявления одарённых детей очень сложная и следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

За все время своей работы в школе в качестве учителя технологии я не встречал ни одного неодаренного ребенка по своему предмету.

Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.

В своей работе применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.

Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.

Заинтересовать современного ребенка чем-то трудно, но можно, если вы сумеете убедить его в том, что в дальнейшем все, что он делает сейчас, все, к чему сейчас стремится, принесет ему большую пользу.

Дальше, как бы нам ни было трудно и сложно, а время для таких детей найти надо. Это работа с инструментами, на станке, с деревом и т.д.

Индивидуальная или групповая работа принесёт свой результат. Когда начинает что-то вырисовываться, встает другой, очень важный момент, - цена проекта. На современном этапе обойтись простыми проектами невозможно. Разные схемы, адаптеры и другие составляющие иногда стоят совсем недёшево, и возлагать все на родителей неправильно. В этом случае я изыскиваю различные варианты, начиная от спонсоров и заканчивая какими-то своими  средствами из бюджета семьи.

Я помню, когда-то в детстве у нас в школьной мастерской был девиз для мальчиков: «Семь раз отмерь – один раз отрежь!». Только так и никак по-другому, а то у тебя выйдет табурет не такой, как у всех.....

Я не ставлю перед ребятами конкретных задач, как надо измерять, получилось криво или косо – не беда, определи ошибки и исправь. Это твои ошибки, это твой опыт, даже если и не всегда успешный. Все мы знаем, что не ошибается тот, кто ни чего не делает. Главное, чтобы желание создавать, что-то свое, новое, необычное, оставалось с моими учениками на всю жизнь и после школы.

В каждом классе есть ученики, в которых сочетаются творчество, скромность, высокий интеллект, внимательное отношение ко всему, и, что особенно меня радует, у них есть очень важный стимул – побеждать. А ведь порой цена этих побед – трудная работа над собой. Неталантливых детей нет. Необходимо только научить их раскрыть свои способности, таланты, поверить в себя. И здесь моя главная задача, как учителя и наставника, – вовремя прийти на помощь.

Вот такой у меня подход к работе с моими одаренными ребятишками на уроках технологии. Других детей у меня, к счастью, и не бывает.

После всей работы, стараний и усилий, когда ученик сумел что-то показать и доказать, меня переполняет чувство удовлетворенности выполненного долга.

В заключение хочу отметить, что работа учителя — это очень сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас и хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии детей и их обучения, и личностного роста, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного творческого роста и мастерства, гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось высокой точкой, творческой находкой и сильной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Презентация "Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО".

Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО....

Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Работа с одаренными детьми на уроках технологии

Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых...