План-конспект урока в 9 классе. Тема урока: «Пороки древесины»
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Данильченко Ирина Николаевна

Ознакомиление с пороками древесины;  определение основных  пороков древесины; формирование знаний, умений по соблюдению техники безопасности при работе с инструментом в столярной мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poroki_drevesiny.docx61.98 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 9 классе.

Тема урока: «Пороки древесины».

Цели урока:

  • - Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Пороки древесины”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
  • Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
  • Коррекционные: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности).  
  • Воспитательные: развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
  • Задачи урока:
  • Ознакомиться с пороками древесины;
  • уметь определять основные  пороки древесины;
  • продолжить формирование знаний, умений по соблюдению техники безопасности при работе с инструментом в столярной мастерской.

Оборудование и инструменты: компьютер, проектор, электронная презентация, образцы древесины с различными видами пороков древесины.

Время: 40 минут.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок отработки умений и рефлексии.

Методы обучения: проблемные вопросы, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальной работы, контроля и самоконтроля в обучении.

Словарь: порок, сучки, червоточина, трещина, косослой, рак, червоточина.

Ход урока

 I. Организационный момент(1 минута)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. (4 минуты)

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с лесной и деревообрабатывающей промышленностью, заготовкой древесины. На предыдущем уроке вы узнали о том, какие есть отрасли лесной промышленности и чем они занимаются. Давайте повторим эту информацию в виде вопросов (презентация). На экран выводится презентация.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое древесина? (Ответ: это природный конструкционный материал, который получают из стволов срубленных деревьев различных пород).

2.Какие породы деревьев растут в районе вашего проживания? (Ответ: обучающиеся приводят соответствующие примеры), сосна, дуб, липа, бук, кипарис, грецкий орех и т. д.

3.Каково строение ствола дерева? (Ответ: ствол дерева состоит из коры, сердцевины, луба, годичных колец, сердцевинных лучей, ядра и заболоня).

4. какими свойствами обладает древесина (слайд 5) (Ответ: цвет, текстура, запах, прочность).

III. Сообщение темы и цели урока. Объяснение нового материала. (18 минут) (Метод - объяснительно-иллюстративный)

Учитель: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Изложение программного материала.

Терминологическая работа.

Учитель: Давайте рассмотрим основные пороки древесины.

Запишите в тетрадях определение «пороки древесины» (слайд 8).

Определение: Пороком древесины называют ее повреждения или отклонения от нормального состояния.

Пороки древесины – это особенности и недостатки отдельных участков древесины, ухудшающие ее свойства.

Возникают в растущих деревьях:

- сучки;

- кривизна;

- червоточина;

- пороки формы ствола, строения древесины;

- химические окраски.

Возникают в лесоматериалах:

- синева;

- побурение и т.д.

Возникают в растущих и срубленных деревьях:

- трещины;

- гниль;

- грибные поражения;

- инородные включения и дефекты;

- деформации.

На данном этапе изложения нового материала используются методы: рассказ и демонстрация.

Учитель демонстрирует образцы древесины с пороками.

Сучки – имеют все деревья. Наиболее распространенный порок. (Слайд 9). Сучки – это основания ветвей, выросшие из ствола (они темнее, прочнее древесины ствола, с кривыми волокнами).

Древесину с сучками многие умельцы используют в декоративно-прикладном творчестве.

Повреждение насекомыми (червоточина) – повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками, жучками, насекомыми, которые питаются древесиной (например: короеды) (Слайд 10). Червоточина может располагаться как на поверхности ствола под корой, так и внутри древесины.

Следующий порок – трещины. (Слайд 11). Трещины образуются при разрыве древесины вдоль волокон от морозов или жары, так же при сушке древесины.

Пороки формы ствола. К ним относятся:

Свилеватость – волнистое расположение волокон. (Слайд 12). Придает древесине красоту, но затрудняет ее обработку. Свилеватость древесины используется при изготовлении паркета.

Косослой – винтообразное расположение волокон. (Слайд 13). При высушивании такая древесина коробится. Резать такую древесину очень трудно, т.к. она скалывается по направлению волокон.

Гниль – образуется под действием древоразрушающих грибов. Со временем древесина превращается в труху. (Слайд14).

Рак - рана на вершине ствола дерева, зараженная паразитическими грибами и бактериями. На хвойных породах в таких местах сильно выделяется смола (Слайд 15).

Двойная сердцевина(слайд 16), ложное ядро (слайд 17), смоляные кармашки (слайд 18), засмолок (слайд 19), завиток (слайд 20), крень (слайд 21), кривизна (слайд 22).

Некоторые пороки древесины можно избежать:

- чтобы древесина не гнила ее надо сушить, окрашивать и лакировать;

- чтобы различные насекомые не портили древесину, ее пропитывают специальными составами.

Учитель: как вы думаете где и как еще можно использовать древесину с пороками?

Существуют котельные, которые работают  на опилках, как вы думаете, откуда они берутся? (Не качественную древесину на деревообрабатывающем заводе превращают в щепу и опилки, формируют брикеты и отправляют на котельную, где ими и топят котлы, отапливая дома).

IV. Практическая работа. (15 минут) (Метод – индивидуальная работа)

Задание 1. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:

щитрена, гильн, фетекд, лойсокос, чисук

(Ответы: трещина, гниль, дефект, косослой, сучки).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей.

Задание 2

1. Пороком древесины называют:

А – предел прочности древесины,

Б – отклонения от её нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждении,

В – уровень спелости древесины

2. Определи, какие пороки древесины изображены на рисунках?

id13_w300червоточинаDSC05088свилеватость

А                                      Б                                               В                                                 Г

Ответ: А) Сучки.Б) Червоточины.В) Трещины.Г) Свилеватость

3. Древесину сушат для того чтобы …

А – уменьшить её плотность и прочность,

Б – она не коробилась, не гнила, хорошо обрабатывалась,

В – уменьшить её вес.

4. Как влияют пороки древесины на качество изделий из нее?

А – снижают качество изделий из древесины,

Б – качество изделий от пороков не зависит,

В – все пороки древесины могут быть полезны в изделии.

5. Текстура древесины это …

А – сердцевинные лучи и годичные слои представляющие собой характерный для той или иной породы рисунок,

Б – винтообразное расположение волокон в древесине,

В – освобождённая от коры древесина.

После самостоятельного выполнения задания информация корректируется и дополняется.

Повторение изученного на уроке (слайд 23).

V. Итог урока. (4 минуты)

В конце занятия проводится рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Какие умения, навыки, знания им пригодились? Чему они научились? Какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы? Что особенно понравилось сегодня на уроке?

Выставление оценок.

VI. Задание на дом. Уборка рабочих мест. (3 минуты)

Повторение пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно,  сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...

план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг

план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг...

План-конспект урока 8 класса. Тема: "Британский календарь. Формирование навыков аудирования".

План-конспект урока для учащихся с ЗПР 8 класса на тему: «Британский календарь. Формирование навыков аудирования»....

План-конспект урока 7 класс Тема: Давление

Полный конспект урока и самоанализ...

План – конспект урока 7 класс Тема: Гимнастика

Обучение технике опорного прыжка, перевороту в упор на перекладине (мальчики); упражнения на гимнастическом бревне (девочки)....

План-конспект урока 7 класс Тема: Лёгкая атлетика

Обучение специальным беговым и прыжковым упражнениям. Учёт техники бега с низкого старта. Развиватие выносливости, линейного глазомера....

План-конспект урока 6 класс. ТЕМА: Регулировка скорости. Чистка и смазка швейной машины.

Обучение  учащихся выполнять регулировку,  чистку и смазку швейной машины.Систематизация и обобщение  теоретических и практических знаний.Коррекция и развитие зрительного, и ...