Мои технологии (теория)
учебно-методический материал по технологии (5, 6 класс)

Шабатин Алексей Николаевич

В документе поясняется, какие педтехнологии я использую в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Концептуальная идея моей педагогической деятельности состоит в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности.

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями и деятельности образовательного учреждения. Цель нашей школы – создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного, доступного образования. Достижение этой цели вижу возможным через применение современных средств обучения, новых методик обучения, через эффективное построение учебного процесса.

Важным приёмом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Самым действенным мотивом обучения считаю интерес к предмету. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи, которые заключаются в  формировании у учащихся ключевых, общепредметных и предметных компетенций:

  • получения качественного образования по технологии;
  • раскрытия  творческих способностей, интеллектуального и нравственного потенциала каждого учащегося;
  • привития навыков самостоятельной работы, подготовки учащихся к осознанному выбору профессии;
  •  формирования способности взять на себя ответственность за принятое решение, умения оценить результат своей деятельности, воспитания взаимопомощи.
  •  Самоопределения, самовыражения
  •  формирования метапредметных  умений и навыков
  • развития и укрепления интереса к уроку труда.

В своей  деятельности выделяю следующие современные образовательные технологии:

1. Технологию проблемного обучения.

2. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка. 

3. Внедрение  ИКТ   как мощного средства добычи и переработки информации. 

4. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества и социализации личности. 

5. Индивидуальные образовательные технологии, работа с одаренными детьми как фактор создания ситуации успеха для каждого ученика.

6. Здоровьесберегающие  технологии как залог здоровья нации и успешности человека в жизни.

Чтобы процесс обучения, как и познание, был активным, имел черты продуктивного, творческого мышления на уроках технологии  применяю технологию проблемного обучения.

Цель использования данной технологии – формирование и развитие у обучающихся совокупности компетентностей в сфере учебно-познавательной деятельности, критического и творческого мышления, универсальных учебных действий.

Компетенции, формируемые у обучающихся: Коммуникативные, информационные, компетенции личностного самоопределения.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Умения анализировать ситуацию, выявлять проблемы и находить решение этих проблем.

Считаю, что эффективность использования проблемного обучения определяется следующими факторами:

Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

В ходе решения проблемы учащиеся умеют преодолевать возникающие трудности, их активность и самостоятельность достигает достаточно высокого уровня.

Высокая активность учащихся способствует росту внутренней познавательной мотивации.

В процессе обучения создаются условия для формирования и развития УУД у обучающихся.

Наилучшим способом для этого служат задания, которые вызывают теоретические и практические затруднения, связанные с определенным противоречием. Это позволяют мне не только насытить обучающего большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, их умение решать задачи на основе своих знаний и жизненного опыта, которые пригодны сегодня для современной жизни.

На уроках технологии применяю различные по содержанию неизвестного, по уровню проблемных ситуаций, по виду рассогласовании информации, по другим методическим особенностям. Проблемные ситуации использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Наиболее характерным для технологии является проблемное практическое задание. Это задание, которое ставиться или возникает в процессе практической деятельности и направлению на открытие новых способов действия, приобретения новых знаний, применение их в новых условиях.

Применение проблемного обучения обеспечило получение следующих результатов: учащиеся совершают умственные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация, проверка достоверности данных и др.), на основе чего у них формируются интеллектуальные способности и исследовательские умения.

Цель применения: Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

Компетенции, формируемые у обучающихся: Технологическая и коммуникативная компетентности

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

На уроках технологии перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного задания. Считаю, что работа с творческими заданиями оказывает на учащихся воспитательное воздействие, активизирует техническое мышление, фантазию, способствует формированию, самостоятельности, инициативы и ответственности. 

На уроках технологии задания выполняются по следующим направлениям:

Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению предметов домашнего обихода; декоративно-прикладных изделий; игрушек для малышей и т.п.

Разработка и модернизация технологий для изготовления различных видов объектов из ткани, использования вторичных ресурсов и т.д. с обязательной апробацией результатов.

Решение задач дизайна жилых помещений.

К выполнению проекта предъявляю следующие требования:

Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения в соответствии с требованиями программы курса «Технология».

Задания выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного творческого коллектива одноклассников, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

Самостоятельная работа учащихся позволяет мне своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся. Творческая деятельность даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания. и развивает творческих способностей у учащихся.

Достигнуты следующие результаты: У учащихся сформирована способность, самостоятельно выполнять комплекс действий, по решению значимой для них проблемы, завершающихся созданием продукта.

Моя работа также основывается на применении здоровьесберегающей технологии.

Цель применения: Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни.

Компетенции, формируемые у обучающихся: Ценностно-смысловые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; культура межличностных отношений; навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; стратегии и технологии саморазвития; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

Здоровьесберегающие технологии применяю на следующих уровнях:

  •  дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
  • знание правил техники безопасности;
  • профилактика травматизма.

При изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов» знакомлю учащихся с технологией приготовления кулинарных блюд, сообщаю основные сведения о здоровом питании, здоровом образе жизни по следующим направлениям:

• связь между питанием и здоровьем;

  • важность сбалансированного рациона;
  • необходимость разнообразия пищи;
  • как правильно питаться, если занимаешься спортом;
  • чем нужно питаться в разное время года;
  • о вреде переедания;
  • важность соблюдения режима дня, режима питания, гигиенических правил питания.

При изучении темы «Интерьер жилого дома»  обращаю внимание на то, что при обустройстве жилища следует учитывать ряд факторов, влияющих на здоровье. Например, электроприборы являются источником электромагнитных излучений и при оборудовании помещения нужно правильно размещать бытовую технику.

Рассматриваем влияние комнатных растений в интерьере на работоспособность человека. Растения очищают воздух, что особенно важно на кухне, и способствуют повышению влажности воздуха. Занятия комнатным цветоводством удовлетворяют потребность человека в общении с природой.

При изучении раздела «Технология обработки ткани» учащиеся узнают, почему одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, что правильно подобранная одежда защищает от неприятных факторов внешней среды, обеспечивает кожное дыхание, не сковывает движения человека, от чего в немалой степени зависит его здоровье и самочувствие.

Обучая детей работе на швейной машине, уделяю внимание правилам безопасной работы и санитарно-гигиеническим требованиям, что невыполнение этих правил приводит к преждевременной усталости, а неправильное положение корпуса способствует появлению сутулости, развитию близорукости.

В результате моей работы   воспитанники формируют привычку, заботиться о своем здоровье, воспитывают сознательное и активное отношение к нему, осознают необходимость активных действий для укрепления здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни,  это способствует развитию общекультурной компетенции, учебно- познавательной, компетенции личностного самосовершенствования

Обучаю  безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Своевременно провожу инструктаж по ТБ. Особое внимание придаю формированию культуры труда,  бережно относиться к оборудованию, рациональному использованию материалов.

Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности,  целеустремленности и успешности. При взаимодействии с детьми стараюсь вызвать только положительные эмоции, создать ситуацию, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно, вовремя поощрить. Стараюсь создать благоприятный психологический фон подбадривающими словами, уместным юмором, доброжелательной мимикой,  учитывая эмоциональное состояние учащихся.  Стараюсь слушать мнение детей, их предложения, замечания с заинтересованностью.

Проблемное обучение, проектная деятельность и любые другие технологии, используемые в настоящее время невозможны без использования ИКТ.

Цель применения: Повышение качества образовательного процесса.

Компетенции, формируемые у обучающихся: Информационные, коммуникативные компетенции.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Презентации к урокам.

Считаю, что наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность мне избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Компьютерная поддержка творческой деятельности.

Для реализации творческой деятельности компьютер использую двояко:

1.Как информационно-справочную систему.

В компьютере могут быть сведения об примерных, возможных направлениях творческого проекта, т. е. заложен банк проектов. Образцы уже выполненных проектов эти сведения важны для выбора сферы проектной деятельности.

2. Компьютер как инструмент для разработки проекта.

Достигнуты следующие результаты: Рост навыков самообразования и самовоспитания, работы с информацией (услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при разработке проекта). Развитие мышления, коммуникативной компетентности, информационной культуры через создание собственных образовательных информационных продуктов.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ. Использование оргтехники облегчает разработку инструкционных карт на изготовленные изделия, наглядных пособий, подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование современных педагогических технологий, описанных методов и форм позволяет обеспечить формирование ключевых, метапредметных, предметных  компетенций учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .

В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...

Развитие познавательной активности учащихся: теория и технология

Развитие познавательной  активности учащихся:теория итехнология...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Технология: теория и методика обучения в образовательной организации»

Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выр...

Здоровьесберегающие технологии: теория и практика

Здоровьесберегающие технологии: теория и практика...

Игровые технологии- теория и практическое применение на уроках биологии

Игровые технологии- теория и практическое применение на уроках биологии...