Адаптированная рабочая программа по технологии (столярное дело) для 10 класса для детей с ОВЗ (интелектуальными нарушениями)
рабочая программа по технологии (10 класс)

Соколов Алексей Евгеньевич

Рабочая программа для детей с  ОВЗ (интелектуальные нарушения) по технологии (столярное дело)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_po_tehnologii_.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 4

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО к использованию

Педагогическим советом ГБОУ школы № 4

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

Директор ГБОУ школы № 4

________ Л.А. Командирова

Адаптированная

рабочая программа

по технологии

на _____учебный год

10 класс



Учитель технологии:

Соколов Алексей Евгеньевич









Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

  Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук.

Учебная программа по образовательной области «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню  подготовки  выпускника  специальной  (коррекционной)  школы VIII вида.

Рабочая программа по технологии (столярное дело) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ;

-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 11 классе разработана на основе государственной программы «Столярное дело» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: Владос, 2010, примерной учебной  программы   по предмету «Технология», направление «Технический труд», составленной  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897 и обеспечено УМК:

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. \Под ред. В.В.Воронковой:  М., Просвещение, 2011.

Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело. 10-11 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (ФГОС). – М.: Владос, 2012.

 Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Рабочая тетрадь по столярному делу. 10-11 класс: (ФГОС). – М.: Владос, 2012.

        Программа  предусматривает  подготовку  учащихся  специальной  (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке древесины.

     Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления изделий из древесины, а также развитие  инициативы,  мобильности,  социально-трудовой  адаптации  учащихся специальной коррекционной школы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

- формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических знаний;

- умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

- закрепление и совершенствование технологических приемов индивидуального и промышленного изготовления изделий из древесины, в том числе художественных изделий из древесины;

- развитие мышления, способности к пространственному анализу;

- формирование эстетических представлений и вкуса;

- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.

- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;

- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Основные формы организации учебного процесса: урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.                

Основные технологии обучения: личностно-ориентированные, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: диалог, работа с книгой, практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению, самостоятельная работа, составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции: демонстрация натуральных объектов; ИКТ; дифференцирование, разноуровневое обучение; наглядные пособия, раздаточный материал; создание увлекательных ситуаций; занимательные упражнения; экскурсии; участие в конкурсах; участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

     Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупности ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды,   практических заданий и общественных поручений. Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случаи нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др. В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

     Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учащихся;

- раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном учащимся уровне и расширение их кругозора.      

         Программа по технологии (направление технический труд, столярное дело) предусматривает овладение учащимся способами ручной и промышленной обработки древесины, основным приемам труда на деревообрабатывающих станках. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному  и  профессиональному  становлению. Количество  часов,  отведенных  на  изучение  той  или  иной  темы,  определяется исходя из уровня подготовленности учащихся.                                                            

           Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, природоведения, биологии, истории. Эти знания помогают им понимать свойства древесины, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления изделий из древесины, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении технологических операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.                                                                                                    

           Программа направлена на изучение различных способов конструирования, моделирования и  технологической  обработки  конкретных  изделий из древесины.  Учащиеся  могут  выбрать для изготовления любое изделие из предлагаемых учителем (из примерного перечня по программе), или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения  и применения различных технологий изготовления изделий из дерева, а  также  является  одним  из  способов  изучения  динамики  развития  трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду  с  другими  методами  наблюдения  за  ребенком  позволяет  выявить  сильные  и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи по коррекции присущих им недостатков.                                                                                  

           Обучение столярному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у  детей с ограниченными возможностями здоровья.  Кроме  того,  выполнение художественных и практических работ  формирует  у  них  эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.  

Описание места учебного предмета «Технология» в  учебном плане

    Учебный предмет «Технология», направление «Технический труд. Столярное дело» реализуется:

в 10 классе в объеме 510 часов, по 15  часов в неделю.


Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения учебного предмета учащиеся знакомятся:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Выполняют по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы,  инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
•формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд, столярное дело», являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Предметными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд, столярное дело», являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и                проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В психофизической сфере

  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Содержание учебного предмета

10 класс

Вводное занятие

Теоретические сведения

Ознакомление учащихся с учебной мастерской,  расстановка учащихся по рабочим местам,   ознакомление с порядком получения и сдачи инструментов и приспособлений.  Ознакомление с режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка учебных мастерских.

Практическое  обучение.

Ознакомление учащихся со школьной мастерской,   закрепление учащихся по рабочим местам,  распределение ответственных  за выдачу и сдачу режущего инструмента и приспособлений.

Охрана труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

Теоретические сведения

Требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих местах. Виды травм. Меры предупреждения травматизма. Основные правила и инструкции по безопасности труда и их выполнение. Основные правила электробезопасности. Причины пожаров в помещениях. Меры предупреждения пожаров. Правила поведения учащихся при пожаре.

Практическое  обучение.

Организация рабочего места, безопасность труда. Рациональный режим труда. Правила внутреннего распорядка и  трудовая дисциплина. Инструмент по обслуживанию рабочих мест. Безопасность при выполнении работ.

Художественная отделка столярного изделия

Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.

Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.

Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения.

Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.

Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.

Мебельное производство.

Изготовление моделей мебели

Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1:2 (1:5) от натуральной для школьной игровой комнаты.

Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.

Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.

Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.

Трудовое законодательство

Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.

Самостоятельная работа

По выбору учителя. Выполнение изделий по заказу школы.

Строительное производство Плотничные работы

Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.

Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия

Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).

Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.

Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.

Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.

Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ

Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.

Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.

Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п.

Самостоятельная работа

Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.

Мебельное производство

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности

Изделия. Мебель для школы.

Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.

Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.

Мебельная фурнитура и крепежные изделия

Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.

Самостоятельная работа

Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда.

Строительное производство. Изготовление оконного блока

Изделия. Элементы оконного блока.

Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.

Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.

Столярные и плотничные ремонтные работы

Объект работы. Изделие с дефектом.

Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.

Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин.

Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей.

Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.

Изоляционные и смазочные материалы

Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение. :

Гидроизоляционная пленка, виды, применение.

Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.

Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору учителя. Выполнение изделий по заказу школы.

Самостоятельная работа

Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.

Мебельное производство

Техника безопасности.

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства

Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудова иие для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции.

Экскурсия. Мебельное производство.

Изготовление секционной мебели

Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.

Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.

Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.

Контрольная работа.

Строительное производство

Плотничные работы

Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.

Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.

Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.

Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций.

Кровельные и облицовочные материалы

Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные мастики: свойства, применение.

Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение.

Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам.

Настилка линолеума.

Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.

Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение.

Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума.

Фанера и древесные плиты

Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.

Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки.

Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.

Практическое повторение

Выполнение изделий по заказу школы. Подготовка к экзамену.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании изучения учебного предмета «Технология» учащиеся должны овладеть:

–трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

–умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

–навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Занятия по предмету «Технология», направление «Технический труд, столярное дело», проводятся на базе мастерской по обработке древесины, которая имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования (комбинированные верстаки, деревообрабатывающий станок ЦДК, токарный станок по дереву, комплекты столярного инструмента). Большое внимание при работе в мастерской обращается на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. С этой целью мастерская оборудована соответствующими приспособлениями и оснащена наглядной информацией. Особое внимание уделяется соблюдению правил электробезопасности. Величина рабочего напряжения промышленных электроустановок и оборудования, с которым работают учащиеся, не превышает 42 В.

Учебно-методический комплекс:  

1. Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу : 10-11 класс : специальная коррекционная школа VIII вида / А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. – М. : ВЛАДОС, 2010. - 159 с. 
2. Перелетов А.Н. Столярное дело : 10-11 кл. : Спец. (коррекц.) шк. VIII вида / А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 366 с. - Библиогр.: с. 363.
3. Перелетов А.Н. УМК " Столярное дело " в профессиональных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - C. 16-18.
4. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя / [Н.М. Платонова и др.] ; под ред. А.М. Щербаковой,Н.М. Платоновой. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 332 с.
5. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида : новые учеб. программы / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования ; [А.М. Щербакова и др.] ; под ред. А. М. Щербаковой. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 315 с.

6. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение» 2011.

7. Скурихин Д.А. Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. – М.: Владос, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Мирский С.Л.  Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Мирский С.Л.  Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся. Технология. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Технология. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Муравьёв Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.П. Петровского; НМЦ «Технология», 2000.
  6. Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя – М.: РИЦ “Альфа”. МГОПУ, 2000.
  7. Атутов П.Р. Дидактика технологического образования. Книга для учителя в 2 ч.– М.: ИОСО РАО, 2001.
  8. Бешенков А.К., Казакевич В.М. Технология. Методические рекомендации по образованию кабинетов и мастерских технического труда. – М.: Дрофа, 2002.
  9. Михейкина Т.М. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения. – СПб.: СПбАППО, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа По предмету «Столярное дело» 9 класс

Рабочая программа По предмету «Столярное дело»9 классГБОУ  Плоскошская специальная коррекционная школа – интернат VIII вида.  Пояснительная запискаРабочая программа по столярному ...

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса

Рабочая программа  по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...

Рабочая программа по технологии (столярное дело)

Эта рабочая программа расчитана на учащихся 4-9 классов школы VIII вида....

Адаптированная рабочая программа По технологии (столярное дело) 6 специальный (коррекционный) класс 17-18 уч. год

Адаптированнаярабочая программаПо технологии (столярное дело)6 специальный (коррекционный) класс...

Адаптированная рабочая программа По технологии (столярное дело) 9 специальный(коррекционный) класс Уровень: базовый

Адаптированнаярабочая программаПо технологии (столярное дело)9 специальный(коррекционный) классУровень: базовый...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык», 6 класс для детей с легкой умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год.

Предметными результатами изучения курса «Английский язык» в 6-м классе для детей с ОВЗ являются:Говорениерассказывать о себе, своей семье, друзьях, сообщать краткие сведения о своем городе...

Адаптированная рабочая программа "Профильный труд" (швейное дело) 5 класс

Рабочая программа  "профильному труду" (швейное дело),ФГОС 5 класс...