методическая разработка "Дифференцированная оценка работы обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения"
методическая разработка по технологии (9 класс)

Материал разработан для прведения уроков по слесарному делу в ктором отражены основные моменты по дифференцированной оценке обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_differentsirovannaya_otsenka_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – «Специальная (коррекционная) школа №9»

Методическая разработка по теме:

«Дифференцированная оценка работы обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения»

Автор - составитель:

Коваленко М.Ф., учитель

трудового обучения

Мыски, 2022 г.

«Дифференцированная оценка работы обучающихся на уроках трудового обучения».

Известно, что возможности обучаемости у обучающихся с нарушением интеллекта различны. Это связано с характерологическими особенностями детей разных групп, влияющими на качество усвоения знаний и степень овладения
практическими умениями и навыками. В этой связи при фронтальных формах
обучения необходимо введение дополнительных критериев дифференцированной
оценки знаний, умений и навыков.

Предлагаемые критерии основаны на данных психолого-педагогического
изучения (на каждом этапе занятий) возможностей обучаемости
школьников, их работоспособности и мотивации.

Наблюдения показывают, что большинство (около 80%) обучающихся
далеко не безразличны к оценке своей учебной деятельности на занятиях
трудом. Какая-то часть обучающихся, получая низкий балл, со временем
привыкает к ней и почти не обращает внимания на нее.

Организация работы учителя только на основе общепринятой в школе
оценки слабо способствует повышению интереса школьников к учебной
деятельности, поэтому последняя зачастую превращается в инертный
и формализованный процесс. Учителю
 труда необходимо искать
новые формы оценки знаний, умений и навыков, продумывать возможности активизации деятельности школьников на каждом занятии, создавая
условия, способствующие повышению уровня мотивации.

Наряду с принятыми в школе отметками («2», «3», «4», «5») учебной деятельности детей можно ввести такие нравственно-поощрительные
оценки, как «молодец!», «старательный ученик», «способный ученик», «лучший ученик». В таких вербальных оценках отражаются личностны
особенности обучающихся, их обучаемость, работоспособность, мотивационные намерения, которые невозможно выразить в принятых для ведения школьного журнала баллах.

Рассмотрим более подробно механизм реализации системы мер нравственно-поощрительны критериев знаний, умений и навыков обучающихся
с нарушением интеллекта.

Повседневная нравственно-поощрительная оценка предполагает выставление
в конце занятия цифровой оценки с дополнением вербальной
поощрительной оценки «молодец!», если ребенок в процессе занятия ее
заслужил. Слово «молодец!» может быть записано в дневнике, а также на экране работы школьника. Итоговая оценка учебной деятельности школьников осуществляется в конце учебной четверти или года, а так- же при подведении результатов на празднике труда, где определяются категории «лучший», «способный» и «старательный» ученик. Любая деятельность предполагает наличие морального стимула, которым является прежде всего удовлетворенность итогами своих действий. Отметка в журнале и дневнике, как показывает практика, остается как бы скрытой для большинства школьников, их друзей и близких. Друзьям оценку в дневнике не станешь показывать, а большинство родителей или не в состоянии правильно отреагировать на нее, или попросту не заглядывают в дневник. Получается так, что отметка, выставленная в журнале и дневнике, определенное значение имеет только для учителя.

Таким образом, общепринятая форма оценки в дневнике имеет минимальный эффект для активизации мотивационной сферы учебной деятельности школьников. Очевидно, учителю следует искать иные меры психологического воздействия, активизирующие мотивационные намерения школьников и их деятельность.
Одной из таких форм и может быть экран работы школьника.

В начале учебного года на вводном занятии, когда идет речь о результатах деятельности школьников в предыдущем учебном году, учитель заполняет первую графу стенда, выставляя оценку за 7 класс. Слабо успевающим учащимся учитель предлагает серьезнее отнестись к учебе, с тем чтобы в текущем году оценка стала выше, и на стенде появляется поощрительная запись.
Повседневная оценка в конце каждого занятия дается в цифровой и словесной формах. Если ученик в процессе занятия успешно справляется с заданием, не нарушая трудовой дисциплины, то рядом с цифровой оценкой «3», «4» или «5» учитель может написать слово «Молодец!». Эти поощрения в виде цифровой оценки и словесного одобрения записываются в дневник и на экране работы школьника. Форма словесных записей может быть определена самим учителем. Запись на экране остается до конца следующего занятия. Одноклассники, взрослые, ученики других классов видят оценки и зачастую выражают одобрение успехам того или иного ученика.

В конце каждой недели или четверти учитель подводит итоги деятельности школьников и выставляет нравственно-поощрительную оценку, определяя, кто из школьников «лучший», «способный», «старательный».

Высшей нравственно-поощрительной оценкой в нашем случае является «лучший ученик». Чтобы получить такую оценку, школьник должен не только хорошо усваивать теоретический и практический материал, но и безукоризненно выполнять правила внутреннего трудового распорядка в мастерских. Следовательно, учитывается его отношение к учебе, поведение на занятиях и на досуге.
Оценка способностей ученика осуществляется на основе постоянных наблюдений учителя за его деятельностью в процессе обучения. Объективной оценке способностей зачастую мешают его поведенческие особенности ребенка: расторможенность, неорганизованность, отвлекаемость. Поэтому учителю труда необходимо более внимательно разбираться в результатах работы школьника, его возможностях и личностных проявлениях. Если ученик хорошо усваивает теоретический материал и справляется с практическим заданием, но его поведение требует коррекции, то на экране учитель может сделать запись «способный», а в беседе с мальчиком указать, что он должен исправить в своем поведении, чтобы получить оценку «лучший ученик».

Оценка «старательный» выставляется в том случае, если ученик в силу своих психофизических особенностей не в состоянии в полной мере усвоить учебный материал, но поведение его не вызывает замечаний, мальчик пытается справиться с заданием и усвоить теоретический материал, принимает помощь учителя и товарищей. Старательность присуща всем школьникам. Нравственно-поощрительная оценка учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта особенно необходима при подведении итогов за год. Как правило, в конце года в школах VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) организуются праздники труда. Конечной их целью является выявление лучших по профессии школьников, а затем поощрение и награждение за активную учебную и трудовую деятельность в течение учебного года. И здесь следует осторожно подходить к оценке учебной деятельности школьников. Зачастую слабые учащиеся остаются незаслуженно забытыми при подведении итогов. Надо отмечать не только «лучших», но и «старательных» учащихся.

В итоге умелое сочетание общепринятой и нравственно-поощрительной оценок труда школьников приносит заметный эффект в воспитательном плане, способствует повышению интереса учеников к учебе, их активности, помогает решать задачи формирования и коррекции личностных свойств учащихся.

Таким образом, рассмотренные выше направления и методы коррекционной работы на основе индивидуального и дифференцированного подхода обязывают учителя слесарного дела к всестороннему изучению каждого ученика для успешной коррекции их психофизического развития.

Литература

1. Патракеев, В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192.: ил. – (коррекционная педагогика).

2. Патракеев, В.Г., Аладинская, Н.А. Критерии дифференцированной психолого-педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудовой подготовки// Дефектология.- 1997. - №1. – С. 15-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

Развитие познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках трудового обучения (направление «Ручная вышивка»)

Методы и приемы развития познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью  на уроках технологии отражены в данной статье...

Контрольно -измерительные материалы. 8 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)

Контрольно -измерительные материалы по географии  для 8 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)...

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради как средства дифференциации обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради как средства дифференциации обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии...

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения.

Основным направлением специальной коррекционной школы является социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью. Эти обучающиеся не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья соци...

Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»

Тема: ««Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»  Цели самообразования:- Систематизация  накопленно...