Технологическая карта урока «Профильный труд» Штукатурно-малярное дело»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Класс: 5 класс

Тема урока: «Применение цемента в строительстве. Производство цемента».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: продолжить знакомить с вяжущими материалами

Задачи урока:

Образовательная - уточнить и закрепить знания учащихся  вяжущих материалах(цементе). Ознакомиться с производством;

Коррекционная: развивать мышление, память через сравнение анализа и синтеза инструментов и  материалов, способствовать развитию самостоятельности у учащихся при выполнении заданий.

 Воспитательная – воспитывать трудолюбие, интерес к профессии, аккуратность, чувство взаимопомощи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_2022.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Профильный труд» Штукатурно-малярное дело»

Класс: 5 класс

Тема урока: «Применение цемента в строительстве. Производство цемента».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: продолжить знакомить с вяжущими материалами

Задачи урока: 

Образовательная - уточнить и закрепить знания учащихся  вяжущих материалах(цементе). Ознакомиться с производством;

Коррекционная: развивать мышление, память через сравнение анализа и синтеза инструментов и  материалов, способствовать развитию самостоятельности у учащихся при выполнении заданий.

 Воспитательная – воспитывать трудолюбие, интерес к профессии, аккуратность, чувство взаимопомощи .

Прогнозируемые результаты

Личностные:

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

формировать навыки сотрудничества со взрослыми

формировать у учащихся представление о важности и значимости строительных профессий.

Коммуникативные: Формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы, рассказывать о себе с опорой на модель.

Познавательные: Уметь осознанно строить речевое высказывание по образцу, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Регулятивные: Моделировать ситуации поведения в классе, высказывать свое мнение по очереди, не перебивая одноклассников и учителя.

Метапредметные:

учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

Предметные:

вспомнить понятие «вяжущие материалы»;

дать определение терминов «вяжущие, раствор», «гипс», «известь», «шлина»;

учить подбирать вяжущие материалы по назначению.

Направления коррекционной работы:

коррекция развития мелкой моторики через  сравнение материалов;

коррекция и развитие связной устной и письменной речи в ходе ответов на поставленные вопросы;

коррекция и развитие памяти с помощью наводящих вопросов и разделение материалов на группы,

развитие слухового восприятия,

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, организация рабочего места.

Метод обучения: пассивный, интерактивный                                                                                                                                       Методы организации: наглядные, объяснительно-иллюстративные, метод контроля – письменный, устный.

Дидактические средства:  карточки-задания, презентация.

Оборудование:  : компьютер, видеопроектор, носитель цифровой информации с презентацией к уроку, образцы материалов, инструментов.                                                                                                                                                                    Средства обучения: учебно - наглядные пособия, презентация и образцы готовой работы.                                             Планируемые результаты: знание производства цемента и применения в строительстве.

Технологии, применяемые на уроке: игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, нравственные.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация класса

1. Приветствие, отчёт дежурного.

2. Проверка готовности к уроку.

1. Приветствие.  Здравствуйте, ребята!  

- Сегодня  у нас нестандартный  урок .

Урок СКАЗКА.

Скажите  пожалуйста,  с каких слов начинаются сказки?

-жили-были…

-В некотором царстве, в некотором государстве…

Наша сказка начинается такими словами…слайд1

-Здороваются

-Проверяют готовность к уроку

II.Актуализация знаний детей

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Работа по теме урока.

Словарная работа

Проверка пройденного материала.

Изучение темы

Задание:

заполнить таблицу вяжущие материалы

словарная работа

Прочный, долговечный, огнестойкий.

- В далекие времена в одном царстве - государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком

Это царство называется «Царство Вяжущих материалов»

С некоторыми жильцами мы уже знакомы, а с некоторыми нам предстоит  познакомиться поближе.

Ребята, подскажите пожалуйста  какие вяжущие материалы мы знаем?

    Учитель вывешивает словарные слова:

На доске слова: ГЛИНА, ГИПС, ИЗВЕСТЬ и ЦЕМЕНТ.

 (Слово цемент отдельно от других слов. Обратить внимание детей, что мы сегодня должны продолжить  изучать цемент).

  Тема нашего урока звучит так

  1. Сообщение темы и целей урока. 

Применение цемента в строительстве. Производство цемента.

     - Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Учитель:

- А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей

Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть.

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть они забудут названия всего, что их окружает!

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

Давайте и мы перенесемся в сказочное царство.

 К сожалению, там уже все перепуталось  царит беспорядок.

И нам с вами  нужно навести порядок.

Работа с интерактивной доской.

Задание:  «Раздели на группы»

Нужно собрать инструменты и материалы по группам.

Мастерок. Кисть, глина. Валик. Цемент, песок, тёрка, полутёрок, известь, шпатель, гипс.

Класс проверяет правильность выполнения задания.

Инструменты и материалы должны разделить на 3 группы:

- инструменты для штукатурных работ.

- инструменты для малярных работ.

- строительные материалы.

Учитель: назовите названия инструментов и материалов.

- Проверяет правильность. 

(ученик читает слова, объясняя инструмент и для каких работ и назначение материалов)

С заданием справились.

Мы продолжаем нашу сказку.

Учитель:  Люди стали грустными. Еще, ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли  имена, названия всего, что их окружает. Как вернуть имена и как узнать названия предметов, они не знали. И от этого очень страдали.

Учитель:  Вам тоже предстоит узнать название вяжущих материалов, описать и рассказать применение этих материалов в строительстве.

- У вас на партах  образцы материалов. Нужно рассмотреть и определить материал и заполнить таблицу:

 

Название

материалов

 № материала

гипс

глина

известь

цемент

песок

известняк

Проверка правильности выполненной работы.

(Ученики объясняют назначение каждого материала.)

Учитель задаёт вопросы.

Где применяют гипс?

Почему в строительный раствор добавляют гипс?

Где в строительных работах используют глину?

Почему глиняный раствор  применяют для оштукатуривания печей?

Для каких работ применяют известь? Можно ли добавлять известь в растворы?

Для чего используют цемент?

Для оштукатуривания каких поверхностей  применяют цементный раствор?

Какой раствор применяют для заливки фундамента? Почему?

Обратить внимание на образец под номером

4 (цемент)

Учитель: Почему в строительстве большое внимание уделяют цементу? А не другому вяжущему материалу?

Ученики: Потому что цемент Прочный, долговечный, огнестойкий.

Не боится воды, времени, огня.

Молодцы и с этим заданием справились.

 А  мы  продолжим  нашу сказку,  нам нужно провести маленькую разминку.

Физкультминутка.

-я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома  дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб забор вокруг стоял

Пёс ворота охранял

Чтоб на травке жил жучёк

Быстро бегал паучек

Солнце было, дождик шёл

Чтоб цветок в саду расцвёл.

И мы продолжаем нашу сказку.

- Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой  Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую  жизнь и вспомнить  название  материалов

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена и названия материалов,  но это будет не сразу, - пообещал мудрец. Вы должны отправиться в путешествие на большое производство.

А  я иду к злой колдунье за именами и названиями материалов.

Учитель:  мы с вами отправимся на большой завод. Туда где производят ЦЕМЕНТ.

Видеоролик  производство цемента.

Учитель: Ребята давайте ещё раз озвучим все процессы производства цемента.

-добыча известняка;

Доставка на завод;

Дробление в барабанах и перемалывание,

Обдувание горячим воздухом.

Выдерживание в больших ёмкостях.

Как вы думаете это быстрый процесс?    ….

Сложный?...

Учитель: теперь мы знаем,  каким способом производят цемент. Самый главный вяжущий материал в строительстве.

 У нас в республике Марий Эл тоже есть  завод по производству цемента. ООО «Марийский Цемент» в Городе  Йошкар –Ола .Он появился не так давно -2007 году. Так же выпускаю известь и гипс в посёлке Силикатный  Медведевского  района. Глину и песок добывают в Моркинском районе - «Чукшинская карьера».

Учитель: Ребята у вас на партах ещё один материал. Его  мы не обсуждали. Это известняк. Это тот материал, который добывают в карьерах и делают из него Цемент,Известь, Гипс. Его добывают в Сернурском районе, недалеко от посёлка Горняк. 

Ученики делают вывод. Цемент один из главных вяжущих материалов. Поэтому он так востребован на стройке. Его применяют для строительства, для отделочных работ, для заливки фундамента  для оштукатуривания стен, пола, для плиточных работ.

А мы продолжаем нашу сказку.

Мудрец долго искал пещеру злой колдуньи и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил  её  вернуть жителям царства их имена и названия всего что их окружало. Колдунья согласилась, но с условием, что они  выполнят  ещё одно хитрое задание.

Рефлексия

    Это задание  называется «Хорошо ,  плохо»

Мы провели урок.

-это хорошо, я  многое узнал.

- это плохо, потому что урок закончился.

- это хорошо, мы побывали на заводе, где производят цемент

- это плохо, что второй раз этого урока не будет.

- это хорошо, я узнал, что такое цемент.

- это плохо я ещё подросток и не могу работать на таком заводе.

- это хорошо, теперь я знаю, каким бывает цемент.

 

Слушают сказку

Читают слова Гипс, глина, известь, цемент

Ученики записывают число и тему урока.

Учащиеся слушают сказку

 

Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют задание у доски

Учащиеся проверяют и делают вывод

Учащиеся слушают сказку

Учащиеся рассматривают образцы материалов и заполняют таблицу

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся пишут в тетрадях слова

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Учащиеся слушают сказку

Учащиеся рассматривают известняк и описывают

Ученики делают вывод

Слушают сказку

Подведение итогов урока.

1.Выставка оценок.

3.Уборка рабочих мест.

IV.Анализ и оценка выполненной работы.

Домашнее задание:  Повторить про применение цемента в строительных работах.

3.Уборка рабочих мест.

-Наводите порядок на столе.

Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.

Убирают свои рабочие места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

Технологическая карта урока по теме "Что мы делаем каждый день"

Технологическая карта урока по теме "Что мы делаем каждый день" в рамках раздела "Мy Day" может быть использована на уроке английского языка для формирования речевой компетенции и ...

Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности обучающихся на уроках профильного труда Штукатурно-малярное дело»

Специфика образования предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим неизбежен процесс ориентации обучения на развитие и саморазвитие личности, а так же образов...

Технологическая карта урока профильного труда

Тема: Соединение деталей настенной полочки....

Технологическая карта урока Профессионально-трудовое обучение швейное дело

Технологическая карта урока, направленного на формирование (развитие) профессиональной ориентации и (или) самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.«Изготовление стилизо...

Технологическая карта урока профильного труда. «Фурнитура для открывания дверей и для выдвигания ящиков. Выполнение соединения деталей с помощью стяжек. Установка мебельных замков. Прикрепление ручек и крепление четырехшарнирных петель».

Технологическая карта урока профильного труда 9 класс. «Фурнитура для открывания дверей и для выдвигания ящиков. Выполнение соединения деталей с помощью стяжек. Установка мебельных замков. Прикр...