Урок Кулинария. Техника безопасности и гигиена.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

На этом уроке дети узнают что такое "кулинария", какие оборудование и приспособления используются при приготовлении пищи, разберутся с ее классификацией. А также изучат технику безопасности и гигиены на кухне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кулинария32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание урока

I. Организационный этап.

1.1. Приветствие.

Девочки, добрый день! Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга и учителя., улыбнитесь друг другу. Садитесь.

1.2. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.

У вас есть всё необходимое для урока (тетрадь, учебник)? На рабочем месте должен быть порядок.

1.3. Настрой учащихся на работу.

- И с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена. Что вы все всё знаете. И все получите хорошие отметки.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:  Сегодня мы с вами начнем изучать раздел кулинария. Скажете, пожалуйста, а что это такое? (ответы детей)

Правильно. Кулинария - это искусство приготовления пищи. Скажите, а какие профессии связанные с кулинарией вы знаете? (ответы детей) Правильно: повар, помощник повара, официант, посудомойщик, технический персонал (уборщица)

А сейчас я хочу вам прочитать небольшое стихотворение:

Мойте руки с мылом, дети,

Ведь микробы есть на свете,

Что болезни вызывают,

Мыло же их всех смывает.

Говорят же неспроста:

Путь к здоровью - чистота!

И, конечно, слушай взрослых,

Нож, к примеру, очень острый,

Надо быть с ним осторожным,

Ведь порезаться несложно!
     
автор: Екатерина Жуковская

Девочки, как вы думаете, как связан этот стишок с темой нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)

Молодцы, все верно, кухня это место повышенной опасности, находясь и работая в нем необходимо соблюдать правила техники безопасности и санитарные правила, гигиену.

Итак, давайте начнем с техники безопасности. Приготовьте тетради.

  • Тщательно вымой руки.
  • Надень спец. одежду (фартук, косынка, нарукавники)
  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Перед началом работы организуй рабочее место (протри поверхности, приготовь все необходимое).
  • Все инструменты должны лежать на своих местах.
  • Употребляй инструменты по их прямому назначению.
  • Не работай неисправным инструментом.
  • Держи инструменты так, как показал учитель.
  • Режем только на разделочных досках.
  • Передавай ножи, вилки и прочие колюще-режущие инструменты только ручкой вперёд.
  • Соблюдай осторожность при чистке овощей.
  • Перед началом приготовления блюда приготовь все необходимые продукты.
  • Проверь сроки годности, свежесть и качество продуктов.
  • Горячую посуду бери только прихваткой или полотенцем. Открывай крышку ОТ себя.
  • Следи, что бы при кипячении жидкостей они не переливались через край.
  • Не отвлекайся на разговоры, работай с большим вниманием. Кухня место повышенной опасности.
  • По окончании работы убери свое рабочее место.  (Протри стол, помой посуду, убери все по местам).

Итак, мы с вами перечислили, обсудили и записали основные правила техники безопасности на кухне.

- Теперь давайте вспомним, что такое кухня? (ответ учащихся)

Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Девочки, давайте вспомним, что есть на любой кухне?

Мебель        Кухонная техника       Посуда    Кухонные приборы

Вопрос для обучающихся:

- Мебель. Какая, зачем? (ответы детей)

- Кухонные приборы. Какие вы сможете назвать?назначение? (ответы детей)

Как вы думаете что появилось раньше – ложка или вилка? Как давно?

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – в ряде европейских стран 4-5 веков назад (но была слабо распространена), наибольшее распространение происходит примерно к 18-19вв, Россия не отстает – уже при Алексее Михайловиче при дворе появляются первые вилки, активное распространение происходит во времена Петра 1. (кто скажет это какой век?). Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

(ответ учащихся)

- Молодцы! Теперь давайте попробуем классифицировать посуду по назначению:

                                                        ПОСУДА

                                Кухонная                               Столовая

   

(Та, в которой готовят:

кастрюли, сковородки и т.д.)                    

(та, из которой едят:

 чайный, кофейный, столовый сервизы)

Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

Вопрос для обучающихся:

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне? (ответ учащихся)

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете? (ответ учащихся)

Учитель: - Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.

Дети советуются, нумеруют и проверяем.

- Посуду мыть сразу после ее использования, пока не присохли остатки пищи.

- Приготовленную еду переложить в контейнер и убрать в холодильник/ удалить с тарелок остатки еды в мусорный бак.

- Распределять по видам: чайная, столовые приборы, кухонная – и в той же последовательности моют.

- Пригоревшую к посуде пищу нужно отмочить, а не соскабливая

- Мыть с двух сторон губкой с чистящим средством

- Тщательно смыть

- Проверить хорошо ли отмылась посуда он пищи и моющего средства.        

- Вытереть (по необходимости)

- Вымытую посуду ставят в специальный сушильный шкаф

Учитель: Где у вас возникли затруднения? (обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.

Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще испозовать для мытья посуды? (ответ учащихся) /кальцинированная сода, горчичный порошок, лимонная к-та, хоз.мыло, уксус, уксус+соль и т.д./

Учитель: - Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительно им будем следовать.

1)Надеть специальную одежду.

2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.

3) Спрятать волосы под косынку.

-Запишите в тетрадь.

1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.

2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.

3)Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.                                

4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.             

-Запишите в тетрадь.

Д/з найти и записать правила хранения продуктов и готовых блюд?

Самые важные правила надо запомнить.

Дети ищут и зачитывают.                                                                                        

1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.

2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде,отдельно от сырых.                                  

4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку/закрывают крышкой

5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.

6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.

 -Запишите в тетрадь.

Вывод урока, вопросы:

Итак, что мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

ТБ, правила гигиены, из какие составляющих состоит наша кухня, как правильно мыть посуду..

Д/з вспомнить какая техника, облегчающая труд хозяйки, есть на вашей кухне ( миксер, мясорубка, микроволновка и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники

Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....

Конспект интегрированного урока технологии - ОБЖ в 6 классе по теме: "Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка»".

Данный урок проведён в 6 классе учителями Берсенёвым Александром Павловичем (преподаватель технологии, ОБЖ) и Зубаревой Татьяной Валентиновной (преподаватель технологии - обслуживающий труд) (МБОУ "СО...

Урок по технике безопасности

Правила по технике безопасности...

Презентация к уроку кулинарии "Санитария и гигиена на кухне"

Презентация позволяет наглядно и эффективно разбирать учебний материал по теме....

Презентация к уроку "Правила техники безопасности при выполнении ручных работ"

Презентация к уроку "Правила техники безопасности при выполнении ручных работ"...