Индивидуальная программа подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по технологии (Техника и техническое творчество)
методическая разработка по технологии (10 класс)

Индивидуальная программа подготовки к заключительному этапу олимпиады рассчитана на  очную  форму организации занятий.  Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий повышенного уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа

подготовки к заключительному этапу

Всероссийской олимпиады школьников по технологии

(Техника и техническое творчество)

Разработчик:

учитель технологии и математики

высшей категории

МБОУ СОШ№4

г. Полярные Зори

Михайлова Марина Юрьевна

Пояснительная записка

       Всероссийская олимпиада школьников (далее – ВсОШ) на сегодняшний день - важный инструмент «выявления и поддержки одарённых детей, способных к углублённому изучению и научному исследованию того или иного предмета, выбора сильнейших из них».

         Год от года растёт как интерес к ней со стороны школьников, их учителей и родителей, так и уровень сложности заданий (особенно регионального и заключительного этапов). Следовательно, возникает задача выстраивания эффективной системы подготовки к участию в ВсОШ.

       ВсОШ по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060).

         Основными целями олимпиады школьников по технологии являются:

-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности;

-пропаганда научных знаний;

-повышение уровня и престижности технологического образования школьников;

-содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;

- повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;

-выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;

-выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;

-привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

                 Задачами олимпиады по технологии являются:

- выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области «Технология»;

-умений использовать эти знания, оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих проектов.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов.

       Индивидуальная программа подготовки к заключительному этапу олимпиады рассчитана на  очную  форму организации занятий.

     Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий повышенного уровня сложности.

      Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:  

-    уяснить принципы отбора материала для заключительного этапа ВОШ по технологии;

- организовать системное повторение соответствующих теоретических разделов технического творчества;

- организовать регулярный тренинг по решению олимпиадных заданий;

- отработать практические навыки обработки древесины и металла.

         Данная программа включает в себя 15 разделов и построена по концентрическому принципу: происходит «прирост» знаний, умений и навыков по основным разделам техники и технического творчества. Это обеспечивает постепенное накопление информации и постоянную актуализацию уже изученного материала.

              Основными формами организации учебной деятельности по подготовке к заключительному этапу олимпиады являются теоретические и практические занятия, (комментированное выполнение олимпиадных заданий).

            Рекомендуемые методы организации учебной деятельности по освоению данной программы:

- аналитическое усвоение теории и методологии в ходе теоретический занятий и самостоятельного изучения научно-популярной литературы;

- «мозговой штурм» (в ходе практических занятий);

- составление собственных олимпиадных заданий по аналогии с уже имеющимися.  

В ходе освоения данной программы учащиеся должны получить следующие знания, умения и навыки:

- быстро «опознавать» тип олимпиадного задания;

- осуществлять ориентацию в том, сведения из каких разделов понадобятся для выполнения того или иного задания;

- применять необходимые теоретические знания для решения олимпиадного задания;

- грамотно и точно оформлять ответ.

      Проверка успешности освоения данной программы осуществляется в ходе тренинговых (репетиционных) олимпиад.

Планирование индивидуальной программы

(март – апрель 20019г.)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1.

Общие принципы технологии – науки о преобразовании материалов, энергии и информации. Роль технологий и техники в развитии общества. История технологий и техники. Разбор тестовых задания по данной теме.

1

1

01.03

2.

Выполнение творческого задания «Разработка подставки для карандашей» (разработка чертежа, выполнение эскиза, составление технологической карты, частичное изготовление изделия)

-

2

02.03

3.

Машиноведение (устройство токарного станка , управление. Охрана труда при работе на токарном станке. Подготовка токарного станка к работе. Виды операций, выполняемых на токарном станке.)

2

-

04.03

4.

Машиноведение (приёмы работы на токарном станке, изготовление конического изделия (указки)  по предложенным размерам)

-

2

05.03

5.

Материаловедение (создание изделий из разных пород древесины, сравнение, анализ, выводы).

1

1

06.03

6.

Разбор тестовых заданий прошлый лет из раздела: «Материаловедение»

1

1

07.03

7.

Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из конструкционных материалов (подставка под горячее)

-

2

09.03

8.

Решение тестовых заданий по теме: «Общие принципы технологии»

2

-

11.03

9.

Черчение и графика. Элементы конструирования. (повторение теоретических вопросов, составление эскиза готовальни)

1

1

12.03

10.

Черчение и графика. (правила выполнения чертежей, выполнение чертежа в аксонометрической проекции)

1

1

13.03

11.

Оформление конструкторской документации. Работа с технологическими картами, чтение сборочных чертежей.

1

1

14.03

12.

Решение тестовых заданий по теме «Черчение и графика. Конструкторская документация»

-

2

15.03

13.

Практическая работа «Изготовление кормушки для птиц» (разработка чертежа, эскиза, заполнение технологической карты, изготовление, декоративная отделка)

-

3

16.03

14.

Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из фанеры). Изготовление разделочных досок (не менее3)  различной формы с разработкой эскизов.

-

3

18.03

15.

Электротехника и электроника (разбор теоретических вопросов, решение расчётных задач)

1

1

19.03

16.

Решение расчётных задач по электротехнике, разбор тестовых заданий.

-

2

20.03

17.

Художественная обработка материалов (закрепление навыков выжигания, резьбы по дереву)

-

2

21.03

18.

Практическая работа: «Изготовление декоративной подставки под мобильный телефон, смартфон»

-

3

22.03

19.

Работа с интернет ресурсами. Cайты: prouniver.ru, rosolymp.ru. Вебинар «Как подготовиться к заключительному этапу олимпиады по технологии» (с участие зам.председателя жюри Хотунцева Ю. Л.)

2

-

25.03

20.

Экологические и экономические аспекты в творческих проектах (теоретические вопросы, расчётные задачи)

1

3

26.03

21.

Работа с творческими заданиями олимпиад прошлых лет (разработка и выполнение чертежа солярного знака, ножки для детского стульчика; описание технологии изготовление; выбор материала; обоснования; выводы )

-

3

27.03

22.

Практическая работа: «Изготовление распиловочного столика для работы в школьных мастерских»

-

3

28.03

23.

Практическая работа: «Изготовление декоративной подставки для  пасхальных  яиц»

-

3

29.03

24.

Повторение темы: «Семейная экономика и основы предпринимательства» (разбор теоретических вопросов, решение расчётных задач)

1

3

30.03

25.

Подготовка к защите проекта. Внесение поправок, отработка этапов защиты. (репетиционное выступление в актовом зале для одноклассников)

-

2

01.04

26.

Выполнение творческого задания: «Разработка чертежа и  эскиза декоративного подсвечника, подбор материала, обоснования, выводы»

-

3

02.04

27.

Тренинг по решению олимпиадных заданий прошлых лет

-

2

03.04

28.

Тренинг по решению олимпиадных заданий прошлых лет

-

2

04.04

29.

Практическая работа: «Изготовление мебели для куклы» (по предложенному эскизу)

-

3

05.04

30.

Тренинг по решению олимпиадных заданий прошлых лет

-

2

31.

Практическая работа: «Изготовление игрушечной машинки» (отработка изготовления многодетального изделия)

-

3

06.07

ИТОГО: 75ч

15

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы олимпиады по технологии 5-11 классы (Техника и техническое творчество)

Подготовленные мною вопросы к школьной олимпиаде по технологии (Техника и техническое творчество) для 5-11 классов. Вопросы могут также быть использованы и для районных олимпиад....

Моя методическая разработка по направлению "Техника и техническое творчество"

«ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» МОДУЛЯ «ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»...

Презентация "Техника и техническое творчество" 6 класс технология (девочки)

Презентация предназначена для урока технологии в 6 классе.В ней даны понятия о видах машин,условных обозначениях на кинематических схемах,самостоятельая работа....

Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...

Выступление на РМО учителей технологии "Особенности подготовки и участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии"

   Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образ...

Задания школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по технологии (технический труд) 6 класс

Задания школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по технологии (технический труд) 6 класс...