Конспект урока в 5 классе по теме "Орнамент"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Засорина Елена Александровна

Конспект урока в 5 классе по теме "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изделий декоративно-прикладного искусства "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornament.docx471.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии 5 класс

Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании

предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с

основными правилами, приёмами и средствами композиции и

законами восприятия цвета на примере предметов

декоративного искусства.

Задачи обучения

  1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
  2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
  3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
  4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 32), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.

Формируемые УУД:

Личностные

воспитывать эстетические чувства,   любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.      

Регулятивные

сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное(  характер формы, декор, цветовое решение);

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Познавательные

умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход  занятия

1. Организация урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Изложение нового материала(слайд №1)

Вопрос к обучающимся:

Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.(слайд №2)

        В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

Композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное.

 Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и  динамичной  , которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)

        Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.( слайд № 4, 5)

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

  • ленточным
  • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
  • центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)

  • геометрический, состоящий из различных элементов;
  • меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
  • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • птичий;
  • с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

 В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.(слайд № 7)

Примеры

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

горизонтальной волнистой – воду,

вертикальной волнистой – дождь,

треугольником – горы,

скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,

квадрата и ромба.

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Выполнить  п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков  ИЗО.

Средства композиции(слайды №10-12)

Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их.(слайд №13)

Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений.  ( пример рис. 106, с. 160 учебника)

4. Самостоятельная работа

Выполнение  п. 1  стр.51 рабочей тетради.

5. Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим?(слайд № 14)

2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?

Обобщение ответов обучающихся.(слайды № 15,16)

Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, — четырёхцветная.

Работа по рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». с. 167

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

              композиций?

6. Самостоятельная работа

Выполнение  п. 1-3 задания 26из рабочей тетради

7. Практическая работа(слайд № 17)

Создание композиции в графическом редакторе (или на бумаге в клетку)

1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point(демонстрация учителем работы в графическом редакторе)

2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т.  п. 4 с. 65)

Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.

Критерии оценки практической работы.

  1. в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

цвета;

  1. для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;
  2. для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов вписанного треугольника.

Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

8. Контроль формирования знаний

по темам § 32 осуществляется с помощью заданий «Контрольные вопросы» с. 230.

9. Домашнее задание

1. Прочитать § 32. Ответить на вопросы параграфов.

2. Выполнить задание 11,12,13, 14 стр.64РТ

3. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint

Конспекты уроков по информатикеКонспекты уроков по информатике

Знаменитости - бурундук в рисунках

Знаменитости - бурундук в рисунках

Уроки рисования / Handmade / Pinme.ru

Скачать орнамент растительный картинки и фото на телефон бесплатно

Меандр и волна. древний греческий орнамент - Стоковое векторное изображение spline_x #4240492

орнамент животный kelmesine uyğun şekilleri pulsuz yükle bedava indir


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...