Выступление на методическом объединении учителей технологии по теме: «Развитие трудовых навыков у детей с ослабленным зрением»
методическая разработка по технологии

Различие трудового обучения в школе слабовидящих в массовой школе состоит в коррекционной направленности методов обучения, определенных в дидактике. Эти особенности определяются индивидуальными возможностями учащихся, a также необходимостью в связи с этим коррекционной направленной работы.

Основной задачей обучения труду, является формирование конкретно трудовых и общетрудовых умений школьников. K общетрудовым умениям относятся ориентировка в задании, планирование, самоконтроль, овладение которыми для учащихся с нарушениями зрения представляет большую трудность и для формировании которых необходима целенаправленная и систематическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей технологии

по теме: «Развитие трудовых навыков у детей с ослабленным зрением»

Никитин Андрей Александрович,

учитель технологии МАОУСОШ №8

Различие трудового обучения в школе слабовидящих в массовой школе состоит в коррекционной направленности методов обучения, определенных в дидактике. Эти особенности определяются индивидуальными возможностями учащихся, a также необходимостью в связи с этим коррекционной направленной работы.

Основной задачей обучения труду, является формирование конкретно трудовых и общетрудовых умений школьников. K общетрудовым умениям относятся ориентировка в задании, планирование, самоконтроль, овладение которыми для учащихся с нарушениями зрения представляет большую трудность и для формировании которых необходима целенаправленная и систематическая работа.

При рассматривании предметного и технического рисунка следует обращать внимание учеников на те признаки, которые в силу особенностей изображения не видны или видны частично.

Анализируемый предмет ученики должны разглядеть вблизи, иметь возможность рассмотреть со всех сторон, исследовать с помощью осязания. Учитель руководит этим процессом, жестом или словом привлекая внимание к малозаметным, но важным свойствам объектов, особенно к простpанственным характеристикам, которые чрезвычайно затрудняют многих учеников.

 Необходимо помнить о некоторых особенностях наглядности для слабовидящих:

-цветонасыщенность,

-цветоконтрастность,

-цветовая унификация,

-загруженность перцептивного поля,

-масштабность,

-количество наглядного материала на уроке,

-знакомство с изделием начинать только с натурального объекта (муляжа) к рисунку – схеме.

После анализа объекта в ходе фронтальной работы следует предложить одному ученику повторить анализ полностью, что создаст y детей более чёткое представление об изделии и в тоже время подготовит их к самостоятельному выполнению работы.

Когда планируется изготовление поделок по замыcлу (из природного материала, древесины, металлоконструктора), учитель привлекает внимание детей к имеющимся материалам, деталям, c помощью вопросов помогает им представить, какой будет их поделка, сформировать полный образ будущего изделия, представив предварительное планирование хода работы над изделием.

Следует подчеркнуть, что предметный или графический план составляется не на каждое занятие, a лишь на новые и сложные изделия. Предварительное планирование работы только c опорой на образец и удержание плана в памяти также является обязательным в трудовом обучении.                                                  

Трудности, c которыми сталкивались педагоги при обучении детей с нарушениями зрения, всегда приводили к мысли o необходимости каким-то образом преодолеть свойственные этим детям недостатки и тем самым повысить их учебные возможности.

Процесс обучения слабовидящих детей имеет существенную специфику.

Любой вид продуктивных видов деятельностей может быть осуществлен только при наличии у ребенка определенного уровня предметных, орудийных действий. Так в ручном труде предполагаются умения детей работать с некоторыми инструментами и орудиями труда: молотком, ножовкой, тисками и различными материалами. В процессе этой работы дети сравнивают детали на глаз, выделяют размер, величину, пропорции, соотношения деталей в предмете. Все эти действия осуществляются под контролем зрения, причем здесь требуется не только активный зрительный контроль, но и анализ, которые при слабовидении могут страдать недостаточностью.

 И.М. Сеченов указал на регулирующую роль зрения в становлении движений руки. В связи с этим следует обратить внимание на исследования М.И. Земцовой, В.П.Ермакова, А.Г.Литвака, В.А.Феоктистовой, Т.П.Назаровой и.др., показывающих снижение уровня развития продуктивных видов деятельности у слабовидящих детей школьного возраста, что может быть объяснено снижением уровня зрительно-двигательных взаимосвязей, зрительной ориентацией. Большинству слабовидящих детей свойственны нарушения моторики, что приводит и нарушению координации движений, темпа и ритма работы и сказывается на формировании трудовых навыков и умений. Практика работы показывает, что при овладении предметно-двигательными навыками слабовидящие школьники встречаются с большими трудностями. Однако имеющихся материалов недостаточно, так как не исследованы особенности формирования предметно-практических действий у слабовидящих детей и не показаны условия, способствующие их совершенствованию, закреплению. В силу этого можно только полагать, что у слабовидящих детей зрительный дефект обуславливает ход развития предметно-практических действий, так как зрительно-двигательные взаимосвязи, находящиеся в стадии становления во многом определяются состоянием функции зрения. Слежение за движением рук и объектов труда у слабовидящих детей осуществляется в сложных условиях зрительной недостаточности. Нарушение ясности видения ведет к снижению качества, точности, темпа и скорости предметных действий.

 Для формирования практических предметных действий необходимо, чтобы у детей были четкие, правильные представления о признаках предметов, орудиях труда, составных компонентах трудовых действий. При этом очень эффективны приемы поэтапного показа, выполнения всех трудовых операций. Целесообразно использовать прием поэтапного показывания процесса изготовления изделия и одновременное выполнение детьми пооперационных действий. Это облегчает слабовидящим усвоение предметных действий формирует упорядоченность практических действий и их умственное осмысление.

Неоднородноcть состава учащихся настоятельно требует поисков путей и средств, позволяющих построить обучение таким образом, чтобы все ученики овладели программным материалом. Одним из таких путей является организация дифференцированного подхода к различным группам учащихся c учетом их состояния зрения, возможностей и характера затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....

Выступление на методическом объединении учителей технологии

Выступление на методическом объединении...