Программы дополнительного образования
рабочая программа по технологии

Нестеров Сергей Леонидович

Предварительный просмотр:

Проект программа внеурочной деятельности учащихся на 2022-2023 уч.г.

«Народные промыслы»

Руководитель:  Нестеров С.Л.

Категория обучающихся: 5-6 класс

Нижневартовск 2022г.

                              Пояснительная записка.

    Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей  программы состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание основ декоративно-прикладного творчества, на раскрытие потребности детей творить и осознавать свои возможности.

   Дети, особенно мальчики, охотно занимаются художественной резьбой,  выпиливанием. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Человеку, особенно в раннем возрасте, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это даёт необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он не выбрал.

   Занимаясь по данной программе, дети овладевают техникой и технологией резьбы, выжигания, работе с различными инструментами, при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающего.

   Древесина используется,  как строительный материал для изготовления мебели, бумаги, лекарств, скипидара, дёгтя, музыкальных инструментов, карандашей, паркета, разнообразных предметов быта. Изделия из дерева постоянно окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают благоприятную для жизни обстановку.

   Художественные изделия из дерева появились еще до новой эры. Они и сегодня украшают сельские избы в виде оконных наличников, резных досок, скамеек. Современные города украшают скульптуры из дерева на детских площадках, в парках и местах отдыха. Из дерева делали гребни, пуговицы, браслеты, заколки и другие украшения для женщин. Подлинным украшением современного быта являются деревянные ложки, солонки, ковши, разделочные доски, конфетницы, хлебницы, вазы, особенно сделанные из ценных пород дерева или покрытые художественной росписью. Все они в полной мере отвечают художественным и гигиеническим требованиям, являются предметами коллекционирования.

   На Руси художественные промыслы, использующие древесину, наибольший расцвет получили в XVIII-ХIХ веках. Свои традиции сложились во  Владимирской, Московской, Нижегородской, Вятской, Пермской и других губерниях. Ложки, ковши, ендовы, братины, деревянные игрушки расходились по всей Руси и по Европе. На ярмарках ежедневно продавались тысячи изделий. Любимыми мотивами украшений были медведь, конь, кузнец, растительные орнаменты. В настоящее время существуют народные деревянные промыслы: «Беломорские узоры» (Архангельск), «Богородская резьба» (Сергиев-Посадский район Московской области, промысел существует с XVII века), «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской области) и другие.

   Дерево в своей работе постоянно использовали знаменитые российские скульпторы С.Т.Коненков, С. Эрьзя, В.А. Ватагин, В.С. Голубкина, Т.М. Соколова и другие.

   Каждый Мастер отличается своим стилем работы, неповторимостью изделий, имеет свои секреты технологии. Работа с деревом даёт ему творческие силы, средства к существованию, продляет активную жизнь.

Цель:   1) Сформировать эстетическое восприятие и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.

              2) Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с     помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом, одним из самых распространённых и любимых народом материалов для декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы.

 Обучающие:

  • закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;
  • научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и  их различия;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве;

Развивающие:

  •   развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
  • пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
  • развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитывающие:

  • осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
  • воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
  • формировать устойчивый интерес к художественной росписи;
  • прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
  • воспитывать  желание доводить начатое дело до конца.

Направления:

  • расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий;
  • использование различных изобразительных материалов при создании  декоративных изделий.

Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов в год -  35

Возраст  12-13 лет.

В процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы.

   Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приёмов при обработке материалов) и выполнения творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов). Вся практическая работа проходит на занятии.

Для лучшего усвоения материала используются разнообразные организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, практические работы, познавательная игра, проблемно-поисковый, развивающие технологии, проектная деятельность.

.

Характеристика ожидаемых результатов   (Резьба по дереву)

В результате прохождения данной темы дети

 должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

 

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; 
  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию;

 

Учебно-тематический план

                                   Раздел, тема

        Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие. Безопасность труда

Сведения  о народных промыслах и художественных ремеслах

1

1

 

 

2

Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Азбука геометрической резьбы.

1

1

Орнамент геометрического характера из «азбучных» элементов.

3

Разработка орнамента геометрической резьбы

1

1

4

Выполнение техники геометрической резьбы.

9

 

9

5

Отделка изделия    

                                                   

1

 1

  

                                                                          ИТОГО

13

1

12

Содержание курса

Тема 1. Теория.      Водное занятие. Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития резьбы по дереву и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы объединения, Решение организационных вопросов.  Древесина как природный конструкционный материал. Ознакомление с произведениями народных мастеров (элементы вологодских, городецких, кировских, нижегородских) особенностей мотивов, стилей резных работ.   Правила безопасности труда.

Практика. Подготовка рабочего места. Подготовка пробной основы.

Тема 2. Теория. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения.

Использование  учебной доски  с «азбукой» в качестве справочного материала при сочинении композиции. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой.

Практика. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы «азбук» (каждый из резных элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение резьбы.

Тема 3. Практика. Исполнение по образцу декоративной резной пластиной (разделочная доска) с несложной композицией.

Тема 4. Практика. Исполнение  геометрической резьбы с соблюдением техники безопасности.

Тема.5 Отделка изделия.

Теория. Назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины.

ПрактикаОтделка готового изделия лакокрасочными материалами.

 

 

Характеристика ожидаемых результатов  (Выжигание)

 

Должны знать:

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания.
  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

                                   Раздел, тема

        Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие. Безопасность труда

Основные приёмы выжигания.

1

1

 

 

2

Художественные  особенности выжигания.

Выполнение элементов и мотивов  в технике выжигания.

1

1

3

Подготовка деревянной основы для выжигания. Перевод рисунка на материал.

1

1

4

Выжигание картины.

3

 

3

5

Отделка изделия    

                                                   

1

 1

  

                                                                          ИТОГО

7

1

6

Тема 1 Теория.  Правила безопасности труда.

Практика. Организация рабочего места.

Тема 2. Практика  Художественные  особенности выжигания. Выполнение элементов и мотивов  в технике выжигания.

Тема 3. Практика.  Подготовка деревянной основы для выжигания. Перевод рисунка на материал.  Фактурная проработка фона.

Тема 4. Практика. Выжигание картины на свободную тему (творческая работа)

Тема 5 Практика. Заключительное занятие. Отделка деревянной поверхности резьбы доступными способами.

Характеристика ожидаемых результатов (Выпиливание лобзиком)

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, сверлильного станка, электролобзика);
  • способы отделки древесины -  шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;  
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

·         основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

·         способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

·         правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; 
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

 

Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы по дереву;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - различными видами резьбы;

 

                                   Раздел, тема

        Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие. Безопасность труда

Основные приёмы выпиливания лобзиком.

1

1

 

 

2

Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание по внешнему контуру.

3

3

3

Выпиливание по внутреннему контуру.

3

3

4

Декорирование выпиленного изделия выжиганием.

1

 

1

5

Отделка изделия    

                                                   

1

 1

6

Проект Творческая работа(по желанию)

5

5

  

                                                                          ИТОГО

14

1

13

Тема 1 Теория  Вводное занятие. Безопасность труда. Устройство лобзика.

Основные приёмы выпиливания лобзиком.

Тема 2 Практика. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание по внешнему контуру.

Тема 3 Практика. Выпиливание по внутреннему контуру.

Тема 4 Практика. Декорирование выпиленного изделия выжиганием.

Тема 5 Практика. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

Тема 6 Итоговая работа Зачёт - проект.

Литература

  1.  Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5 класс, 6 класс, 7 класс.- М.: «Школьная пресса», 2004
    Барадулин,    В. А. Художественная обработка дерева. В. А. Барадулин. - М.: Легпромбытиздат, 1986.- 264 с.
  2.  Выпиливание лобзиком. авт.-сост. В. И. Рыженко. - М.: «АСТВ», 1998. -128 с
  3. Карабанов, И. А. Технология обработки древесины, 5-9: учеб, для учащ. 5-9 классов общеобраз. Учреждений. И. А. Карабанов. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
  4. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву: учеб.для сред. проф.-техн. Училищ. Т.
  5. А. Матвеева. - М.: Высш. шк., 1981. - 80 с. Т.Панченко, В. В. Выжигание по дереву (мастерская). В. В. Панченко. - Ростов н/Д: Феникс,2006. - 2006. - 220 с.
  6. Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство. Грегори Норма. – М.: “Ниола-Пресс”, 2007. – 116 с.
  7. Райт Д. Искусство выжигания по дереву: пер. с англ. К. Молькова. Д. Райт. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2005. - 96 с.
  8. Резьба по дереву, авт.-сост. В. В. Новиков. - М.: Лабиринт Пресс, 2002. - 416
  9.  Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины: кн. для учащ. 5-8 кл. сред.шк.        Э. В. Рихвк. -М.: Просвещение, 1988. -128 с.
  10. Рихвк, Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. Э. В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
  11. Справочник по трудовому обучению: обраб. древесины и металла, элек-ротехн. и рем.работы, 5-7 кл. И. А. Карабанов [и др.]. - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.
  12. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.- М.: Просвещение, 2006

Охрана труда и правила безопасной работы при пилении лобзиком и выжигании по древесине.

При пилении лобзиком в школьной учебной мастерской необходимо сидеть прямо, не горбясь и дышать через нос. Прочно закреплять в верстаке выпиловочный столик. Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками. Надёжно закреплять пилку в рамке. Не работать изогнутой пилкой. Пилить по всей длине пилки. Не наклонять лобзик влево или вправо. Пилить строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимать на лобзик при движении вперёд. Не спешить и не увеличивать частоту движений. Прижимать заготовку из древесины к выпиловочному столу. Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой. Не сдувать опилки, а убирать их щёткой-смёткой.        

При выжигании по древесине учащийся должен включать электроприбор для выжигания в сеть только с разрешения преподавателя. Использовать только исправный электроприбор. Сидеть за верстаком во время выжигания надо прямо, как при письме. Свет должен падать на рисунок спереди и слева (если выжигаешь правой рукой). Рука, держащая ручку с пером, должна твёрдо опираться на крышку верстака. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскалённого пера. Не следует слишком наклоняться над изделием при выжигании, потому что в результате обугливания древесины образуется едкий дым. Периодически проветривать помещение, в котором происходит выжигание по древесине. Не выжигать вблизи горючих веществ. Обязательно вставлять в держатель электроприбора ручку с пером в промежутках между работой. Не оставлять прибор включённым при покидании учебного места.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...