Разработка урока: "Выпиливание лобзиком", в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Гречишникова Евгения Анатольевна

Цель урока: ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypilivanie_lobzikom.docx221.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Микулинская гимназия»

Разработка открытого урока по технологии в 5 классе

на тему: «Выпиливание лобзиком»

Гречишникова Е.А.,

учитель технологии

д. Савостино 2021

Дата: 16.11.2021 год

Учебник (УМК): В.М. Казакевич.

Место урока в календарно-тематическом планировании: тема «Выпиливание лобзиком» рассматривается в разделе «Технология обработки древесины». Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубокое понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала определяют учебная программа и обязательный минимум содержания образования по предмету «Технология».

Цели: познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком по внешнему контуру; дать сведения о ТБ; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем; воспитать в учащихся усидчивость и целеустремленность.

Тип урока: комбинированный (урок формирование новых знаний, практическая работа).

Оснащение урока. Столярный верстак, выпиловочный столик, шаблон или рисунок изделия с копировальной бумагой, карандаш, ручной лобзик с пилкой, трехслойная фанера, образцы изделий.

Объект и содержание работы. Заготовки необходимых размеров. Выполнение несложного изделия (разделочная доска в виде животного, рыбы, матрешки и т.д.).

Новые понятия. Лобзик, металлическая рамка, зажимы для крепления пилки, выпиловочный столик.

План урока:

I. Организационный момент – 1мин.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания – 3мин.

III. Самоопределение деятельности – 2мин.

IV. Работа по теме урока – 8мин.

V. Физкультминутка - 1мин.

VI. Продолжение работы по теме урока. Творческая работа. Физкультминутка – 25мин.

VII. Выставка работ - 2мин.

VIII. Рефлексия. Заполнение листка «Палитра моих знаний» – 1мин.

IX. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Уборка рабочих мест – 2мин

Ход урока:

I. Организационный момент - 1 мин.

Приветствие. Присутствуют. Встанем вкруг, друг с другом поздороваемся, улыбнемся. Дежурит сегодня _______________в конце урока проследить, чтоб все убрали свои рабочие места.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания – 3мин.

1) Какие вы знаете ручные эл.машины? (Ответы детей: рубанки, дрели, лобзики, шлифовальные машины)

2) Во сколько лет допускается работать на ручных эл.машинах? (С 18 лет)

3) Что такое отделка? (Отделка – окончательная обработка изделия для улучшения его внешнего вида и защиты от воздействия внешней среды)

4) Какие виды отделки изделий из древесины вы знаете? (Отделка прозрачная – покрытие с сохранением текстуры древесины. {с помощью морилок и лаков}. Отделка непрозрачная – с закрытием текстуры древесины {применяют в неблагоприятных условиях и на открытом воздухе}).

5) Для чего мы поверхность заготовки зачищаем шкуркой? (Для того чтобы поверхность была гладкой и легко на ней было работать).

III. Самоопределение деятельности – 2мин.

СЛАЙД - 1

А) (показываю картинку – мальчик сидит выпиливает за столиком).

Что мальчик делает? (Выпиливает) Каким ручным инструментом он работает? (Лобзиком)

- А теперь давайте вместе сформулируем тему нашего урока:

СЛАЙД - 2                «ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ»

Откройте учебники стр. 59.

(запись в тетради: число: 16.11.2021г., тема урока: «Выпиливание лобзиком»)

-Чему мы должны научиться на уроке? (выпиливать) мы будем раб лобзиком.

-О чем мы сегодня узнаем? (о устройстве ручного лобзика, для чего предназначен ручной лобзик, о правилах ТБ с лобзиком, как закрепляется пилка в лобзике, о приемах работы, О пропильной резьбе и как украшали пропильной (ажурной) резьбой).

-Где вы видели такие похожие (пропильные) изделия? (на домах, в мастерской)

СЛАЙД - 3

(Здесь раздаю каждому листок «Палитра моих знаний», заполняют)

IV. Работа по теме урока – 8 мин.

1) Беседа.

СЛАЙД – 4, 5, 6.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых древних народных промыслов – с одним из видов деревообработки. Познакомимся с инструментами, с помощью которых мастера изготавливают свои изящные, неповторимые изделия.

Человек всегда стремился украсить свое жилище и предметы домашнего обихода резьбой, выжиганием, и другими видами прикладного искусства. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок.

С появлением фанеры ее стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выполненными при помощи лобзика.

Выпиливание широко распространено и в наше время. Изготовление поделок при помощи выпиливания не очень сложно и не требует специального помещения и большого числа инструментов. Для начала достаточно иметь лобзик с пилками, выпиловочный столик.

Для тех, кто хочет заняться выпиливанием, но не имеет навыков пользования лобзиком, лучше всего сначала выполнить несколько простых изделий – игрушек, при изготовлении которых будет применяться в основном контурное выпиливание.

- Для чего предназначен ручной лобзик? (Ответы детей: для выпиливания изящных, мелких работ)

СЛАЙД - 7

- Давайте посмотрим устройство лобзика: рамка, ручка, зажимы, пилка.

Запись в тетради: Устройство лобзика: рамка, ручка, зажимы, пилка.

СЛАЙД - 8

(Раздаю памятки по ТБ).

2) Задание.

Сейчас поиграем в форме деловой игры: для этого разделимся на 2 бригады (по 3,4 чел.): (Раздаю древесные материалы)

Каждая бригада совещается и выбирает один образец из древесных материалов (ДВП, ДСП или фанера) для выпиливания декоративной разделочной доски. Посовещавшись каждая бригада называет материал который подойдет для разделочной доски (Ответы учащихся: фанера, т.к. она гладкая, крепкая, твердая, приятно работать).

Поясняю после ответов учащихся: (Учитель проверяет правильность ответов, выявляя затруднения в пробном действии)

- Древесно-стружечные плиты (ДСП) используются в основном измельченные отходы древесины, которые склеиваются путем прессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм;

- Древесно-волокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельченной древесной массы;

- Фанера – искусственный древесный материал, состоящий из 3 и более листов лущенного шпона). Конечно, подойдет для сегодняшней работы фанера.

Вводный инструктаж по ТБ

(Показ приемов работы выпиливания наружных контуров.

Правила безопасной работы)

3) Демонстрация приемов работы с ручным лобзиком.

- При работе с лобзиком нужно внимательно следить, чтобы пилочка была: правильно вставлена; хорошо натянута (Плохо натянутая пилочка – основная причина неровного реза); надежно закреплена.

- Посадка за работой: достаточно хорошо зажимать выпиловочный столик в зажиме верстака. Сидеть прямо; водить плавно равномерно, без заметного нажима на пилку; левой рукой придерживать и по мере надобности направлять заготовку по ходу рисунка; при крутом повороте рисунка необходимо сделать несколько движений пилки на одном месте для обеспечения ее дальнейшего движения.

СЛАЙД – 9 и 10

4) Первичное закрепление материла.

(Раздаю кроссворды каждому. Затем по двое группируются и обмениваются кроссвордами и ставят друг другу оценки).

V. Физкультминутка – 1мин.

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели.

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

VI. Продолжение работы по теме урока. Творческая работа – 25мин.

 (Раздаю каждому фанеру для выпиливания разделочной доски и шаблоны)

(В перерыве практической работы)

Физкультминутка – 1мин. Упражнение для глаз и для осанки.

Текущий инструктаж по ТБ в течение работы.

Заключительный инструктаж по ТБ в конце:

Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью:

1. Соблюдение приемов выпиливания.

2. Правильного положения лобзика при работе.

3. Соблюдение приемов зачистки изделия и выбор инструмента.

4. Соблюдение техники безопасности.

VII. Выставка работ - 2мин.

- Проведем оценку своего изделия. Критерии оценивания работ: аккуратность, объем работы, соблюдение ТБ.

- Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?

VIII. Рефлексия. Заполнение листка «Палитра моих знаний» – 1мин.

- Что вы изготовили на уроке? Для чего? (Разделочная декоративная доска для украшения столовой)

- Чему научились? Что узнали? (Работать с фанерой, с приемами работы с ручным лобзиком, правила ТБ, что пропильная резьба древний народный промысел).

- Что было интересным? - А что было сегодня для вас трудным? - Что помогло нам сегодня изготовить изделие? (Технологическая карта)

- Что совершенно новое вы узнали на уроке? – Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

IX. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 1мин

(Оценивание работ учащихся с их анализом, делаются замечания о том, к чему приводит нарушение технологии на примере не качественно выполненных работ).

Выставление оценок.

СЛАЙД – 11

Д/з: п.19, дополнить интеллект-карту и оформить в тетрадь, в тетрадь приклеить вырезки по ТБ.

X. Уборка рабочих мест – 3мин. Уборка каждым учеником своего рабочего места и сдача его дежурному; Уборка мастерской дежурным.

СЛАЙД – 12

Сопроводительные слова: Приятного дня! Будьте активными на уроках!

Палитра моих знаний

Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: закрась кружок.

Не знаю ничего – красный цвет

Осведомлен, слышал – желтый цвет

Знаю правильный и точный ответ – зеленый цвет

№пп

Вопросы

До начала урока

В конце урока

1.

Что украшали пропильной (ажурной) резьбой?

2.

Для чего предназначен ручной лобзик?

3.

Можете назвать устройство лобзика?

4.

Знаете ли ТБ при работе ручным лобзиком?

5.

Как закрепляется пилка в лобзике?

6.

Назовите приемы работы с ручным лобзиком?

Палитра моих знаний

Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: закрась кружок.

Не знаю ничего – красный цвет

Осведомлен, слышал – желтый цвет

Знаю правильный и точный ответ – зеленый цвет

№пп

Вопросы

До начала урока

В конце урока

1.

Что украшали пропильной (ажурной) резьбой?

2.

Для чего предназначен ручной лобзик?

3.

Можете назвать устройство лобзика?

4.

Знаете ли ТБ при работе ручным лобзиком?

5.

Как закрепляется пилка в лобзике?

6.

Назовите приемы работы с ручным лобзиком?

Палитра моих знаний

Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: закрась кружок.

Не знаю ничего – красный цвет

Осведомлен, слышал – желтый цвет

Знаю правильный и точный ответ – зеленый цвет

№пп

Вопросы

До начала урока

В конце урока

1.

Что украшали пропильной (ажурной) резьбой?

2.

Для чего предназначен ручной лобзик?

3.

Можете назвать устройство лобзика?

4.

Знаете ли ТБ при работе ручным лобзиком?

5.

Как закрепляется пилка в лобзике?

6.

Назовите приемы работы с ручным лобзиком?

 

Для каждого распечатать

                                                          

                                                  

                                                 

Правила безопасной работы с лобзиком

  1. Не работай лобзиком, с плохо натянутой пилкой. Зубчики пилки должны быть наклонены вниз к ручке.
  2. Работай лобзиком не спеша, закрепив ее на специальном приспособлении.
  3. При распиливании поворачивай фанеру, а не лобзик.
  4. Двигай пилку строго вертикально, перемещая только вверх, вниз, не наклоняя ее в сторону.
  5. Во время работы следи за пальцами левой руки (если левша – то за пальцами правой руки), не подставляй их под пилку.
  6. Не сдувай опилки. Пользуйся для этого щеткой и совком.
  7. Не пользуйся сломанным лобзиком.

5 класс

Технологическая карта.

Изготовление декоративной разделочной доски

п/п

Последовательность

выполнение работ

Эскиз обработки

Оборудование и инструменты

1

2

3

4

1

На трёхслойную фанеру с помощью шаблона

и копировальной бумаги нанести рисунок нарезной доски.

Верстак столярный, копировальная бумага, шаблон, карандаш.

2

Вырезать по контуру лобзиком.

Верстак столярный, выпиловочный столик, ручной лобзик.

3

Отшлифовать кромки нарезной доски. Наколоть шилом под отверстие. Просверлить отверстие.

Верстак столярный, наждачная бумага, надфили, сверлильный станок или коловорот, шило.

4

Нарядно украсить изделие (выжигание, росписью).

Электровыжигатель, краски, кисти.

5

Покрытие защитным слоем.

Лак по дереву (марилка).

Оценочный лист

№ п/п

Последовательность выполнения работы

Баллы

Выбор заготовки

Экономия материала

Перевод рисунка на фанеру

Аккуратное выпиливание лобзиком

Соблюдение правил ТБ

Итого:

Тема урока: Выпиливание лобзиком

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

II. Орг.момент. – 2 мин.

Цели урока: настроиться на продуктивную работу.

Цели учителя: способствовать настрою учащихся на плодотворную работу.

Методы: словесные.

Проверить готовность учащихся.

Сообщение темы и разъяснения урока.

Запись темы урока в тетради.

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу – 5мин.

Цели ученика: уметь воспроизвести по памяти пройденный ранее материал.

Цели учителя: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, развитию речи.

Задачи: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников.

Методы: словесные

Устный опрос по вопросам пройденного параграфа:

1. Что такое выжигание и для чего его применяют?

2. Какую древесину лучше использовать для выжигания?

3. Назовите основные части электровыжигателя?

4. Расскажите правила ТБ при выжигании?

(Корректировать ответы учащихся)

Ответы на вопросы по д/з.

III.Сообщение нового материала – 10мин.

Цели учителя: воспроизводить новый материал.

Цели учащихся: ознакомить учащихся с основным положением нового материала.

Методы: словесные.

Формы обучения: фронтальная индивидуальная.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к назначаемому материалу: для определения уровня внимания и интереса учащихся используется решение кроссвордов по теме урока.

Показ презентации по теме урока.

Изложение основных положений нового материала: для чего предназначено выполнение лобзиком; устройство лобзика; правила ТБ при работе с лобзиком.

Демонстрация изделий ранее изготовленных другими учащимися.

Показ приемов работы лобзиком.

Проверка ответов при решении кроссворда:

Воспроизведение нового материала.

Запись новых слов в тетрадь (лобзик, выпиливание, выпиловочный столик, пилка).

Сделать эскиз интеллект-карты.

Решение кроссворда.

IV. Физкультминутка – 1мин.

V. Закрепление изложенного материала – 22мин.

Цели учителя: научиться применять полученные знания при выполнении практической работы.

Цели учащихся: способствовать развитию умений и способностей учащихся работать самостоятельно.

Задачи: воспитание интереса к творческой деятельности.

Методы: репродуктивный.

Формы обучения: индивидуальная.

Критерии опроса деления степени усвоения учащимися нового учебного материла: оценивание результатов усвоения знаний проводится по итогам выполнения практической работы (точность выпиливания наружного контура).

Вводный инструктаж, целевые обходы рабочих мест.

Помощь учащимся при возникновении у них затруднений в выполнении практической работы.

Проверка выполненной учащимися практической работы.

Подведение итогов практической работы.

Выполнение практической работы: разметка детали на заготовках; выпиливание детали по наружному контуру.

VI. Задание на дом – 2 мин.

Цели ученика: закрепление знаний полученных на уроке.

Цели учителя: способность формированию знаний об особенностях выпиливания.

Задачи: развитие навыков обработки древесины.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность т точность выполнения д/з.

Озвучивание д/з (п. 19, дополнить и раскрасить интеллект-карту). Если у учащихся возникнут вопросы по д/з, прокомментировать их).

Прочитать п . 19, дополнить и раскрыть интеллект-карту.

VII. Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.

Цель учащегося: воспитание в себе трудолюбия, аккуратности, ответственности.

Цели учителя: способствовать воспитанию у учащихся трудолюбия, аккуратности, ответственности.

Контроль над уборкой учащихся рабочих мест и помещения.

Уборка рабочих мест и помещения.

Заполнение анкеты.

1) Что такое выжигание и для чего его применяют? (Выжигание по дереву, или пирография, - это процесс нанесения рисунка на кусок деревянной поверхности при помощи паяльника. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины).

2) Какую древесину лучше использовать для выжигания? (Лучше использовать липу, ольху, осину).

3) Расскажите правила по ТБ при выжигании.

Викторина 7.  «Понимание».

        Участники конкурса должны продолжить пословицу:

  1. “Берегите платье снова ……..(а честь смолоду)”.
  2. “Встречают по одежке………..(а провожают по уму)”.
  3. “Без труда …….(не вынешь рыбу из пруда)”.
  4. “Делу время,……(а потехе час)”.
  5. “Сколько волка не корми,……(а он в лес смотрит)”.
  6. “Шила милому кисет…. (а вышла рукавичка)”.
  7. “Хорошая хозяйка и из петуха….(уху сварит)”.
  8. “Любишь кататься……(люби и саночки возить)”.
  9. “Где дом, тут и …(хозяин)”.
  10. “Мастер из чашки…(ложкой)”.
  11. “Жнем рано …….(а сеем поздно)”.
  12. “Что посеешь…..(то пожнешь)”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок: Выпиливание лобзиком

Призентайия к уроку....

Разработка урока "Выпиливание разделочной доски - 6 кл."

Данную разработку урока можно применить на уроках технологии (технический труд) и ИЗО....

Презентация к уроку "Выпиливание лобзиком"

Презентация к уроку технологии для мальчиков 5 класса. Учебный материал разработан в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.

Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком». Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.Способствовать формированию умений по выпиливанию лоб...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Урок технологии в 5-ом классе Tема урока «Выпиливание лобзиком».

Предлагаю конспект урока технологии в 5-ом классеTема урока: «Выпиливание лобзиком»....

Технологическая карта урока "Выпиливание лобзиком"

Создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков...