Конспекты уроков по технологии 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Софронова Саргылана Филипповна

Предварительный просмотр:

5 класс

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы: проблемное обучение, беседа с просмотром презентации, наглядные (анализ и сравнение изображений при просмотре презентации), диалог, фронтальный опрос.

Тема: Материалы для строительства стен

Цель: формирование профессиональных знаний по теме: «Краткие сведения о зданиях» и знакомство с материалами для строительства стен, формирование профессиональных компетенций.

Задачи урока

Образовательные: 

- учить определять строительные материалы;

- повторить классификацию зданий;

- ознакомить с основными материалами для строительства стен в древности и современном мире, межпредметные связи;

- учить использовать профессиональную терминологию, помогать   усваивать новые понятия темы с помощью включения в коллективное обсуждение,

Коррекционно - развивающие:

-развитие навыков анализа зрительного материала, умения слушать и систематизировать полученные знания;

- развитие понятий о взаимосвязях в окружающем нас мире, межпредметные связи (история, МХК, география);

-коррекция внимания путём обсуждения, беседы при просмотре презентации;

-коррекция и развитие устной речи через ответы на вопросы, обогащение словарного запаса;

-коррекция и развитие мыслительной деятельности (анализ изображений, сравнение фото, самоанализ работы на уроке, установление причинно-следственных связей).

Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине и своей родной земле;

-воспитывать интерес к предмету, социализация;

-воспитание бережливости к материалам; воспитывать самостоятельность, умение оценивать свою деятельность.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация «Материалы для строительства стен» образцы строительных материалов, инструкционные карты-картинки на этапе объяснения и на этапе проверки первичного понимания. материала.

Ход урока:

1.Организационная часть. Проверка явки и подготовки учащихся. Психологический настрой.

2.Актуализация знаний. Просмотр презентации «Материалы для строительства стен зданий»

Назовите, какие здания бывают в зависимости от их назначения?  Гражданские, Промышленные, сельскохозяйственные. (Слайд 2-4)

Какие материалы для строительства стен, вы знаете? Давайте вспомним сказку «Три поросенка». (Слайд 5). Из каких материалов строили поросята? Люди строят свои дома из подобных природных материалов. Актуализация ранее полученных знаний, межпредметные связи, диалог, фронтальный опрос.

Природные материалы для строительства.

Какие материалы для строительства домиков использовали поросята?

От каких слов образовалось слово «Долговечность»?

3.  Сообщение темы урока, целей, последовательности работы на уроке.

4. Изложение нового материала.    

С давних времен люди строят себе дома. Первые материалы для строительства люди брали у природы.

В древности для постройки стен использовались простые природные материалы: глина, дерево, природный камень. (Слайд 6,7,8, 9,10) Анализ изображений, развитие монологической речи.

Позже изобрели искусственные материалы. Кирпич. Получение кирпича.

 История кирпича начинается из глубокой древности 3 т. л. до н.э. Здания, построенные из кирпича, украшают столицу нашей родины. Назовите столицу нашей Родины? Кто может назвать здания, которые являются символом нашей столицы? (Слайд 11,12) Собор Василия Блаженного, Спасская башня.

Коррекция и развитие устной речи через ответы на вопросы, обогащение словарного запаса, исторических знаний. Метод диалога, беседы. Развитие навыков анализа зрительного материала, обсуждение.

В нашем городе тоже есть очень старое общественное здание в постройке которого использовали природный и искусственный камень. (Слайд 13) 

Анализ изображения Храм Иоанна Предтечи Определение назначения постройки и материала. Проблемное обучение. Первичная проверка понимания

Искусственные материалы современные: бетон, железобетон, стальные конструкции. (Слайд 14,15)

Физкультминутка гимнастика для глаз

5. Проверка понимания.

Определи строительный материал? (Слайд 16)

Определи назначение зданий? (Слайд 17) Общественные или жилые здания?

Сравни материалы и строения (Слайд 18,19)

Перечисли материалы для возведения стен.(Слайд 20,21,22) 

Назовите природные и искусственные материалы для строительства стен.

 Работа в тетради: Ракушечник, дерево, кирпич, бетон.

6.  Д\З: Подготовить сообщение по теме «Искусственные материалы для возведения стен».

 

7.Рефлексия (Слайд 23). Анализ работы на уроке, самоанализ, оценка знаний.  



Предварительный просмотр:

Урок технологии по теме: «Изготовление открытки своими руками».

Целевая аудитория: 5 класс, внеурочная деятельность.

Тип урока: Урок-проект, с постановкой  и решением учебной задачи

Время урока: 90 минут.

В основе урока лежит системно-деятельностный подход с практико-ориентированной направленностью.

Деятельностный результат: умение читать, понимать текст, переносить информацию в практическую деятельность.

Задача учителя: сформировать потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. 

Создание познавательной атмосферы:

разные виды учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;

 продуманна обратная связь: с уроками изобразительной деятельности, английского языка

 Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля,

мультимедийное оборудование, сетевые ресурсы, презентация, обучающий фрагмент видео «В мастерской дизайнера», оценочные листы, текстовые задания, словари, лист ватмана, доска, натуральные объекты – инструменты и материалы для ручных работ,

КОЗ

Кроссворд

Фоновая музыка

Пословицы

Применяемые методы ориентированы на  развитие способов учебной деятельности,  ключевых и предметных компетентностей, УУД:

 Активные и интерактивные  создающие мотивационную среду:

  • объяснительно-иллюстрированые,  
  • частично-поисковые,
  • Самоорганизация,

Образовательные технологии, в том числе информационные, проектные

Организация деятельности обучающихся  направленна на развитие УУД ,

  • Обеспечивает занятость каждого ученика  класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями, обеспечивает  выбор уровня  сложности выполняемых учебных заданий

Взаимодействие учителя с обучающимися.

  • учебное  сотрудничество- командная, групповая работа, атмосфера комфорта
  • конструктивный диалог,  вовлечение в деятельность
  • эмоциональную составляющую: похвала, поощрение

Контроль  к результатам :

  • контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности - поведенческие проявления, наблюдаемые действия
  • продуманная система само и  взаимоконтроля обучающихся: модельный ответ, аналитическая шкала (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся
  • Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Результаты

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Приобретение  опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности

3 уровень — практический

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

 3 уровень — практический

Познавательные

Умение анализировать и делать  выводы.

Работать с текстом, находить информацию и извлекать главное из информации

Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

3 уровень — практический

Коммуникативные

Умение вступать в речевое общение, участвовать в конструктивном диалоге.

Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности.

Формировать  умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме.

Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

3 уровень — практический

Личностные

Формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в освоении новых знаний

Формирование потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска

Умение провести самоанализ, организовать взаимоанализ.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

3 уровень — практический

Задачи урока:1. Постановка учебной задачи и выход на цель урока.

2. Организация  проектной деятельности по КОЗ.

3. Развитие умения слушать, осознавать информацию, выстраивать логические цепи.

4. Развитие умения соотносить цель и результат.

5.Формирование духовно-нравственных качеств по отношению к самому дорогому и любимому человеку – маме.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Название

используемых ОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные,

1

 

Мотивирование к учебной деятельности

(самоопределения)

Мобилизация учащихся к активному принятию цели урока, активному действию

Результат: эскиз на ватмане

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/istoriya/ 

Карточки -задания к тексту

Большой лист формата, маркеры

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,

создание доброжелательной атмосферы сотрудничества

Актуализация субъектного опыта учащихся:

приближается праздник самого дорогого и любимого для каждого из нас человека…

-Ребята, как вы думаете,  кто главный герой данного праздника?   (мама)

-Зачем был создан праздник  маме?

-Когда его организовали в России?

1.Внимательно  прочитайте текст «День матери в современной России»

2.Ответьте на вопрос: как дети проявляют  свои чувства к маме?

3.Предложите  от группы сюрприз для мамы,  изготовленный   в рамках урока, 4.Выполните маркером  эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект.

Приветствуют, отвечают, показывают

готовность к уроку.

Отвечают на вопросы учителя 

Приложение 1

1.Работа с информацией в группах -  

путешествие в страну истории.  

2.Смысловое чтение.

3.Анализ и  трансформация информации  в символическую форму

3.Рисуют маркером на листе большого формата: проект-открытка, идея - тема урока

Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации

способность к рассуждениям, умение анализировать, делать правильные выводы

начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент

Планирование учебного сотрудничества c учителем и группой, распределение ролей при  групповой работе

Умение работать в группе

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Создание условий для возникновения интереса к открытию новых знаний, включения в учебную деятельность

Результат: вывод темы урока и цели 

Доска, эскиз открытки

ПрезентацияСлайд  2. 

Оценочный лист на входе урока

-Что и зачем мы сегодня будем изготавливать на уроке?

-Достаточно ли у вас знаний по теме проекта?

Оценим,   наши знания на соответствие замыслу урока.  

1.Спикер аргументирует ответ у доски.

2.Анализируют свои знания, выходят на цель проекта и недостающие знания по теме.

3.Работают в парах. Приложение 2

Оценивание   «Лестница успеха»

Включают действия поиска и отбора необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Целеполагание, планировнаие

самостоятельно определять последовательность выполнения действий

Инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации

3

Выявление места и причины затруднения Точечное  выявление проблем при открытии новых знаний

Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking – это -

Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности.

Карточка -задание

Словари

http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3 

Диаграмма

«Солнечный круг».

Презентация

Слайд 3,4

 

Презентация

Слайд 5

Обучающий фрагмент

«В мастерской

дизайнера»

- Что  такое открытка по способу изготовления?

Наблюдает за действиями, помогает

Констуктивный диалог:

-Какие открытки вам больше нравятся: полиграфические или кардмейкинг?

-Кто  из вас изготавливал открытки?

- Все ли получалось?  Если нет,  какие были затруднения?

-Достаточно ли у вас знаний, умений для выполнения проекта?

Знакомство с профессией -дизайнер

1.Работают со словарем в парах с термином «открытка»

2.Переводят  словосочетание «cardmaking»

3.Заполняют диаграмму: материалы, инструменты для проекта.

4.Выбирают стиль открытки.

Взаимооценка

Участвуют в диалоге

Приложение4

Работа по карточкам:

1.Исследуют  2.Ответы на вопросы по обучающему фрагменту

Построение логической цепи рассуждений

Устанавливать последовательное действие по выполнению задания

Умение слушать и слышать, правильно отвечать на вопросы

4

 Построение проекта выхода из затруднения

Задача: Проектирование путей выхода из  затруднительной ситуации

Результат: Анализ макета, сравнение с эталоном - правилами создания открытки.  

Презентация

Слайд 7-12

Создает ситуацию успеха,  знакомит с правилами составления открытки

1.Анализируют макет

2.Сравнивают с эталоном по правилам. 3.Работают над ошибками проекта. 4.Проектируют пути выхода из  затруднительной ситуации.

Построение логической цепи рассуждений

Устанавливать последовательное действие по выполнению задания

Умение  аргументировано предложить и доказать варианты своего решения

5

 Реализация построенного проекта.

Результат: Формирование идеи открытки

Презентация

Слайд 13 Кроссворд в пословицах и поговорках о маме.

Игрушка Мягкое сердечко

-Как вы можете выразить вою мысль в открытке?

-Подумайте, какие ласковые, добрые слова вы можете написать в своей открытке,

формирование идеи, надписи «Признание в любви»

Динамическая пауза - передают сердечко.

1.Разгадывают кроссворд.

2.Передают сердечко,

продолжают предложение.

«Мама, ты самая: …… »

«Мама, я хочу тебе пожелать: …… », передают сердечко друг другу

Умение мыслить

Управлять эмоциями

Формирование отношения к самому родному человеку

6

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Результат: Анализ макета проекта, сравнение  с критериями, исправление ошибок.

Оценочный лист «Критерии оценивания проекта»

-Как будете оценивать свою деятельность на уроке, по каким критериям?

Выявляет затруднения по критериям у детей

Приложение 5

1.Участвуют в диалоге, 2.работают с оценочным листом -сравнивают свой проект  с  критериями, 3.исправляют ошибки

Умение, исследования,моделирования изучаемого содержания

Контроль, коррекция

Осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению

Сотрудничество, уважение, управление поведением партнера, контроль, коррекция

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация самостоятельной работы по проверке изученного материала

КОЗ

Пословица

«Какие труды, такие и плоды»

Фоновая музыка

Презентация

Слайд 17

Динамическая пауза

Уточняют результат проектной деятельности по КОЗ,

-Что необходимо соблюдать на уроке при работе с инструментом и материалами?

Настрой на качество работы

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

1.Изучают КОЗ

Работа в парах. 2.Проговаривают правила техники безопасности, взаимоконтроль.

3.Выполняют зарядку для глаз.

4. Делают вывод…если делать всё со старанием, аккуратно, внимательно,

то и изделие получится красивое, аккуратное…

Логические действия и операции, способы решения задач

Планирование деятельности по достижению результата урока

 Контроль, коррекция

Формирование

отношений к работе

8

 Включение в систему знаний и повторение.

Определение типичных ошибок и затруднений, определение путей устранения пробелов в знаниях

КОЗ с критериями

-Как вы представили идею открытки?

-Что было трудного при ее выполнении?

Анализ допущенных ошибок.

1.Учащиеся  предъявляют результаты своей деятельности, 2.сравнивают, 3.оценивают, 4.формулируют затруднения и 5.выявляют типичные ошибки.

 Обучение способам контроля и самооценки

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий

9

 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Организация самооценки знаний собственной учебной деятельности.

Подведение итогов работы

Рефлексивный лист «Лестница успеха»

Выставка открыток

Сертификат

Организация рефлексии. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий

1.Оценивают по  рефлексивному листу 2.Делают вывод по уроку.

3.Оценивают проекты по жетонам

Включают действия исследования

Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

Дидактические средства

Компетентностно-ориентировано задание для учителя.

Задание предусмотрено для применения на этапе закрепления (повторения) материала.

Класс

5

Предмет

Технология

Раздел

Рукоделие

Тема

Открытка

Название задания

Изготовление  открытки своими руками

Дидактическая цель

Изготовление открытки своими руками

 Формирование умения планировать последовательность изготовления открытки с учетом выбора композиции, цветовой гармонии, многослойности,  многофактурности, идеи открытки

Форма учебной деятельности

Индивидуальная. Парная

Блок УУД

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Аспект УУД

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (Р);

 умение извлекать информацию из нужных источников, строить логическое суждение и делать выводы (П);

 умение выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументировать и отстаивать свое время,  использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Уровень сложности

III

Инструмент проверки

Параметры шкалы

Содержание параметров

Баллы

0 – 2

Содержание и полнота выполнения        

Самостоятельно спланированы пути достижения цели

Правильная композиция

Цветовая гармония

Многослойность

Многофактурность

Организация выступления

Представление идеи открытки в стихах

Итого

11-12 баллов «отлично»,     8-10 баллов «хорошо»,   5-7 баллов «удовлетворительно», <5 баллов «не удовлетворительно».

Приложение 1.

Работа с информацией  

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/istoriya/ 

Карточка-задание к тексту.

  1. Внимательно  прочитайте текст «День матери в современной России»
  2. Ответьте на вопрос: как дети проявляют  свои чувства к маме?
  3. Предложите  от группы сюрприз для мамы,  изготовленный   в рамках урока.
  4. Выполните маркером  эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект.

Спикер   будет докладывать результаты от имени группы.

 Результат: эскиз на ватмане – тема урока, проект.

Приложение  2

    Целеполагание на входе урока:  «Лестница успеха»

Карточка - задание 

Оцените свои   способности, возможности, знания по теме на начало урока,   учитывая  личный опыт из уроков изобразительного искусства –цветовая гамма, композиция  (по 10 балльной шкале)  на  ___баллов. MCBD07022_0000[1]

?Критерии оценки: (1 – 3 балла – первая ступенька лестницы;

4 – 7 баллов – вторая ступенька;  8 – 10 баллов – третья ступенька)

Поставьте цель, что вам недостаточно для успешности?

1.Это я уже знаю.

2.Это я ещё не совсем знаю, надо узнать, повторить.

3.Это я уже знаю, но надо ещё разобраться и узнать….

Приложение 3

Карточка-задание. Работа в парах со словарем. Взаимоопрос.

Что  такое открытка по способу изготовления?

  1. Ознакомитесь с термином «открытка» в полиграфическом словаре, стр….
  2. Ознакомитесь с термином «открытка» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, стр….
  3. Переведите  словосочетание «cardmaking»,  используя сетевой ресурс: http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3 
  4. Прочитайте абзац «Материалы для cardmakingа», выберите необходимые для вашего проекта, с учетом имеющихся у вас,  и впишите их в диаграмму «солнечный круг».
  5. Подумайте, в каком стиле будет реализован ваш проект? Почему?

Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking - это

Открытка

1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка с извещением о чём-н.

2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток.

Открытка. Листовое издание установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон, на материале повышенной жесткости (плотная бумага, тонкий картон, пластик).

Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток  своими руками.

Приложение 3

Материалы и инструменты для проекта: «Изготовление открытки своими руками».

Приложение 4

Карточка-задание.  

Предоставьте, вы в мастерской дизайнера, ваша задача:

  1. Быть внимательными при мастер-классе.
  2. Запомнить алгоритм построения открытки для своего проекта.
  3. Сравните свои знания, умения по проекту с мастером?
  4. Обратить внимание на композицию, цветовую гамму, многослойность и многофактурность открытки.

Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности.

Понятие:

Многофактурность ( по Ефремовой):

1. Особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала. 
2. Оригинальность художественной техники в произведениях искусства.

Дизайнер - должностные обязанности: 

  • разработка дизайна поздравительных открыток;
  • коллажирование открыток;
  • подготовка макетов открыток;
  • осуществление технической и художественной ретуши.

Приложение 5

Оценочный лист.

Критерии  оценки: «Изготовление открытки своими руками»

Параметры шкалы

Содержание параметров

Баллы

0 – 2

Содержание и полнота выполнения        

Самостоятельно спланированы пути достижения цели

Правильная композиция

Цветовая гармония

Многослойность

Многофактурность

Организация выступления

Представление идеи открытки в стихах.

Итого

11-12 баллов «отлично», 8-10 баллов «хорошо»,     5-7 баллов «удовлетворительно»,

<5 баллов «не удовлетворительно».

Приложение 6

Компетентностно -ориентированное задание

Бланк задания для учащегося

Класс

5

Раздел, тема

Рукоделие /Кардмейкинг

Название задания

Изготовление праздничной открытки

СтимулC:\Users\мария\Desktop\186e1077dfbab17d6b36b73d83nj--otkrytki-otkrytka-na-den-materi-bezhevaya.jpg

Приближается праздник День матери.

Чтобы порадовать свою маму не обязательно покупать дорогой подарок, его можно выполнить своими руками, с душой и любовью.

Используя свой опыт, выполни открытку своими руками.

Задачная формулировка

 

1. Выполните правильно композицию  

2. Составьте  гармонию цветовой гаммы

3.Отразите  многослойность.

3. Рассчитайте многофактурность  материала  открытки.

4. Представьте идею своей работы в  стихах

В процессе представления результатов работы подумай: смогла бы ты провести мастер-класс по изготовлению открытки.

 Аргументируй свой ответ.

Источник информации

1.Пять шагов создания открытки

http://www.liveinternet.ru/users/bo_lejn/post335993782/ 

2. Цветовой круг https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.creativecards.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2012%2F04%2Ftask422.jpg&text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8&redircnt=1447090921.1&noreask=1&pos=0&rpt=simage&lr=50 –

3.http://karapysik.ru/otkry-tki-ko-dnyu-materi/ 

Инструмент проверки

Самооценка по накоплению критерий

 

Приложение 7

Рефлексивный лист    на выходе урока:  «Лестница успеха»

Я узнал _________________________________MCBD07022_0000[1]

Имею представление о ____________________________________

Научился _______________________________________________

Остались вопросы ____________________________________

?Критерии оценки:1 – 3 балла – первая ступенька лестницы;

4 – 7 баллов – вторая ступенька;  8 – 10 баллов – третья ступенька.

Ответьте на вопрос.

Смогу ли я провести мастер-класс по изготовлению открытки?



Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: Технология

Раздел «Художественные ремесла».

Тема: «Выполнение игрушки в лоскутной технике»

Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Лоскутным шитьем»

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания о «Лоскутном шитье», как виде декоративно-прикладного творчества;
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
  • Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

 Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Презентация: «Лоскутная техника»;
  • Раздаточный материал:

- инструкционная карта по выполнению практической работы

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброжелательный настрой. Упражнение «Улыбка»

Инструктаж по листам  самооценивания

Проверка готовности к уроку.

Вот кусочки от пеленки, от сыночков рубашонки,

Это платьице мое - в нем ходила я в кино,

Это папина пижамка, это дочкина панамка –

Все родные лоскуточки, моей жизни уголочки.

О каком рукоделии повествует  стихотворение? (Лоскутное шитье).

На прошлом уроке мы познакомились с основными сведениями о лоскутной технике. Домашним заданием было составить кроссворд по данной теме.

Проверка домашнего задания. Ребята обмениваются кроссвордами

Работа с кроссвордом. Взаимопроверка.

Работа с презентацией (слайд   )

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. Тема нашего урока сегодня  «Выполнение игрушки в лоскутной технике»

-Какую цель урока мы поставим?

2. Проверка знаний, полученных ранее.

Чтобы продолжить изучение темы, необходимо освежить в памяти знания, которые придется учитывать при изготовлении изделий из лоскутов.

Проводится тестирование (см. Приложение 1)

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани.  

4. Что значит "стачать срезы"?  

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

Вопросы и ответы читайте внимательно. Правильных ответов может быть один или несколько.

Проверьте друг друга. Ваши ответы совпадают? Выставление отметок.

Дети заполняют лист самооценки

3. Сообщение познавательных сведений.

Из истории вопроса. Сообщения учащихся.

 Учитель.   Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников. Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история.

 Сообщения учениц

    1 ученица.  Букина Дарья. Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.

      «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.

2 ученица.  Гордиенко Мирослава. Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.

      Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков.

     3 ученица.  Мищенко Иванна. На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия. Английское название этой техники «quilt» - означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.

      Учитель. Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развивалась, например, в Германии, лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь сыграла Гильдия Пэчворк с ее все возрастающим числом поклонников, которые существенно содействовали распространению этой техники. Английское название этой техники «patchwork» - означает изделие из лоскутов. Лоскутная техника популярна у многих народов.

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы) Умарова Риана

В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.

Учитель. Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством? 

Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Самыми интересными и привлекательными являются, конечно же, игрушки.

Распространены игрушки, выполненные из глины (в нашей области это романовская игрушка) игрушки из соломы, или вырезанные из дерева.

На Руси большое предпочтение отдавали тряпичной кукле. Пестрые, яркие лоскутки шли на ее изготовление.  Но сегодня мы поговорим об игрушках, сшитых из лоскутков.

        Создавая игрушки люди, эмитировали реальные вещи и предметы, которые их окружали, копировали быт. Но серый и убогий быт стремились приукрасить, расцветить, сделать более ярким, привлекательным. Поэтому изделия из лоскутков чаще всего имеют яркую окраску. Так кошка могла быть красной или в цветочек, а не только серой, полосатой; корова – пестрой из разноцветных лоскутков; а уж петух – тем более.

Традиционными изделиями в романовской игрушке являются: утя с утятами, бык (корова), собака, индюк, коник, барыня, мужик.

        Но в наши дни популярность приобретают другие виды животных: жираф, заяц, рыба, кошка, слон, белка и др.

Наша цель урока создать игрушку в лоскутной технике.

- Пред тем как приступить к работе, давайте вспомним

Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей). Чаще всего используют хлопок. Его легко кроить, он хорош в обработке, держит форму.

Выбор цвета имеет первостепенное значение в проекте изделий из лоскутов.

-  Какие виды техник вам знакомы? Расскажите о них.

Предполагаемые ответы учащихся: (ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов).  

Физминутка

 Самостоятельная работа учащихся

    Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Работа в группах. Выставить последовательность выполнения.

 1. Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

2. Составить схему изделия;

3. Подобрать ткань по цвету, фактуре;

4. Подготовить ткань к раскрою;

5. Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

 6. Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

7. Вырезать детали по линии припусков;

8. Соединить их согласно схеме по линиям контура;

9. Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

10. Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

11. Обработать края окантовочным швом.

Подведение итогов. (Вопросы каждой ученице).

Тебе интересно сегодня было на уроке?

Что нового ты сегодня узнала?

В какой последовательности ты выполняла работу?

Что было для тебя самое трудное при выполнении работы?

Как ты с этим справилась?

Ты хотела бы и в дальнейшем заниматься лоскутным шитьем? и т. п.

Рефлексия «Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу).

1. На уроке я работала …

2.        Урок для меня показался …

3.        Самым полезным и интересным для меня было …

4.        Я встретился(лась) с трудностью при …

5.        У меня хорошо получилось …

6.        Я выполнял(а) задания …

7.        Я понял(а), что …

8.        Теперь я могу …

9.        Я попробую …

10.         Меня удивило …

11.         Мне было трудно …

12.        Строки самому себе …

- Мне было…

- Я испытывала затруднения…

- В дальнейшем мне эти знания... и др.

Выставление отметок за урок, согласно листам оценивания.

Домашнее задание. Подумайте, какую игрушку вам хотелось бы выполнить, составьте его эскиз.

  Уборка рабочего места.

                                               

Приложения

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани.  

4. Что значит "стачать срезы"?  

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани.  

4. Что значит "стачать срезы"?  

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

Лист самооценки ученицы_______________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка (от 1до 5 баллов)

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Работа с кроссвордом

 

 

 

2

Работа с тестом

 

 

 

3

Выступление с сообщением/ правильные ответы во время урока

 

 

 

4

Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

5

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали без меня -

без меня работа бы не получилась -

Итого

Оценка за урок:

Лист самооценки ученицы_______________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка (от 1до 5 баллов)

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Работа с кроссвордом

 

 

 

2

Работа с тестом

 

 

 

3

Выступление с сообщением/ правильные ответы во время урока

 

 

 

4

Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

5

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали без меня -

без меня работа бы не получилась -

Итого

Оценка за урок:

Сообщения учениц

    1 ученица.

  Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.

      «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.

2 ученица. 

Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.

      Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков.

   

  3 ученица. 

На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия. Английское название этой техники «quilt» - означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.

     

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы)

В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки ”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС.

Технологическая карта урока.

«Проектная деятельность. Что такое творчество. Изготовление прихватки в лоскутной технике».

Предмет: Технология  

 Класс: 5

Учебник: Технология.- 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций под ред. В.М. Казакевича.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020 – 176 с. :  ил.

Тема урока Проектная деятельность. Что такое творчество. Изготовление прихватки в лоскутной технике.

Тип урока: комплексный (урок изучения и закрепления новых знаний).

Учебно методическое обеспечение и техническое оснащение.

Инструменты: карандаши, ручки, линейки, треугольники, ножницы, булавки портновские, иголки швейные.

Материалы: миллиметровая бумага, х/б лоскуты ткани, нитки швейные, мел портновский.

Наглядные пособия: образцы изделий; работы-проекты учащихся прошлых лет; инструкционные карты; презентация, учебник технологии.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по правилам безопасной работы.

Цели урока:

 сформировать представление о творческом проекте, научить выполнять мини-проект на примере изготовления прихватки из лоскутов.

Задачи:

обучения –  ознакомить с этапами выполнения проекта, примерами разнообразных творческих проектов, научить учащихся различать содержание каждого этапа выполнения проекта, сформировать знания о лоскутной технике, как виде декоративно-прикладного творчества. 

этапами выполнения проекта и содержание каждого этапа выполнения проекта.

развития – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

воспитания – сформировать культуру общения при работе в группе и в коллективе.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;

Опорные понятия: творческий проект, этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Применяемые современные технологии: ИКТ-технологии, технология проектного обучения, технология проблемного обучения.

Планируемые результаты обучения

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый результаты обучения

Предметные

Развитие познавательного интереса к предмету. Понимание понятий «творческий проект», «этапы выполнения творческого проекта».

Умение разрабатывать индивидуальное или групповое творческое проектное задание.

Участвовать в индивидуальной и  коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы. Формировать желание создать изделие по собственному замыслу, научить изготавливать шаблоны-выкройки.

Закрепление понимания и определение понятия, «основная нить», «уточная нить»

Закрепление умения распознавать   лицевую и изнаночную стороны ткани.

Узнавание

Регулятивные

Освоить теоретические знания лоскутной техники.

Планирование собственной деятельности.

Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.  Познакомится с основными приемами лоскутной техники. Выработка алгоритма действий.

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология». Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. Воспитывать эстетические чувства, бережливость, аккуратность

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Метапредметные

- планирование индивидуального творческого проектного задания.

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

- извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции.

- выработка алгоритма действий при выполнении творческого проекта.

- учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Урок 1

Организационный момент

1 мин.

Активизация учащихся

Фронтальная

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения  и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество  учителя  и обучающихся на уроке

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Беседа, демонстрация наглядных пособий

Фронталь-ная,

Информировать учащихся о:

-технологии художественно-прикладной обработки материалов;

- ввести понятие творческий проект;

-продемонстрировать примеры проектов обучающихся прошлых лет;

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные:  целеполагание, планирование деятельности

Познавательные:  умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации

Актуализация знаний 5 мин.

Выявить уровень знаний и  степень готовности к усвоению нового материала

Беседа на основе имеющихся знаний.

Устное изложение нового материала

Фронталь-ная

Проанализировать полученные знания и умения по предмету в 5 классе до сего момента.

- разобрать этапы выполнения творческого проекта

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Планируют варианты выполнения творческого проектного задания

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта.

Коммуникативные:  сотрудничество и общение  учителя  и  обучающихся

Первичное усвоение новых знаний

7 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации

Беседа, демонстрация наглядных пособий

Фронталь-ная,

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение самого понятия «Творческий проект», виды работ с различными конструкционными материалами, что такое «декоративно-прикладное творчество»;

Обсуждает этапы выполнения творческого проекта, и  последовательность  его выполнения

Участвуют в беседе, делают записи  в рабочей тетради

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в  полноте и точности выражения свои мысли

Первичное закрепление

Поисково-исследователь-ский этап

11 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Практическая работа

Индивидуальная, фронтальная

Предлагает задание на усвоение новых знаний.

фронтальная форма

1.выдвинуть идеи (в рамках заданной темы) индивидуального творческого проекта

2. Из каких видов материалов предполагается его выполнение;

3. Какими инструментами будет выполняться работа;

4. Какова последовательность выполнения этой работы;

индивидуальная форма

5. Обосновать лично выбор идеи своего проекта

6. Предлагает самостоятельно составить орнамент для лоскутной техники.

- Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

- Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

- Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи

- Делают эскизы будущих работ

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать  ответы включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие  друг с другом, и в целом в коллективе

ФИЗМИНУТКА

3 мин.

Восстановить внимание.    

Фронтальная

Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у учащихся.

Учитель читает стих:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!

Дети выполняю упражнения

Личностные:

- формирование  понимания ценности здорового образа жизни

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

10 мин.

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции  и совершенствования

Беседа.

Индивидуальная, фронтальная

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение  у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию,  возможных допущенных ошибок

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Подведение итогов урока

Рефлексия деятельности

5 мин.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности

и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии

Беседа  на основе имеющихся знаний.

Фронтальная

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

-Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

-Для чего необходимо знать  данный материал?

-Какие затруднения у Вас возникли?

-Дайте анализ своей деятельности на уроке.

-Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, обсуждают ее, делают выводы

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности;

Познавательные: умение структурировать знания и проводить и давать  самооценку;

Коммуникативные: умение слушать и вести  диалог

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Урок 2.

Организационный момент

1 мин.

Вхождение в урок, создание эмоционального настроя, определение исходного состояния учащихся.

Проверяет готовность детей к уроку. Подготовка к усвоению знаний умений и навыков. Целевая установка.

Воспринимают на слух перечень необходимых   принадлежностей, контролируют готовность к  уроку.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать  свои действия,  прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний

7 мин.

Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.

Беседа  на основе имеющихся знаний.

Фронтальная

Актуализация опорных знаний.

Предлагает ответить  на вводные вопросы:

  1. Какие волокна называются натуральными?
  2. Из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани?
  3. На какой стороне печатный рисунок более яркий и четкий?
  4. Что значит стачать срезы?
  5. Что значит разутюжить шов?
  6. Что такое шаблоны?
  7. Как правильно располагать выкройку (шаблон) на ткани.

Выполняют задание у доски , отвечают на вопросы (открывают конверты с правильными ответами в виде рисунков, образцов), корректируют ответы одноклассников.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные: 

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Мотивация (встреча с проблемой)

3 мин.

Вызвать эмоциональный настрой  и познавательный интерес к теме;

Беседа, демонстрация наглядных пособий

фронтальная

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:

  1. Для чего служит прихватка?
  2.  Из каких тканей шьют прихватку?
  3. Какой формы могут быть прихватки?

 Подводит учащихся к постановке цели урока и формулирует её:

Научится изготовлять прихватку.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД    владение речью, умение выражать мнение.

Поисково-исследователь-ский этап

5 мин

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Устное изложение нового материала, демонстрация изделий, слайдов

Фронтальная

Предлагает учащимся ответить на вопросы

1   Что такое лоскутное шитье.

2. Что такое орнамент?

3. Цветовой круг, сочетание цветов, ахроматические и хроматические цвета.

4. Виды лоскутного шитья.

5. Что такое декорирование ткани? (подбор лоскутков по цвету)

Корректирует ответы учащихся

  1. Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

Физминутка

3 мин

Снятие переутомления у учащихся.

Фронтальная

- Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у учащихся.

Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с парты на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 раз.  

2. Исходное положение -  сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 секунд.

Упражнения.

1. Исходное положение -  стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз

Дети выполняю упражнения

Личностные:

- формирование  навыков здорового образа жизни

Практический этап

19 мин.

Инструктаж по технике безопасности

 Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Объяснение и показ трудовых приемов и действий.

Практи-ческая работа

Индивидуальная, фронтальная

Выдает учащимся задание, проводит индивидуальный инструктаж в виде целевых обходов.

Предлагает самостоятельно изготовить шаблон из миллиметровой бумаги.

Поставить цель – какое изделие это будет.

  1. Выбрать способ лоскутной техники.
  2. Подобрать ткань по цвету, фактуре.
  3. Изготовить шаблоны.
  4. Раскроить детали прихватки

Самостоятельно

  1. изготовить шаблоны в виде геометрических фигур.
  2. Подобрать цветовое решение для своей прихватки.

3. Раскроить детали прихватки

Предметные УУД:

Определять геометрические фигуры

Познавательные УУД:

умение сформулировать алгоритм действия; анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

Рефлексивно-оценочный этап

5 мин

Подведение итогов урока. Контроль и оценка практических работ учащихся.

Беседа.

В парах, фронтальная

Сообщение о достижении цели урока.

- Предлагает оценить работу в паре (сосед).

- Предлагает оценить факт достижения цели урока

- И так, что нового вы узнали сегодня на занятии?

-  Чему научились?

- Какие изделия можно выполнить из лоскутов?

- Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?

- Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

  1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
  2. Оценивают степень достижения цели,
  3. Ответить на вопросы.
  4. Анализ выполнения практических работ.

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Информация о домашнем задании.

2 мин

Организовать обсуждение и запись домашнего задания, принести раскроенные детали прихватки, нитки, ножницы, мел, линейку булавки портновские, ручные иголки, материалы для украшения прихватки, тетрадь с записями

Личностные: осознание важности обучения предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по технологии по теме: «Технология обработки древесины на токарном станке». 6 класс.

Цели урока:Закрепить знания по устройству токарного станка для обработки древесины     СТД-120 М.Познакомить с видами и назначением стамесок для обработки древесины.Закрепить знани...