Мастер-класс "Изготовление оберега.Птица счастья".
методическая разработка по технологии (5 класс)

Сивочалова Марина Николаевна

 Сегодня становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Народное творчество наших предков органично входит в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_izgotovlenie_oberega.ptitsa_schastya.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1 г.Талдома

Педагогический марафон мастер-классов

«Современное образование: традиции, инновации, качество»

Мастер-класс

Изготовление оберега «Птица счастья»

                      Подготовила: Сивочалова Марина Николаевна,

                                                                     учитель технологии

                       

2021 г.

Мастер-класс по технологии «Птица счастья» (изготовление оберега)


Цель:
 создание оберега «Птица счастья» из ткани.
Задачи:
1. Познакомить с символикой образа птицы в народном искусстве.
2. Содействовать становлению нравственно – эстетических качеств личности ребенка, воспитывать любовь к народным традициям.
3.Развивать познавательные, индивидуальные, творческие способности в области традиционной народной культуры.
Оборудование: нитки, ножницы, ткань, вата.
Ход мероприятия
1.Вступительная беседа
Добрый день, дорогие коллеги! Я очень рада Вас приветствовать в этот прекрасный весенний солнечный день.

     В последнее время все мы серьезно озабочены нарушением экологического единства на планете. Разработаны различные экологические программы для образовательных учреждений. Но, начинать надо, прежде всего с «экологии души», с возвращения поэтического, одухотворенного отношения к природе, характерного для наших предков, незыблемых нравственных ценностей народа.

  В настоящее время возрастает приоритет народной культуры, как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, ориентиры для формирования духовных черт характера и социально – культурного опыта.

 Многовековая история культуры нашей страны неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины веков как память о наших предках, как первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных воздействий.

 Сегодня становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Народное творчество наших предков органично входит в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

      Дорогие друзья, мы встретились с вами в последние деньки марта, а впереди нас ждет апрель.
       Апрель на Руси называли месяцем говорливой воды (слайд 2), месяцем весенних первоцветов (слайд 3), а еще месяцем кого??? (слайд 4 - голоса птиц). Верно, апрель еще называли птичьим месяцем. (Слайд 5) 
В апреле весь православный люд отмечал очень большой и почитаемый праздник Благовещенье (слайд 6). На Благовещенье, по народной поговорке «весна зиму поборола», все оживает и обновляется в природе после долгой зимы.
    Приход весны давал большие надежды, народ верил, что ускорить ее приход могут птицы. Птицы в народном сознании олицетворяли весну. Поэтому на Благовещенье те, у кого дома в клетках томились птицы, соблюдали обряд отпущения птиц на волю. Всякий считал своим долгом дать волю хоть одной птичке. 
Издавна считалось, что счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить (слайд 8). Как вы считаете, почему счастье люди представляли в образе птицы??
     Люди считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах. «…По приданию, именно эта птица (слайд 10) приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Оберег приобрел очертания голубя и это не случайно. Ведь христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. (Слайд 11). Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.
      С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей (слайд 12). Птиц вышивали на свадебных полотенцах (слайд 13). А охлупень на крыше избы нередко вырезался в виде птицы (слайд 14). Считалось, что она оберегает живущих в доме.
     Мы все хотим и дети, и взрослые, чтобы дома всем было хорошо, никто не ссорился, чтобы родные и близкие были здоровы и счастливы. Давайте, мы с Вами сегодня совершим чудо, сделаем из ткани свою птицу счастья. Я очень хочу, чтобы она поселилась в ваших семьях. А я вам помогу в этом.

Схема изготовления куклы Птичка (слайд 15-21)http://www.rukukla.ru/file/0001/250/8827.jpg

Для работы нам понадобится:  - ткань
- ножницы
- нитки
- вата

Рис. 1. Взять квадратный лоскуток ткани размером 7 - 9 см. Сложить его по диагонали, получится треугольник.

Рис. 2-5. Положить его острым углом вниз, а края сложить внутрь (к себе), получится квадрат. Еще раз сложить края внутрь.

Рис. 6. И теперь согнуть пополам – у нас получился узкий треугольник, похожий на самолётик, который складываем из бумаги. После берём нить и перематываем двумя витками острый конец – это носик птички. Закрепляем и обрываем нить.

Рис. 7. Расправляем ткань, полностью разворачивая её. Приподнимаем край и вкладываем внутрь кусочек ветоши, с горошинку, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

Рис. 8. Теперь распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова отгибаем край ткани и вкладываем внутрь шарик ветоши с горошек (или чуть больше). Получается тело птички.

Рис.9-10. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее, и возвращаемся к хвосту, получается крест на спине птички. После проходим нитью, стягивая каждое крыло. Для этого продолжаем всё той же нитью, ведём от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.

Итог занятия.
             Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Загадайте желание. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
Пусть птица счастья укроет ваш дом своими крыльями, а вы под ними ощущали добро, тепло и любовь.
             Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые по технологии изготовления птички, но у всех они получились разные.

Смысл превращений чудесных                                                                                                Мы так хотели познать!                                                                                                       И мастерами стали                                                                                                      Умений у нас не отнять.                                                                                                           В руках умелых наших.                                                                                                         Не возникает зло.                                                                                                                   И наша Птица Счастья.                                                                                               Всем принесет добро!

Спасибо за урок.

Использованные источники

  1. Баянова, Л. Родовые обереги [Текст]/ Л.Баянова. – М.: Гелеос, 2009. – 320 с.
  2. Шептуля А.Э. Обереги своими руками : укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо , 2006 год .-64 с.

3.  http://nagadali.ru/obereg/ptica-obereg.html

4. http://www.slavianin.ru/remeslenichestvo/oberegi/ptitsa-schastya-letit-v-vash-dom-obereg-dlya-doma.html

5.  http://stranamasterov.ru/node/891797

6.  http://явь-тв.рф/?p=2339

7.  http://www.maam.ru/detskijsad/ptica-schastja-master-klas.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

"Счастье учителя в учениках"

Эссе представлено на  районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...

Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)

Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей нача...