Доклад : "Использование инновационных технологий на уроках трудового обучения (из личного опыта)"
опыты и эксперименты по технологии

Новикова Марина Юрьевна

Материал подготовлен на основании участия школы в национальном проекте "Образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

ДОКЛАД

на тему:

«Использование инновационных технологий на уроках профессионально-трудового обучения и во внеурочной деятельности (из опыта работы)»

Подготовила: Новикова Марина Юрьевна,

учитель трудового обучения

2022

(СЛАЙД 1)За последние годы многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы обучающиеся на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?

Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс так, что ребёнку урок в радость и приносит пользу. На таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции  гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- ориентация на творчество;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

Знание принципов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном сочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.

В этом процессе неоценимую роль сыграл тот факт, что наша школа приняла участие в национальном проекте «Образование», в рамках которого были переоснащены или дооснащены учебные мастерские.

(СЛАЙД 2) Была модернизирована швейная мастерская, что позволяет учителю расширить круг знаний и навыков обучающихся в швейном деле и привлечь большее количество учеников к занятиям по внеурочной и кружковой деятельности. Здесь каждый обучающийся может найти занятие по своим интересам.

(СЛАЙД 3) В рамках проекта «Образование» был приобретен промышленный четырехниточный оверлок японской корпорации «JUKI». Данная спецмашина существенно облегчает труд обучающихся в процессе изготовления швейных изделий, а также позволяет создавать изделия из трикотажа. При работе на данном оверлоке ученики совершенствуют навыки владения операциями, выполняемыми на промышленных спецмашинах. Работа на подобном оборудовании позволяет повысить уровень профессиональной подготовки обучающихся в швейном деле.

(СЛАЙД 4) В рамках проекта для швейной мастерской приобретена гладильная система итальянского производителя. Применение данного оборудования существенно сокращает время на выполнение влажно-тепловой обработки изделий, а также позволяет обучающимся научиться пользоваться промышленным оборудованием в рамках занятий профессионально-трудового обучения.

(СЛАЙД 5) На занятиях по швейному делу важно не только наличие современного оборудования, но и качественных и безопасных инструментов. Приобретен профессиональный комплект раскройных ножниц и ножниц для выполнения фигурных срезов, которые облегчают труд и снижают затраты времени на раскрой изделий.

(СЛАЙД 6) Наглядные пособия в виде стенда по технике безопасности и учебных плакатов позволяют обучающимся четко усвоить теоретический материал: терминологию и схематические обозначения, применяемые в швейном деле, ведь для наших воспитанников важна не только устная составляющая, но и наглядность.

(СЛАЙД 7) Наличие системы хранения позволяет накапливать и хранить ткани, материалы для работы, швейные принадлежности и необходимую документацию и литературу по профессионально-трудовому обучению. А также использовать открытое пространство систем хранения для демонстрации работ обучающихся.

(СЛАЙД 8) Для удобства нахождения за  рабочим местом приобретены винтовые стулья, позволяющие регулировать высоту сидения при работе на оборудовании. Дополнительно закуплены системы хранения для швейных принадлежностей и швейных машин.

(СЛАЙД 9) Одним из наиболее важных и значимых приобретений является компьютерное оборудование и оргтехника. Что позволило значительно сократить время учителю для подготовки к урокам, оформлению рабочих программ. Создан банк измерителей, состоящий из: проверочных работ, самостоятельных, контрольных работ, тестовых заданий, технологических карт. Наличие компьютера с выходом в интернет облегчило работу с разработкой лекал, чертежей, эскизов, что в свою очередь ведет к экономии времени во время учебных занятий.

Кроме того, прослеживается заинтересованность обучающихся при работе с компьютером. Каждый может самостоятельно выбрать эскиз модели для изготовления, поработать с расчетами и чертежами, найти нужную информацию, схему, таблицу.

На уроках трудового обучения можно просмотреть ознакомительные видео и презентации по темам прядильного и ткацкого производства. Познакомиться с новейшим оборудованием и швейным производством.

Также обучающиеся широко используют интернет на занятиях по внеурочной и кружковой деятельности: это поиск идей для творческих работ, схем вышивок, схем для лоскутного шитья, выкроек для текстильных игрушек и сувениров. Используют обучающие видео и мастер-классы по их созданию.

В нынешнем учебном году мои ученицы осваивают лоскутную технику шитья под названием «пицца», с которой мы познакомились в сети интернет, обучаются изготавливать сумки типа «шоппер», что служит  подготовкой к предстоящему чемпионату «Абилимпикс» в компетенции «швея».

(СЛАЙД 10) Активно в своей работе мы используем вышивальную машину, на которой можно изготовить различные виды вышивки, эмблемы и логотипы.  (СЛАЙД 11)

Чтобы  сделать урок или внеурочное занятие более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, каким образом лучше включить в работу использование компьютера: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения пройденных тем и т.д.

В урочной и внеурочной деятельности я активно использую презентации, обучающие компьютерные программы, видеоматериалы и Интернет ресурсы. Одной из обучающих программ, применяемых мною в работе является интерактивное учебное пособие «Наглядная Технология. Кройка и шитье», приобретенный в рамках национального проекта «Образование». Данный курс содержит большое количество основного и дополнительного материала по программе швейное дело для обучающихся разных классов: это темы по материаловедению, машиноведению, технологии изготовления швейных изделий и рукоделию.

Таким образом, используя ресурсы нового оборудования и новые возможности, я стараюсь заинтересовать и привлечь обучающихся к самовыражению не только в рамках профессионально-трудового обучения, но и раскрывать свои возможности на внеурочной и кружковой деятельности. (СЛАЙД 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках музыки"

Современная действительность, требует новые формы и методы работы с детьми.В государственном образовательном стандарте для предмета «Искусство-музыка» приводятся рекомендации по использова...

Доклад "Инновационные технологии на уроках трудового обучения"

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя......

Статья "Использование проектной технологии на уроках английского языка. Из личного опыта."

В статье изложена краткая информация об истории развития метода проектов и об особенностях использования данного метода на уроках английского языка....