Программа дополнительного образования по бисероплетению и изготовлению украшений
рабочая программа по технологии

Усова Нина Викторовна

Программа кружка «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+» являясь прикладной, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с бумагой, тканью, с бисером и др. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Объединение «Мастерская дизайна и

эстетики «Стиль+»

Возраст обучающихся: от 9 до 12 лет

Срок реализации 2 года

Разработчик:

Усова Нина Викторовна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021-2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+»  имеет  техническую   направленность и нацелена на комплексное развитие творческих способностей учащихся.

Уровень освоения программы:  общекультурный.

Актуальность  

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию — многие люди берут в руки различные инструменты, материалы и пытаются создать особые, неповторимые изделия, возвращаясь к историческим истокам, народному декоративно-прикладному творчеству. Популярность изделий ручной работы очень возросла. Вещи, выполненные руками человека, ценятся гораздо выше стандартных товаров, выпускаемых промышленными предприятиями.

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у детей интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.

Программа кружка «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+» являясь прикладной, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с бумагой, тканью, с бисером и др. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Адресат программы 

Программа рассчитана на учащихся 8-12 лет.

Условия приёма и обучения предполагают поступление учащихся в объединение по их желанию, без предварительного отбора. В  группе могут заниматься дети, как близкие по возрасту, так и разновозрастные. Основной формой работы является учебное  занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Данная программа в полном объеме может быть реализована в формате дистанционного обучения (далее ДО). ДО может быть осуществлено на платформе Google Classrom. Работа на этой платформе позволяет размещать обучающий материал и получать обратную связь от учащихся.

Объем и срок реализации программа

Программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год обучения –72 часа в год

2 год обучения – 72 часа в год.

Режим занятий:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа (72часа в год).

2 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа (72 часов в год).

Цель программы: 

Творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навыков самостоятельной работы, создание условий для формирования художественно-творческих способностей и потребностей к декоративно-прикладной деятельности.

Задачи:

Обучающие  (предметные):

  • познакомить с различными техниками декоративно-прикладного творчества и  практическими навыками и приёмами работы с различными материалами ( тканью, бумагой, природными материалами и т.д);
  • обучить элементарным умениям работы по чертежам и схемам;
  • познакомить с основными законами цветоведения и композиции в дизайне;
  • познакомить учащихся с использованием соответствующей терминологии.

Развивающие (метапредметные):

  • продолжать формирование образного, пространственного мышления и умения выразить мысли на плоскости, в объеме с помощью наброска, чертежа, рисунка и готового изделия;
  • способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала и их оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль);
  • развитие творческой самостоятельности, фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.

Воспитательные   (личностные)

  • привить навыки работать в группе, формировать культуру общения;
  • развить умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • воспитание бережного отношения к материалам, художественного вкуса, ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца.

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп.

Программа «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+»  предназначена для учащихся в возрасте  8-14 лет.

В объединения принимаются все желающие (мальчики и девочки) без предварительной подготовки и конкурсного отбора по заявлению родителей или законных представителей. В  группе могут заниматься дети, как близкие по возрасту, так и разновозрастные.

В течение учебного года в группу любого года обучения могут вливаться новички.

На 2-й год обучения переводятся учащиеся, успешно освоившие программу; в случае добора – прошедшие творческое задание.

Основной формой работы является учебное  занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год обучения –72 часа в год

2 год обучения – 72 часа в год.

Режим занятий:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа (72часа в год).

2 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа (72 часов в год).

Наполняемость групп

На первом году обучения в группе 15 учащихся.

На втором году обучения в группе 12 учащихся.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на возраст детей:8-12 лет.

Формы обучения и виды занятий:

- коллективная

- групповая

 - индивидуальная

В процессе обучения  используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; конкурсы, выставки, защита проектов и др.

Данная программа является гибкой, допускает изменения в любых структурных компонентах программного содержания с учётом запросов и интересов детей, запросов родителей и социума, учитывает условия материально – технической базы и допускает коррекцию по итогам диагностики.

Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий по программе «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+» необходим кабинет, оборудованный столами (партами).

Для проведения занятий необходимы следующие материалы (на каждого обучающегося):

  • бумага для рисования, калька
  • картон
  • фломастеры
  • простые и цветные карандаши
  • клей ПВА и клеящий карандаш
  • акриловые краски по ткани
  • кисти
  • ножницы, иголки
  • нитки швейный, мулине, ирис и т.д
  • фурнитура (кружево, ленточки, пуговицы, стразы, бусины и др.)
  • фетр разного цвета
  • ткани (хлопок, трикотаж и др.)
  • проволока
  • бусины (разные цвета)
  • бисер (разные цвета)
  • фетр
  • атласные и капроновые ленты
  • фурнитура для украшений

Все материалы обеспечиваются родителями.

Планируемые результаты

Личностные:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи  и сопереживания;
  • умеет работать самостоятельно, правильно оценивает смысл и последствия своих действий
  • бережное относится к используемым материалам, ответственность за свою работу и доведение начатой работы до конца.

Метапредметные:  

  • умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • демонстрирование пространственное и образное мышление, способен выразить свои мысли на плоскости и объеме с помощью наброска, чертежа, готового изделия.

Предметные:

  • владение элементарным навыкам работы по чертежам и схемам
  • формирование навыков работы с различными материалами;
  • знаком с основными законами цветоведения и композиции;
  • знаком с использованием специальной терминологии.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

Опрос

2

Украшения из фетра и лент

12

3

9

Творческая работа

3

Работа с тканью

14

3

11

Творческий проект

4

Бисероплетение

24

6

18

Творческий проект

5.

Макраме

12

3

9

Творческая работа

6.

Вязание

6

2

4

Творческий проект

7.

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

72

19

53

Второй год обучения

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

Опрос

2.

Бисероплетение

24

4

20

Творческий проект

3

Работа с тканью

20

4

16

Творческий проект

4

Основы проектной деятельности

10

4

6

Творческая работа

5

Создание объектов дизайна

12

2

10

Творческая работа

6

Итоговое занятие

2

-

2

Творческая работа

ИТОГО:

72

14

58

Календарный  учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

13.09.2021

13 .06.2022

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа

2 год

01.09.2021

08.05.2022

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа

Рабочая программа

Объединения  «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+»

Первый год обучения

Особенности организации образовательного процесса. 

Ведущая идея программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. На занятиях объединения «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+» учащиеся имеют возможность открыть для себя  удивительный мир творчества.

Каждый раздел программы состоит из теоретической и практической части. Эскизирование, работа с материалами, использование разных техник  декора предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности каждого ребенка,  для педагога  важно не только «дать» учащимся теоретическую базу, но и сформировать их личностное отношение к полученным знаниям, а также научить применять эти знания в своей практической деятельности комплексно.

По завершению программы обучения предусматривается разработка, изготовление и защита каждого учащегося индивидуального дизайнерского проекта как результата решения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы (по выбору ребенка). Не исключается и возможность разработки учащимися коллективного итогового проекта по общей тематике.

Возраст учащихся:

8-12 лет

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Задачи 1-го  года обучения

Обучающие

  • познакомить с  основными законами композиции и цветоведения;
  • познакомить с различными техниками  декоративно-прикладного творчества;
  • обогатить словарный запас учащихся на основе использования соответствующей терминологии.

Развивающие

  • формировать образное мышление, умение выразить свои мысли с помощью чертежа, наброска и воплотить это в готовом изделии;
  • способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы изготовления изделий и их художественного оформления (выбор материала, цветовой гаммы изделия, осуществлять самоконтроль по плану);
  • развитие творческой самостоятельности и умения использовать уже имеющиеся знания и опыт практической деятельности для изготовления нового изделия.

Воспитательные

  • сформировать у учащихся умения и навыки самообслуживания;
  • потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • воспитание бережного отношения к материалам, ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца.

Планируемые результаты:

Предметные:

К концу учебного года  учащиеся

-  знакомы с основными законами построения композиции и цветоведения;

-  знакомы с различными техниками декоративно-прикладного искусства;

- обогатили словарный запас новыми терминами понятиями.

Метапредметные :

Учащиеся

  • умеют выразить свои мысли с помощью чертежа, рисунка и воплотить свои идеи в готовом изделии;
  • знакомы с приемами решения учебно-познавательных, творческих задач и  действий в нестандартных ситуациях;
  • самостоятельно решают вопросы изготовления и оформления изделий( выбор материала, цветовой гаммы), способны осуществлять самоконтроль по плану.

Личностные:

У учащихся будут развиты:

  • бережное отношение к материалам, ответственность за свой труд, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
  • самостоятельность и ответственность за свои поступки
  • умения и навыки самообслуживания.

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Название

раздела,

темы

Количество часов

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Дизайн. Виды дизайна

Инструктаж по ТБ.

Диагностика

2

2

беседа

Опрос

Раздел 1. Украшения из фетра и лент

1.1

Декорирование резинки для волос фетровыми цветами

4

1

3

Практические занятия

Обсуждение

1.2

Изготовление броши с цветами из лент

4

1

3

Практические занятия

Творческая работа

1.3

Ободок с цветами

4

1

3

Практические занятия

Творческая работа

Раздел 2. Работа с тканью

2.1.

Изготовление цветов из ткани

6

4

1

5

Практические занятия

Контрольное задание

2.2.

Сборка украшения из цветов

4

1

3

Практические занятия

Творческая работа

2.3

Браслет (бусы) из ткани

4

1

3

Практические занятия

Творческая работа

Раздел 3. Бисероплетение

3.1

Простое низание, плоскостное, плетение браслетов

10

3

7

Практические занятия

обсуждение

3.2

Изготовление фигурок из бисера и бусин

6

1

4

Практические занятия

обсуждение

3.3

Вышивка броши из бисера

8

2

6

Практические занятия

обсуждение

Раздел 4.  Макраме

4.1.

Знакомство с основными узлами

4

1

3

Практические занятия

Обсуждение

4.2.

Плетение браслетов

4

1

3

Практические занятия

Авторский проект

4.3

Плетение объемного элемента

4

1

3

Практические занятия

Обсуждение

                          Раздел 5. Вязание

5.1

Основы вязания крючком

3

1

2

Практические занятия

Обсуждение

5.2

Изготовление изделия

3

1

2

Практические занятия

Обсуждение

Итоговое занятие

2

-

2

Защита проектов

Итого

72

20

52

Календарно тематический план первого года обучения 2021-2022 года

дни занятий – понедельник 16.00-17.30

№п/п

Дата

проведе

ния

По факту

Название темы занятия

Общее кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

1

13.09

Вводное занятие. Правила безопасной работы с материалами и инструментами. Организационные вопросы. Диагностика.

2

2

20.09

Украшения из фетра и лент. Изготовление цветов из фетра

2

3

27.09

Украшения из фетра и лент. Изготовление цветов из фетра

2

Итого

6

ОКТЯБРЬ

4

04.10

Украшения из фетра и лент.  Декорирование резинки для волос фетровыми цветами

2

5

11.10

Украшения из фетра и лент.  Декорирование резинки для волос фетровыми цветами

2

6

18.10

Изготовление броши с цветами из лент. Изготовление цветов

2

7

25.10

Изготовление броши с цветами из лент. Изготовление цветов

2

Итого:

8

НОЯБРЬ

8

01.11

Изготовление броши с цветами из лент. Сборка броши.

2

9

08.11

Ободок с цветами. Изготовление элементов.

2

10

22.11

Ободок с цветами. Сборка изделия

2

11

29.11

Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани.

2

Итого:

8

ДЕКАБРЬ

12

06.12

Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани.

2

13

13.12

Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани.

2

14

20.12

Работа с тканью. Сборка украшения из цветов

2

15

27.12

Работа с тканью. Сборка украшения из цветов

2

  Итого:

10

ЯНВАРЬ

Работа с бумагой.  Плетение из газетных трубочек. Панно

16

10.01

Бисероплетение. Простое низание

2

17

17.01

Бисероплетение. Плоскостное плетение

2

18

24.01

Бисероплетение. Плоскостное плетение

2

19

31.01

Бисероплетение. Плетение браслетов

2

  Итого:

6

ФЕВРАЛЬ

Работа с бумагой. Цветы из бумаги

20

07.02

Бисероплетение. Плетение браслетов

2

21

14.02

Бисероплетение. Изготовление фигурок из бисера и бусин

2

22

21.02

Бисероплетение. Изготовление фигурок из бисера и бусин

2

23

28.02

Бисероплетение. Изготовление фигурок из бисера и бусин

2

Итого:

8

МАРТ

Свит-дизайн. Изготовление сладкого подарка

24

07.03

Бисероплетение. Вышивка броши из бисера

2

25

14.03

Бисероплетение. Вышивка броши из бисера

2

26

21.03

Бисероплетение. Вышивка броши из бисера

2

27

28.03

Бисероплетение. Вышивка броши из бисера

2

 Итого:

10

АПРЕЛЬ

Работа с тканью. Кукла в стиле Тильда

28

04.04

Макраме. Знакомство с основными узлами

2

29

11.04

Макраме. Знакомство с основными узлами

2

30

18.04

Макраме. Плетение браслетов

2

31

25.04

Макраме. Плетение браслетов

2

Итого:

8

МАЙ

 Бисероплетение. Вышивка броши бисером.

32

16.05

Макраме. Плетение объемного элемента

2

33

23.05

Вязание. Основы вязания крючком

2

34

30.05

Вязание. Основы вязания крючком. Изготовление изделия

2

35

06.06

Вязание. Основы вязания крючком. Изготовление изделия

2

36

13.06

Итоговое занятие

2

Всего:

10

Итого

72

Содержание изучаемого курса учебного года 1-го года обучения

Вводное занятие

1. Диагностика.

2. Инструктаж. Безопасность – это важно

3. Введение. Декоративно-прикладное искусство. Виды материалов.

ДО: предоставление обучающих материалов. Тест

1. Украшения из фетра и лент.

1.1. Декорирование резинки для волос фетровыми цветами.

 Теория: Виды фетра, применение в зависимости от вида цветов.

ДО: видеолекция, он-лайн консультирование

Практика: изготовление нескольких видов цветов из фетра, декорирование изделий ( резинка для волос).

ДО: самостоятельная практическая работа

1.2. Изготовление панно из природных материалов.

Теория: Виды лент, применение в зависимости от вида цветов.

ДО: видеолекция, он-лайн консультирование

Практика: изготовление нескольких видов цветов из лент, декорирование изделий (брошь).

ДО: самостоятельная практическая работа.

1.3. Ободок с цветами

Теория: Крепление украшений на заготовку ( ободок).

ДО: предоставление методических материалов, он-лайн консультирование.

Практика: Украшение ободка для волос искусственными цветами.

ДО: самостоятельная работа

2. Работа с тканью.

2.1. Изготовление цветов из ткани.

Теория:  Разнообразие цветов из ткани. Способы изготовления, технология выполнения цветов, разнообразие использования готовых изделий.

ДО: видеолекция, он-лайн консультация.

Практика: изготовление разных видов цветов из ткани.

ДО: практическая работа.

2.2. Сборка украшений из цветов.

Теория:  Варианты использования цветов для изготовления украшений и аксессуаров.

ДО: видеоурок.

Практика: самостоятельный выбор изделия для декорирования искусственными цветами, составление композиции, выполнение работы.

ДО: практическая работа.

2.3. Браслет (бусы) из ткани.

Теория. Технология изготовления браслета ( бус) из ткани. Декорирование браслета ( бус).

ДО: видеолекция, консультация

Практика. Изготовление браслета (бус).

ДО: выполнение практической работы.

3. Бисероплетение.

3.1. Простое низание, плоскостное, плетение браслетов.

Теория: История бисера и бисероплетения. Колористика в украшениях. Виды бисера. Способы плетения.

ДО: предоставление методических материалов, он-лайн консультирование.

Практика: плетение простых изделий из бисера ( браслеты, чокеры, кольца и т.п.), самостоятельный выбор цветовой гаммы изделия.

ДО: выполнение практической работы.

3.2. Изготовление фигурок из бисера и бусин.

Теория. Использование бусин в плетении. Правила объемного плетения.

ДО: видеоурок, он-лайн консультирвание.

 Практика:  Выполнение изделия.

До: выполнение практической работы.

3.3 Вышивка броши из бисера.

Теория: Используемые материалы. Технология выполнения броши из бисера.

ДО: видеоурок, он-лайн консультирвание.

Практика: выполнение изделия.

До: выполнение практической работы.

4. Макраме.

4.1. Знакомство с основными узлами

Теория: История появления макраме. Материалы, техника выполнения.

ДО: видеоурок.

Практика:  плетение основных узлов.

ДО: самостоятельная работа.

4.2. Плетение браслетов.

Теория: Виды браслетов в технике «макраме», материалы, технологии  выполнения.

ДО: видеолекция, он-лайн консультирование.

Практика: выполнение украшения по выбранной схеме.

ДО: практическая работа.

5. Итоговое занятие. 

Защита проекта

ДО: он-лайн презентация работ.

Рабочая программа

Объединения  «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+»

Второй год обучения

Особенности организации образовательного процесса. 

Ведущая идея программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. На занятиях объединения «Мастерская дизайна и Эстетики «Стиль+» учащиеся имеют возможность открыть для себя  удивительный мир творчества.

Каждый раздел программы состоит из теоретической и практической части. Эскизирование, работа с материалами, использование разных техник  декора предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности каждого ребенка,  для педагога  важно не только «дать» учащимся теоретическую базу, но и сформировать их личностное отношение к полученным знаниям, а также научить применять эти знания в своей практической деятельности комплексно.

По завершению программы обучения предусматривается разработка, изготовление и защита каждого учащегося индивидуального дизайнерского проекта как результата решения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы (по выбору ребенка). Не исключается и возможность разработки учащимися коллективного итогового проекта по общей тематике.

Возраст учащихся:

9-12 лет

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Задачи 2-го  года обучения

Обучающие  (предметные):

  • овладеть практическими навыками и приёмами работы с различными материалами;
  • обучить элементарным навыкам работы по чертежам и схемам;
  • обучить основам проектной деятельности;
  • обогатить словарный запас учащихся на основе использования соответствующей терминологии
  • овладеть знаниями об основах дизайна.

Развивающие (метапредметные):

  • продолжать формирование образного, пространственного мышления и умения выразить мысли на плоскости, в объеме с помощью наброска, чертежа, рисунка и готового изделия;
  • учить в анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения
  • способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы художественного конструирования, изготовления изделий из различного материала и их оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль);
  • умение использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности;
  • пробудить интерес к проектной деятельности.

Воспитательные   (личностные)

  • привить навыки работать в группе, формировать культуру общения;
  • способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
  • сформировать у учащихся умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • развить навыки совместной работы, умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • воспитание бережного отношения к материалам, художественного вкуса, ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца.

Планируемые результаты

Личностные:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи  и сопереживания;
  • умеют работать в группе, сформирована культура общения;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорство в достижении поставленных целей;
  • бережно относятся к материалам, ответственны за свой труд, стремятся довести начатую работу до конца;
  • сформированы у учащихся умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные:  

  • умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • сформировано образное и пространственное мышление, умение выразить мысли на плоскости и объеме с помощью наброска, чертежа рисунка.
  • имеют навыки проектной деятельности
  • умеют использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.

Предметные:

  • владение знаниями об  основах дизайна;
  • владеют элементарным навыкам работы по чертежам и схемам
  • сформированы навыки работы с различными материалами, знание и грамотное применение техник декорирования;
  • владение соответствующей терминологией
  • владеют основами проектной деятельности.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Название

раздела,

темы

Количество часов

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Дизайн. Виды дизайна

Инструктаж по ТБ.

Диагностика

2

2

беседа

опрос

Раздел 1. Бисероплетение

1.1.

Изучение дизайна бисерных украшений

2

1

1

Практические занятия

Обсуждение

1.2.

Техники работы с бисером

10

2

8

Практические занятия

Творческая работа

1.3

Вышивка броши бисером

12

4

8

Практические занятия

Творческая работа

Раздел 2. Работа с тканью

2.1.

Основы дизайна.  

4

1

3

Практические занятия

Контрольное задание

2.2

Изготовление цветов из ткани

8

2

6

Практические занятия

Творческая работа

2.3

Изготовление бус из ткани

8

2

6

Практические занятия

Творческая работа

Раздел 3. Основы проектной деятельности

3.1

Изучение последовательности ведения проекта.

4

2

2

Практические занятия

обсуждение

3.2

Украшение – объект дизайна

6

2

4

Практические занятия

Контрольное задание

Раздел 4.  Создание объектов дизайна.

4.1.

Изучение видов техник, используемых при создании объектов дизайна

4

1

3

Практические занятия

Обсуждение

4.2.

Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров

10

2

8

Практические занятия

Авторский проект

                          Раздел 5.  Итоговое занятие

5.

Защита проекта

2

2

Круглый стол

Обсуждение

Итого

72

20

52

Календарно тематический план второго года обучения 2021-2022 года

дни занятий – среда 16.00-17.30

№п/п

Дата

проведения

По факту

Название темы занятия

Общее кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

1

01.09

Вводное занятие. Правила безопасной работы с материалами и инструментами. Организационные вопросы. Диагностика.

Дизайн. Виды дизайна.

2

2

08.09

Бисероплетение. Изучение дизайна бисерных украшений

2

3

15.09

Бисероплетение. Техники работы с бисером

2

4

22.09

Бисероплетение. Техники работы с бисером

2

Итого:

8

ОКТЯБРЬ

5

29.09

Бисероплетение. Техники работы с бисером

2

6

06.10

Бисероплетение. Техники работы с бисером

2

7

13.10

Бисероплетение. Техники работы с бисером

2

8

20.10

Бисероплетение. Вышивка броши бисером

2

9

27.10

Бисероплетение. Вышивка броши бисером

2

Итого:

10

НОЯБРЬ

10

03.11

Бисероплетение. Вышивка броши бисером

2

11

10.11

Бисероплетение. Вышивка броши бисером

2

12

17.11

Бисероплетение. Вышивка броши бисером

2

Итого:

6

ДЕКАБРЬ

13

24.11

Бисероплетение. Вышивка броши бисером

2

14

01.12

Работа с тканью. Основы дизайна.  

2

15

08.12

Работа с тканью. Основы дизайна.  

2

16

15.12

Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани

2

  Итого:

8

ЯНВАРЬ

17

22.12

 Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани

2

18

29.12

Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани

2

19

12.01

Работа с тканью. Изготовление цветов из ткани

2

  Итого:

6

ФЕВРАЛЬ

20

19.01

Работа с тканью. Изготовление бус из ткани

2

21

26.01

Работа с тканью. Изготовление бус из ткани

2

22

02.02

Работа с тканью. Изготовление бус из ткани

2

23

09.02

Работа с тканью. Изготовление бус из ткани

2

Итого:

8

МАРТ

24

16.02

Основы проектной деятельности. Изучение последовательности ведения проекта.

2

25

02.03

Основы проектной деятельности. Изучение последовательности ведения проекта.

2

26

09.03

Основы проектной деятельности. Украшение – объект дизайна

2

27

16.03

Основы проектной деятельности. Украшение – объект дизайна

2

 Итого:

8

АПРЕЛЬ

28

23.03

Основы проектной деятельности. Украшение – объект дизайна

2

29

30.03

Создание объектов дизайна. Изучение видов техник, используемых при создании объектов дизайна

2

30

06.04

Создание объектов дизайна. Изучение видов техник, используемых при создании объектов дизайна

2

31

13.04

Создание объектов дизайна. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров

2

32

20.04

Создание объектов дизайна. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров

2

Итого:

10

МАЙ

33

27.04

Создание объектов дизайна. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров.

2

34

04.05

Создание объектов дизайна. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров

2

35

11.05

Создание объектов дизайна. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров

2

36

18.05

Итоговое занятие. Защита проекта

2

Итого:

8

Всего:

72

Содержание изучаемого курса учебного года 2-го года обучения

Вводное занятие

Инструктаж. Безопасность – это важно. Введение. Дизайн. Виды дизайна.

1. Бисероплетение.

1.1.Изучение дизайна бисерных украшений.

Теория: Бисероплетение: история, примеры. Бисероплетение в жизни человека, основные бисерные изделия.

1.2.Техники работы с бисером.

Практика: Знакомство с необходимыми для работы материалами и инструментами. Правила безопасной работы. Основные техники бисероплетения. Выполнение изделий.

2. Работа с тканью.

2.1. Основы дизайна.  

Теория:  Композиция. Законы композиции. Простейшие виды композиции: полоса, квадрат, круг, сетка. Раппорт. Монокомпозиция. Растительный орнамент.  Цветоведение.  Цветовой круг. Основные и составные цвета. Понятие теплая, холодная гамма цветов.

Практика: Упражнения на создания простейших композиций  с использованием полос, квадратов, кругов. Создание раппортных композиций. Стилизация растительных форм. Орнаментальные композиции.

2.2. Виды техник, используемых при художественном декорировании объектов дизайна.

 Теория:          

  • Материалы и инструменты, техника выполнения изготовления цветов из ткани.
  • Материалы и инструменты для изготовления бус из ткани.
  • Разнообразие способов и техник выполнения изделий.

Практика:  Цветы из ткани – эскиз композиции в цвете, подбор материалов, крой, выполнение работы. Бусы из ткани- эскиз композиции в цвете, подбор материалов, выполнение работы.

3. Основы проектной деятельности

3.1. Изучение последовательности ведения проекта на примерах.  

Теория:  изготовление сувениров из различных материалов

Украшение  – объект дизайна, изготавливаем украшения сами.

Практика: выполнение эскиза, подбор материалов, конструирование, крой, сборка.

4. Создание объектов дизайна.

4.1. Изучение видов техник, используемых при создании объектов дизайна

Теория: Материалы, оборудование, техника выполнения

Практика:  ручное шитье, пэчворк,  фелтинг, плетение (нити, бисер, ленты, проволока).

4.2. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров

Теория: Материалы, технологи  выполнения

Практика: вышивка, роспись по ткани, аппликация, валяние, вязание крючком, художественная обработка кожи.

5. Итоговое занятие. 

Защита проекта

Оценочные материалы

Название контроля

Методики диагностики

Формы фиксации

Срок проведения

Примечание

Входной

Педагогическое наблюдение, выполнение заданий педагога

Диагностические карты

Сентябрь

Текущий

Педагогический анализ, выполнение практических заданий

Дневник педагогических наблюдений, творческие карты

В течение года

Промежуточный

Педагогический анализ

Диагностические карты

Декабрь, май

Итоговый

Выполнение практических заданий, педагогический анализ

Творческие карты, карта наблюдений, творческое портфолио

Май – итоги года (по завершению реализации программы)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Способы проверки освоения программы

Для выявления качества знаний, умений, навыков и уровня освоения программы  проводится:

  • входная диагностика (в начале учебного года.) – тестирование.
  • текущий контроль (в течении года) методом педагогического наблюдения - срезы.
  • промежуточный контроль осуществляется после прохождения основных разделов программы в форме самостоятельных творческих заданий.
  • итоговый контроль проводится во время проведения итоговых выставок и защиты проектов.

Завершением курса 1-го года обучения является итоговая выставка творческих работ. Защита проекта призвана показать достижения учащихся за 2-й год обучения. Лучшие изделия, творческие работы и проекты фотографируются и отбираются для участия в районных конкурсах, выставках.

Система отслеживания результатов.

 Диагностика:

  •  Тесты позволяют оценить такие качества ума, как быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность форм), знание терминологии.
  • Срезы (направлены на выявление особенностей   деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся);
  • Творческие задания разного уровня, рассчитанные на отработку навыков и умений, развитие художественного творчества;
  • Авторские проекты - самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством педагога. Проект состоит из отдельных частей, например, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия, разработки технологического процесса.

Основными критериями оценки результатов освоения программы являются:

  • знание основных понятий по композиции;
  • знание основ цветоведения;
  • умение работать разными текстильными материалами;

- знание техник декорирования текстиля;

- понимание объяснений педагога и желание следовать им;

- умение применять разные способы декорирования изделий

- умение последовательно и аккуратно работать по схемам и простым чертежам,  понимать условные обозначения;

- умение выполнять творческую самостоятельную работу, включать воображение;

- желание создавать авторские работы на основе пройденного материала;

- умение работать в коллективе, общаться при создании коллективных работ.

Формы подведения  итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • итоговая выставка
  • защита проектов
  • участие лучших работ в районных и городских конкурсах и выставках.

Критерии практического раздела итоговой аттестации:

  • креативность представленной работы (новизна идеи);
  • оригинальность (отличие от известного и общепринятого);
  • художественный замысел (разработка идеи);
  • целостность композиционно-художественного решения;
  • технологическая  грамотность выполнения эскиза, чертежа и схемы, наличие образца изделия, дизайнерское решение разработки;
  • самостоятельное выполнение работы

Диагностика результатов образовательной деятельности.

  1. Срез творческих и эстетических знаний и умений

(оценка результатов по уровням).

Фамилия имя учащегося

Организация рабочего места

Умение пользоваться инструментами

Умение пользоваться чертежом

Овладение основными навыками

Проявление творческих способностей

Стремление к совершенству

1

2

Оценка результатов по уровням:

3 балла - соответствие высокому уровню: обучающийся демонстрирует владение швейными  техниками работы и ДПИ, не допускает погрешностей в работах,  демонстрирует яркую  художественную позицию, проявляет самостоятельность и осмысленность при решении художественного образа,  не нуждается в педагогическом контроле.

2 балла – соответствие среднему уровню: обучающийся допускает незначительные погрешности в применении техник шитья и ДПИ, иногда нарушает  правила, склонен  демонстрировать  яркую  художественную позицию, проявлять самостоятельность и осмысленность при решении художественного образа,  нуждается в периодическом педагогическом контроле

1 балл – соответствие низкому уровню, обучающийся редко  демонстрирует  владения  техниками  шитья и ДПИ, часто  допускает погрешности в работах , склонен  демонстрировать  яркую  художественную позицию, иногда проявляет осмысленность и самостоятельность в решении художественного образа, нуждается в частом педагогическом контроле

  1.  баллов – освоение программы  на высоком уровне

7–14 баллов – освоение программы  на среднем уровне

1- 6 баллов – освоение программы  на низком уровне

0 баллов – программа не освоена

  1. Проявление творческих способностей

Индивидуальная карточка учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя учащегося ______________________________________

Возраст _____________________

Год обучения ________________

Проявление творческих способностей

Год обучения

1-й год

2-й год

Сен.

Дек.

Май.

Сен.

Дек.

Май.

1

Работа по образцу.

2

Работа с внесением изменений.

3

Работа над своим вариантом.

4

Конструирование.

5

Владения техниками.

6

Придумывание композиций.

7

Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

8

Участие в конкурсах

Средний процент:

Баллы:

Не умею (1)

Умею иногда (2)

Умею с чьей-то помощью (3)

Умею, но в зависимости от сложности материала (4)

Умею всегда (5)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Литература

Для педагога

Трошина Любовь Интерьерная игрушка: Издательство: Формат-М, 2017 г. Серия: Лабиринты вдохновений

Версо Эйми: 50 детских улыбок. Шьем игрушки. С шаблонами в натуральную величину Издательство: Эксмо, 2020 г. Серия: Подарочные издания. Рукоделие

Финнангер Тоне: Волшебный мир Тильды. 30 мягких игрушек и других чудесных вещей с выкройками в натуральную величину Издательство: Эксмо, 2019 г. Серия: Мировые звезды рукоделия

Татьянина Татьяна: Бисер. Маленькие игрушки Издательство: Астрель, 2012 г.

Божко Людмила Александровна: Изделия из бисера Издательство: Мартин, 2014 г. Серия: Рукоделие. Бисер

Мруз Елена Валерьевна: Плетение из бисера и бусин Издательство: АСТ-Пресс, 2013 г. Серия: Золотая библиотека увлечений

Герман Юлия: Современный декупаж и другие декоративные техники. Самое полное и понятное пошаговое руководство Издательство: Эксмо, 2018 г. Серия: Новейшая энциклопедия рукоделия

Юсель Светлана: Декупаж. Самая полная энциклопедия Издательство: Хоббитека, 2017 г. Серия: Легенды декупажа

Зайцева А., Моисеева Е. Цветы из ткани. Идеи для декора, одежды и интерьера. ЭКСМО. М., 2011

Гармаш-Хатам Полина Цветы из гофрированной бумаги,2012г Издательство: Арт-родник

Тищенко Елена Плетение из газет. От простого к сложному Издательство: Феникс, 2016г

Попович Наталья Плетем из газет, бумаги, картона Издательство: Клуб семейного досуга, 2019 г.

Болдова Мария Дмитриевна, Копцева Светлана Валерьевна Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам Издательство: Эксмо, 2019 г.

Добрусина Анастасия Крафт Издательство: Феникс, 2016 г. Серия: Город мастеров

Шерстюк Юлия  Цветы из гофрированной бумаги Издательство: Феникс, 2016 г. Серия: Творим, что хотим

Квиллинг: волшебство бумажных завитков Букина Светлана, Букин Максим Издательство: Феникс, 2016 г. Серия: Город мастеров

Осипова Екатерина Гербарий для души: сохрани самые теплые воспоминания Издательство: Бомбора, 2019 г. Серия: С природой наедине. Наблюдения и открытия

Ярунина Валентина Топиарии своими руками Издательство: Феникс, 2015 г. Серия: Город мастеров

Курандина Наталья Кандзаси. Цветы из ткани Издательство: Феникс, 2015 г. Серия: Город мастеров

Сарафанова Наталья Второе рождение цветка Издательство: Проф-Издат, 2009 г.

Соколова Ольга Волшебный мир батика Издательство: Феникс, 2013 г.Серия: Город мастеров

Дегтярева Ольга Игрушки из папье-маше Издательство: АСТ-Пресс, 2014 г.Серия: Хобби Экспресс

Бельтюкова Наталья Папье-маше. Книга с картинками о технике Издательство: Питер, 2015 г.

Максименко Татьяна Текстильные вещицы в дачном стиле Издательство: Хоббитека, 2016 г. Серия: Вечерние посиделки

Степанова Галина  Лоскутное шитье. 11 новых проектов для ленивых и занятых Издательство: АСТ, 2018 г. Серия: Лидер мнения

Штауб-Вахсмут Бригитта Пэчворк и квилт: лоскутное шитье Издательство: Проф-Издат, 2011 г. Серия: Тайны ремесел

Терешина Галина Роспись по шелку Издательство: АСТ-Пресс, 2013 г. Серия: Мастер-класс на дому

Муди Мэриэнн Современное ручное ткачество. Креативный текстиль на простейшем ткацком станке Издательство: Эксмо, 2018 г.


Максимова Маргарита Азбука вязания Издательство:
Эксмо, 2019 г.

Малиновцева Татьяна Букеты из конфет Издательство: Хоббитека, 2016 г. Серия: Хобби-клуб

Вавилова Евгения  Цветы и букеты из конфет Издательство: АСТ, 2016 г.

Назарук Татьяна  Простая выпечка. Быстрые кексы, пироги и печенье когда хочется вкусного прямо сейчас  Издательство: ХлебСоль, 2021 г.

Стадхолм Джоа, Косби Шарлотта Цвет в дизайне. Как преобразить свой дом с помощью красок Издательство: Бомбора, 2020 г. Серия: Дизайн-студия

Морли Жаклин История костюма. От древности до ультрасовременных дизайнеров

Издательство: Хоббитека, 2020 г. Серия: История для детей и взрослых

Леонтович Александр, Смирнов Иван, Саввичев Александр  Проектная мастерская. 5-9 классы. Учебное пособие. ФГОС Издательство: Просвещение, 2021 г.

Сергеев Игорь Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников школ Издательство: АРКТИ, 2020 г.Серия: Школьное образование

Пономарева Надежда Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках. Планирование, конспекты уроков. ФГОС Издательство: Учитель, 2020 г. Серия: В помощь преподавателю

Для детей        

Верхола А. Елочные игрушки из фетра. – СПб; «Питер», 2016г

Михеева Юлия Васильевна: Ароматные игрушки своими руками Издательство: Феникс, 2016 г. Серия: Город мастеров

Зайцева А., Моисеева Е. Цветы из ткани. Идеи для декора, одежды и интерьера. ЭКСМО. М., 2011

Финнангер Тоне: Волшебный мир Тильды. 30 мягких игрушек и других чудесных вещей с выкройками в натуральную величину Издательство: Эксмо, 2019 г. Серия: Мировые звезды рукоделия

Мруз Елена Валерьевна: Плетение из бисера и бусин Издательство: АСТ-Пресс, 2013 г. Серия: Золотая библиотека увлечений

Юсель Светлана: Декупаж. Самая полная энциклопедия Издательство: Хоббитека, 2017 г. Серия: Легенды декупажа

Попович Наталья Плетем из газет, бумаги, картона Издательство: Клуб семейного досуга, 2019 г.

Тищенко Елена Плетение из газет. От простого к сложному Издательство: Феникс, 2016г

Квиллинг: волшебство бумажных завитков Букина Светлана, Букин Максим Издательство: Феникс, 2016 г. Серия: Город мастеров

Иванова Анастасия Поделки из ненужных вещей Издательство: Феникс, 2014 г. Серия: Волшебная мастерская. Мои первые шедевры

Пузанкова Марина Коврики из помпонов Издательство: Феникс, 2014 г. Серия: Город мастеров

Сарафанова Наталья Второе рождение цветка Издательство: Проф-Издат, 2009 г.

Соколова Ольга Волшебный мир батика Издательство: Феникс, 2013 г.Серия: Город мастеров

Дегтярева Ольга Игрушки из папье-маше Издательство: АСТ-Пресс, 2014 г.Серия: Хобби Экспресс

Бельтюкова Наталья Папье-маше. Книга с картинками о технике Издательство: Питер, 2015 г.

Гершкович Евгения  Детям об искусстве. Дизайн. Многоликий дизайн. Дизайн и экология

Издательство: Искусство ХХI век, 2020 г.

Чадеева Ирина Пироговедение для детей Издательство: ХлебСоль, 2018 г

Для родителей

Юсель Светлана: Декупаж. Самая полная энциклопедия Издательство: Хоббитека, 2017 г. Серия: Легенды декупажа

Шмитт Гудрун: Любимое шитье к праздникам. Украшения, игрушки, подарки ручной работы Издательство: Эксмо, 2018 г. Серия: Мой прекрасный выходной. Счастье ручной работы

Лаврентьева Любовь Александровна:  Куклы родом из сказки Издательство: Формат-М, 2020 г. Серия: Лабиринты вдохновений

Юсель Светлана: Декупаж. Самая полная энциклопедия Издательство: Хоббитека, 2017 г. Серия: Легенды декупажа

Степанова Галина  Лоскутное шитье. 11 новых проектов для ленивых и занятых Издательство: АСТ, 2018 г. Серия: Лидер мнения

Интернет ресурсы:


https://www.livemaster.ru/

https://mk.leonardo.ru/mclasses/

https://stranamasterov.ru/

https://masterclassy.ru/

http://www.darievna.ru/

http://mirkrestikom.ru/

http://www.mastera-rukodeliya.ru/

http://biserok.org/

http://domihobby.ru/

http://www.hobbyportal.ru/

http://vrukodelii.com/

http://tildas.ru/







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Бисероплетение"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Бисероплетение" рекомендуется для проведения кружковой работы с детьми в возрасте 10-12 лет, срок обучения 1 год....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ

Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная прогр...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Изготовление кукол»

Автор образовательной программыдополнительного образования детей«Изготовление кукол»Педагог дополнительного образованияМартынова Татьяна Станиславовна         Срок реали...

Программа дополнительного образования "Бисероплетение"

Программа дополнительного образования «Бисероплетение» разработана для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости с учётом психофизических возможностей учащихся. Цель программы...