Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ
рабочая программа по технологии по теме

Кузьмина Мария Дмитриевна

Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная программа на основе представленной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рукоделие – творческое занятие, оно занимает досуг, уводит в мир прекрасного, создаёт хорошее настроение, доставляет удовольствие.

Украшения из бисера – со вкусом и качественно выполненные – не уступают дорогим ювелирным. Деловой наряд бисерное украшение преображает и делает неповторимым. А предметы интерьера, выполненные из бисера, создают в доме уют и поднимают настроение.

В Древнем Египте из непрозрачного стекла  изготавливали крупные бусины, с годами процесс обработки стекла совершенствовался. Бусины становились всё мельче, так появился бисер – мелкие скругленные бусинки.

В России бисер использовали ещё во времена Киевской Руси (IX-XII). Его использовали наряду с жемчугом для изготовления украшений.  До XVIII века бисер был привозным. В 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бисера, стекляруса и мозаики по изобретённым им рецептам выплавления цветного стекла.

В нынешнее время бисероплетение так же популярно, как и много веков назад. Высоко ценятся украшения ручной работы.

Работа с этим материалом имеет большое значение в развитии у детей художественного вкуса,  мелкой моторики рук, глазомер, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей, внимательность, наблюдательность; воспитывает терпение, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, целенаправленность. Результаты работы приносят огромное удовольствие, придают уверенность в своих силах.

Программа дополнительного образования “Бисероплетение” помогает освоить старинное искусство низания бисером, приобрести навыки декорирования одежды, интерьера изделиями из бисера. Являясь прикладной, она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа ориентирована на обогащение духовного мира ребенка, на развитие художественно-эстетического и творческого потенциала.

Цель данной программы: развитие творческого потенциала личности путём овладения искусством бисероплетения.

Задачи программы:

  • обучение детей приёмам низания бисера;
  • развитие трудовых навыков;
  • ознакомление с историей появления бисера и историей развития техники бисероплетения;
  • воспитывать в детях любовь к культурным ценностям и традициям русского народа;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие глазомера, координации, дифференциации движения пальцев;
  • развитие внимательности и наблюдательности;
  • воспитание аккуратности и усидчивости;
  • воспитание самостоятельности, целенаправленности, творческой и трудовой активности;
  • развитие социо-культурного самоопределения;
  • развитие творческих способностей.

Программа дополнительного образования «Бисероплетение» включает в себя следующие разделы: плетение на проволоке, плетение на леске, вышивка бисером.

Раздел 1 Плетение на проволоке.

Плетение на проволоке имеет свои особенности. Проволока материал мягкий, гибкий, но ломкий. Требует аккуратности, точности. Занятия по этому разделу начинаются со знакомства с техникой безопасности. Далее детей знакомят с особенностями такого материала как проволока, знакомят с инструментами, которые используются для работы в этой технике. Дети изучают элементарные способы плетения на проволоке, способы закрепления проволоки в изделии. Проводится обучение по работе со схемами. Затем дети знакомятся с более сложными способами плетения, учатся самостоятельно составлять схемы.

Виды работ:

- цветы (простые - одно соцветие, сложносоставные, букеты);

- деревья;

- фигуры животных и человека (простые плоские, объёмные);

- брелоки (простые и объёмные)

Раздел 2 Плетение на леске, нитке.

В этом разделе дети знакомятся с различными видами плетения на леске, нитке. Первое занятие посвящается ознакомлению с техникой безопасности, инструментами, необходимыми для работы, свойствами данного материала. Далее даются сведения из истории плетения. После – непосредственно изучаются способы плетения, закрепления лески, нити. Дети учатся работать по схемам, затем, самостоятельно составлять схемы. Выполняют творческие работы.

Виды работ:

- цепочки и ленты (простые, плотные, сложные, петельная техника);

- объёмные изделия – жгуты;

- ажурное плетение;

- плотное плетение (монастырское, мозаичное, прямое гобеленовое, ткачество;

- оплетение различных геометрических форм (бусина, карандаш, яйцо, шкатулка).

Раздел 3 Вышивка.

Вышивка бисером – занятие кропотливое, требующее терпения и внимательности. Развивает глазомер, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей.

Как и в предыдущих разделах, здесь дети сначала знакомятся с техникой безопасности, с инструментами, необходимыми для работы, свойствами материала, а так же особенностями техники. На первых занятиях ребята знакомятся с приемами вышивки, способами закрепления нити. Далее выполняют работы с помощью педагога по схеме. Затем учатся самостоятельно составлять схемы и выполняют творческие работы.

Виды работ:

- вышивка бисером по свободному контуру;

- вышивка стеклярусом;

- вышивка пайетками;

- объёмная вышивка;

- вышивка по канве.

Итоги освоения программы

По итогам обучения по программе «бисероплетение» учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности работы с материалами и инструментами для бисероплетения;

- основные исторические аспекты развития народного творчества «бисероплетения»;

- виды и способы работы с бисером;

- основные приёмы работы с бисером.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять элементарные способы плетения и низания бисером;

- работать по схемам;

- самостоятельно составлять элементарные схемы плетения;

- выполнять все изученные виды работ с бисером;

- выполнять основные приёмы работы с бисером.

Учащиеся к концу обучения по программе приобретают навыки:

- разнообразных видов работы с бисером;

- швейных работ;

- ткаческих работ.


Учебно-тематический план

№ раздела

Тема

Класс

1

Введение:

- техника безопасности;

- история бисера, свойства материала.

2-9

2-9

2

Низание на проволоке

- история низания, техника безопасности;

- цветы:

простые - одно соцветие,

сложносоставные, букеты;

- деревья;

- фигуры животных и человека (простые плоские, объёмные);

- брелоки:

Простые

Объёмные

2-9

2-4

5-9

2-9

2-9

2-4

5-9

3

Низание на леске, нити:

- история низания, техника безопасности;

- цепочки и ленты (простые, плотные, сложные, петельная техника);

- объёмные изделия – жгуты;

- ажурное плетение;

- плотное плетение:

прямое ткачество;

мозаичное плетение;

- оплетение различных геометрических форм (бусина, карандаш, яйцо, шкатулка).

2-9

2-9

5-9

4-9

2-9

5-9

5-9

4

Вышивка бисером:

- история появления и развития техники, техника безопасности;

- вышивка бисером по свободному контуру;

- вышивка стеклярусом;

- вышивка пайетками;

- объёмная вышивка;

- вышивка по канве.

2-9

2-9

2-9

5-9

5-9

5-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...