Профессиональная адаптация обучающихся к различным профилям трудового обучения в ОО.
методическая разработка по технологии

Волкова Наталья Владимировна

Общая задача трудового обучения в школе АОП состоит в подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду. Процесс обучения и формирования представлений о профессиональных намерениях, соответствующих интересам, склонностям, психофизическим возможностям обучающихся сложный, противоречивый, длительный и начинается с младшего школьного возраста. Уже в начальной школе обучающиеся приобретают бытовые трудовые навыки и навыки ручного труда, которые в дальнейшем позволяют им освоить программу трудового обучения в школьных мастерских.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_adaptatsiya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

РМЦ ГКОУ «Богордская школа №8»

Профессиональная адаптация обучающихся к различным профилям трудового обучения в ОО.

Общая задача трудового обучения в школе АОП состоит в подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду. Процесс обучения и формирования представлений о профессиональных намерениях, соответствующих интересам, склонностям, психофизическим возможностям обучающихся сложный, противоречивый, длительный и начинается с младшего школьного возраста. Уже в начальной школе обучающиеся приобретают бытовые трудовые навыки и навыки ручного труда, которые в дальнейшем позволяют им освоить программу трудового обучения в школьных мастерских.

При переходе обучающихся из начальной школы в 5 класс обязательно возникает проблема их адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными задачами учителя профессионально-трудового обучения в 5 классе (особенно в первом полугодии) является: обеспечение эмоционального благополучия каждого обучающегося на уроках, создание условий для формирования устойчивой учебной мотивации к предмету, готовности к преодолению трудностей в процессе приобретения знаний и профессиональных навыков, необходимых для прохождения итоговой аттестации - экзамена по трудовому обучению.

Для формирования устойчивой учебной мотивации к предмету в своей работе с пятиклассниками  применяются методы активного обучения. Во-первых, тщательно продумываются приёмы подачи учебного материала. Его изложение должно быть  логичным, посильным, опирающимся на личный опыт обучающихся и конечно обеспечить им четкое представление о важности овладения теми или иными видами швейного искусства. Дети должны знать, что их труд нужен им самим, родителям, школе. Обозначение значимости работы – стимулирует деятельность учения.

При сообщении новых знаний, их закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы часто используются игровые и проблемные ситуации. Например, в традиционный урок вводятся элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «цепочка», суть которой - непрерывность последовательности правильных ответов, составь последовательность по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия, отгадай загадку, собери пословицу по опорным словам и т.д.

При организации проблемной ситуации необходимо придать ей эмоциональную окраску с помощью интонации и эффекта неожиданности, подключить к её решению всех детей и доброжелательно относится к их ответам, правильно подобрать степень сложности вопроса, учитывать при этом полученные ранее знания и опыт обучающихся. В целях конкретизации проблемного вопроса часто используется наглядность.

В работе  используются разнообразные наглядные пособия и раздаточный материал. Инструкционные и технологические карты, образцы изделий, чертежи, раздаточный материал, карточки-задания, яркие шаблоны, карточки-подсказки - повышают активность обучающихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами, что особенно важно для обучающихся пятых классов.

Приемы игрового и проблемного обучения часто сочетаю с технологией коллаж и ИКТ, что позволяет сделать урок или его этапы ярким и увлекательным и конечно активизировать познавательную активность обучающихся к предмету.

В первой четверти большое внимание уделяется воспитанию у обучающихся организационных умений и навыков в работе: организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться швейным оборудованием только по разрешению учителя, правильно готовить и убирать своё рабочее место. А так же воспитывать в них такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая одноклассникам, выполнять любые предложенные учителем задания, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, строго выполнять правила техники безопасности при работе с различными инструментами. Необходимо разъяснять, что настойчивость в работе, добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - облегчают формирование у них профессиональных умений и навыков по швейному делу.

Одно из главных направлений в работе - эмоциональное благополучие каждого ребенка. Поэтому на уроках надо создать доброжелательную психологическую атмосферу, обязательно чередовать виды деятельности, более напряжённые умственные действия и кратковременные расслабления. Применять индивидуально – дифференцированный подход - ставить перед обучающимися посильные задачи, не требовать от них приложения сверх усилий для их решения. При этом все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Например, более сильным ученикам предложить аппликацию пришить тамбурным швом, а слабой - прямыми стежками. Также сама аппликация у сильных учеников может быть более фигуристая, а у слабой - попроще.
Стараться создавать ситуацию успеха на каждом уроке. Каждому ученику необходимо внушать уверенность, что с работой они справятся, помочь во время выполнения заданий. Однако, оказывая помощь,  не лишать их инициативы и самостоятельности, лишь контролировать и направлять. Во время контроля стараться чаще хвалить, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указывать на то, что нужно исправлять и как это сделать.

В конце урока при подведении итогов отмечать положительную динамику в учебных достижения обучающихся. Обосновано выставлять за работу на уроке оценку каждому ученику. Разъяснять, где были допущены ошибки, что не доработано. На это уходит дополнительное время, но, у ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки.

Чёткое планирование всех этапов урока, его вариативность, формирование у обучающихся познавательной активности к предмету швейное дело, целенаправленная работа по развитию их практических умений и навыков, позволяет сгладить проблемы адаптации пятиклассников и даёт положительную динамику в их обучении.

Учитель профессионально-трудового обучения  

высшей квалификационной категории

Волкова Наталья Владимировна

октябрь  2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

     Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ...

Мониторинг «Проверка успешности адаптации обучающегося 5-6 лет к обучению в творческом объединении» 2019-2020 учебный год

Мониторинг «Проверка успешности адаптации обучающегося 5-6 лет к обучению в творческом объединении»2019-2020 учебный год...

Направления: «Профессиональное самоопределение обучающихся на различных возрастных этапах: особенности, технологии, содержание, формы, методы»

Формы работы на уроках и во внеурочной деятельности:нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, проекты, конструирование и др.);использование нетрадиционных форм уч...

Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению «Я- первоклассник»

Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению  «Я- первоклассник» состоит из 6 полноценных занятий педагога-психолога с первоклассниками....

"Детское творческое объединение в профессиональном самоопределении обучающихся на различных возрастных этапах."

Эффективность  профессионально ориентированного образованияобучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом и её культурной среды....

Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ в трудовом обучении

В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий....