Урок на тему "Работа с бумагой"
учебно-методический материал по технологии

Ниндыпова Сэсэгма Цырендоржиевна

Урок на тему "Работа с бумагой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Открытки в технике квиллинг»

Цель :  Формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Изготовление открытки в технике квиллинг.

Задачи:

1)      обучающие:

         познакомить обучающихся с понятием техники «Квиллинг»;

         научить изготовлению цветка из полосок в технике «Квиллинг»;

         познакомить обучающихся с правилами безопасной работы на занятии;

2)      развивающие: 

содействовать развитию у обучающихся:

  •        познавательной активности;
  •        мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством;

3)      воспитательные: содействие воспитанию у обучающихся:

         умения воспринимать информацию незнакомого педагога;

         внимания к безопасным способам работы с инструментами.

 

Тип урока: изучение нового материалаурок – путешествие.

Форма организации : групповое практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:

-   словесный метод (рассказ, объяснение, беседа)

-  наглядный метод (показ);

-  практический метод (выполнение работы).

Оборудование: готовая поделка в технике «квиллинг», мультимедиа, презентация, бумаги-полоски готовые, ножницы, клей ПВА, цветной картон, палочки  или зубочистки для закручивания бумаги. 

Структура урока:

1.      Организационный этап (1-2 минуты).

2.      Основной этап (20-25 минут).

2.1. Игра – мотивация - ознакомление с понятием «квиллинг».

2.2. Беседа с обучающимися о правилах безопасной работы.    

2.3. Выполнение практической части занятия.

2.4. Физ. минутка.

2.5. Продолжение практической работы.

3.    Заключительный этап (3-4 минут).

3.1. Уборка рабочих мест.

3.2. Выставка работ

3.3. Рефлексия результатов работы обучающимися (в форме беседы).

3.4. Подведение итогов занятия педагогом.

Содержание учебного занятия

1.Организационный этап (1-2 минуты) (Слайд 1)

2. Основной этап (20-25 минут)

2.1. Игра – мотивация - ознакомление с понятием «Квиллинг».

Задача данного  этапа: формирование у учащихся  представлений о прикладном виде творчества – квиллинг.

Направляю к формулировке проблемы.

Если мы отправились в путешествие, то как у настоящих путешественников, у нас есть карта, и для того чтобы узнать тему нашего урока  необходимо разгадать тайну, и мы (Слайд 2) отправляемся в город «Тайна» в нем мы найдем первую подсказку.

Собери своих друзей,

Отправляйтесь в путь скорей.

Чтобы новое узнать…

Надо тайну разгадать…

Учитель: На слайде загадки,  которые помогут разгадать кроссворд. И в выделенном столбце вы прочитаете слово. (работа по группам :1ряд-1группа, 2ряд -2группа)

Учитель:

Вопрос1: Я танцую на носу, разный цвет собой несу.
                 Меня любят все детишки, и девчонки, и мальчишки!

Вопрос2: Второй день недели.

Вопрос3: Тонкая и прыткая, дружбу водит с ниткой

                  Вверх и вниз летает — шьёт и пришивает.

Вопрос4: Раз деталь и два деталь, как соединить тогда?
                 Нам поможет в этом он,липкий, вязкий, всем знаком.

Вопрос5: Хоть я и не прачка, друзья, стираю старательно я.

Вопрос6: Склеена и сшита, без дверей, закрыта.
                   Кто ее открывает, тот много знает.

Вопрос7: Я люблю прямоту, и сама прямая

                 Сделать ровную черту всем я помогаю.

Вопрос8: Вот идет пароход –то назад, то вперед,
                 А за ним такая гладь –не морщинки не видать

Учитель: На слайде вопросы , названия которых поможет разгадать кроссворд. И в выделенном столбце вы прочитаете слово.

Какое слово получилось? Квиллинг

 Учитель. И тема  сегодняшнего урока. Открытка в технике квиллинг.

А что такое квиллинг? Хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель. А может из вас кто  знает, что такое квиллинг? (Слайд4)

 

Квиллинг – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных элементов объемные или плоскостные композиции.

Учитель. Запишите,  пожалуйста, тему и определение понятия  «Квиллинг» в тетради.

(Слайд5)

Немного из истории квиллинга

История возникновения квиллинга как техники начинается в XIV – XV веках в Европе. Монахи обрезали края книжных листов, покрытые позолотой, а потом скручивали их в спирали с помощью кончиков перьев птиц. Поэтому занятию дали такое название. Из золотистых завитков умельцы создавали утонченные медальоны, которые невозможно было отличить от ювелирных.

В XIX веке квиллингом увлеклись дамы из высшего общества. Обычные люди не могли себе позволить создавать поделки такого дорогого материала, как бумага. Со временем техника стала модной среди европейских домохозяек и превратилась из искусства в хобби. Затем бумагокручение было забыто и приобрело популярность только во второй половине XX века. Особенно любим квиллинг в Германии и Англии. Принцесса Елизавета активно им занималась. Некоторые ее работы находятся в Лондонском музее.

 Учитель:  как я уже говорила  квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

 Скажите,  вы можете уже сейчас  приступить к выполнению работы в технике квиллинг?

Дети. Нет

Учитель. В чем затруднение?  У вас возникла проблема?  Какая?

Дети. Мы не знаем технику квиллинг.

Учитель. Молодцы! Вы сами  сформулировали проблему. Давайте  попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

(На экране высвечивается проблема «Как выполнить работу в технике квиллинг?»

 (слайд 3)

Учитель. Как вы думаете чему мы будем учиться на уроке.

Дети. Работать в технике квиллинг.

Учитель. И какие ставим цели?

Дети: научиться работать в технике квиллинг.

(Слайд5) с целями урока.

Учитель. Для того  чтобы понять, как работать в технике квиллинг, посмотрите на экран.

 В технике квиллинг основными элементами являются:

(демонстрация основных элементов техники «Квиллинг» с изображением).

Слайд и плакат с элементами (название и схема).

Тугая спираль. Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спираль с иглы, чтобы лента не раскрутилась.
http://ejka.ru/uploads/images/5/7/2/b/498/437495027a.jpg

Свободная спираль. Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.

http://ejka.ru/uploads/images/3/c/3/3/498/976820a232.jpg

Глаз. Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей соответствующую форму

http://ejka.ru/uploads/images/0/4/e/5/498/022196bc7c.jpg

Изогнутая капля. Сделайте каплю и загните ее уголок.
http://ejka.ru/uploads/images/c/9/6/6/498/ee2317f076.jpg
Полукруг. Сделайте свободную спираль, сожмите два уголка так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.
http://ejka.ru/uploads/images/c/2/4/8/498/bba27a9fc3.jpg
Лист. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки.

http://ejka.ru/uploads/images/0/a/f/b/498/0f0ae89f40.jpg
Ромб. Сделайте глаз и сожмите его уголки, чтобы получился ромб.
http://ejka.ru/uploads/images/a/d/c/7/498/2b5f51978c.jpg

 Учитель. Еще очень много приемов скручивания бумаги, но мы их рассмотрим на следующем уроке.

 Появляется ( слайд 6)с изображением карты и второй подсказки (озвучивается текст подсказки обучающимися или педагогом).

Снова в путь вы собирайтесь:

в город «Правил» отправляйтесь

2.2. Беседа с обучающимися о правилах безопасной работы с инструментами.

Вы – школьники, поэтому хорошо понимаете, какую роль играют правила в нашей жизни, как в школе, так и вне школы. Самые главные правила – те, которые связаны с сохранением жизни и здоровья.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

-  Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

  Не    работай    тупыми    ножницами,     с    ослабленным шарнирным креплением.

-      Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

-      Не держи ножницы концами вверх.

-      Не   оставляй ножницы в раскрытом виде.

  Не режь ножницами на ходу.

  Не подходи к товарищу во время резания.

- Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

-  Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

с клеем обращаться аккуратно, следить, чтобы он не попадал в глаза;

  • Клей наносить при помощи зубочистки.
  • навести порядок на рабочем столе после окончания занятия;
  • после окончания работы руки и кисточку промыть водой.

 

Неправильное применение правил ТБ

ножницы во время работы -держать  лезвием  к себе.

  • лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть разомкнуты;
  • передавать ножницы разомкнутыми  лезвиями вперёд;

-           При  работе   с   клеем   пользуйся   пальчиком.

-  кисточку и руки после работы вытирай тряпочкой

Учитель: Молодцы друзья мои, вы помогли навести порядок в городе.

2.3. Выполнение практической части задания

Четвертая подсказка (слайд)

Чтоб в город Мастеров пройти,

инструменты ты с собою захвати.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с инструментами, которые нам понадобятся

            -диск

          - тонкие полоски разноцветной бумаги

зубочистка ;

- клей ПВА;

- ножницы;

- салфетки влажные;

- ватные палочки (кисточки для клея) и много терпения и усидчивости.

 

Учитель: И  вот мы с вами в волшебном  городе «Мастеров».

Определите, какая задача стоит перед вами на данном этапе?

Дети: научиться делать композиции в технике квиллинг.

Учитель.   Правильно. Молодцы. И сейчас каждый из вас почувствует себя волшебником, который вместе со мной  в технике квиллинг совершит небольшое чудо. Перед нами простой картон, который мы с вами должны украсить волшебными узелками.

Результат нашей работы должен выглядеть вот так.

Алгоритм выполнения цветка: (сопровождение слайда и демонстрация процесса выполнения.)

Учитель:  Приступаем к выполнению цветка.

Вопрос детямСкажите, пожалуйста, из каких частей состоит цветок?

Ответы детей лепестки и сердцевина, стебель, листья.

Учитель.  И сейчас мы с вами будем делать лепесток. Чтобы  его изготовить, мы будем использовать элементы техники «Квиллинг»:

Слайд: изображение и описание элементов

Спираль тугая и свободная.

Полоску цветной бумаги (цвет любой) с помощью зубочистки закрутить в рол и сразу ослабить, конец полоски приклеить.

Капля

Прижать двумя пальцами спираль с одной стороны.

Глаз

                                  Прижать спираль пальцами с двух сторон.

Учитель. У каждого из вас в отдельных пакетиках находятся элементы техники «Квиллинг» - спираль (цвета разные), их мы и будем использовать для изготовления  цветка.

Учитель. Выполните из элементов «спираль» пять лепестков (капля, глаз).

Алгоритм выполнения цветка: (сопровождение слайда и демонстрация процесса выполнения.)

Учитель: Напомните из чего состоит цветок?

Пестик.

Сложить цветную  бумагу в несколько слоев, с одной стороны ножницами сделать надрезы, чтобы получилась бахрома; Свернуть в виде пестика.

Учитель. Собираем цветок:

Пестик прикрепляем  к середине диска; Аккуратно крепим лепестки.

Алгоритм выполнения голубой веточки: (сопровождение слайда и демонстрация процесса выполнения.)

Учитель:  как вы думаете какое наше действие следующее? Возникают затруднения? С помощью чего будем затруднения устранять?

- конечно, вы только учитесь, а затруднения будем устранять с помощью учителя.

Учитель. Следующее наше действие:  выполнение голубой веточки. Для этого делаем плотную капельку;

Колечко необходимо распустить совсем чуть-чуть, только чтобы можно было сжать один край. Конец бумаги приклеиваем.

Далее на середину голубой капельки нужно слегка надавить, чтобы получилась «лодочка». Делаем пять таких заготовок.  И приклеиваем на диск «лодочки» в любом месте, где вам нравится, формируя веточку.

Алгоритм выполнения листочков:

Учитель: Как вы думаете, что еще не хватает для совершенства цветка?

Дети: Листочков.

Учитель. Ульяна, как ты сформулируешь следующий этап нашей работы.

Дети. Выполнение листочков.

Учитель. Совершенно верно. Следующий этап нашей работы- выполнение листочков. Для их выполнения , мы будем использовать элементы техники «Квиллинг»: «лист», «капля»

Из спиральки зеленого цвета делаем элемент квиллинга «лист».

Прижать спираль пальцами с двух сторон и придать элементу изогнутую форму.

Делаем  четыре листочка в технике квиллинг «лист» и четыре листочка в форме «капля»

 

Седьмая подсказка (слайд:)

После долгого пути ты немного отдохни…

2.4. Музыкальная физ. минутка (2 мин.)

Встанем дружно, не зевать – все движенья повторять…

(включается музыка)

«Мы накрутим шарики, а потом фонарики

А потом еще цветочки, не забудем про листочки.

Вазочки плетеные, ручки золоченые.

Нарисуем мы звезду. Продолжаем мы игру…»

(под слова песни повторяем определенные движения несколько раз на ускорение).

 

2.5. Продолжение практической работы

Учитель. Отдохнули - продолжим  работу. Приклеиваем листочки на диск к веточке.

Учитель. Украсим наш диск дополнительными элементами в технике квиллинг.

Слайд: алгоритм выполнения хризантемы

Делаем хризантемки  (также как и пестик)

Сложить полоску цветной  бумаги в несколько слоев, с одной стороны ножницами сделать надрезы, чтобы получилась бахрома; свернуть в виде пестика и распушить.

Добавляем листочки и колечки.

 Квиллинг на диске готов!

Готовые изделия ставим на поляну цветов.

Учитель:  А теперь  вернемся к проблеме, которую  вы сами сформулировали в начале  урока.

Скажите,  мы решили данную  проблему? Вы  поняли, как выполнять изделия в технике квиллинг?

Ответ:

Да.  Мы поняли, как выполнять изделия в технике квиллинг.

 

Учитель. Молодцы!  Вы поняли, как справиться с возникшей  проблемой.

 

А теперь приведем рабочее место в порядок, клей, ножницы убираем

3.Заключительный этап (3-4 мин)

3.1. Уборка рабочих мест

Учитель. Все инструменты аккуратно сложите.

3.2. Выставка на цветочной поляне.

Учитель. Девочки, посмотрите, какие получились у вас замечательные поделки.  Они могут стать отличными подарками для родных и друзей…

 

3.3.Рефлексия результатов работы обучающимися (в форме беседы):

Учитель:  Что ж, наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги

- Вам понравился  наш урок?

- Что нового  вы узнали?

- Что научились делать?

-  Как вы думаете,  зачем нам нужен был  этот урок?

Ответ: Чтобы научиться работать в технике квиллинг.

Учитель: Вам это  удалось?

А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Вы на  уроке работали в парах , и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей

Дети. Я думаю, что лучшего всего работа у Ульяны.

- у Даши совершеннее сердцевина

- у меня возникло затруднение при выполнении элемента лодочка.

Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

Как изменилось Ваше настроение?

 

Учитель.Что такое квиллинг? Какие элементы квиллинга вы запомнили?

- Назовите маршрут нашего путешествия.

- Что нового вы узнали, путешествуя по бумажной стране?

- Какие правила безопасной работы вы запомнили?

- Чему вы научились в путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Квиллинг - красота из бумаги"

Знакомство с техникой бумагокручения. История возникновения и развития. Выполнение работ в этой технике....

Открытый урок " Декоративные цветы из бумаги"

Урок для  учащихся 5- 7 классов ( технология девочки)...

Методическая разработка урока технологии по теме "Бумагия"

Методический материал «Бумагия» разработан для учащихся 5-х классов для открытого урока. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом производства бумаги и осваивают процесс использования бумаги в ...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Урок технологии "Работа с бумагой. Изготовление игольницы-цветка"

Конспект урока технологии по изготовлению игольницы-цветка...

Конспект урока технологии 3класс "Рисуем бумагой по бумаге..."

Знакомство с нетрадиционной техникой работы с бумагой "Айрис-фолдинг"...