Тестирование диагностика и контроль
методическая разработка по технологии

На уроках слесарного дела проводится тестирование, диагностика и контроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie_diagnostika_i_kontrol.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Методическое объединение учителей технологии.

«Тестирование, как средство диагностики и контроля знаний на уроках технологии (слесарное дело)» (презентация)

Подготовил и провел

учитель технологии

Петерс Дмитрий Викторович

2023-2024 уч. год (октябрь)

Тема: «Тестирование, как средство диагностики и контроля знаний на уроках технологии (слесарное дело)». (слайд 1)

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, я использую метод тестирования. Тестирование позволяет ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

В настоящее время использование тестирования в коррекционной школе является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами на уроках технологии можно и нужно начинать с 5 класса.

Тестирование в обучении выполняет три основные взаимосвязанные функции (слайд 2)

  1. Диагностическую;
  2. Обучающую;
  3. Воспитывающую.

Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. По скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция контроля состоит в мотивации учащихся к активации работы по усвоению учебного материала. В тестировании можно использовать стимулирующие средства такие, как наводящие вопросы и подсказки.

Воспитывающая функция состоит в том, чтобы организовать и направить деятельность учащихся, научить рационально планировать время, дисциплинировать, помочь выявить и устранить пробелы в знаниях, сформировать стремление развить свои способности.

Удачно (правильно и грамотно) составленный тест имеет ряд достоинств таких, как: (слайд 3)

  1. Объективность в оценивании знаний и умений учащихся. Она достигается тем, что процедура проверки показателей качества заданий стандартная. Тест ставит всех в одинаковое (равное) условие.
  2. Оперативно выявлять ЗУН учащихся и их понимание закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов.
  3. Быстрота проверки.
  4. В течение короткого времени выявляет пробелы в знаниях и предупреждает отставание учащихся.
  5. Способствует рациональному распределению времени на уроке.
  6. Активизирует мышление учащихся.
  7. Дает возможность педагогу скорректировать свои методы преподавания.
  8. Можно организовать объемную проверку знаний по целому курсу, разделу и теме.

Недостатки ( слайд 4)

  1. Разработка качественного теста – длительный, трудоёмкий процесс;

Тест фиксирует только результаты, а не ход её выполнения. В этом случаи возможно угадывание правильного ответа или неправильный ответ мог быть допущен вследствие невнимательности учащихся;

  1. При повторном проведении теста необходимо вносить изменения;
  2. Нельзя узнать мнение испытуемого;

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования; по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.

Виды тестов: (слайд 5)

По целям:

• Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.

• Диагностирующий тест.

• Обучающий тест.

•Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.

По характеру деятельности испытуемых. (слайд 6)

Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.

На уроках технологии можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.

Например: чертилка – это

а) зубило; б) сверло; в) слесарный разметочный инструмент.

Тест на установление истинности (ложности) утверждения. (слайд 7)

В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

Например:

а) Штангенциркуль относится к сверлильному инструменту? (нет)

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). (слайд 8)

Например:

1. Инструмент наносящий линии (риски) на заготовку называют ___________ .

2. Сверло предназначено для: ____________.

#1056;езание тонколистового металла выполняется .___________________

Требования к тестам: (слайд 9)

1. Валидность (или адекватность целям проверки).

При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.

2. Определённость.

После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым.

3. Простота.

Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность.

Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.

Например:

Каким инструментом выполняется рубка металла?

а) сверло б) кернер в) зубило

5. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями.

В работе учителя технологии тесты могут выполнять функцию форм контроля. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность

Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала—КУ. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в тесте к общему количеству заданий. Оценка знаний учащихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится отметка: (слайд 10)

«5»--при выполнении 80-100% всех заданий;

«4»-- при выполнении 60-80% заданий;

«3»-- при выполнении 50-60% заданий.

Применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде содержит элементы игры и поэтому влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционных школ. Использование тестовых заданий, представленных несколькими вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но и в то же время при решении этих задач он может применить своё умение логически мыслить. Следовательно, тесты не только служат для проверки уровня усвоения изученных знаний, но и способствуют развитию.

То есть применение тестовых заданий в коррекционной школе позволяет (слайд 11)

  • За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех учащихся;
  • Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция)
  • Закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
  • Обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция).

При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

В презентации обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс такого метода контроля, как тестирование обучающихся....

Тестирование, как форма контроля по истории в 5 классе

Цель данной статьи - показать собственный опыт использования тестовой технологии на уроках истории в 5 классе....

Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку

материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контрол...

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку...

Тестирование - современная форма контроля

"Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя "Так мне кажется" заменить словами «Я это знаю или я это не знаю»...

Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку

Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку...