Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Иголочка» для начинающих
материал по технологии
«Основы шитья» изучает общие сведения, основы шитья, материаловедение строение и свойства материалов, их цветовую гамму»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №20
г.Южно-Сахалинска
Рассмотрена | Утверждаю: |
На заседании педагогического совета | Директор МАОУ СОШ №20 |
МАОУ СОШ №20 г.Южно-Сахалинска | г.Южно-Сахалинска |
от « » 2023 г. | __________Тишевский А.А. |
Протокол заседания педагогического | Приказ от « » 2023 г. |
совета № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Иголочка» для начинающих
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: начальный
Адресат программы: 9-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Мавлеткулова Нина Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Южно-Сахалинск
2023
Паспорт программы
Название программы | Иголочка |
Направленность программы | Художественная |
Вид программы | Общеразвивающая, |
Срок реализации программы | 1 учебный год (34 учебные недели) |
Кол-во часов на учебный год | «Основы шитья» изучает общие сведения, основы шитья, материаловедение строение и свойства материалов, их цветовую гамму» 68 часов. |
Цель | Формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. |
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу освоения программы обучающиеся овладевают знаниями: - о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской; - о способах определения натуральных и синтетических тканей, овидах переплетения этих тканей; - о правилах выполнения ручных сметочных стежков; - о назначении основных и специальных деталей швейных машин; - о правилах применения и технических режимах влажно-тепловой обработки; - о приемах обработки накладных карманов; - о приемах обработки срезов, вытачек; - о приемах обработки застежкой тесьмой «молния»; - о приемах обработки и раскроя рюшей и воланов; - о правилах снятия мерок; - о приемах конструирования; - о последовательности и приемах пошива швейных изделий. - о правилах измерения фигуры; - о нормах расхода ткани на изделие; - о приемах конструирования и моделирования основ чертежа; - о правилах обработки воротников, манжет, поясов и карманов; - о приёмах декоративной отделки мелких деталей. К концу освоения программы дети погружаются в практики и: -определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани; - выполняют сметочные и ручные работы; - заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити; - работают на швейной машине; - производят влажно-тепловую обработку швейных изделий; - обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки; - раскраивают и обрабатывают рюши и воланы; - обрабатывают застежку тесьмой «молния»; - пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек; - подготавливают изделие к раскрою; - кроят изделие на себя и готовят к первой примерке; - обрабатывают низ брюк, юбок различными способами; - изготавливают швейные изделия. |
Образовательный продукт | Выставка лучших швейных изделий. Участие в выставках и конкурсах по защите проектов на разных уровнях. |
Форма занятий | Занятия проводятся по группам, по подргруппам |
Возраст обучающихся | 9-14 |
Количество обучающихся по программе | 4 группы по 10-15 человек в группе |
Пояснительная записка
В наше время умение рукодельничать и шить для себя одежду имеет большое практическое значение. Это и возможность всегда носить модные и красивые вещи из доступных материалов, и верный способ сэкономить деньги и выглядеть презентабельно, ведь «домашний пошив» намного дешевле готового платья.
Дополнительная общеобразовательная программа «Иголочка» имеет художественную направленность. Данная программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Устав МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска, утвержденный приказом Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска от 04.02.2020 г.12.Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска (Протокол № 12 от 29.08.2022г. педагогического совета МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска).Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что занятия в объединении способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся, развивают личностные качества у обучающихся, способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук.
Цель: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при изготовлении различных швейных изделий.
Задачи, обеспечивающие реализацию поставленной цели:
- формировать навыки кройки и шитья простых изделий;
- обучать работе на швейной машине;
- развивать индивидуальные способности обучающихся: фантазию, наблюдательность, творчество.
Программа включает в свое содержание основные виды обработки швейных изделий, швов и конструирование одежды. На занятиях ребята овладевают технологией и практическими навыками выполнения швейных изделий, знакомятся с направлениями современной моды, получают знания о хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, приобретают умения в подборе ткани для изделий. На основе изучения законов композиций и цветосочетания обучающиеся учатся выполнять эскизы моделей.
Занятия проводятся в мастерской, оборудованной швейными машинами, оверлоком, раскройными столами, инструментами и приспособлениями: линейками, лекалами, выкройками, журналами, ножницами, электрическим утюгом и гладильной доской, компьютером.
Занятия построены так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов учитывается возраст и запросы обучающихся.
Программа «Иголочка» предназначена для обучения детей в группах 10-12 лет. Курс обучения рассчитан на 1 учебный год, 68 учебных часов. Режим работы регламентируется расписанием: 1 раз в неделю по 2 часа.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы занятий: традиционные, практикумы, комбинированные, творческие, круглый стол, коллективное выступление и обсуждение, экскурсии, выставки.
Подведением итогов работы объединения является выставка лучших швейных изделий.
Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения на занятиях, в выставках детских работ, конкурсах, викторинах.
Изменения уровня воспитанности отражается:
- в повышении уровня положительных коммуникативных навыков;
- в проявлении положительных личностных качеств.
Критерии оценки уровня обученности:
Высокий уровень – обучающийся выполняет задание самостоятельно, умеет работать на швейном оборудовании, вносит в работу элементы творчества.
Средний уровень – обучающийся выполняет задание на достаточном уровне. Владеет технологическими приемами при изготовлении изделия.
Низкий уровень – обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога.
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития воображения, памяти, мышления, умения планировать собственную деятельность, в способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;
Метапредметные результаты:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- проявление творческого подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих заданий;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
К концу освоения программы обучающиеся овладевают знаниями:
- о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской;
- о способах определения натуральных и синтетических тканей, овидах переплетения этих тканей;
- о правилах выполнения ручных сметочных стежков;
- о назначении основных и специальных деталей швейных машин;
- о правилах применения и технических режимах влажно-тепловой обработки;
- о приемах обработки накладных карманов;
- о приемах обработки срезов, вытачек;
- о приемах обработки застежкой тесьмой «молния»;
- о приемах обработки и раскроя рюшей и воланов;
- о правилах снятия мерок;
- о приемах конструирования;
- о последовательности и приемах пошива швейных изделий.
К концу освоения программы дети погружаются в практики и:
- определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани;
- выполняют сметочные и ручные работы;
- заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити;
- работают на швейной машине;
- производят влажно-тепловую обработку швейных изделий;
- обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки;
- раскраивают и обрабатывают рюши и воланы;
- обрабатывают застежку тесьмой «молния»;
- пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек;
- изготавливают швейные изделия.
Техническая платформа
- мастерская;
- швейные машинки;
- раскройные столы;
- инструменты и приспособления: линейки, лекала, выкройки, ножницы, электрический утюг, гладильная доска.
Содержание основы шитья
Образовательная задача: способствовать приобщению обучающихся к рукоделию, практической деятельности и выполнению поставленной задачи.
Учебные задачи:
- способствовать овладению обучающимися общими сведениями основ шитья и практическими навыками в выполнении швейных изделий;
- знакомить с направлениями современной моды, основными законами моделирования, с цветовой гаммой и фактурами тканей для изделия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Т Е М А | Кол-во часов | В том числе | |
теория | Практика | |||
| Основы шитья | 68 | 26 | 42 |
1 | Основы материаловедения и цветоведения | 8 | 6 | 2 |
1.1. | Введение в образовательную программу | 2 | 2 | - |
1.2. | Материаловедение | 2 | 2 | - |
1.3. | Основы цветоведения (колористика) | 4 | 2 | 2 |
2 | Основы шитья | 40 | 16 | 24 |
2.1 | Оборудование. Техника безопасности | 2 | 2 | - |
2.2 | Виды ручных работ | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Виды машинных швов | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Влажно-тепловая обработка | 2 | 2 | |
2.5 | Технология обработки деталей и узлов | 6 | 2 | 4 |
2.6 | Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона | 6 | 2 | 4 |
2.7 | Основы и приемы лоскутного шитья. Изготовление салфетки | 8 | 2 | 6 |
2.8 | Виды декоративной отделки одежды. Изготовление цветка | 8 | 4 | 4 |
3 | Основы конструирования и моделирования. | 20 | 4 | 16 |
3.1 | Обозначение измерений и снятия мерок | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Основные силуэтные линии фигуры | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Изготовление выкройки пижамной блузки | 4 | 1 | 3 |
3.4 | Пошив пижамной блузки | 10 | 0 | 10 |
3.5 | ВТО блузки | 1 | 0 | 1 |
3.6 | Демонстрация изделия | 1 | 0 | 1 |
Содержание изучаемой программы
I. Основы материало - и цветоведения
1.1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Оборудование мастерской, организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила безопасности и личной гигиены. Правила поведения на занятиях.
1.2. Материаловедение
Теория. Краткие сведения о производстве тканей. Основы производства текстильных изделий. Строение и состав тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Краткие сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ.
Практика. Определение натуральных и синтетических тканей, виды переплетения лицевой и изнаночной сторон. Способы определения натуральных и синтетических тканей. Уход за тканями. Окраска и рисунок тканей.
1.3. Основы цветоведения (колористика)
Теория: Колористка. Основные характеристики цвета. Основы цветоведения. Цветовой круг, сочетание цветовой гаммы.
Практика. Изучение цветового круга основных и дополнительных цветов, подбор сочетающихся цветов.
Методическое обеспечение: инструменты и приспособления, необходимые для работы.
Форма занятия: традиционное
Форма подведения итогов: собеседование
II. Основы шитья
2.1. Оборудование. Техника безопасности
Теория: Швейная машина: назначение основных специальных деталей машины (иглы, челнока, двигателя ткани, шпульки и т.д.). Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила безопасности труда при работе на швейной машине.
Практика. Наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, установка иглы в иглодержатель, регулировка натяжения верхней и нижней ниток, регулировка величины стежка Упражнения на швейной машине, поставленной на холостой ход (правильное вращение махового колеса). Упражнение в выполнении стачного шва по бумаге на машинке с не заправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка величины стежка.
2.2. Виды ручных работ
Теория. Инструменты и приспособления для ручных работ. Правила выполнения стежков и строчек: прямых стежков (смёточных, намёточных, замёточных, вымёточных), косых стежков (подшивочных), крестообразных стежков (подшивочных, отделочных строчек). Способы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ.
Практика. Работа с напёрстком. Выполнение образцов ручных работ (смёточных, копировальных, обмёточных, подшивочных, прямых и фигурных закрепок,). Пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок.
2.3. Виды машинных швов
Теория. Приёмы выполнения машинных строчек и швов: прямой, зигзагообразный, соединительных швов (стачной, надстрочной, накладной, запошивочный), краевых швов (шов в подгибку). Правила выполнения машинных работ.
Практика. Упражнения на швейной машин. Регулировка величины стежка. Выполнение образцов машинных работ на ткани (прямой и зигзагообразной строчек с разной величиной стежков; стачного, накладного, запошивочного, краевых швов, проездной петли).
2.4. Влажно-тепловая обработка
Теория. Правила организации рабочего места. Оборудование, приспособления для влажно-тепловой обработки. Правила применения. Требования безопасности труда при влажно-тепловой обработке. Технические требования к выполнению операций влажно-тепловой обработке, технические режимы влажно-тепловой обработки.
Практика. Влажно-тепловая обработка натуральных и синтетических тканей.
2.5. Технология обработки деталей и узлов. Подготовка ткани к раскрою
Теория. Краткие сведения о раскрое деталей одежды, Свойства ткани. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Окраска и рисунок тканей. Способы определения натуральных и синтетических тканей. Направление нити утка.
Практика. Определение натуральных и синтетических тканей, виды переплетения лицевой и изнаночной сторон. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, подготовка хлопчатобумажных тканей к раскрою, обработка. Определение ткани по волокнистому составу. Раскладка выкройки на ткани.
2.6. Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона
Теория. Виды аппликаций. Рекомендации по выполнению аппликации (использование тканей, выполнение эскиза и трафаретов, по технике перевода рисунка и). Модель футляра. Приемы и способы обработки накладных аппликаций из ткани.
Практика. Работа с журналами, книгами (рекомендации по выбору рисунка, фактуры ткани, кожи, фурнитуры и отделки аппликации). Отработка последовательности и приемов технологической обработки. Крепление аппликации. Изготовление футляра с аппликацией для телефона.
2.7. Основы лоскутного шитья. Изготовление салфетки
Теория. Лоскутное шитье – как вид искусства. Азбука лоскутного шитья, стежки. Основы техники лоскутного шитья по схемам.
Практика. Работа с журналами, книгами выбор схем. Рекомендации по выбору фактуры ткани. Процесс соединения лоскутов в цельное полотно. Последовательность и приемы технологической обработки салфетки. Изготовление салфетки из лоскутков. ВТО.
2.8. Виды декоративной отделки. Изготовление цветка
Теория. Декоративная отделка – как украшение в одежде. Виды декоративных отделок в современной моде и в интерьере. Классификация декоративных отделок. Используемые материалы для отделок. Технический ассортимент орнамента на одежде.
Практика. Работа с журналами и книгами, просмотр презентаций. Выбор материала. Изготовления цветка для одежды. Декорирование цветка фурнитурой. Составление композиции отделки в интерьере.
Форма занятий: Традиционное, творческое, занятие-викторина
Форма подведения итогов: Беседа. Просмотр готового изделия, оценка качества. Мини-выставки.
Методическое обеспечение: Журналы, книги, иллюстрации с аппликациями. Шаблоны для аппликаций, ткани, ножницы, иголка, нитка, бисер, пойедки, ленты и различная бижутерия.
III. Основы конструирования и моделирования.
3.1. Обозначение измерений и снятия мерок
Теория. Задачи конструирования, системы и методы. Правила снятия мерок. Обозначение измерений. Последовательность снятия мерок. Основные горизонтальные линии сетки.
Практика. Снятие мерок самостоятельно. Выполнение чертежа по заданным меркам, моделирование линии горловины и талии. Построение базисной сетки выкроек. Нанесение фасонных линий на чертеж с учетом пропорции фигуры. Моделирование горловины и линии талии изделия. Конструкция изделия и силуэтные формы.
3.2. Основные силуэтные линии фигуры
Теория. Правила нанесения линий фасона на выкройку. Технология моделирования силуэтных линий соответственно эскизу. Понятия «Конструкция изделия и силуэтные формы».
Практика. Нанесение линий фасона на выкройку. Моделирование силуэтных линий соответственно эскизу. Конструкция изделия и силуэтные формы.
Методическое обеспечение: таблицы снятия мерок, манекен, сантиметровая лента, линейка закройщика, альбом с образцами выкроек, миллиметровая бумага.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Форма занятия: традиционное, комбинированное, творческое.
Форма подведения итогов: собеседование, просмотр с обсуждением, тестирование.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- А.В. Вязанкина. ШЬЮ САМА. Смоленск,1996 г.
- Культура быта. ПРОГРАММЫ, (кружки по прикладному искусству и обслуживанию труда). Москва «Просвещение» 1982 г.
- А.Ю. Андреева, П.И.Богомолова. ИСТОРИЯ КЮСТЮМА. С-П., Паритет.2000г.
- А. Януш. ПОЛНЫЙ КУРС ШИТЬЯ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
- «Курсы кройки и шитья на дому». Автор: Л.В. Мартопляс, Г.В. Скачкова С- П 1992г.
- Полный курс кройки и шитья. Стасенко-Закаревкая М.Н.
- Полный курс кройки и шитья. Автор: Корфиати
- Технология изготовления машинных швов. Кожина О.А.
- Иллюстрированное пособие по изготовлению легкой летней одежды. Труханова А.Т. год изд. 2000 Москва «Высшая школа».
- Техника аппликации. Тепляева Л.Н.
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо: 2008 г.
- Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо: 2008 г.
- Диски «Леко» школа В.Зайцева.
- Декор в интерьере. Журнал № 1,2. Изд., Москва 2010г.
- Тереза Жилевска. Шитьё. Техники и приёмы.- Москва: Эксмо 2020.-192 с.:ил - (Мировые звёзды рукоделия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по немецкому языку «Немецкий язык для начинающих»
Рабочая программа «Немецкий язык для начинающих» предназначена для учащихся , желающих выучить немецкий язык как основной и как второй иностранный язык, и рассчитана на год обучения.При со...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по французскому языку «Французский язык для начинающих»
Представленная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на начальный курс обучения французскому языку.Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Иголочка»
В настоящее время умение рукодельничать и шить для себя одежду имеет большое практическое значение. Обучающиеся по программе получают возможность реализовывать собственное дизайнерское решение, изгота...
