Доклад «Пути и средства коррекционно – развивающего обучения на уроках столярного дела»
материал по технологии
Доклад
«Пути и средства коррекционно – развивающего обучения на уроках столярного дела»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Богородская школа №8»
Доклад
«Пути и средства коррекционно – развивающего обучения на уроках столярного дела»
Выполнил:
Учитель первой квалификационной категории
Каранов Руслан Андреевич
В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления трудовой подготовки умственно отсталых детей. В системе специального образования трудовое обучение является важнейшим направлением коррекционно – развивающего обучения.
Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к общественно-полезному производительному труду.
Современная социальная действительность выдвигает все новые и новые требования к образованию. Это продиктовано самой жизнью. Наша жизнь стремительно меняется, внедряются новые технологии, появляется огромный поток информации, в которой каждому из нас порой трудно разобраться. В этих условиях школа должна готовить учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому, наша задача сегодня не в том, чтобы дать ученику необходимые знания, сколько обеспечить ему условия для общекультурного, познавательного, личностного развития, проще говоря, научить его учиться.
По сути, в этом и состоит главная задача нового стандарта образования, который предполагает изменение системы образования: переход от объяснения к деятельности.
На уроках столярного дела происходит формирование у учащихся трудовых навыков, а также воспитание умения планировать свою работу, пользоваться словесными инструкциями, технологическими картами, осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности по определённым показателям, производить мыслительные операции, связанные с выполнением трудового задания.
В работе необходимо опираться на ряд дидактических принципов воспитания и обучения, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребёнка.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
- состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.
В своей работе с обучающимися с умственной отсталостью особое внимание уделяю формированию технических знаний и профессиональных навыков.
Многие годы пути и средства реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны.
Поэтому для достижения этих задач я использую следующие пути и средства коррекционно – развивающего обучения:
1) Путь: Использование ИКТ.
Средство: Элементы информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Мультимедийные презентации, видеосюжеты, виртуальные экскурсии на столярное и мебельное производство делают процесс обучения более наглядным, мобильным и интересным.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе в первую очередь позволяет облегчить работу педагога, а также усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития, развить интерес, организовать одновременно воспитанников, обладающих различными способностями и возможностями.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с умственной отсталостью являются их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование на уроках профессионально-трудового обучения цифровых образовательных ресурсов помогает значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока.
2) Путь: Применение наглядных пособий.
Средство: Наглядные пособия.
Образцы изделий, чертежи, карточки-задания, инструкционные и технологические карты помогают учащимся легче и глубже усвоить материал.
Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников. «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически...», - писал Ушинский К.Д..
Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, раздаточного материала, карточек - заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьной мастерской – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников с умственной отсталостью, повысить уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
3) Путь: Использование дидактических игр.
Средство: дидактические игры.
Они позволяют в ненавязчивой форме дать представление об инструментах и материалах, используемых в процессе труда, научить элементарным навыкам их использования.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на уроке с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что позволяет с успехом использовать ее на уроках столярного дела для достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач.
4) Путь: Применение коррекционно-развивающих упражнений.
Средство: коррекционно –развивающие упражнения.
Они основаны на наглядных восприятиях и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося. Например, задание запомнить расположение предметов на рисунке и нарисовать их, определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок.
Вывод: овладевая профессиональными умениями на уроках столярного дела с помощью определенных путей и средств, ребёнок с умственной отсталостью имеет много шансов на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлены возможности использования коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.
Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литер...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр...
Пути и средства коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести пол...

Доклад «Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»
Доклад«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»...

