Технология и литература: как рассказать историю через изделие
статья по технологии
Федотова Юлия Владимировна
АНО "Павловская гимназия"
Технология и литература:
как рассказать историю через изделие
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между технологией и литературой как двумя областями, способными передавать культурные смыслы и формировать мировоззрение учащихся. Анализируется, как изготовление изделий на уроках технологии может стать формой повествования, позволяющей выразить литературные образы, идеи и сюжеты в материальной форме. Представлены теоретические основы интеграции искусства повествования и ремесленного творчества, а также педагогические методики, направленные на развитие креативности и междисциплинарного мышления у учащихся.
Ключевые слова: технология, литература, повествование, художественный образ, проектная деятельность, креативность, междисциплинарность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова Юлия Владимировна
АНО "Павловская гимназия"
Технология и литература:
как рассказать историю через изделие
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между технологией и литературой как двумя областями, способными передавать культурные смыслы и формировать мировоззрение учащихся. Анализируется, как изготовление изделий на уроках технологии может стать формой повествования, позволяющей выразить литературные образы, идеи и сюжеты в материальной форме. Представлены теоретические основы интеграции искусства повествования и ремесленного творчества, а также педагогические методики, направленные на развитие креативности и междисциплинарного мышления у учащихся.
Ключевые слова: технология, литература, повествование, художественный образ, проектная деятельность, креативность, междисциплинарность.
Современное образование требует поиска новых междисциплинарных подходов, позволяющих вовлекать учащихся в активное познание мира. Традиционно литература воспринимается как область гуманитарного знания, тогда как технология ассоциируется с прикладной деятельностью. Однако в основе обоих предметов лежит творческий процесс: литература рассказывает истории через слова, а технология – через материальные объекты.
Изготовление изделия может стать формой повествования, где каждый элемент – форма, цвет, материал, способ соединения – передает определенный смысл. Такая методика обучения способствует развитию не только технических навыков, но и художественного мышления, символического восприятия, умения анализировать литературные тексты через прикладное творчество.
Рассмотрим, каким образом можно интегрировать технологии и литературу, чтобы создать образовательную среду, где изделие становится носителем истории, а процесс его создания – способом интерпретации литературных произведений.
Повествование – это универсальный способ передачи информации, используемый во всех культурах и искусствах. В литературе оно реализуется через сюжет, героев и символику, в то время как в технологии – через форму, структуру и функциональность изделия. По сути, любое ремесло, будь то гончарное дело, вышивка или резьба по дереву, изначально служило способом передачи смыслов и историй.
В педагогике интеграция повествовательных методов с практической деятельностью опирается на идеи Л.С. Выготского (1982), который подчеркивал роль воображения и культурных кодов в обучении. Деятельностный подход, предложенный А.Н. Леонтьевым (1975), также подчеркивает, что обучение эффективно, когда знание включено в реальную практику и приобретает личностную значимость.
Как литературный текст состоит из знаков (слов), так и технологическое изделие может нести символический характер. Цвет, материал, форма – всё это обладает культурным кодом и может ассоциироваться с определенными эмоциями, историческими эпохами или художественными стилями. Например, готическая архитектура ассоциируется с мрачными средневековыми романами, а светлая резьба по дереву – с русскими народными сказками.
Изготовление изделий, вдохновленных литературными произведениями, развивает у учащихся умение работать с символами и метафорами, что особенно важно в XXI веке, когда визуальное повествование становится все более значимым.
Прежде чем приступить к созданию изделия, необходимо провести анализ литературного произведения, которое послужит источником вдохновения. Важно обратить внимание на:
- Основную тему (любовь, война, путешествие, взросление);
- Образную систему (какие символы часто повторяются);
- Стиль произведения (романтический, реалистический, готический и др.);
- Колорит эпохи и место действия (какие материалы, орнаменты, технологии использовались в то время).
Например, при прочтении произведения «Кладовая солнца» М.Пришвина, учащиеся сталкиваются с различной символикой, в т.ч. с солярными знаками. Можно предложить ребятам сделать оберег с использованием этой символики.
А при прочтении «Гарри Поттера» Дж. К. Роулинг, их изделия могут включать элементы магических артефактов, символику факультетов, формы, отсылающие к средневековью.
После анализа учащиеся переходят к разработке идеи изделия. На этом этапе важно учитывать:
- Какую часть истории они хотят передать?
- Какие материалы помогут выразить нужные образы?
- Какие техники лучше использовать (гравировка, вышивка, литье и т. д.)?
Например, по мотивам сказок Андерсена можно создать резные шкатулки с изображением сюжетных сцен или украшения, символизирующие судьбы героев.
Изготовление изделия и работа с материалами. На этом этапе происходит непосредственная реализация идеи. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что их изделие – это не просто поделка, а материальное воплощение литературной истории. Учитель должен направлять учеников, помогая им выбрать подходящие технологии обработки материалов, методы декорирования, а также объяснять, как элементы изделия влияют на восприятие его смыслового содержания.
Финальный этап – представление изделия и объяснение его связи с литературным произведением. Здесь учащиеся учатся аргументировать свои творческие решения, анализировать символику и осознавать, как визуальная форма передает смысл.
Такой метод способствует развитию критического мышления, творческого воображения и умения интегрировать знания из разных областей.
Применение технологии как способа повествования способствует формированию нескольких ключевых компетенций:
1. Креативного мышления – учащиеся учатся выражать идеи через материальные формы.
2. Аналитических навыков – разбор литературного текста и его символики.
3. Технологической грамотности – освоение различных материалов и техник обработки.
4. Коммуникационных навыков – презентация изделия и его смыслового содержания.
Кроме того, такой подход делает уроки технологии более осмысленными и мотивирующими, так как учащиеся работают над проектами, имеющими эмоциональное и культурное значение.
В заключение можно отметить, что интеграция технологии и литературы открывает новые возможности для развития учащихся. Создание изделия, вдохновленного литературным произведением, позволяет не только изучать художественные образы и символику, но и осваивать практические навыки работы с материалами.
Такой метод обучения помогает учащимся глубже понимать литературу, развивает их творческое мышление и междисциплинарные связи, формируя личностно значимый образовательный опыт. Технология становится не просто ремеслом, а средством художественного высказывания, способным рассказать историю через материальные формы.
Список литературы:
1. Исматуллаева Х., Даминова Р. Формирование и развитие кре-ативного мышления учащихся на уроках технологии // SAI. 2022. №B6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-kre-ativnogo-myshleniya-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii
2. Махнёва Наталья Сергеевна Проектирование модели урока технологии с элементами мастер-класса // Концепт. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-modeli-uroka-tehnologii-s-elementami-master-klassa
3. Тугузбаева А. Р. Технологии проектного обучения // Теория и практика современной науки. 2017. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-proektnogo-obucheniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку и литературе с...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

«Использование информационно коммуникативных технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся»
Представленный опыт раскрывает ряд педагогических условий, способствующих развитию личности в процессе обучения истории с привлечением информационно коммуникативных техно...
Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...

Открытый урок по технологии в 6 классе. Тема: «Виды поясных изделий. Мерки, необходимые для построения поясного изделия».
Знакомлю учащихся с видами поясных изделий и мерками, необходимыми для их построния. Сообщаю сведения об истории развития моды, знакомлю с разновидностью юбок по силуэту и по покрою. Рассказываю...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...
