"Роботы и робототехника"
методическая разработка по технологии (5 класс)
Изучение нового материала. Практическая работа: выполнение робота из подручного материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роботы и робототехника».
Цель: формирование у детей интереса и желания заниматься робототехникой
Задачи:
- образовательные:
- познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства;
- формирование политехнических знаний о наиболее распространённых и перспективных технологиях в робототехнике;
- учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.
- воспитательные:
- воспитать аккуратность, терпение при работе на уроке;
- воспитать культуру общения.
- развивающие:
- развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;
-развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты;
- здоровьесберегающая:
- соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация.
Материалы: схемы сборки роботов, детали конструктора.
Основные понятия, используемые на занятии: роботы и их применение, конструирование.
План занятия:
- Организационная часть занятия. (2 минут)
- Сообщение нового материала. (15 минут)
- Планирование деятельности.(3 минут)
- Практическая работа. (20 минут)
- Подведение итогов работы. (5 минут)
Ход урока
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я проведу у вас урок технологии.
На партах лежат листочки контроля. Подписать.
- А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока, а плохое к концу обязательно станет хорошим.
Посмотрите на экран, мы с вами очутились на планете робототехники.
А кто проживает на этой планете вы поймете прослушав стихотворение.
Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.
Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»
Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.
Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»
Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»
На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»
Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»
Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»
Скажите о ком говорится в стихотворении. Ответы детей (о роботах)
Планета робототехника на ней живут роботы. Значит тема урока: Роботы и робототехника.
Формулирование темы урока .
Какую цель поставим.
Цель: познакомиться с видами роботов и основными направлениями робототехники.
Задачи:
1.Узнать кто такой робот.
2. Какие функции выполняет робот.
3.Выполнить макет робота.
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники. И я предлагаю вам отправиться в путешествие ….
2.Знакомство с новым материалом.
Ведущий: Мы живём в удивительное время, время внедрения робототехники. Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком роботов»?
-А вы знаете, кто такие роботы?
Робот-это. Автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. Он самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком. При этом робот может, как иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать самостоятельно. Слово «робот» обозначает – трудная работа. Наука, которая разрабатывает, а потом и создаёт роботов, называется «роботехника». Как называют людей, кто непосредственно занимается их созданием? Да, это конструкторы.
- Ещё в далёкой древности люди мечтали создать существо, с огромным количеством рук, чтобы оно выполняло сразу много дел, эти образы остались в истории.
Первые попытки создать робота были у Архимеда, его катапульта и баллиста, которые помогали в боях с врагами.
Но первый человекоподобный механизм изготовил в 1495 г. Леонардо да Винчи. Это был механизм, одетый в рыцарские доспехи, приводился он в движение с помощью тросов и роликов. Этот рыцарь так ни разу и не побывал в бою.
- А теперь давайте познакомимся с типами роботов и функциями, которые они выполняют, но для этого сначала я попрошу выполнить задание. (работа в парах собрать пазлы)
- Аптечный робот - мини-складское оборудование, которое устанавливается в аптеке, аптечных складах и медицинских учреждениях для оптимизации хранения, поиска и выдачи медикаментов к рабочему месту фармацевта (первому столу) или для продажи непосредственно
- Андроид (человекообразный робот) от греч. слова «человек»
и суффикса -oid («подобие») — человекоподобный
Могут выполнять функции как бытовых,так и военных и промышленных роботов. А также могут летать в космос - Биоробот - человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор), всё остальное тело - органическое.
- Промышленный робот — автоматическое устройство, состоящее из манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, которое формирует управляющие воздействия, задающие требуемые движения исполнительных органов манипулятора. Применяется для перемещения предметов производства и выполнения различных технологических операций
- Транспортный робот — автоматическая машина, представляющая собой совокупность манипулятора, перепрограммируемого устройства управления и ходового устройства.
- Подводный робот - применения роботов в подводной среде.
- Бытовой робот — робот, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни.
- Боевой робот (военный робот) — устройства автоматики, заменяющие человека в боевых ситуациях для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека, в военных целях: разведка, боевые действия, разминирование и тому подобное.
- Зооробот - это робот, внешне напоминающий какое-либо животное.
- Медицинский робот широко используются в медицине для диагностики и хирургических вмешательств.
- Микроробот, Наноробот-это управляемые устройства, способные не только двигаться, но и выполнять определенные виды задач. Например, связывать токсические вещества или контролируемо доставлять лекарства или гены в определенную область тела.
- Робот-игрушка
- Робот-официант
- Робот-экскурсовод
Разминка. Гимнастика для глаз.
Загадки:
Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы - следим за ним. (Светофор)
Этот робот знает дело.
Не высок он и не мал.
Карту проглотил умело,
А отдать не пожелал(Терминал)
В нем удобно и легко,
Можешь ехать далеко.
Ну а кончится зарядка
Будет друг тебе не сладко.(Электромобиль)
Он в кармане у любого,
Ведь явление не ново
Без такого аппарата
Обходились мы когда- то (Мобильный телефон)
Физминутка
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
3.Практическая работа. (Повторить технику безопасности)
Предлагаю вам попробовать себя в роли конструкторов и создать макет робота.
На парте у каждого присутствует набор для конструирования.(различные коробочки)
Большой коробкой будет туловище, а одной маленькой – голова. Чтобы замаскировать коробки и сделать вид настоящего робота, понадобится обклеить их цветной бумагой. Лучше всего для этого взять золотистую или серебристую бумагу. Чтобы голова походила на голову, приклейте также к ней глаза и рот. Подойдет все что угодно: глаза можно сделать из пуговиц, рот — из пружины от авторучки, и не забудьте про антенны (без них робот будет неполноценным). Уши — тоже важная часть, их можно сделать из старых транзисторов. Остальные маленькие коробки пойдут на ноги — их так же надо будет оклеить бумагой. Ну а на руки пойдут коробки из-под чая. Прикрепите их к торцу большой коробки-туловища.
Какими инструментами мы будем пользоваться. Повторить технику безопасности.
Теперь поделка почти готова. Остается только добавить аксессуары, которые превратят ваши коробки в самого настоящего робота. Для этого подойдут любые старые радиодетали. Ваш маленький механический друг готов к игре.
4.Закрепление пройденного.
-Молодцы, ребята. Я предлагаю вам вспомнить кто такой робот?
Какие функции он выполняет.
Рефлексия:
- Сегодня я узнал …
- Я понял, что …
- Я попробую …
- Меня удивило …
- Особенно мне понравилось …
- Мне захотелось …
5. Домашнее задание.
Подготовить доклад о роботах, используемых в промышленности.
6. Подведение итогов.
А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение (обычное, хорошее, плохое). И оцените работу на уроке. (Заполнить лист контроля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Мой первый робот, или 33 эксперимента по робототехнике"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно-мето...
Методическая разработка занятия по робототехнике "Робот - исполнитель алгоритмов"
Занятие по робототехнике для обучающихся 1 года обучения (4-5) классы. На занятии обучающиеся пробуют писать простейшие программы для роботов в среде NTX....
Методическая разработка по робототехнике «Робот стрелок»
Методическая разработка по робототехнике «Робот стрелок»...

Конспект открытого занятия по робототехнике на тему: «Программирование робота LEGO Mindstorms EV3. Циклы»
Конспект открытого занятия по робототехнике на тему: «Программирование робота LEGO Mindstorms EV3. Циклы»...

Занятие по робототехнике "Что такое робот?"
Презентация к занятию по программе внеурочной деятельности "Робототехника" на тему "Что такое робот?" в основной школе(5-9 классы) с применением конструктора Lego Mind...
Технологическая карта урока "Робототехника. Понятие о принципах работы роботов".
Новое содержание предмета "Технология" в 5-х классах включает тему "Робототехника". Здесь представлена технологическая карта урока по заданной теме....
Методическая разработка: «План досугового мероприятия к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Робототехника» «В мире роботов»»
Разработан к образовательной программе «Робототехника» (раздел «Робототехника для начинающих, базовый уровень.», 1 год обучения)и может использоваться:на учебных занятиях, при ...
