Статья «Использование технологической карты на учебных занятиях по предмету технология «Швейное дело».
статья по технологии
Статья о технологии создания и применения технологических карт на уроках технологии "Швейное дело" в коррекционной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 619.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска
Статья
«Использование технологической карты на учебных занятиях
по предмету технология «Швейное дело».
Разработала:
учитель технологии Брюхова Н.Л.
Расскажи мне и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне самому сделать это – и я пойму.
Цель: рассказать о технологии создания и применении технологических карт учащихся и их применение на уроках технологии по предмету «Швейное дело».
Технологическая карта - это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т. п.
Основное назначение учебных технологических карт — способствовать формированию и закреплению у учащихся трудовых умений по выполнению различных операций, предусмотренных технологией обработки того или иного материала.
Исходя из опыта, многие технологические карты прописанные в учебниках, не всегда понятны для учащихся, особенно для учащихся с ОВЗ. Поэтому я попыталась внедрить свои технологические карты на основе тех, которые прописаны в учебниках.
Первый лист – картинка или фото готового изделия, его спецификация.
Второй лист и последующие - собственно иллюстративно-технологические карты, содержащие сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении той или иной операции.
Технологические карты служат основным видом технической документации и на первых порах обучения, когда у школьников еще нет достаточных знаний и опыта для принятия самостоятельных решений относительно порядка изготовления изделия, а так же для закрепления технических и технологических знаний.
Технологическая карта по вертикали разбивается на четыре графы: в первой указывается номер этапа работы; во второй кратко описывается содержание работы; в третьей помещаются эскизы (или чертежи), показывающие последовательность изготовления объекта на основных этапах обработки; четвертая знакомит с орудиями труда, инструментами и приспособлениями.
№ этапа | Содержание работы | Эскиз/чертеж | Инструменты и приспособления. |
На подготовительном этапе формирования технологических знаний я в беседе с учащимися обсуждаю технологическую последовательность изготовления изделия (процесс разметки или обработки). Прорабатываем каждый этап, используя технологическую карту, учимся ее читать. Процесс ориентировки в задании и формирования технологических знаний направлен на активизацию у детей мыслительной деятельности. Поэтому уточнение представлений о последовательности предстоящей работы имеет большое значение.
Работа учащихся с технологической картой постоянно усложняется. Так, после выполнения какой-то простой работы (например: салфетки, мешочка и др.) я предлагаю учащимся к каждому изделию составить и самостоятельно записать технологическую последовательность изготовления. Так же можно предложить учащимся раздел технологической карты «Инструменты, оборудование и приспособления» заполнить самостоятельно. В данном случае дети учатся не только правильно выбирать оборудование для выполнения той или иной технологической операции, но и учатся разделять инструменты на рабочие, контрольно-измерительные.
Во время работы дети учатся выполнять изделие в строго определенной последовательности в соответствии с записью в технологической карте. Я слежу за работой учащихся и своевременно направляю их действия. Если часть детей не соблюдает последовательность при изготовлении изделия, то им предлагаю выполнить сначала одну или две операции. Проверив действия детей, я разрешаю приступить к следующим операциям, т. е. обучение строю по принципу максимального расчленения учебного материала. Благодаря такому действенному контролю с моей стороны учащиеся будут иметь полное представление о технологической последовательности изготовления изделия. Таким образом, на каждом этапе занятия ребенок должен понимать, что он делает, как делает и для чего.
Наблюдения за работой учащихся по данным технологическим картам показали целесообразность их применения. Технологические карты доступны учащимся, они освобождают учителя от дополнительных объяснений, а систематическое применение их приучает учащихся к самостоятельности и дисциплине, развивает у них воображение.
Пример: Лист1.
Спецификация: | ||||
№ | Наименование | Кол-во | Размеры | Материал |
1 | Основная деталь фартука | 1 | Указываются индивидуально | Х/б или льняная ткань |
2 | Пояс | 1 | Указываются индивидуально | Х/б или льняная ткань |
3 | Карман | 1 | 15х15 см. | Х/б или льняная ткань |
На каждом этапе изготовления фартука даю свою технологическую карту, так как для детей с ОВЗ это более приемлемый вариант.
Технологическая карта: Подготовка деталей кроя фартука на поясе к обработке.
№ этапа | Содержание работы | Эскиз/чертеж | Инструменты и приспособления. |
1. | Перенеси линию перегиба на лицевую сторону прямыми стежками. Сколоть детали кроя по линии основного контура булавкам | Булавки. | |
2 | На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали. | Мел. | |
3 | Удалить булавки. | Булавки, игольница. | |
4 | Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины фартука. | Игла, нитки | |
5 | Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия. | Игла, нитки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Конспект и технологическая карта открытого учебного занятия по теме "Обслуживание в ресторане. Сравнительная степень наречий"
В данном файле представлен подробный конспект открытого учебного занятия, расчитанного на 2 ак.часа. Так же, прилагается технологическая карта, в которой подробно указано сколько времени затрачивается...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное учебное занятие в условиях инклюзии»
Современное учебное занятие в условиях инклюзии...

технологическая карта к учебному занятию "Выполнение объемной модели архитектурного сооружения"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Начальное конструирование и моделирование»...

Технологическая карта инклюзивного учебного занятия
Работа с учениками, обучающимися по адаптированной программе в общеобразовательном классе....
Технологическая карта демонстрационного учебного занятия "Сравнение чисел"
Технологическая карта демонстрационного учебного занятия "Сравнение чисел" 6 класс. УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.СУрок открытия нового знания...

Технологическая карта открытого учебного занятия по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», реализующего УУД
Урок усвоения новых знаний. Урок моделирования и преобразования модели. Урок постановки учебной задачи.Учебная задача – это такая задача, решая которую учащиеся открывают для себя наиболее...



