Статья «Использование технологической карты на учебных занятиях по предмету технология «Швейное дело».
статья по технологии

Статья о технологии создания и применения технологических карт на уроках технологии "Швейное дело" в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta.docx619.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска

Статья

«Использование технологической карты на учебных занятиях

по предмету технология  «Швейное дело».

Разработала:

учитель технологии  Брюхова Н.Л.

Расскажи мне и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне самому сделать это – и я пойму.

Цель: рассказать о технологии создания и применении технологических карт учащихся  и их применение на уроках технологии по предмету  «Швейное дело».

Технологическая карта - это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т. п.

Основное назначение учебных технологических карт — способствовать формированию и закреплению у учащихся трудовых умений по выполнению различных операций, предусмотренных технологией обработки того или иного материала.

Исходя из опыта, многие технологические карты прописанные в учебниках, не всегда понятны для учащихся, особенно для учащихся с ОВЗ. Поэтому я попыталась внедрить свои технологические карты на основе тех, которые прописаны в учебниках.

Первый лист – картинка или фото готового изделия, его спецификация.

Второй лист и последующие - собственно иллюстративно-технологические карты,  содержащие сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении той или иной операции.

Технологические карты служат основным видом технической документации и на первых порах обучения, когда у школьников еще нет достаточных знаний и опыта для принятия самостоятельных решений относительно порядка изготовления изделия, а так же для закрепления технических и технологических знаний.

Технологическая карта по вертикали разбивается на четыре графы: в первой указывается номер этапа работы; во второй кратко описывается содержание работы; в третьей помещаются эскизы (или чертежи), показывающие последовательность изготовления объекта на основных этапах обработки; четвертая знакомит с орудиями труда, инструментами и приспособлениями.

№ этапа

Содержание работы

Эскиз/чертеж

Инструменты и приспособления.

На подготовительном этапе формирования технологических знаний я в беседе с учащимися обсуждаю технологическую последовательность изготовления изделия (процесс разметки или обработки). Прорабатываем каждый этап, используя технологическую карту, учимся ее читать. Процесс ориентировки в задании и формирования технологических знаний направлен на активизацию у детей мыслительной деятельности.  Поэтому уточнение представлений о последовательности предстоящей работы имеет большое значение.

Работа учащихся с технологической картой постоянно усложняется. Так, после выполнения какой-то простой работы (например: салфетки, мешочка и др.) я предлагаю учащимся к каждому изделию составить и самостоятельно записать технологическую последовательность изготовления. Так же можно предложить учащимся  раздел технологической карты «Инструменты, оборудование и приспособления» заполнить самостоятельно. В данном случае дети учатся не только правильно выбирать оборудование для выполнения той или иной технологической операции, но и учатся разделять инструменты на рабочие, контрольно-измерительные.

Во время работы дети учатся выполнять изделие в строго определенной последовательности в соответствии с записью в технологической карте. Я слежу за работой учащихся и своевременно направляю их действия. Если часть детей не соблюдает последовательность при изготовлении изделия, то им предлагаю выполнить сначала одну или две операции. Проверив действия детей, я разрешаю приступить к следующим операциям, т. е. обучение строю по принципу максимального расчленения учебного материала. Благодаря такому действенному контролю с моей стороны учащиеся будут иметь полное представление о технологической последовательности изготовления изделия. Таким образом, на каждом этапе занятия ребенок должен понимать, что он делает, как делает и для чего.

Наблюдения за работой учащихся по данным технологическим картам показали целесообразность их применения. Технологические карты доступны учащимся, они освобождают учителя от дополнительных объяснений, а систематическое применение их приучает учащихся к самостоятельности и дисциплине, развивает у них воображение.

Пример: Лист1.

C:\Users\Учитель\Desktop\70107-660_w.jpg

Спецификация:

Наименование

Кол-во

Размеры

Материал

1

Основная деталь фартука

1

Указываются индивидуально

Х/б или льняная ткань

2

Пояс

1

Указываются индивидуально

Х/б или льняная ткань

3

Карман

1

15х15 см.

Х/б или льняная ткань

На каждом этапе изготовления фартука даю свою технологическую карту, так как для детей с ОВЗ это более приемлемый вариант.

Технологическая карта: Подготовка деталей кроя фартука на поясе  к обработке.

№ этапа

Содержание работы

Эскиз/чертеж

Инструменты и приспособления.

1.

Перенеси линию перегиба на лицевую сторону прямыми  стежками.

Сколоть детали кроя по линии основного контура булавкам

Булавки.

2

На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали.

Мел.

3

Удалить булавки.

Булавки, игольница.

4

Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины фартука.

Игла, нитки

5

Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия.

Игла, нитки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Конспект и технологическая карта открытого учебного занятия по теме "Обслуживание в ресторане. Сравнительная степень наречий"

В данном файле представлен подробный конспект открытого учебного занятия, расчитанного на 2 ак.часа. Так же, прилагается технологическая карта, в которой подробно указано сколько времени затрачивается...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное учебное занятие в условиях инклюзии»

Современное учебное занятие в условиях инклюзии...

технологическая карта к учебному занятию "Выполнение объемной модели архитектурного сооружения"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе«Начальное конструирование и моделирование»...

Технологическая карта инклюзивного учебного занятия

Работа с учениками, обучающимися по адаптированной программе в общеобразовательном классе....

Технологическая карта демонстрационного учебного занятия "Сравнение чисел"

Технологическая карта демонстрационного учебного занятия "Сравнение чисел" 6 класс. УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.СУрок открытия нового знания...

Технологическая карта открытого учебного занятия по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», реализующего УУД

Урок усвоения новых  знаний. Урок моделирования и преобразования модели. Урок постановки учебной задачи.Учебная задача – это такая задача, решая которую учащиеся открывают для себя наиболее...