доклад на методическом объединении учителей труда " Применение здоровьесберегающих технологий на уроках штукатурно-малярного дела в коррекционной школе"
методическая разработка по технологии

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках штукатурно-малярного дела в коррекционной школе" подготовлен мной для учителей труда.Я рассказала  о пяти группах,в которые относят обучающихся в зависимости от состояния здоровья,требованиям к санитарному состоянию мастерскойЮосвещенности,вентиляции.тепловом режиме,требованиям по охране труда и технике безопасности,нормах переноса тяжестей для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_zdorove_sberegayushchih_tehnologiy_na_shmd.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

МК ОУ «Богородская школа № 8»

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках штукатурно-малярного дела в коррекционной школе»

Учитель трудового обучения:

Волкова Елена Геннадьевна

2018-2019 у.г.


Выступление хочу начать с притчи:

-Однажды в лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, и результат был очень невелик.

-« Что ты делаешь?»,- спросил мудрец.

-« Не видишь, я работаю»,- сердито ответил лесоруб.

-« Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец.

Ситуация, представленная в данной притче хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. При максимальных затратах, физических и душевных сил учителя, детей и родителей часто получали разный результат. В чём притча? Как разрешить проблему качества, знаний учащихся при постоянно ухудшающемся состоянии их психического и физического здоровья?

Решение одно: развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

I группа – здоровые дети, имеющие хорошее физическое здоровье с разными заболеваниями;

II группа здоровья- дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеющие некоторые функциональные нарушения, перенесшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети, с общей задержкой развития, физического развития, без инфекционной патологии (низкий рост, отставание по уровню, отклонения в развитии); дети с дефицитом массы тела или длительно болеющие; дети с физическими недостатками- последствиями операций , при сохранении соответствующих функций.

III группа здоровья-дети, страдающие хроническими заболеваниями, в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками , последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения и трудового воспитания ребёнка.

К IV группе здоровья- дети,, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии, с частыми обострениями, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, возможны осложнения основного заболевания, которое требует поддерживающей терапии; дети, с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что ограничивает возможность обучения и трудового воспитания.

К V группе здоровья- дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями с частыми обострениями, непрерывно рецидирующим течением, с осложнениями основного заболевания, требующими постоянной терапии, дети-инвалиды, дети с физическими недостатками, последствия травм и операций с выраженными нарушениями, компенсации соответствующей функции и значительным ограничением возможности обучения и трудового воспитания.

В зависимости от группы здоровья на уроках трудового обучения мы должны давать задания учащимся.

О физическом состоянии должны знать:

- отклонения в физическом развитии;

- особенностях физического развития (данные о росте, массе тела, нарушении осанки), движений, наличии параличей, парозов, стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимику, утомляемость при физических нагрузках).

На уроке трудового обучения надо создать такие условия обучения, при которых ребёнок научится той или иной профессии и это не должно негативно отразиться на его здоровье, а наоборот организм должен окрепнуть и развиться.

Санитарное состояние мастерской.

Она должна располагаться на Iэтаже (столярная, штукатурно- малярная, подвалы и полуподвалы запрещены). Швейные кабинеты СБО, обувные мастерские не выше III этажа. Площадь мастерской в столярке-4,5м2

на человека, в швейной- 3,5 м2 на человека, кабинет СБО 2 м2 на человека (для обработки продуктов).

В любой мастерской должно быть кладовое помещение, оно должно располагаться рядом с мастерской.

Освещение – естественное, искусственное, комбинированное.

В остекленной поверхности ¼ площади пола. Свет должен падать с левой стороны. Насаждений не ближе 5 метров от окон здания. При недостаточном освещении должен использоваться светильник местного освещения, закрытого типа. Стёкла окон мыть 2 раза в год.

Отопление- в школе t 17-18С, в столярной мастерской- t 14С, в швейной- 17-18 С.

Вентиляция естественная, искусственная, комбинированная, в столярной мастерской должна быть вытяжка « Циклон».

В мастерской штукатурно- малярного дела установлена вытяжка с мором, что позволяет выполнять малярные работы без риска для здоровья.

В мастерской обувного дела отсутствует вытяжка на наждаке.

Умывальник на 30 учеников 1 умывальник. должна быть горячая и холодная вода, мыло, полотенце.

Спец. одежда должна быть индивидуально каждому ученику. В швейных мастерских предусмотрены головные уборы (косынки и фартуки) с обувью в столярной мастерской (фартуки, береты и нарукавники). Сельскохозяйственный труд, штукатурно- малярное дело (головные уборы, куртки, и брюки х/б или комбинезоны, обувь- ботинки или кирзовые сапоги). Ношение спец.одежды дисциплинирует учащихся. Учебный год мы начинаем с того, что маркируем форму, определяем место, где она будет храниться. Стирку проводим по мере загрязнения, но не реже 1 раз в четверть.

Пожарная безопасность . Обязательное требование ( распашные решётки, планы эвакуации, огнетушители, открытые проходы, ящики с песком. Нормами предусмотрены расположение оборудования. Например: верстаки от окна должны располагаться на расстоянии о,5 метра, проход между рядами 1,2 метра между верстаками 0,6 метра. В швейной мастерской машины рекомендуется располагать от окна на 0,5 метра, проход между рядами 1,2метра, между верстками 0,6 метра.

В швейной мастерской машины рекомендуется располагать от окна на 0,5 метра. Уборки помещений производится каждый день,

генеральная 1 раз в неделю.

Обучение основным профессиям нужно начинать с правил по охране труда. С первого занятия изучаем правила поведения в мастерских, рассказываем о профессии. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье других, при выполнении той или иной работы. Каждый день в журнале ведём запись, какие мы правила сегодня повторили по охране труда. У каждого учителя по трудовому обучению собран материал по охране труда, красочно оформленные, доступные, чтобы дети могли посмотреть и вспомнить. В мастерской находится аптечка первой мед. помощи, чтобы мы могли оказать помощь на месте.. А в том случае если работаем на улице в саду- есть переносная аптечка. В аптечке есть перевязочные материалы, бинт, вата, зелёнка, перекись водорода.

Занятия по трудовому обучению проходят по 2-3 часа. Но очень много требуется перемена деятельности, т.к. учащиеся устают. Каждый учитель планирует урок, чтобы чередовать работу в тетрадь, практическую работу. При сидячей работе обязательно проведение физических минуток. У мальчиков на столярном деле и штукатурно-малярном деле, сельскохозяйственном труде; при уличных работах, там, где требуются физические усилия, проведение физических минуток можно отменить и заменить её отдыхом. Дети посидят, отдохнут и продолжат работу.

По наблюдениям: тяжело работать учащимся 6 классов, когда уроки идут по 3 часа, им лучше бы делать 4 дня по 2часа. На третьем уроке учащиеся уже устали, приходится применять игры, , которые есть в каждой мастерской: шашки, домино, мозаика, игровые моменты.

Согласно Постановлению правительства Министерства труда и соцразвития от 07апреля 1999

Для учащихся предусматривается норма переноса тяжестей для

юношей:

14лет-12кг

15лет- 15кг

16лет- 20кг

девушек:

14лет-4кг

15лет-5кг

16лет- 7кг

17лет-8кг

Суммарная масса груза переносимого за рабочую смену должна быть

14лет

15лет

16лет

17лет

юноши

200

250

500

700

девушки

90

100

200

500

Учащиеся нашей школы, длительно тяжёлую работу выполнять не могут. По наблюдениям учителей трудового обучения работоспособность в основном средней степени. В процессе обучения у учащихся формируется умения, навыки, приёмы выполнения работ, правильные рабочие позы, развивается координация движений, мелкая моторика рук, формируется мускулатура, скелет).

Главной задачей современной школы являются воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не повредит здоровью ребёнка, использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития ребёнка. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Используемая литература:

1. Базарный В.Ф. «Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома» М., 2005 год;

2. Геращенко А.В. «Здоровье сберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя. Начальная школа.» 2007 год;

3. Звездина М.А., Муравьёва Н.М. «Образ жизни и здоровья» М, 2003;

4. Коваленко В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М, 2004;

5. Никитина А.Г., научный руководитель Кулагина А.А, «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы Всероссийской научно- практической конференции преподавателей и студентов», Тверь 2009год;

6. Постановление Министерства труда и социального развития РФ №7 от 07апреля 1999года «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для молодёжи до 18лет при подъёме и перемещение тяжестей»;

7. Курс лекций по охране труда Тужилкин Андрей Юрьевич доцент кафедры трудового обучения МИРО 2008год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В данном докладе даются рекомендации по проведению физкультминуток. Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке,  прослушивания  звуков природы: журчанье  ручья,...

Доклад на методическом объединении "Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения"

Технология разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в специальнойкоррекционной школе VIII   вида предполагает учёт индивидуальных особенностейучеников. Это соответствует совреме...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках поварского дела и подготовка к самостоятельной жизни»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...

Доклад на методическом объединении учителей школы « Здоровьесберегающая среда образовательной организации в контексте реализации ФГОС»

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педа-гогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к с...