Патриотизм через ремесло: Барановские ситцы в школьном образовании
статья по технологии

Швецова Елена Владимировна

Современное школьное образование ставит перед собой много задач. Одна из главнейших – воспитание в учащихся чувства патриотизма, глубокой и искренней  любви к родной стране, её культуре, истории и традициям. Важным этапом в жизни каждого человека является осознание своей принадлежности к нации, уважение к своим корням, национальной культуре, традициям и языку, гордость за достижения своей страны. Именно так мы  сохраняем наследие предков, обновляем и адаптируем к современным условиям. Важно не слепое почитание прошлого, а осознание того, что культура и традиции - живая и развивающаяся структура, нуждающаяся в уважении и поддержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shvetsova_e.v._murom_v_nsportal.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм через ремесло: Барановские ситцы в школьном образовании.

Швецова Елена Владимировна

Учитель технологии, черчения, ИЗО  высшей квалификационной  категории,

 тьютор дистанционного обучения детей с ОВЗ

МБОУ «Лицей № 1»

г. Муром, Владимирская обл.

Temari5555@yandex.ru 

Современное школьное образование ставит перед собой много задач. Одна из главнейших – воспитание в учащихся чувства патриотизма, глубокой и искренней  любви к родной стране, её культуре, истории и традициям. Важным этапом в жизни каждого человека является осознание своей принадлежности к нации, уважение к своим корням, национальной культуре, традициям и языку, гордость за достижения своей страны. Именно так мы  сохраняем наследие предков, обновляем и адаптируем к современным условиям. Важно не слепое почитание прошлого, а осознание того, что культура и традиции - живая и развивающаяся структура, нуждающаяся в уважении и поддержке.

Истинный  патриотизм рождается из любви к своей "малой Родине" и разрастается до осознанной любви к своему Отечеству. Мы не можем формировать абстрактное понятие, но должны пробудить росток глубокого, искреннего чувства, укоренить его в сердце каждого ученика. Любовь к малой родине проявляется не только в памяти о родительском доме, школе, друзьях, но и в заботе о ней, сохранении традиций и культуры, поддержание местных инициатив. Это гордость за успехи земляков и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Погружение в традиции родного края вдохновляет на творчество, на подвиги, на стремление к новым высотам. Именно малая родина дает нам силы и уверенность в себе, является надежным тылом и источником вдохновения на протяжении всей жизни.

Мы  живем в древнем и славном городе Муроме. Он известен былинным богатырем Ильей Муромским, православными святыми Петром и Февронией. В городе много храмов, архитектурных памятников, музеев. Но нам интересна не только история родного города, но и всей Владимирской губернии. Наша область славится богатой историей старинного мануфактурного производства в селе Карабаново.  Основоположником династии первых купцов-мануфактурщиков Барановых был крепостной крестьянин Тихон Петрович Баранов, а в 30-е годы XIX века его потомок предприниматель Федор Николаевич Баранов основал ситцепечатную мануфактуру. Историю этой династии и мануфактуры, иллюстрации старинных образцов я включила в материалы  модуля  «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».

 В 2018 году в наш краеведческий музей привезли экспозицию «Барановские ситцы» и мы с учащимися 5-9 классов с восхищением посетили выставку и приняли участие в мастер-классе. Экскурсию для нас провела  экскурсовод выставочного центра МИХМ Е.А. Лякина. Фотоматериалы выставки и историческую справку я оформила в презентацию для учеников и использовала в дополнение к материалам урока.

После экскурсии в музей родилась  идея разработки собственного мастер-класса по созданию самодельных  штампов из современных материалов для окрашивания ткани.  В 2019 году сценарий этого занятия участвовал в межрегиональном конкурсе методических разработок «Земля Владимирская» в составе группы педагогов в номинации «Народные ремесла» и занял 3 место с публикацией в сборнике.

После изучения этих материалов и участия в мастер-классе у учениц значительно возрос интерес к этнографическим традициям нашего региона. Появилась группа активных исследователей в этой области. Девочки  выбирали эту технологию нанесения рисунка для исследовательских и творческих проектов. Объектами декорирования  становилась одежда, предметы интерьера, канцелярские принадлежности и гаджеты. Темы и цели были разнообразными, но отправной точкой и вдохновляющей идеей для всех служили мотивы  печатных Барановских тканей и старинная технология набойки рисунка.  

Создана целая коллекция штампов с традиционными мотивами из различных материалов. В 2019 году с исследовательским проектом мы получили диплом 2 степени на IV областной научно-практической конференции старшеклассников «Вектор познания». Учащимися созданы коллекции головных уборов и костюмов Владимирской губернии, работы участвовали в выставках декоративно-прикладного искусства в округе и области, заняли призовые места. В 2023 году новый исследовательский проект стал участником VIII областной научно-практической конференции старшеклассников «Вектор познания», а также получил диплом победителя 3 степени в  XXXX международном конкурсе научно-исследовательских работ «Старт в науке-2023». В 2024-2025 годах мы представили на выставку новые работы, а также видеоролик «История и современность Барановских ситцев в  городе Муроме», ставший победителем в номинации «Образовательный бренд территории».

Шесть лет я по крупицам собираю и дополняю, совершенствую материалы об этнографической истории костюма Владимирской губернии и технологиях росписи и крашения ткани. Прошлое, настоящее и будущее соприкоснулись в нашем творчестве! Мы снова в поиске интересных идей.  Сценарий мастер-класса, с которого начинается путешествие моих учеников в этот творческий проект, дополнился моими и детскими  авторскими  видеороликами, буклетами, лепбуком, создана коллекция этнографических костюмов и головных уборов Владимирской губернии. Материалы уже опубликованы и используются коллегами. В перспективе включить в модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» проекты по созданию макетов традиционных украшений и головных уборов Владимирской губернии в 3D, чтобы снова построить мостик из прошлого в будущее через современность.

 Основная задача любого педагога-предметника – создать на уроке и внеурочных занятиях такую благоприятную среду для саморазвития учеников, в которой и окрепнет это светлое, чистое чувство - любовь к Родине, сформируется патриотизм – желание с душой, изо всех сил и усердно, честно трудится на благо страны, делая всё для её процветания и дальнейшего развития.

Первоисточники информации:

  1. «Муромский Край» № 123 (4317) от 7 ноября 2018 года автор И.Г. Дюмина
  2. Материалы Выставочного центра МИХМ, Экскурсовод Е.А. Лякина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой»

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой», мероприятие  в рамках проблемно-целевого семинара«Деятельность классного руководителя в реализ...

Воспитание патриотизма через краеведение в Батаринской школе

Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, фор...

Воспитание патриотизма через применение информационных технологий на уроках информатики

 Данная статья содержит материал о воспитании патриатизма через применение информационных технологий на уроках информатики...

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельностичерез использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея...

Формирование чувства патриотизма через экологическое образование у обучающихся с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности

Практика показывает, что обучающиеся с ОВЗ положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как: экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу. Любовь к при...