Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Вычислять или угадывать?" 8-9класс
    презентация к уроку (9 класс) по теме

    Пашкина Любовь Владимировна

    В ходе увлекательного диалога ведущего с аудиторией выясняется, что на "вскидку" не нужно принимать решение, связанное с элементарными вычислениями. В наше время - это очень актуально!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "Вычислять или угадывать?"708.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пашкина Любовь Владимировна, 220 – 393 – 854.

    Внеклассное мероприятие по математике.

    Тема: Вычислять или угадывать?

    Методическая разработка мероприятия по теме: «Вычислять или угадывать?». Создана на основе учебника Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений.  

    А.Г. Мордкович. Мнемозима 2005г., Математика в школе №5 2007  «Яков Перельман: штрихи к портрету», Математика для школьников №1 2005 «Неожиданные подсчёты», Математика для школьников №2 2007  «Одна голова хорошо…».

           Цели мероприятия:

    Создать условия для:

    1. повышения интереса к математике;
    2. выработки навыков исследовательской работы, развитию математического мышления, интеллекта;
    3. развития умений ставить цель, планировать и регулировать свою деятельность;
    4. формирования профессиональной ориентации учащихся.

          Оборудование: ПК, проектор, доска.

    Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word

    Ход мероприятия:

    Деятельность организатора(учителя)

    Деятельность учащихся

    Информация на экране проектора и на доске.

    Здравствуйте!

    Эпиграфом к этому мероприятию будут слова Д.Медведева. Слайд 2. Задумаемся: «А, кем я хочу стать? Чем буду заниматься? Может бизнесом?» Тогда уместно  вспомнить известную поговорку: «семь раз измерь, один раз отрежь».

    приветствуют учителя.

    Слайд 2.

    «Малому бизнесу – большое будущее».

    Дмитрий Медведев.

    « Миллион шагов».

          Начнём с очень простого примера.

       Вы, конечно, очень хорошо знаете, что такое миллион, и столь же хорошо представляете себе длину своего шага. А раз вы знаете и то и другое, то вам нетрудно будет ответить на вопрос: как далеко вы отойдёте, сделав миллион шагов? Больше, чем на 10км,  или меньше?                           

    Учащиеся предполагают, что меньше.

    Слайд 3и4.

         Если длина шага примерно равна м, то 1 000 000 шагов = 750км. Так как от Москвы до. Санкт – Петербурга всего 640км, то, сделав миллион шагов, вы отошли бы дальше, чем на расстояние  от Москвы  до  Санкт – Петербурга.

    «Человеческий волос»

                   Человеческий волос очень тонок: толщина его – около 20-й доли миллиметра.

           Но если бы волос был в миллион раз толще, какой примерно толщины мог он быть? Я задала этот вопрос нашим учителям, на что Ольга Владимировна  сказала, что волос был бы толще круглой комнатной печи, а Наталья Евгеньевна утверждала, что волос имел бы толщину во всю комнату.

    А вы как думаете?

       

    Учащиеся начинают очень активно обсуждать эту задачу, говорят, что обе учительницы ошибаются, и толщина будет гораздо меньше.

    И только после подсчётов убеждаются, что если бы волос был в миллион раз толще, то превосходил бы по ширине не только любую печку или комнату, но и почти любое здание, потому что диаметр его равнялся бы 50м!

    Слайд 5.

    Толщина  человеческого волоса – 0,05мм.

        0,05 · 1 000 000 = 50 000мм. = 50м.

      Также хочется заметить, что волос, увеличенный в биллион раз, был бы  в

    8 раз шире земного шара, а муха при таком увеличении была бы  в 70 раз толще Солнца!

    На доске:

    «Во всём мне хочется дойти до самой сути»                                                            /Б. Пастернак./

       

     «Выгодная сделка».

         

    А сейчас  хочу предложить вам сделку.

        В течении 30-ти дней вам будут давать по 100тыс.руб. ежедневно, а взамен в первый день вы должны отдать 1коп., во второй – 2 коп., в третий – 4 коп., в четвёртый – 8 коп. и  т.д.   Итак, вы согласны?

       

    Учащиеся считают сделку очень выгодной

    для человека, который будет получать по 100 тыс. рублей каждый день  в течении месяца, но если посчитать, то окажется совсем наоборот.

      Слайд 6.

     Итак, считаем:

     1) 30 · 100тыс.руб. = 30 000тыс.руб. = 3 000 000 руб. = 3 млн.руб.

     2) 1коп., 2коп., 4коп., 8коп.,… - геометрическая прогрессия.

             

     «Скромная награда».

         Известна легенда о награде, которую попросил себе древний мудрец Сета у индусского правителя Шерама за изобретённую им шахматную игру.

           

       

     

    Один из учащихся рассказывает эту легенду и выполняет все подсчёты на доске.

    Другой учащийся готовит сообщение о том как велико это число.

        Слайд 7.   

    1)Мудрец просил вознаградить его так: выдать за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую клетку – 2 зерна, за третью клетку  – 4 зёрен, за  четвёртую – 8 зёрен и т.д., удваивая вознаграждение за каждую следующую клетку, пока не будут оплачены все 64 клетки шахматного  поля. Что же касается шахматных фигур, то за них мудрец никакой награды не требовал.

    «Скромная награда» не могла быть выдана потому, что не только в Индии, но и во всём мире нет такого количества зёрен, какое она предполагает. Пользуясь определением геометрической прогрессии, также её формулами, можно подсчитать, что награда составляет  8 · 10 зёрен, т.е. восемь квинтиллионов.

       Вычисляем:

    1зер., 2зер., 4зер., 8зер.,… - геометрическая прогрессия.

                     

    2) Заметим, что если рассыпать наше зерно ровным слоем по всему миру, он имел бы толщину  0,25см. Будь земной шар целиком превращён в сплошное поле (для чего потребовалось бы осушить океаны, растопить полярные льды и оросить все пустыни), то урожай с него целиком пошёл бы в награду изобретателю шахматной игры.

       Мы предлагаем читателям самим вычислить, цепочка какой длины получилась бы, если все эти зёрна выложить в один ряд. На всякий случай сообщим, что от Земли до Солнца

    150 000 000км, хотя не думаем, что с такой цепью зёрен вы останетесь в пределах  Солнечной системы.

     

     В заключение хочется       отметить – одна голова хорошо, а две, как известно, лучше.

    А ещё лучше десять. Или сто. Конечно, чем больше людей, тем более разносторонне можно оценить проблему. Только решение – то надо принять одно!  

    Слайд 8

    « Это вам не «кофейная гуща»»

    Математика – это не “кофейная гуща”, на которой гадают, математика- это язык, на котором говорят все точные науки.

    На доске:

          « - У вас поразительная способность замечать мелочи, - сказал я.

                             - Просто я понимаю их важность».

                                          /А. Конан Дойл «Знак четырёх»/

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

    Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

    Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

    Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

    -соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...