Программа "Дети войны"
рабочая программа по теме

Гаврюшина Виктория Анатольевна

О героизме детей во время Великой отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление: военно-патриотическое

Программа по дополнительному образованию
"Дети войны"

Возраст детей: 12–14 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог доп. образования
Гаврюшина В.А.

Москва   ·   2006 год

Пояснительная записка

      Быстро летит время. В памяти стираются воспоминания о прошедших годах. Всё меньше становится среди нас ветеранов Великой войны. Людям, спасшим нас от незавидной участи, людям, чье детство прошло под пулями, в партизанских отрядах, оккупации, концентрационных лагерях, маленьким людям Великой войны посвящается данная программа.

Несмотря на изученность истории Великой Отечественной войны, все еще остаются белые пятна. Одно из них - жизнь детей в военных условиях. Они встретили войну в разном возрасте Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома или в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае или в глубоком тылу. Многих война сделала сиротами или разлучила с родителями, они пережили тяжкие эмоциональные потрясения в борьбе за выживание.

Из жизни современных детей война не исчезла. По данным ЮНЕСКО более чем в 30 странах свыше 300 тыс. детей в возрасте до 18 лет подвергаются жестокой эксплуатации в качестве солдат. Некоторым из них всего семь-восемь лет. Есть среди них мальчики и девочки. За последнее десятилетие в результате вооруженных конфликтов и гражданских войн погибли 2 млн. детей, еще 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами. В  чеченской войне по официальным данным погибло 42 000 ребят.

 В современном российском обществе появление фашистских организаций и вовлечение в них подростков создают особую тревогу.

Данная программа по истории ВОВ составлена на основе требований  к программам дополнительного образования детей  Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006.и Московской Программы по дополнительному образованию. Программа конкретизирует содержание тем по истории ВОВ, дает конкретное распределение теоретических и практических учебных занятий по разделам и с учетом возрастных особенностей детей. Программа содействует реализации Среднесрочной городской  целевой Программы «Москва многонациональная»  и решению задач Правительства Москвы в рамках  мероприятий «Года ребенка».

Практическая значимость программы:.

- информационно-методическая функция позволяет учащимся расширить свои познания об истории ВОВ, получить представление об исследовательской работе, научиться создавать социальные проекты, в целях, воспитания и развития, учащихся средствами данного дополнительного образования.

-организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов, практических и теоретических занятий, определение их количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования занятий.

Цели программы направлены на решение актуальных, конкретных, социально значимых задач.

Цель программы - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, своей созидательной функции в обществе.

Задачи:

 - воспитание гражданско-патриотических чувств, гордости за свое Отечество, чувства благодарности ветеранам ВОВ;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к истории своего народа, окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с разными мировоззренческими системами;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической темы;

- изучение истории ВОВ через историю жизни детей военного времени;

- умение создавать и представлять социально-исторические проекты;

- навыки работы с исторической литературой, ведения переписки.

Программа рассчитана на детей 12-14 лет. Срок реализации - 1 год.

При формировании группы учитывается желание самих учащихся, состав постоянный.

Количество часов в год – 216, количество часов в неделю – 6, периодичность занятий – 3 раза в неделю, продолжительность занятий – 2 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки. К концу года ребята должны овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности, работы с первоисточниками, алгоритмом создания социально- исторических проектов и их защиты, умением организовывать выставки, ведения деловой и дружеской переписки. В течение года у ребят развивается гражданско-патриотическая сознательность и такие качества, как наблюдательность, любознательность, сопереживание, умение слушать и слышать, сочувствовать.

Формы поверки знаний и умений учащихся: защита проектов, конкурсы и творческие выставки.

Учебно - тематический план

№п\п

 Наименование разделов и тем

Всего часов

теор

практ.

I.

 Лето 1941 года

10

4

6

II

 Москва военная

24

9

15

Ш

 Битва за Москву

14

4

10

IV

 Жизнь в оккупации

24

10

14

V.

 Обыкновенный фашизм

24

8

16

VI

 Жизнь в эвакуации

24

10

14

VII

 Весна 1945 года

24

10

14

VIII

 Великая победа

24

4

20

IX

 Вахта памяти

24

-

24

X

Экскурсионная работа

24

-

24

ИТОГО

216

59

157

Содержание программы

Раздел 1. Лето 1941 (20 час.) Последние мирные дни, Основные направления эвакуации, Перед Великим сражением

 Дать историческую характеристику этих дней. Какими событиями жили наши люди летом 1941 года. Жизнь ребят, на ожидаемые каникулярные дни и первый месяц отдыха школьников. Ребята  вместе с педагогом добывают информацию из книг, рассказов прабабушек и дедушек, из семейного архива. Посещение библиотек, работа с газетными статьями тех лет.

Этот раздел полностью посвятить сбору  и поиску информации и материалов для дальнейшей работы. Посещение музея обороны Москвы.

Раздел 2.Москва военная (48 час.) Темы занятий: Дни эвакуации, Школьная жизнь, Трудовые подвиги детей, Культурная жизнь Москвы.

 Детально изучить военную жизнь  юных москвичей: какую помощь оказывали подростки в героические дни. Ребята принимают самое активное участие в поиске информации об эвакуации, направлениях эвакуации. Работа школ, трудовые будни, бытовая жизнь – эти темы являются предметом изучения в этом разделе.

Практическая работа - создание проектов, выпуск исторического альманаха, стенда для класса и школы. Встреча и беседа с бабушками и дедушками, чье детство прошло в военные годы. Посещение музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Раздел 3. Битва за Москву (28 час.) Темы занятий: « Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой…», Комсомольцы- Герои Советского Союза, Участие юных москвичей в народном ополчении.

 Героический подвиг вчерашних школьников, активное участие в созданных народных ополчениях, в  разведотрядах, партизанских отрядах. Отдельное занятие посвятить подвигу Зои Космодемьянской и особому разведотряду, созданному для диверсионных целей в оккупированных районах Подмосковья.

 В практической части этого раздела продолжить работу над созданием проектов, организация встреч с ветеранами, праздника. Целесообразно провести викторины, конкурсы, музыкально-поэтические композиции, посвященные героям, защитникам Москвы.

 Оформление докладов и  выпуск стенгазеты. Посещение музея Российской Армии. Проведение Вахты памяти с участием приглашенных ветеранов.

Раздел 4. Жизнь в оккупации (48 час.) Темы занятий: Борьба за выживание – дети Подмосковья, Юные герои- пионеры.

Тяжелая жизнь детей Подмосковья, которых не успели эвакуировать. Героизм, тяжкие испытания, выпавшие на долю ребят, умение сохранить надежду на освобождение.  Учащиеся должны усвоить  историческое значение  этих событий, которое заключается в том, что, несмотря на юный возраст, нужно оставаться гражданином своего Отечества.

 Практическая часть - организовать переписку с одной из подмосковных школ, где серьезно поставлена патриотическая работа. В перспективе - дружба между школами, которая может стать традицией в патриотической работе данного объединения.  Педагог должен заранее  позаботиться об этом. Автобусная экскурсия по местам боевой славы Подмосковья.

Раздел 5. Обыкновенный фашизм (48 час.) Темы занятий: Лагеря смерти, Маленькие узники концентрационных лагерей.

 Лагеря смерти: Дахау, Освенцим, Бухенвальд, Равенсбрюк, Маутхаузен…

Гитлеровская Германия стала классической страной лагерей смерти, где уничтожались сотни тысяч людей, в том числе дети. Материал темы раскрыть так, чтобы ребята смогли понять и осознать все ужасы фашизма.

  Современные фашистские организации, вовлечение в их ряды подростков. Оценка этих явлений новейшей истории с точки зрения гражданской позиции.

 Практическая часть - сбор материала.  Чтение книги  о подвиге Яноша Корчака и проведение читательской конференции. Чтение книги Л.И. Тимощенко «Дети и война». Посещение выставки книг и детских работ маленьких узников немецких лагерей (во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы). Встречи с членами МАБУФа (межреспубликанская ассоциация бывших узников фашизма). Организация выставки книг и творческих работ самих ребят. Проведение акции, посвященной детям-узникам (место проведения акции лучше выбирать возле памятников и памятных мест).

Использование Интернет - сайтов. Создание мультимедийных проектов по теме «Книга памяти и скорби».

Раздел 6. Жизнь в эвакуации (48 час.) Темы занятий: Учеба в школе, Письма и посылки фронту, Героизм в тылу, Культурная жизнь и создание агитбригад.

Многих  москвичей правительство СССР смогло эвакуировать до начала Московской битвы на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Жизнь эвакуированных юных москвичей в тылу была трудной. Хотя они не слышали взрывов гранат, не видели врагов, они тоже внесли вклад в Победу, так как совершали ежедневно трудовые подвиги.

Практическая работа – поиск и сбор информации в библиотеках, через Интернет, в архивах, беседы с участниками событий. Подготовка выступлений для конференции, организация обмена информацией и мнениями. Проведение такого вида занятий, как «Живая история». Выставка творческих и исследовательских работ ребят.

Раздел 7. Весна 1945 года (48 час.) Темы занятий: Праздничные дни, Кино и театры, Культурная жизнь Москвы, Музеи.

 Москва в ожидании Великой Победы. Подготовка к Победе, участие детей. Возвращение из эвакуации. Культурная жизнь Москвы: работа кинотеатров, консерватории, музеев, театров и парков. Эвакуация музеев Кремля. Мужество работников музеев (на примере сотрудников Оружейной палаты).

Практическая работа – поиск информации и сбор материала. Дети получают индивидуальные задания. Обработка полученной информации, выпуск журнала – альманаха.

Раздел 8. Великая Победа (48.час.) Темы занятий: «Со слезами на глазах», Начало новой жизни.

 Майские дни, Парад Победы глазами очевидцев. Атмосфера, царившая в Москве, возвращение из эвакуации и  начало строительства новой мирной жизни.

Практический раздел –  встреча учащихся с современными бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками - детьми военного времени. Оформление стенда. Знакомство ребят с песнями военных лет, поэзией военного времени и современной поэзией, посвященной Великой Отечественной войне и Победе. Создание проекта по теме: «Нам дороги эти позабыть нельзя!». Сочинения на темы: « День Победы со слезами на глазах», «Неизвестный солдат», «Большой подвиг маленьких ребят».

Раздел 9. Вахта памяти (48 час.)

Подготовка и проведение литературно – поэтических композиций, посвященных Дню освобождения Москвы от фашистов, дню Победы, освобождению узников  концентрационных лагерей. Проведение вечеров Памяти, посвященных героической жизни прабабушек и прадедушек. (Например, « Расскажи, бабушка…»). Проведение кратковременных акций помощи ветеранам ВОВ или постоянная работа по этому направлению в течение всего года.

Раздел 10. Экскурсии (48 час.)

 В течение года запланировано посещение музеев истории  ВОВ на Поклонной горе,  истории Москвы, обороны Москвы. Экскурсионно-туристическая поездка по местам боевой славы Подмосковья.

Методическое обеспечение программы

Формы устных занятий: рассказ педагога с элементами беседы, доклады и выступления ребят, гостей (например, на занятии по теме «Живая история»), просмотр видео и кинофильмов, занятие – игра, работа с источниками, обработка и анализ документов, литературных источников и др.

Поисково-исследовательская работа: педагог заранее обговаривает тему будущей работы, ребята получают индивидуальные задания по выбранной теме, обговариваются результаты работы. Педагогу рекомендуется поощрять творческий подход ребенка к работе. Работу можно выполнять по подгруппам (подгруппы формируются с учетом желаний самих ребят).

 Встреча с ветеранами планируется заранее вместе с детьми. Дети при помощи педагога заранее готовят вопросы, составляют план мероприятия.

План работы над проектом: находится проблема, придумывается тема, собирается информация. Источники информации – историческая литература, архивный материал, интернет, беседы со свидетелями событий, видео и кинофильмы, документы и др. Самостоятельная апробация результата труда, защита проекта. Устный рассказ можно сопровождать показом слайдов через компьютер, материалов, представленных на стенде.

Методика подготовки и проведения экскурсии может быть различны – заранее обговорить тему маршрут. Ребята могут получить индивидуальные задания подготовить выступление в виде путевых заметок. После завершения экскурсии организация бесед, обмен информаций и впечатлений, выставок и стендов, выпуск газет.

Литература, использованная при разработке программы.

1.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ от 09.12.2004 г.

2. Закон РФ « Об образовании». М. ,2004

3. Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве». М.,2004

4. Закон г. Москвы «Москва многонациональная». М., 2005

5. Комплексная городская программа профилактики детской беспризорности. М., 2005

6. Козленко С.И. Вопросы и ответы. Пособие по самообразованию, М.,1997

7.Патриотическое воспитание школьников, методическое пособие, М., 2005

8. Нормативно- правовое обеспечение системы дополнительго образования и социального воспитания. М., 2006

9.Методические рекомендации. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой. М., 1993.

Литература для детей и родителей.

1.Рассказы о Великой Отечественной войне. М.2003.

2. Дети – герои Великой Отечественной войны. М.2004.

3. Дамаскин И.А. Великая Отечественная 1941-1945 . М.2005.

4.Воробьев Константин. Убиты под Москвой. М.2004

5. Алексеев Сергей. Московская битва 1941-1942. Рассказы для детей. М.2005

6.Валентин Катаев. Сын полка. М.2007.

7.Партизанка Лара. М. 2005

8.Лялякин П.П. Казематами смерти .М.1996.

«ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ»

Сценарий литературной композиции, посвященной жертвам концентрационных лагерей фашизма

Мероприятие проводится в актовом зале. Свет приглушен.

 На сцене в центре установлен  плакат с изображением «Книги памяти и скорби» (если имеется мультимедиа возможности, можно проецировать на экран, а на экране  изображение  «Книги памяти и скорби».) Под ним располагается постамент.

1 ведущий. - Время, устремляясь в будущее, уносит в небытие великие и обыденные явления жизни, их участников и свидетелей. Память, во всех ее проявлениях – истории, литературе, искусстве,- спасает мир от забвения.

2-й ведущий. Спасти от забвения память живших и боровшихся против смерти, миллионов жертв гитлеризма,  наш долг.

Звучит музыка («Бухенвальдский набат», можно с текстом). Под музыку выходят ученики, в руках свечи, подходят к постаменту и ставят свечи, выстраиваются в шеренгу, склонив головы.

Читают стихотворение татарского поэта-узника «Маобита» Мусы Джалиля «Палачу».

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье,

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья

Колена преклонив. У родины моей.

 Ученики уходят со сцены. На экран проецируются данные о жертвах концентрационных лагерей, ведущие озвучивают. ( Если нет этой возможности,  ребята выходят на сцену с плакатами, где указаны названия лагерей смерти и количество заключенных)

Освенцим - (1940-1945) - 405 тыс.

Бухенвальд-(1937-1945) - 238 тыс.

Дахау- (1933-1945) - 238 тыс.

Заксенхаузен- (1936-1945) - 200 тыс.

Маутхаузен- (1938-1945) - 335 тыс.

Равенсбрюк- (1939-1945) - 150тыс.

Флосенбюрг-1938-1945) - 142 тыс.

Штутгоф- (1939-1945) - 117 тыс.

Майданек- (1941-1944) - 300тыс.

1-й ведущий.   Из 7,2 миллионов  человек, прошедших только через лагеря массового уничтожения фашистской германии в живых осталось 530 тыс.,  в их числе 250 тыс., - граждане бывшего Советского Союза. ( все данные взяты из книги «Казематами смерти», П.П. Лялякин, П.М. Кравченко, «Мысль», Москва – 1996 г.)

2-й ведущий.  После гитлеровского  ада, по возвращении на родину, они прошли новые моральные и физические испытания сталинского  лагерного режима, проверок органов госбезопасности, недоверия и подозрения,  являясь  в своем отечестве людьми» второго сорта», как бы не существующими для государства.

1-й ведущий.   Только в годы перестройки  государство их признало, а потом эти люди  в полосатой форме в День Победы в городских колоннах прошли  по Красной площади Москвы.

2-й ведущий. Они не относят себя к «героям» в ратном понимании этого слова. Но выстоять годы в нечеловеческих испытаниях за колючей проволокой гиммлероовских казематов смерти, сберечь человеческое достоинство и верность Родине – даже им, выжившим, такие испытания представляются пределом возможного…

(на экран проецируется слово « Освенцим», кадры или фотодокументы о чудовищной жизни военнопленных)

  Учащийся читает стихотворение казахского  поэта Халимжана Бекхожина «Освенцим»

Разве можем мы быть равнодушными к злу?

Страшный призрак я вижу сквозь смрадную мглу:

Черным прахом дымятся на страшных кострах

Миллионы людей, превращенных в золу.

Слышу голос я жалобный, памятный мне.

Показалось на миг – наяву иль во сне?-

Стонет, плачет и кличет на помощь меня

Брат мой, ставший золой в этом адском огне.

Безутешная полька над пеплом стоит.

Нет, любимого…Кто ей его возвратит?

Льются слезы, и пепел тускнеет седой,

Будто дождь  ледяной его хмуро кропит

В этой страшной, угрюмой, больной тишине

Образ брата погибшего видится мне,

Он из пепла восстал и назвал палачей-

Тех, кого я в атаках встречал на войне

Голос брата среди голосов я узнал-

Он убийц проклинал, он убийц проклинал.

И, когда уходил я в гремящую даль,

Он за мной торопился, меня нагонял.

Звучит  классическая музыка   «Адажио» Альбиони, появляются девушки- старшеклассницы, в платках. Становятся полукругом.

Первая. Ах, как рано мы вас потеряли-

Сильных, смелых, таких молодых…

Никого потом не замечали,

Потому, что не надо других

Ах, как горько, как больно, как страшно

Провожать сыновей на войну!

И, лелея в душе день вчерашний, Принимать на себя всю вину.

Ах, как жалко, жалко, как жалко,

Что сиротами дети росли…

Рябитишек - их было так мало,

Что сказать слово «папа» могли!

Слово «папа» родному, живому

Без конца, без конца повторять!

Еще больше жаль тех, у которых

Все война умудрилась отнять!

Много дней прошло… Десятилетий…

Говорят – все быльем поросло…

Только все же, кто за это в ответе-

За войну, за проклятое зло?

Вторая  Они ушли, а мы остались, как будто у нас вынули сердце, оставив пустоту в груди, которую нечем заполнить…

Третья  Они ушли, а мы остались с потухшими глазами, как будто они забрали с собой свет наших  некогда счастливых глаз.

Четвертая  Они ушли  на испытания, о которых мы могли только догадываться, придавленные гнетом нашей пустоты, нашей обреченности на одиночество…

 Пятая   Что мы могли тогда для них сделать? Чем помочь?

 Первая.   Посылать письма? Но куда?  Мы могли только молиться – на улице ли, дома ли - про себя, про себя, про себя..

Вторая.   Как больно знать, что мы вас потеряли,

Что вас молитвы наши не спасли….

1-й ведущий.   Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося ХХ! века.

2-ведущий  Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет ХХ! - й век и помнить,

 какой ценой завоевано наше счастье.

Век ХХ1-Й уже  вошел в нашу дверь, а потому  мы за него в ответе.

Давайте помнить о том, что

: История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают?!

Она тот высший суд, Где нет прощенья,

Где срока давности  не признают…

В заключение звучит «Реквием» Моцарта, выходят все участники акции с гвоздиками в руках и возлагают их к «Книге памяти и скорби» на постамент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...