Классный час
классный час (8,9 класс) по теме

Искусство блокадного Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный         час

на тему: «Искусство осажденного блокадного Ленинграда».

Посвящен Дню снятия бпокады.

ЦЕЛЬ:  

Расширить знания учащихся об искусстве блокадного Ленинграда, воспитывать любовь к родному городу, к своей стране.

Оборудование:

Диск, портрет, иллюстрации, рисунки.

Приглашен учитель музыки.

Слово учителя.

 Зима1941-1942г. в Ленинграде. Лютая, голодная, жестокая. Город казался  вымершим, пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно        повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было ни хлеба, ни света.         И все-таки город жил. В обледенелых цехах заводов истощенные люди изготовляли оружие, танки, снаряды для фронта Раненый, измученный город продолжал жить. В лютую первую блокадную зиму в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств жили и работали многие прославленные художники, архитекторы, ученые, отказавшиеся, несмотря на преклонный возраст и гаснущее здоровье, эвакуироваться из Ленинграда. Все прекрасно знали: сдавать Ленинград нельзя. Каждое утро на израненных стенах города появлялись яркие, пахнущие свежей типографской краской плакаты, листы, призывавшие на борьбу с врагом, литографические открытки. Они  были очень нужны тогда людям.

Улица Герцена, дом 38. Здесь помещался Ленинградский Союз советских художников. В комнате на втором этаже были сооружены нары, топились печки - «буржуйки», горели тусклые коптилки. Руки с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью. В то трудное время они вместе  с другими ленинградцами трудились на оборонительных сооружениях, готовили к эвакуации  Эрмитаж, Русский музей, маскировали военные объекты. Но среди всех дел этих самым  главным для них делом с первого дня войны стала массовая наглядно-изобразительная агитация.

   Первый  ученик (демонстрация портрета) .

В годы войны А.А. Ахматова   как и прежде была в состоянии вдохновения и творческого подъема.ь По ее словам, стихи шли сплошным потоком. Так в июле 1941 года появляется знаменитая «Клятва». (Чтение стихотворения учащимся).

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит,

Мы детям клянемся, клянемся  могилами,

Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941 Ленинград

Второй  ученик.

Ни на минуту не смолкало радио. Звучали пламенные речи Николая Тихонова, Всеволода Вишневского, стихи Веры Инбер, Всеволода Азарова, Александра Кроше, Ольги Берггольц.  ( Звучит  отрывок из поэмы «Февральский дневник», ч. 2).

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных…

Так с декабря кочуют горожане

за много верст, в густой туманной мгле,

в глуши слепых, обледеневших зданий,

отыскивая угол потеплей…

Третий ученик.

5июля 1942г. в Малом зале Дома культуры промкооперации была поставлена пьеса Матвея Тевелева   «Навстречу эскадре». Актеры еле держались на ногах, истощенные, ослабшие, они играли с большим  желанием и энтузиазмом. В награду им были долгие аплодисменты .

(4 ученик). Но самая главная премьера состоялась 9 августа1942года в Большом зале Ленинградской филармонии. В тот день впервые исполнилась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича,   названная «Ленинградской».

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОРТРЕТА.

 «На сцене полуживые музыканты, которых с трудом разыскали…В зале –слушатели, которые не знали, хватит ли   у них сил добраться после концерта до своих домов».

Никто не знал,

Что сегодня на сцену

В последнем ряду посадили врача,

А рядом на случай возможной замены

Стояли ударник и два скрипача.

 Учитель музыки.

В Седьмой симфонии, написанной в 1941-1942г., автор воплотил конфликт войны и мира, разворачивающийся прямо перед его глазами. С особой яркостью этот конфликт реализован в 1части симфонии. Вслед  за светлыми картинами мирной жизни появляется так называемый эпизод нашествия. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышимый шорох маленького барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механистичностью, повторяясь 11 раз и набирая силы, она обрастает хриплыми,  агрессивными звучаниями. В противовес теме нашествия, в музыке зарождается и крепнет тема мужества. Во 2 части (Скерцо) утверждается мысль о том, что как бы скорбны ни были утраты, жизнь продолжается. Через размышления (3 части симфонии), композитор подводит слушателя к победоносно значащему финалу. Одна из зарубежных газет писала: «Страна, художники которой в эти дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, непобедимы». (Подготавливается  диск для выборочного прослушивания).

Слово учителя.

С тех пор прошло более 65 лет, но и в наши дни высокое искусство объединяет людей, множит их силы, обогащает духовно и нравственно, призывает жить в любви и взаимопонимании.

 СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ (Симфония № 7 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...


 

Комментарии

Хворова Галина Валентиновна

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования России. Оно способствует формированию патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.Спасибо,Раиса Николаевна ,за интересный классный час.

«Кронштадтский вестник» Четверг19декабря 2013г .
Как – то посещая Свято – Троицкую пустынь и наслаждаясь удивительной тишиной, я получила приглашение приехать сюда на экскурсию вместе со школьниками.
Сопричастность к истории
Классный руководитель Раиса Николаевна Суханова охотно поддержала это предложение. Ей хотелось, чтобы дети хоть немного начали понимать, какое значение для культуры России имели подобные обители. Ведь слово « Культура» восходит к понятию « культ», то есть, к духовным основам народа. К тем, кто хранил и взращивал национальное самосознание, объединяя народ и вдохновляя русских князей в самые трудные периоды нашей истории, кто помогал великим русским поэтам, писателям, художникам справиться с душевными недугами, кто благословлял военноначальников на ратные дела, а государственных деятелей на труды во благо Отечества.
Об этом трудно говорить в школьном, перегруженном информацией, «пространстве».
Поэтому и не получается сформировать у детей целый взгляд на мир, историю, культуру.
Вот наш 6 « А « класс 423 школы, во главе с классным руководителем – Раисой Николаевной, воспользовался приглашением, и десять человек посетили старинную обитель. А она берет начало в далеком XVIII веке, во времена императрицы Анны Иоановны. Ее иноземное окружение не жаловало православное духовенство, особенно монашеское. Но Троице – Сергиева Лавра в Москве так поразила Анну Иоановну своим благолепием, что она решила создать подобную обитель вблизи новой столицы. И пожертвовала для нее дачу своей сестры Екатерины Иоановны. Так преподобный Сергий через столетия благословил и осенил наш город.
Процветание обители пришлось на xix и связано с именем архимандрита Игнатия Брянчанинова, ведущего свой род от Михаила Бренко, оруженосца князя Дмитрия Донского . Михаил Андреевич, переодетый в доспехи князя, отвлек вниманием ордынцев на себя и погиб в бою « за други своя» на Куликовом поле. А его потомок – Дмитрий Брянчанинов ( архимандрит Игнатий) – причислен к лику святых. Ощутить связь со своим родом, а себя наследником и творцом истории – великое дело.
Дорога к Храму идет через когда – то обширный и великолепный некрополь ( 1 500 захоронений , знатнейшие фамилии России ). Мы видели памятник князю – канцлеру А. Горчакову и вспоминали о его заслугах.
Сейчас от некрополя остались единичные захоронения, недавно восстановленные. В Храме нас встретил отец Феофан, рассадил на лавочках и завел непринужденную беседу о кладах, чудесах, а заодно и о том, кто такие монахи и что они делают в монастыре. Рассказывая о Преподобном Сергии, он показывал репродукции русских художников, а под конец вытащил тяжеленный меч, каким могли биться на Куликовом поле.
Стараясь показать детям самое интересное, наш сопровождающий по обители отец Феофан провел нас в трапезную и исторический кабинет, где Екатерина II ждала известие об отречении своего супруга - Петра Ш. Мы увидели усыпальницу графа Зубова и помянули дочь Суворова – Наталью Зубову.
Наш радушный экскурсовод показал нам мастерские, где делают витражи, дал потрогать детали и поработать инструментами. Увидели мы и результат кропотливого труда – большое окно – витраж. Провел по классам рукоделий. Девочкам понравилась мастерская флористики. А в завершение отец Феофан позволил всем позвонить в колокола.
Прощаясь, мы пригласили отца Феофана в Кронштадт.
На обратном пути мы полюбовались ручными белочками на территории обители.. Интересно, что внимательнее всех оказался самый непоседливый мальчишка.. Да и мы все , и взрослые и дети, хоть на какое – то время погрузились в мирное состояние духа и ощутили свою сопричастность к великой и неразрывной истории страны.
М. А. Восканьян, Р.Н. Суханова.