Математическая мозаика
материал (8 класс) на тему

Шудра Татьяна Владимировна

Игра для 8 классов. Играют и команды и болельщики. Жюри -старшеклассники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya__mozaika.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  МОЗАИКА»

       ( игра для 8-х классов)

Цели игры:  

       

    -расширение кругозора учащихся, повышение общей культуры;

    -развитие интереса к изучению математики, мышления, творческих

     способностей, инициативы, познавательного интереса;

   -формирование дружеских отношений, умения работать командой.

Оборудование:

-плакаты:

1. «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил

ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»

                                    (Я.А.Каменский)

2. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать

      случая делать его немного занимательным»

                                          (Блез Паскаль)

3. «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий»

-чистые листы и ручки для решения задач;

-бочка с бочонками;

-листы с заглавной буквой «С»;

-секундомер.

Правила проведения игры:

игра рассчитана на две команды, состоящие из нескольких учеников 8 класса;

в игре принимают участие и болельщики.

Помогают вести игру ученики 11 класса.

Ведущий 1:                       Мой юный друг!

 Сегодня ты пришёл вот в этот класс,

 Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть.

 Пусть ты не станешь Пифагором,

 Каким хотел бы, может быть,

 Но будешь ты рабочим, а может и учёным

 И будешь математику любить.  

Ведущий 2:                      Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело-

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Ведущий 3:                      Наши команды уже подготовились идти по этому нелёгкому

пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу.

Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу,

сделают её интересной, содержательной, запоминающейся.

Принимать участие в игре должны и участники и болельщики.

Мы немного отвлечёмся и повеселимся, лучше узнаем таланты

и способности друг друга, подумаем над вопросами и ответами.

Мы хотим, чтобы болельщики проявили солидарность с командами, а все участники повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем, провели время с пользой.

ЭТАП  1.                    «РАЗМИНКА»

Вед. 1:

                               Чтобы всё в игре прошло без заминки,

                               Её мы начнём…

                               Ну конечно, с разминки!

       

      Каждой команде, по очереди, задаются 10 вопросов. Время на обдумывание не даётся.

      Отвечать надо сразу. Один правильный ответ – 1 балл.

Вопросы первой команде.

  1. Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (две)
  2. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (две, остальные сгорели)
  3. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбаков? (11)
  4. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (нисколько)
  5. Что означало «тьма» в математике? (много)
  6. Соперник  нолика? (крестик)
  7. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  8. Треугольный платок. (косынка)
  9. Кто в году  четыре раза переодевается? (Земля)
  10. Шоколадка стоит 10 рублей и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?(20 р.)

                                       

Вопросы второй команде.

1.Женщина несла в корзине 100 яиц, а дно выпало. Сколько яиц осталось? (ни одного)

2.Летели гуси: один впереди и два позади, один позади и два впереди, один между        

   двумя и три в ряд. Сколько летело гусей? (3)

3. Горело семь лампочек. Две перегорели. Сколько лампочек осталось? (7)

4.Летели 100 уток. Одну подстрелили. Сколько уток осталось? (одна, остальные улетели)

5. Исчезающий вид учеников? (отличники)

6. Три котёнка, сколько лап? (12)

7. Сколько лет спал Илья муромец? (33)

8. Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от остальных? (решето)

9. Цифра – тонкая, как спица7 (1)

10. Что больше: 5  или 10? (5  = 25)

            ЭТАП 2.                 « СПЕШИТЕ ОТВЕТИТЬ»

 

Вед. 2:                 Ну,  а теперь команды, стоп!

 Математический калейдоскоп!

 Кто в терминах не знает затруднения,

 Напишет всё сейчас без промедления!

    В течение одной минуты каждая команда должна на листе с заглавной буквой

    написать как можно больше математических терминов, начинающихся с этой

    буквы. Правильно названный термин – 1 балл. Время – 3 минуты.

Вед. 3:          Пока команды работают –

                                           

                         «БЛИЦ - ТУРНИР ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ»

                           

                     Отвечает тот, кто первым поднял руку. Правильный ответ -1 балл.

  1. Какие числа называют чётными?
  2. Что такое медиана?
  3. Какой треугольник называется равнобедренным?
  4. Какой четырёхугольник называется ромбом?
  5. Признак делимости чисел на 3 .
  6. Чему равна сумма углов треугольника?
  7. Правило деления дробей.
  8. В каких четвертях расположен график у = kx + b ?
  9. Как разделить степени с одинаковыми основаниями?
  10. Свойство диагоналей прямоугольника.
  11.  Какие прямые называются параллельными?
  12. Какой четырёхугольник называется трапецией?
  13. Свойство диагоналей ромба.
  14. Как называется часть прямой, состоящая из всех точек прямой, лежащих между двумя данными её точками?
  15. Как называются углы, у которых одна сторона общая, а две другие являются дополнительными полупрямыми?

 

ЭТАП № 3.                    «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

        Вед. 3.          Команды обмениваются вопросами. Каждая команда должна была

  приготовить 3 вопроса для другой команды. Правильный ответ- 1 балл.

  Если же участники не сумеют ответить, вопрос передаётся болельщикам.

                          ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.

                 

Вед. 1.                   Число – как много в этом звуке

                              Для математики, друзья!

                              Но и в простой, обычной жизни

                              Без чисел нам никак нельзя.

              Вопрос: В названии каких литературных произведений встречаются числа?

Вед. 2:      Числа вторгаются  в каждый наш день: встать в 7 часов, успеть

первому уроку. Мы к этому привыкли и не придаём числам особого значения. Но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавая им сказочный и мифический смысл. Так «7» считалось счастливым магическим числом (7 цветов радуги, 7 нот в музыке,…); «13» наоборот, число несчастливое (чёртова дюжина); «2» лежит в основе противопоставлений (холодно-горячо, жизнь-смерть, день-ночь,…); число «3» получило название священного. Древние Пифагорейцы считали его совершенным, т.к. оно имеет начало, середину и конец, и обозначают его в виде треугольника.

  Вед. 3:         А теперь немного истории. О каком учёном идёт речь?

  1. И задумался учёный

Что известно? Вес короны

Ну а как найти объём?

Думал ночью, думал днём.

И однажды в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода.

Догадался он тогда,

Как найти объём короны,

И помчался к Гиекону

Не обут и не одет. ( Архимед)

                 

Вед. 1:          2.   Он был учёный и поэт

Он размышлял про тьму и свет.

В чём сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как можно получить фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучал и цвет.

Он создал университет.

Своей рискуя головой,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силён.

Историк он, географ он.

И, как сказал о нём поэт

« Он сам был Университет». ( Ломоносов)

Вед. 2:           3. Там где с морем сливается Нил,

В древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил

Много знающий, мудрый.

Геометрию он изучал.

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд

Эту книгу «НАЧАЛА» зовут. (Евклид)

ЭТАП № 4.                 «ВОПРОСЫ – ЗАМОРОЧКИ»

Вед. 1.           Кто быстрее даст ответ на вопрос, тот будет отвечать первым.

               

                      Вопрос: какое геометрическое тело представляет собой бочка? (цилиндр)

                         

                      В цилиндре 7 бочонков с номерами вопросов, один из них + 2 балла.

                      Если команда не отвечает на вопрос, он передаётся другой команде, а если и

                      они не ответят, то болельщикам.

Вед. 2:           В переводе на древнегреческий язык слово «столик»или словосочетание

                      «обеденный стол» означает один из геометрических терминов. Назовите

 Этот термин. (трапеция)

Вед. 3:           Назовите первого олимпийского чемпиона по кулачному бою, философа,

                      который ныне известен как математик, именем которого названа теорема

                      геометрии. (Пифагор)

Вед. 1:            Что дороже: килограмм монет номиналом в 1 рубль или полкилограмма

                        монет номиналом  в 2 рубля? (килограмм металла дороже, чем 500 грамм)

Вед. 2:            Задача иранского учёного 15 века Бэхаэддина: разделить 10 на две части,

                       Разность которых равна 5 (2,5 и 7,5)

Вед.3:             В одном из музеев хранится древнеегипетский папирус, которому около

                       4 тысяч лет. Люди в глубокой древности тоже решали математические

                       Задачи. Вот одна из них: « Число и его половина составляют 9. Назовите

                       это число.»

ЭТАП № 5                « ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ «

Вед. 1:       Команда, отвечая на вопросы 1 минуту, может заработать свои победные

                   баллы. Правильный ответ- 1 балл.

                                                 Вопросы:

                       

1. Третья буква греческого алфавита? (    )

2. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

3. Единица измерения скорости в море? (узел)

4. Какой знак нужно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число

    большее 2-х, но меньшее 3-х? (запятая)

5. Как называется сотая часть числа? (1 %)

6. Можно ли при умножении чисел получить 0? (да)

7. Единица массы драгоценных камней? (карат)

8.Первая женщина-математик в России? (Ковалевская)

9. Наименьшее натуральное число?(1)

10. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько варят 5 яиц? (4 мин. )

11. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

12. Чему равен угол в квадрате? (90  )

13. Сумма длин всех сторон? (периметр)

14. Как называется постоянная величина? (константа)

15. Что надо искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (дискриминант)

16. Проверка учеников на выживание? (контрольная)

17. Автор самой знаменитой теоремы? (Пифагор)

18. Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3)

19. Чему равен 1 фунт? (400 г)

20. Что означает греческое слово «градус»? (шаг, ступень)

21. Есть у любого растения, и может быть у уравнения? (корень)

22. Что означает «ничего» в математике?(0)

23. Назовите самое большое число?(нельзя назвать)

24. Единица с 12-тью нулями? (триллион)

25. Самая распространённая оценка знаний школьников? (3)

26. Как называется геометрия, изучаемая нами? (Евклидова)

27. У какого поэта по математике было « 2»? (Пушкин)

28. Сколько раз в году встаёт солнце? (365 или 366)

29. Сколько музыкантов в квартете? (4)

30. Какой вал изображён на картине Айвазовского? (девятый)

31. Кто подарил человечеству восклицание «Эврика»? (Архимед)

32. Результат вычитания? (разность)

33. Утверждения, которые не доказываются? (аксиомы)

34. Отношение противолежащего катета к гипотенузе? (синус)

35. Сколько концов у 3,5 палок? (8)

36. Чёртова дюжина? (13)

37. Равенство с переменной? (уравнение)

38. Сколько пьес во «Временах года» Чайковского? (12)

39. Курица весит на одной ноге 3 кг. Сколько весит курица на двух ногах? (3 кг)

40. Другое название независимой переменной? (аргумент)

Вед. 2.           Как песня не может прожить без баяна,

                       Команда не может без капитана.

                       

                             КОНКУРС КАПИТАНОВ

            Конкурс на самого внимательного. Этот конкурс не оценивается-капитан

            команды сам «добывает» приз.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка раз.

Лишь скажу я слово «три» -

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали

И не одну, а целых…две.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду «Раз, два,…марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори,

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,

Когда была возможность взять.

           

Вед. 3:          Пока жюри подводит итоги, заключительный конкурс

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН

               Команды должны были приготовить песни, в словах которых есть

                    числительные. 1 песня- 1 балл.

Вед.1:                    Продолжается век.

 И другой приближается век.

 По кремнистым ступеням.

 Взбираясь к опасным вершинам.

 Никогда, никогда, никогда

 Не отдаст человек

 Своего превосходства машинам.

Жюри объявляет итоги соревнования.

Пришло время проститься. Нам было очень интересно с вами.

Вы хорошие, знающие математику игроки, мы убедились в этом.

На прощание мы хотим спеть «Гимн математике» (на музыку песни «Чему учат в школе»):

  Уравнения решать, радикалы вычислять-

  Интересная у алгебры задача!

  Интегралы добывать,

  Дробь делить и умножать

  Постараешься-придёт к тебе удача!

  Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

  То фигуры, то тела – не разберёшься!

  Аксиомы там нужны,

  Теоремы так  важны;

  Их учи – и результата ты добьёшься!

Есть науки хороши

Для развития души.

Их и сами вы все знаете, конечно.

А для развития ума предназначена она –

МА – ТЕ – МА – ТИ – КА!

Это было, это будет, это вечно!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия для 5 классов "Математическая мозаика"

Целью проведения данного мероприятия являются :- Расширение знаний учащихся;- Развитие познавательного интереса к математике;- Воспитание  стремления к непрерывному совершенствованию своих ...

Урок-игра "Математическая мозаика"

Урок-игра в виде конкурсов среди команд  5-х классов...

математическая мозаика

Данное внеклассное мероприятие проводилось во время декады математики в 6-7 классах. Оно направлено на развитие интереса к математике, требует смекалки, кообразительности, применения знаний на практик...

Внеклассное мероприятие по математике "Математическая мозаика"

Разработка внеклассного мероприятия по математике дла учащихся 7-9 классов. Каждый конкурс имеет презентацию....

Математическая мозаика

Сценарий математического вечера для 9-11 классов. Проводится в конце математической недели...

Внеклассное занятие "Математическая мозаика"

Инсценировка, этапы с математическими заданиями, биографии великих математиков....

Математическая мозаика

Внеклассное мероприятие по математике в 7классеЦели:•Расширение кругозора и привитие интереса к математике.•Развитие сообразительности, находчивости,тренировка памяти.•Воспитание внимания, ответственн...