Создание творческого пространства - залог успеха современной школы
статья по теме

Шаповалова Елена Александровна

В статье раскрываются  формы работы с одарёнными детьми, создание творческого пространства для подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_tvorcheskogo_prostranstva.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шаповалова Елена Александровна,

заместитель директора МОУ СОШ № 3        

с. Китаевского Новоселицкого района

Ставропольского края

Создание творческого пространства – залог успеха современной школы

Школа – это мастерская, где формируется

мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать её  в руках, если

 не хочешь выпустить из рук её будущее.

Анри Барбюс

Наша школа основана в 1969 году. Это одна из старейших школ Новоселицкого муниципального района со своими традициями, проблемами и перспективами. Основными принципами работы школы были и остаются доброжелательная атмосфера в коллективе,  осознание всей меры ответственности перед обществом, стремление к постоянному поиску новых путей решения задач, стоящих перед образованием в современном меняющемся мире. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Педагогический коллектив   перешёл на  федеральные государственные образовательные стандарты  второго поколения,   реализует национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

Сейчас в ней обучается 310 учащихся. Образовательный ценз педагогического коллектива достаточно высок. (слайд)

Утверждённая Президентом страны национальная образовательная инициатива определяет стремление поставить образование в разряд общенациональных приоритетов. В ней сформулированы качества личности гражданина России XXI века. (слайд)

Вызов времени требует инноваций.

                                                                                                      Управление школой сегодня – это управление поиском и реализацией индивидуально выбранного школой пути развития. И ориентиром здесь является создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование интеллектуальной личности, готовой к творческой деятельности, владеющей современными формами общения, обладающей устойчивой потребностью к самообразованию и совершенствованию нравственных и духовных качеств.

Школа расположена  в центре села, тесно сотрудничает с учреждениями образования и культуры, которые располагаются в микрорайоне школы.

Казалось бы, нашим сельским ребятам есть, где развиваться, проявлять свои творческие способности, спортивный интерес (слайд-социум)

  1. Спортивный комплекс. Секции футбола, мини-футбола, баскетбола, волейбола, греко-римской борьбы (фото).
  2. Дом культуры. 12 творческих объединений для учащихся школы:
  3. Танцевальные: «Россияночка» 9-11 кл, «Росинка»- 5-7 кл.,
  4. Вокальная студия «Колокольчик»,
  5. Эстрадная студия «Асоль»,
  6. Театральная студия «Спутник»,
  7. Творческое объединение «Радуга» - декоративно-прикладное творчество,
  8.  Клуб «Бабушкин сундук» - 8-11 кл. и др.
  9. Сельская библиотека. Сотрудники сельской библиотеки регулярно проводят с обучающимися школы Памятные вечера, «Посиделки», творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, научно-познавательные часы и др. мероприятия.
  10.  Сотрудничая с районной  Школой  искусств, мы приобщаем наших детей к миру музыки и красоты.
  11.  На базе школы работают творческие объединения по направлениям: краеведческое «Истоки», туристическое «БРИЗ», «Радиотехническое  конструирование», «Основы православной культуры», «Человек и профессия», «Подросток и закон» и др.

Основные направления дополнительного образования и творческие объединения направлены на развитие уч-ся средней и старшей ступеней образования.  И только в двух направлениях задействованы  учащиеся начальной школы.

Известно, что каждый здоровый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, эта способность часто не находит поддержки и удовлетворения, и тогда ребёнок перестаёт развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остаётся нераскрытым. Перед нами стала проблема: Как сделать жизнь всех наших детей интересной и увлекательной? Вот тогда мы  пришли к выводу создать творческое пространство,  организовать учебную и внеурочную деятельность так, чтобы в нашей школе обучающиеся с разным уровнем способностей чувствовали себя комфортно. Главный принцип нашей работы – «Каждый талантливый ребёнок должен быть замечен и поддержан».

Мы  должны создать такое творческое пространство, вовлечь ученика  в такую интересную творческую деятельность, участвуя в которой он  почувствует  себя человеком интересным, привлекательным для других, сможет выявить и развить свой комплекс способностей, научится познавать самого себя.

Изучив опыт лучших школ края, посетив Московский Центр образования Евгения Ямбурга     (слайд) в рамках курсов повышения квалификации в РАО  (Москва), мы стали вовлекать наших малышей в исследовательскую проектную деятельность. Появился первый экологический клуб «Филя» на базе сельской библиотеки, в рамках которого дети участвовали в литературных конкурсах о временах года, выполняли занимательные задания «Фили», набирая баллы за активное участие в работе клуба. По итогам года проводилось заседание, на котором «Филя» вручал призы самым активным участникам конкурсов. Это были мягкие игрушки и книги.

Параллельно с экологическим клубом «Филя» появилось научное общество учащихся начальной школы «Олимпионок» и клуб юных эрудитов «Мудрая сова». В их  состав  вошли младшие школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи.

Работой научного общества учащихся «Олимпионок» и клуба юных эрудитов «Мудрая сова» руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

В исследовательскую  деятельность были вовлечены не только дети, но и их родители. Появились творческие команды «учитель – ребёнок-родители».

Впервые ученики начальных классов представили свои исследовательские работы в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений  по теме «Система работы с одарёнными детьми». Здесь были и респонденты, и оппоненты, и жюри, оценивающее работы. Но в преддверии данного семинара мы провели научно-практическую конференцию школьников «Мир моих увлечений» по номинациям.  Больше всего участников оказалось в секции «Юниор». Это, безусловно, говорит о том, что малыши самый любознательный и творческий народ. И здесь на ум приходят слова В.А.Сухомлинского (Слайд): «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Следующим шагом  к развитию творческого потенциала школьников было проведение школьного конкурса «Ученик года», в рамках которого каждый заявленный участник должен представить компетентному жюри творческую работу, защитить её, представить круг своих интересов, написать творческую работу на одну из трёх предложенных тем. Для каждой возрастной категории – своя тематика. На конкурс были приглашены родители, учащиеся, учителя, руководители организаций, расположенных в микрорайоне школы, начальник отдела образования и глава администрации района Нагаев А.А. Большим праздником в  школе является церемония чествования победителей и призёров олимпиад и конкурсов  различных уровней, их учителей и родителей в рамках подведения итогов школьного конкурса «Ученик года». По окончании конкурса все дети получили дипломы, ценные подарки и призы. Родителям и учителям были вручены благодарственные письма и грамоты за воспитание подрастающего поколения. С 2008 года конкурс проводится ежегодно.

Следующим этапом нашей работы было вступление в 2009  году   в Межрегиональную детскую научную творческую общественную организацию «Интеллект будущего». Школа включилась  в национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск). Эта программа привлекла нас тем, что в ней могут участвовать учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, а также накопительная система баллов,  широкий спектр олимпиад и конкурсов по различным направлениям.

       Ежегодно команды учащихся под руководством творческих учителей нашей школы  участвуют  в дистанционной викторине Ярославского центра   телекоммуникационных технологий по биологии и физике.

Результатом наших первых шагов в «науку» стало ежегодное проведение районной научно-практической конференции школьников «Открытый мир» на базе нашей школы. На весенних каникулах в наше образовательное учреждение съезжаются творческие педагоги со своими воспитанниками  для представления и  защиты своей научной работы на районном уровне. Работают  предметные секции, секции по интересам,  проводятся выставки творческих работ учащихся и творческие мастерские педагогов района.

Учащиеся школы  принимают активное участие во всероссийских и международных игровых конкурсах (слайд): «Инфознайка», «ЭМУ», «Кенгуру – математика для всех», «Русский медвежонок», «Компьютеры, информатика, технологии», «Человек и природа», «Кенгуру – выпускникам», «Эрудиты планеты».

     Участие в краевой дистанционной многопредметной олимпиаде «Интеллект»; в слёте туристско-краеведческого движения «Отечество»;  военно-спортивной игре «Зарница».

 Впервые в этом году обучающиеся  4-9-х классов примут участие в тестировании по предметам «Мультитест – 2011» на базе материалов, подготовленных  Институтом Развития Школьного Образования (г.Калининград).

     В рамках патриотического воспитания с этого учебного года в школе введён казачий компонент «История казачества», открыт класс духовно-хорового пения под руководством  хормейстера Капустина Александра Яковлевича.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, является школьная декада предметов, при проведении которой появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Учащиеся готовили и проводили КВН «Знатоки родного языка», интеллектуально-познавательную игру «Здоровье – это твоё счастье», заседание клуба весёлых математиков (КВМ). (Слайд)

      Проведение декад освещается в  школьной газете «Школьный перекрёсток».

Театрализованные праздники — особая форма работы с детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации  детей к сотрудничеству с педагогами.

        Важнейшей формой работы  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и талантливых  детей. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.

Всё это определённо даёт положительные результаты:

В 2009  году ученица 11 класса Исмаилова Джамиля  приняла участие во Всероссийском конкурсе творческих работ учащихся, посвящённом 75-летию Д.И.Менделеева.  Став финалистом краевого этапа конкурса, Джамиля приняла участие во Всероссийском конкурсе творческих работ в Москве, защитив свою научную работу «Посев научный взойдёт для жатвы народной».

Исмаилова Д. стала лауреатом краевой НП конференции школьников «Шаг в будущее».

В 2010 году Лисовая Ирина, учащаяся 11 класса стала призёром краевой эколого-биологической викторины. Ирина приняла участие приняла участие в  заочном туре  Всероссийского конкурса «Биотоп»  и  была приглашена на очный тур в  Москву 16 апреля 2011 года. Вошла в сборник «Лучшие выпускники школ Ставропольского края 2011 года».

В 2010 году Захарченко Николай, обучающийся 10 класса стал дипломантом 3 степени краевой научно-технической олимпиады и лауреатом Всероссийской научно-технической олимпиады в Москве.

В течение трёх лет учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси». В 2008 году ученица 8 класса Рыбалкина Инна стала дипломантом конкурса, а в 2009 году приняли участие 4  ученика 10 класса, трое из них стали дипломантами  2 и 3-й степеней.

                 Нельзя не сказать о трудовом воспитании и трудовых  достижениях ученической производственной бригады «Заря». Вот уже 11-й год – как возродили это движение – трудятся ребята на школьном поле, выделенном колхозом «Родина». В 2003 году УПБ добилась лучших экономических показателей, получив за это трактор ДТ-75. В 2011 году ребята получили небывалый урожай- 50,6 ц/га. Руководит бригадой директор школы Жаданов С.Ф.

 

     Не только раннее выявление направлений одарённости и дальнейшее развитие способностей, но и кропотливая разнообразная работа с учащимися различных учебных возможностей позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах  нашего края и России. (слайд)

         Наша школа  является:

  1. победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.);
  2. обладателем Диплома I степени
  3. Школа удостоена званий - “Школа года 2004”, «Школа высшей категории».

    Достижения МОУ СОШ № 3

  1. Нацеленность коллектива ОУ на работу в режиме развития через освоение педагогических инноваций.
  2. Успешное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры.
  3. На базе школы открыт ресурсный центр профильного обучения.
  4. Высокие результаты деятельности  ученической производственной бригады «Заря».
  5. С 1 декабря 2011 года открывается филиал Ставропольского кооперативного техникума

       Информация о школе, талантливых учащихся и учителях опубликована во Всероссийской энциклопедии «Одарённые дети – будущее России».

В звездном небе есть частичка души каждого человека, поэтому невозможно оторвать взгляд от мерцающих искорок, таких изменчивых и в то же время вечных. Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить. Каждый из нас обладает свободой выбора, возможностью самостоятельно решать, каким будет его внутренний мир. Каждый волен создавать то, что посчитает нужным. Чем больше будет красоты в душе каждого, чем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир. Наши талантливые дети, участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, создают прекрасный окружающий мир, а мы, взрослые, надеемся на их светлое будущее.

        

Уважаемые коллеги!

Любите рано утром просыпаться,

Цените всё, что жизнью вам дано

                                     И людям не ленитесь улыбаться,

                                     Не бойтесь отдавать своё тепло.

Спасибо за внимание!

Следует не выявлять индивидуальные особенности каждого учащегося, а создавать условия для их проявления и развития.

  Разумеется, процесс преобразования школьной системы не может пройти быстро и безболезненно. Но помочь тем ребятам, которые не могут найти стимула, чтобы успешно учиться  в условиях и правилах традиционной школы, мы можем.  Возможность участия в различных социальных и культурных проектах – это другой способ проявить себя, отличный от традиционного школьного обучения. Предположим, ребёнок, слабо успевающий в виду определённых обстоятельств, проявил себя, как талантливый актёр или художник. Получив возможность раскрыться, заслужив положительную оценку своих способностей от педагогов, уважение одноклассников, он становиться более уверенным в себе и своих силах, а следовательно, получает новый стимул для самосовершенствования. И этот стимул, как правило,  распространяется не только на область успеха, но и на другие сферы учебной деятельности. Для огромного количества ребят участие в работе творческих образовательных пространств – это новые возможности, дающие ощущение успешности и уверенности, которая может и должна, в свою очередь, дать определённый толчок и в области образования.

                                          

Программу дополнительного образования «Апельсин» можно рассматривать как  один из вариантов организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС второго поколения.

        Первая ступень дополнительного образования включает в себя наиболее доступные формы деятельности, обеспечивающие широкий охват детей и подростков.        Иными словами, за первые четыре года в школе ребёнок может попробовать себя в различных видах деятельности, чтобы к периоду средних классов определиться с творческими (и иными) приоритетами.        

Включая обучающихся в самые разные виды творческой деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь,  школа позиционирует себя как образовательное учреждение с благоприятным социальным имиджем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ – ЗАЛОГ УСПЕХА.

Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, то есть забота о развитии ребенка лежит на плечах не только отдельных жителей деревни, будь то родители, родственн...

Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».

«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....

Создание этнопедагогического пространства в современной школе

Предлагаю вашему вниманию статью, написанную мною для научного журнала "Academy" (№3, 2016)...

Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...