Проект воспитательной работы" Общественно-активный класс в общественно-активной школе"
материал по теме

Малина Елена Васильевна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_aktivnyy_klass.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №1р.п.Степное

Советского района Саратовской области

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО классных руководителей и  педагогов ДО

Дадатченко Т.В. _____________

Протокол № ______ от    

«___»____________2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

Цетва Т.Н. ______________

«___»____________2011г.

«Утверждаю»

Директор  школы

Исакина Н.Ю. _______________

Приказ № ______ от

«___»_______________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Общественно-активный класс в общественно-активной школе»

Класс: 8А

Составитель: учитель первой квалификационной категории  

                          Малина Е.В.

2011-2012 уч.г.

Раздел I. Пояснительная записка.

  1. Актуальность и перспективность курса

   Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если необходимо, приходили к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.                        

Развитие ученического самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ребенку самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.                                                                                          

Участие детей в управлении делами детской школьной организации рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни. Сделать процесс воспитания демократическим, открытым, гуманистическим помогут особые органы самоуправления школьной жизни: школа актива.  Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, управлению собой, своей жизнью в коллективе.

В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В детских организациях проблеме воспитания «лидерства» (вожачества) всегда уделялось большое внимание. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.

В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях.

Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции.

           Цель  школьного самоуправления – способствовать формированию саморазвивающейся личности и социальной активности учащихся, воспитывать у каждого члена школьного коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать  в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Ученическое самоуправление предполагает: 

  1. Развитие самостоятельности.
  2. Коллективное творческое планирование.
  3. Реализация решения.
  4. Коллективное подведение итогов.

Занятия помогут обучающимся:

· понять себя и свои желания,

· исследовать свои особенности  

· осознать ценности, способности и интересы,

· узнать скрытые таланты.

  1. Нормативно-правовая база.

 

Самоуправление основывается на следующих нормативных документах:

- Устав школы;

- Устав детской организации «Шторм»;

- Положение детской организации «Шторм».

  1.         Объём часов, отпущенных на занятия.

Реализация программы проекта «Общественно-активный класс в общественно-активной школе  рассчитана на 34 часа в год.

  1. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы:

- Создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации при развитии ученического самоуправления;

- Формирование  у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности;

- Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников;

-Стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;

-Воспитание ответственности за свои слова и поступки.

Задачи:

  1. Создание условий для развития лидерских качеств, необходимые для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.
  2. Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе.
  3. Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности.
  4. Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимопониманию.
  5. Рост культуры поведения учащихся.

  1. Формы и методы работы:  

 Учащимся предлагаются темы и вопросы для обсуждения,  проводится анкетирование, с последующим анализом. При переходе от одной темы к другой учащиеся усваивают терминологию и основные понятия, а так же происходит постепенное осмысление обсуждаемых жизненных ситуаций. Занятия проводятся в форме бесед, дискуссий, анкетирования, ролевой игры, что способствует формированию активной личности, навыков эффективного общения и рационального принятия решений.

Раздел II.  Структура курса

Эта система хороша тем, что делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. Но как сделать эту систему работающей? От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу им нужна поддержка классного руководителя.

 “Знание” (3 часа)

Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности. Интеллектуальное развитие личности ребенка.

Направление работы:

Проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин.

“Творчество” (6часов)

Цель: Организация досуга учащихся, развитие творческих способностей.

Направление работы:

Организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении школьных и районных мероприятий.

“Учение” (5 часов)

Цель: Создание условий для учебной деятельности учащихся.

Направление работы:

Организует сбор информации об учебном процессе, проверяет дневники и учебники, школьную форму, контролирует посещаемость школьных линеек.

“Спорт и здоровье” (6 часов)

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Физическое совершенствование и спортивная подготовка.

Направление работы:

Организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные соревнования, конкурсы, дни здоровья.

“Информация” ( 6 часов)

Цель: Расширение кругозора учащихся.

Направление работы:

Организует выпуски школьной и классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии. Художественное оформление рисунков и стенных газет.

“Трудовой сектор” (4 часа)

Цель: Развитие трудовых навыков и умений учащихся. Воспитание самостоятельности, бережного и хозяйственного отношения к школьному имуществу, инвентарю, материалам.

Направление работы:

Следит и несет ответственность за сохранность школьного имущества, ремонт школьной мебели, школьных стендов. Ремонт школьного и классного имущества.

 «Школа актива» (4 часа)

Цель: взаимодействие классного коллектива со школьным

Направление работы:

Ознакомление учащихся с Уставом школы, правили поведения в школе, Уставом самоуправления в школе, с программой школьной детской организации «Шторм»

Учебно – тематический план

                                 

Название мероприятия

Всего часов  

 Часы аудиторных занятий  

Часы внеаудитор-ных занятий

Дата

1

Вводное занятие

1

1

сентябрь

2

Мы  готовы учиться!

( проверка школьных принадлежностей)

1

1

сентябрь

3

 «Наркотики – это страшно!»

1

1

сентябрь

4

«Здоровье – прежде всего!»

1

1

сентябрь

5

Оформление стендов в классе « Классный уголок», «Тебе, выпускник!»

1

1

октябрь

6

 «Учителями славится Россия!»

1

1

октябрь

7

«Бережешь ли ты книгу!»

1

1

октябрь

8

Школа актива

1

1

октябрь

9

Конкурс «Имею право»

1

1

ноябрь

10

«Книги, ручки и тетради – наши верные друзья!»

1

1

ноябрь

11

«Прививки. Необходимы ли они?»

1

1

ноябрь

12

«Дочки – матери!»

1

1

ноябрь

13

Встреча с директором ДЮСШ

1

1

декабрь

14

Школа актива

1

1

декабрь

15

«Мой веселый Новый Год»

1

1

декабрь

16

Выпуск поздравительной газеты к Новому году

1

1

декабрь

17

«Учителем я быть хочу!»

1

1

январь

18

Интеллектуальная игра “Знаешь ли ты?..”

1

1

январь

19

«Зимним вечером- делать было нечего»

1

1

январь

20

«Красные даты нашего календаря». 

1

1

февраль

21

«Рыцарский турнир»

1

1

февраль

22

Акция «Родная школа всех ты мне милей!»

1

1

февраль

23

«Лыжня зовет»

1

1

февраль

24

Создание презентации «Все женщины прекрасны!»

1

1

март

25

«Посвящение в принцессы»

1

1

март

26

Акция «Сделаем школу красивей!»

1

1

март

27

Школа актива

1

1

март

28

Анкетирование учащихся «Я лидер»

1

1

апрель

29

 «Мы против наркотиков»

1

1

апрель

30

«Президентские состязания»

1

1

апрель

31

«Не меркнет золото Победы»

1

1

апрель

32

Школа актива

1

1

май

33

 «Очистим планету от мусора»

1

1

май

34

 «Вместе весело нам жить!»

1

1

май

Итого

34

16

18

Раздел II.  Учебно – тематическое планирование

Название мероприятия

Всего часов  

Описание примерного содержания занятий со школьниками, основные понятия

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Ознакомление с целями и задачами курса.

сентябрь

2

Мы  готовы учиться!

( проверка школьных принадлежностей)

1

Проведение рейда по школе с целью проверки подготовки учащихся к учебному году

сентябрь

3

«Наркотики – это страшно!»

1

Встреча с наркологом ЦРБ. Беседа о вреде наркотиков.

сентябрь

4

«Здоровье – прежде всего!»

1

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

сентябрь

5

Оформление стендов в классе « Классный уголок», «Тебе, выпускник!»

1

Трудовой сектор

октябрь

6

 «Учителями славится Россия!»

1

Выпуск поздравительной телеграммы

октябрь

7

«Бережешь ли ты книгу!»

1

Проведение круглого стола о бережном отношение к книге, воспитание любви к книге

октябрь

8

Школа актива

1

Круглый стол «Устав школы».

октябрь

9

Конкурс «Имею право»

1

Беседа с подростками об их правах

ноябрь

10

«Книги, ручки и тетради – наши верные друзья!»

1

Проведение  рейда по школе с целью выявления учащихся,  не подготовившихся к уроку.

ноябрь

11

«Прививки. Необходимы ли они?»

1

Встреча с педиатром ЦРБ. Прививки, их необходимость

ноябрь

12

«Дочки – матери!»

1

Школьное мероприятие. Бережное отношение к семье.

ноябрь

13

«О, спорт!»

1

Встреча с директором ДЮСШ. Пропаганда здорового образа жизни

декабрь

14

Школа актива

1

Самоуправление в школе. Круглый стол.

декабрь

15

«Мой веселый Новый Год»

1

Школьное мероприятие. Развитие следующих понятий: ответственность, коллективизм.

декабрь

16

«С Новым годом…»

1

Выпуск поздравительной газеты к Новому году.

декабрь

17

«Учителем я быть хочу!»

1

Встреча с представителями этой профессии

январь

18

Интеллектуальная игра “Знаешь ли ты?..”

1

Воспитание любви к семейным традициям

январь

19

«Зимним вечером - делать было нечего»

1

Развлекательное мероприятие для сплочения коллектива

январь

20

«Красные даты нашего календаря». 

1

Выпуск буклетов к празднику 23 февраля

февраль

21

«Рыцарский турнир»

1

Школьное мероприятие для сплочения коллектива.

февраль

22

Акция «Родная школа всех ты мне милей!»

1

Наведение порядка на школьной территории.

Трудовой десант.

февраль

23

«Лыжня зовет»

1

Участие в районных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни

февраль

24

 «Все женщины прекрасны!»

1

Создание презентации о женщинах- матерях. Поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.

март

25

«Посвящение в принцессы»

1

Красота не измеряется количеством косметики на лице, а измеряется внутренним душевным состоянием

март

26

Акция «Сделаем школу красивее!»

1

Трудовой десант. Бережное отношение к школьному имуществу

март

27

Школа актива

1

Встреча с активными учениками школы. Пример для подражания достойных людей.

март

28

«Я лидер»

1

Анкетирование учащихся. Выявление лидерских качеств у учащихся

апрель

29

 «Наркотики - зло»

1

Создание презентации. Пропаганда здорового образа жизни

апрель

30

«Президентские состязания»

1

Участие в соревнованиях с целью пропаганды здорового образа жизни

апрель

31

«Не меркнет золото Победы»

1

Встреча с ветеранами ВОВ. Исторические сведения о войне 1941-1945гг.

апрель

32

Школа актива

1

Проведение совместного праздника «Звезды наших побед»

май

33

 «Очистим планету от мусора»

1

Участие во Всемирной акции.

Трудовой десант

май

34

 «Вместе весело нам жить!»

1

Создание презентации об учебном годе.

май

Раздел III.  Информационно-методическое обеспечение

1.Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. Методическое пособие- Минск. Белорусский  фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям» , 1999.                                                                  

2.Рожков М.И.  Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебное методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.                                                                                                      

3.Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории под.ред. В.А.Караковского, Л.И.Нововиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И.Соколовой. М., «Сентябрь», 1997.                                                                                

4.Педагогические технологии: что же такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. Научн.редакторы Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. Москва-Тюмень, 1994.                                                                                        

5.Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.                                                                                                                                                                                          

6.Советский энциклопедический словарь. гл.ред. А.М.Проходов. 4-е изд., М., 1988.7.Опыт воспитания в процессе самоуправления учащихся. // Классный руководитель, 1994-4, с.19-25.

7. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».

                                                                                                                 

Раздел IV.  Ожидаемые результаты

Данная программа  рассчитана  на приобретение обучающимися результатов 3 уровней.

Результаты первого уровня: воспитание у ребенка таких качеств, как ответственность, умение работать в коллективе и уважать чужое мнение, заботу и сопереживание, чувство собственного достоинства.

Результаты второго уровня: Повышение социальной активности учащихся как в школе, так и на уровне района. Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности.

Результаты третьего уровня: Включение личности в систему общественных отношений; расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества; овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации; активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.