Загадка и ее роль в воспитании детей группы продленного дня
методическая разработка на тему

Эффективность работы групп продленного дня во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 7

города Конаково Тверской области

«Загадка и ее роль в воспитании детей группы продленного дня»

подготовила

Хробостова Тамара Ивановна

воспитатель ГПД

2011 год

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

По определению известного фольклориста В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой советский фольклорист, В.П. Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме  замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления ».  

Учитывая это, загадку можно определить как краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов.

Был белый дом, чудесный дом,                                                                                  

И что-то  застучало в нем.

И он разбился, и оттуда  

 

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое

(Яйцо и цыпленок.)

                                        К. Чуковский

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб. (Пила.)

                                           С. Маршак

Эффективность работы групп продленного дня во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде. Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы заполнить свободное время ребенка занятиями, которые бы стали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки мы формируем любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводим ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадками мы приобщаем детей к народному складу мышления, что служит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый  раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Работая воспитателем в группе продленного дня (1 класс) более 25 лет, я использую загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.

Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда?  что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.  

Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине: Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка.); о частях тела: С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица. (Козел.); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.) Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. (Заяц.); об окраске животного: Желтый клубок за белым скок. (Лиса, заяц.)

С помощью загадок мы обращаем внимание учащихся на повадки животных: Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.); на среду обитания, на способы защиты:  Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет – другой вырастает. (Ящерица.); на приносимую людям пользу: Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – она знать дает. (Собака.); на то, чем лакомится животное: Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет. (Кошка.)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях мы указываем на особенности внешнего вида – форму, цвет: Круглое, румяное с дерева достану я. (Яблоко.) Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Цветок колокольчик.); на вкус, на запах плодов: Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – всю руку обдерешь. (Крыжовник.); на место обитания: Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. (Березки.); на изменения в процессе роста и развития: Две сестры: летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина.)

В загадках о явлениях природы раскрываем привычные связи и зависимости, заставляем думать о них: Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава.); показываем мир в постоянном движении и изменении: Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – рухнул мост, и щепок нет. (Радуга.)

Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи: Весной вырастают, осенью опадают.  (Листья.) На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло – одеяло все сошло. (Снег.)

Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.  

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул и воды не всколыхнул. (Месяц.) Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

Мы считаем, что загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, красочно рисуя окружающий мир. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички – такими изображены в загадке полевые ромашки. Весь из золота отлит на соломинке стоит – горделиво красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко.

Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке Поднялись ворота – всему миру красота, и маленькие капельки-росинки в загадке Посреди поля серебряные зеркала лежат.

Средствами загадки мы формируем любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводим ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. В загадке Заря-зарница красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало заря сравнивается с красной девицей, а роса – со слезами. 

Мы даем детям наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Очень своеобразно, например, выглядит гриб-подосиновик в разных загадках. Под елкою, под осинкою стоит мальчик с пальчик, на нем сер кафтанчик, шапка красненька – это молоденький, свеженький грибок. А вот коренастые подосиновики: Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки.

 Показываем учащимся, как в загадках отражается живой и веселый нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому некоторые загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах. Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком - и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ – «гвоздь в сапоге» - подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.

Мы считаем, что отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. В загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединено: Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте. (Часы.) Посмотри в окошко: идет длинный Антошка. (Дождь.) Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь.) (С. Маршак.)  

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, мы ставим перед детьми конкретную цель: не просто отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна.

Для этого мы учим анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание  детей на признаки и связи между ними.

В случае пропуска какого-либо признака или связи мы задаем вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Так, загадку Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает? Ребенок доказывает, опираясь всего на один признак: «Это бывает весной, потому что тает снежок». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Ведь и зимой, в оттепель, снег может растаять». Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки («ожил лужок», «день прибывает»), что делает ответ более доказательным, убедительным.      

Без рук, без ног

Под окном стучится,

В избу просится. (Ветер.)

Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (Ветер.)

Ответ доказывают так: «Это ветер. У ветра нет рук и ног. Мы ветер не видим, мы его чувствуем. Он везде дует, и в окна, и в дверь. Калиткой стучит, хлопает. А еще он снег метет, вертушку крутит. И воет, в дом просится».  

Таким образом, каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает нам возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.  «Почему дети так любят загадки?.. Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих» (Д. Родари).       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и  значит, и историю мира».   Особая  роль...

Семейные традиции их роль в воспитании детей

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом всеобуче...

Роль воспитателя группы продленного дня в образовательном процессе

Впервые переступив порог школы, ребёнок окунается в новый, неизведанный им мир ― мир знаний. Мир, в котором и он, и все мы развиваемся и эволюционируем....

"Отец и его роль в воспитании детей"

Цель: формировать представление о папе, его роли изначимости в семье.Задачи:Развивать чувство гордости за свою семью.Воспитывать любовь и уважение к самым дорогимлюдям.Развивать связную речь, мыш...

Статья "Роль музыкального воспитания детей с ОВЗ"

Музыкальное воспитание в нашем учреждении, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррек...

Статья "Роль музыкального воспитания детей с ОВЗ"

Музыкальное воспитание в нашем учреждении, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррек...