Воспитательная система школы
методическая разработка на тему

Бондарева Виктория Игоревна

Предлагается разработка педагогического совета по теме:"Воспитательная система школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_shkoly-_sayt.doc608.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  педагогического совета

«Воспитательная  система образовательного учреждения»

 Пояснительная записка

В этом учебном году в школе заканчивается  срок реализации   программы воспитательной работы.  Анализируя состояние воспитательной работы в школе, был выявлен ряд недостатков.  Возникла необходимость в создании новой программы, причем именно программы воспитательной системы школы, а не воспитательной  работы.

Цель: наметить пути упорядочения воспитательной деятельности школы, сформировать представление о воспитательной системе школы, способствовать формированию у педагогов установки на осуществление деятельности по моделированию   воспитательной системы школы.        

Задачи:

1. Закрепить понятие "воспитательная система школы"

2. Выявить компоненты воспитательной системы  школы, этапы развития и их основные характеристики.

3. Проанализировать различные подходы к технологии проектирования воспитательной системы.

4. Подготовить педагогов школы к разработке модели воспитательной системы  образовательного учреждения.

I  этап.

Подготовительная работа:

Создание рабочих  групп:

Группа №1 Экспертиза воспитательной среды школы.

Группа №2. Анализ недостатков в воспитательной  работе школы.

Группа №3. Определение основных условий развития воспитательного процесса.

Группа №4. Проектирование образа выпускника образовательного учреждения (деловая игра)

План педсовета:

  1.  Воспитательная система школы, её компоненты и этапы развития.  Выступление зам. директора по УВР
  2.   Система воспитательной работы школы. Выступление руководителя рабочей   группы №1
  3. Анализ недостатков в воспитательной  работе школы. Выступление руководителя рабочей группы №2
  4. Определение условий развития школы. Выступление руководителя рабочей группы №3
  5. Анализ  и обобщение  полученных результатов деловой игры. Проектирование образа выпускника учебного заведения.  Выступление руководителя рабочей группы №4.
  6. Культурологический подход к воспитанию. Выступление председателя  ШМО классных руководителей.

II этап.

Проведение педсовета.

Вступительное слово заместителя директора по ВР.

Современное воспитание школьников осложнено многими нега тивными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис со циальной системы; обострение политической ситуации; социальная на пряженность; межнациональные распри; нарастание экономической не стабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обста новки; падение нравственности и др.

                Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Во многих семьях   недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

        За последние годы возросла воспита тельная функция школы. Сегодня мы стремимся создать условия для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально актив ной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, граж данственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, ко торыми руководствуется педагогический коллектив и которыми должна быть  насыщена воспитательная система школы.

Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный  (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе,  позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.

Зачем нужна воспитательная система? Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности,  как ребенка, так и педагога.

. Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:

  1. цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
  2. деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
  3. отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;
  4. среда системы, освоенная субъектом;
  5. управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

  1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.
  2. Формирование гражданского самосознания.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.
  5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
  6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для их решения используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

        Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Создание воспитательной системы – не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально – психологической защищенности. Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды. 

Характерные этапы развития системы воспитания в школе:

  1. 1-й этап становления. Создается инициативная группа, осознающая потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, обладающая способностью к продуцированию, осуществлению новых педагогических идей, умеющая системно мыслить и действовать. Используя простейшие приемы и методы диагностики, инициаторы выявляют основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. На различных заседаниях, сборах, совещаниях педагогического, ученического и родительского коллективов обсуждаются проблемы, наиболее важные вопросы; предлагаются пути, способы обновления и совершенствования школьной жизни. Изучается теория и практика воспитательных систем, теоретические и методические основы проектирования образа выпускника учебного заведения. Серьезным образом изучаются и рассматриваются следующие вопросы:
  2. сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;
  3. теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы;
  4. формирование модельных представлений о воспитательной системе (концепция воспитания);
  5. взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;
  6. совместная деятельность и общение как основные системообразующие и системоинтегрирующие факторы;
  7. критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
  8. взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.

Рекомендуется разрабатывать концептуальную модель со следующими разделами:

  1. Исходное состояние системы воспитательной работы
  1. основные параметры образовательного учреждения;
  2. воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды;
  3. достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

Что представляет система воспитательной работы нашей школы? Слово рабочей группе №1

 Выступление руководителя  рабочей группы №1:

Анализ  показателей  эффективности воспитательной деятельности школы прошлого учебного года.

МОУ СОШ № 2 – одно из старейших учебных заведений города Жуковского. Школа открыта в 1951-1952 учебном году.

                                                                                 

Школа находится в  старой части города. Рядом находятся школа №4, гимназия №1, школа №3 с углубленным изучением английского языка.  Здесь расположены:  Центр детского творчества, спортивный комплекс «Метеор»,  спортивный клуб «Беркут», лыжная база, Дом культуры и отдыха, Дом учёных ЦАГИ, школа искусств   -  помощники ОУ в удовлетворении спортивных и эстетических потребностей учащихся.

В нашей школе имеется хорошая материальная база: 1 спортзал, 1 кабинет – мастерская,  библиотечно-информационнный комплекс, медицинский кабинет, 2 компьютерных  класса, буфет. В школе есть ауди , видео и мультимедийная аппаратура, электронная почта, подключение к сети Internet..  В школе работает  локальная компьютерная  сеть, которая объединяет  45 персональных компьютеров.    

Вокруг школы расположен пришкольный участок, на территории которого находится спортплощадка. Школа является городской экспериментальной площадкой. Совместно с кафедрой педагогики и психологии Муниципального института      г. Жуковского осуществлен ряд исследований и методических разработок в рамках экспериментального проекта «Создание единого реабилитационного пространства школы». В кружках, секциях школы занимаются  53% учащихся. В прошлом учебном году проведён мониторинг внеучебной  занятости  обучающихся.

 В нашей школе учатся дети инженеров авиационных предприятий города Жуковского, дети учителей, врачей, строителей, рабочих. Как и во всей стране, увеличилось количество детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Администрация и все учителя школы проводят профилактическую работу, направленную на то, чтобы помочь детям  в учебе и в организации  досуга.                                                      

  1. Образовательный уровень родителей характеризуется следующими чертами:
  2.   средним уровнем образованности;
  3.   недостаточно высоким уровнем общей культуры;
  4.   большим количеством многодетных, малообеспеченных, неполных, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка семей;
  5.   вместе с тем имеются семьи, где родители достаточно ответственно относятся к своим обязанностям, активно сотрудничают со школой;

  достаточное количество объектов социального взаимодействия.

  Внеучебные  достижения учащихся.

Вся воспитательная работа  в школе строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе личностно – ориентированного подхода, духовно – равственных ценностей человека которому суждено жить и трудиться. В этом году в школе наметился рост детской активности и интереса к спортивной работе и дополнительной внеучебной деятельности. Этим можно объяснить позитивные изменения в достижениях учащихся школы.

      Научно-практическая конференция школьников «Интеллектуальное будущее Наукограда». Работа ученицы 10 «А» класса Сердюк Екатерины «Реконструкция храмового комплекса старообрядческой общины села Чулково», удостоена диплома III степени.

      Областной конкурс творческих работ по ПДД – 1 место,

      городской конкурс творческих работ по ПДД – 1 место,

      городской конкурс сочинений по ПДД – 1 место,

      городской  конкурс творческих работ «Космос без границ» - 1 место,

      творческий конкурс к юбилею Д.Родари «Маэстро фантазии»,

      городской конкурс сочинений «Мой семья» - 1 место,

      городской конкурс чтецов  по творчеству С.Есенина «Юность поэта»,

      городской конкурс команд  КВН, 

      городской конкурс сочинений «Моя будущая профессия» 1 место, 3 место,

      городской конкурс  школьных агитбригад и  команд ЮИДД

      городской конкурс творческих  работ «Космос без границ» - призёры,

      городская  научно – практическая конференция - призёры,

      городской конкурс плакатов к 50-летию полёта Ю.Гагарина  - призёры, 

      областной  конкурс детского рисунка «Космос 2011»,

      международная  интернет – олимпиада «Эрудиты планеты» - призёры,

      международный  конкурс – игра  «Русский медвежонок» призёры,

      международный конкурс – игра  «Кенгуру» 2 место,

      международный фестиваль «Две планеты – два океана»

Современность воспитания – это разнообразие форм работы, постоянный поиск новых форм, включение инновационных технологий и методов.  Гармоничность воспитательной работы дает возможность учащимся погрузиться в воспитывающую среду различных направлений и разных форм. Воспитание строится адекватно возрасту, интересам и потребностям ребенка.

Выступление  заместителя  директора по УВР:

В ходе анализа деятельности  школы,  собеседования с классными руководителями, бесед с учащимися был выявлен ряд  проблем.  Классные руководители указывают на  низкий уровень  нравственного  развития  личности учащегося.  Следует отметить недостаточный уровень воспитательной деятельности классного руководителя. В  недостаточной мере применяются здоровьесберегающие технологии  при проведении уроков и внеурочных мероприятий.  Требует  развития школьная  система  самоуправления. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников с одноклассниками и учителями. Некоторая часть учащихся и родителей не удовлетворена отношениями с отдельными педагогами. Недостаточно участие в воспитательной работе родительских комитетов. Есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей. Невысока результативность участия школы в городских мероприятиях. Это позволяет нам сформулировать вытекающие из отмеченных выше недостатков  проблемы.

Выступление руководителя рабочей  группы №2:

Анализ недостатков в воспитательной работе школы, мониторинг внеурочной занятости учащихся   позволил выявить причины  недостаточного уровня  воспитательной работы в школе.

  1.  Во всех классах отсутствуют  воспитательные системы.
  2. При планировании воспитательной работы  некоторые классные руководители ограничиваются проведением бесед и классных часов.
  3. Недостаточный уровень участия учащихся среднего звена в общешкольных мероприятиях.
  4. Недостаточная  работа классных руководителей по вовлечению  учащихся  в работу школьных кружков и секций.
  1. Недостаточна работа по  обобщению опыта классных руководителей
  2. Недостаточный  уровень  профилактической работы в области социально-негативных явлений среди молодежи и подростков с привлечением специалистов.
  3. Невысокая результативность участия школы в городских мероприятиях

Выступление руководителя  рабочей группы №3:

Для развития воспитательной системы нами определены основные условия развития школы:  

  1. Достаточный уровень материально-технического  обеспечения  воспитательного процесса.
  2. Развитие школьного самоуправления.
  3. Работа классных руководителей по привлечению учащихся к участию в общешкольных мероприятиях.
  4. Привлечение всех педагогов школы к работе по   созданию воспитательной системы школы.
  5. Нормативно-правовое обеспечение процесса создания воспитательной системы.
  6. Прохождение всеми классными руководителями курсов повышения квалификации по данной тематике.
  7. Широкое использование в работе воспитательных технологий.
  8. Планирование разнообразной  деятельности детей.
  9. Совместная  работа учителей и психолога по созданию благоприятного социально-психологического климата в школе.
  10.  Привлечение  к проведению  профилактической работы в школе специалистов из различных учреждений города.

При разработке концепции воспитательной системы образовательного учреждения формулируется  цель создания воспитательной системы, т.е. моделируется  "конечный продукт" - личность выпускника.

Рабочая группа № 4.   Проведение  деловой  игры перед педсоветом.   В игре принимают участие педагоги школы,  учащиеся 8-11 классов и их родители. Дается четыре задания участникам, разбитым на  микрогруппы.

1-е задание: определите качества, которыми должен обладать выпускник школы.

2-е задание: назовите главные цели обновления и совершенствования жизнедеятельности учебного заведения.

3-е задание: сформулируйте основные правила (принципы) построения жизни в школе, которые помогут воспитать ученика, обладающего качествами образа выпускника.

4-е задание: предложите конкретные формы и способы совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника.

На основе анализа и обобщения полученных результатов рабочей группой  из представителей учителей завершается  проектирование образа выпускника учебного заведения, что и является материалом выступления руководителя рабочей группы №4. 

Проект образа  выпускника:

  1. Сформированность общеучебных умений и навыков.
  2. Наличие перспективы видения своей профессиональной карьеры
  3. Наличие навыков и потребности в самообразовании.
  4. Принятие знания как ценности.
  5. Соблюдение законов, норм и правил поведения.
  6. Готовность и способности к  освоению культурных ценностей и взаимодействию с    представителями других культур.
  7. Наличие сформированных способностей к творчеству.
  8.  Владение навыками культуры речи.
  9. Наличие гуманистического образа мышления.
  10. Наличие коммуникативных навыков, направленных на общение, взаимодействие.
  11. Культура самовыражения.
  12. Богатый внутренний мир.
  13. Владение навыками самореализации и достижения успеха.
  14. Наличие положительной «Я-концепции».
  15. Сформированная потребность в здоровом образе жизни.
  16. Патриот.

 Выступление заместитель директора по УВР.

Нами определена цель - создание воспитательной системы для формирования личности, способной строить жизнь, достойную человека через раскрытие, развитие и реализацию познавательных и творческих способностей.

Для реализации  поставленной цели нами определены основные направления   жизнедеятельности школьного коллектива.

Приоритетной является учебно – познавательная деятельность. С целью предоставления каждому ребёнку возможности попробовать себя в разных областях наук организовывается разнообразная учебная и внеучебная деятельность.  Необходимо расширить кружковую деятельность в школе.  Деятельность  детских объединений стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности. Социально-полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж школы.

  1. Проектируемое состояние воспитательной системы

Наряду с концепцией воспитательной системы разрабатывается программа ее построения, рассчитанная на 2-3 года (модель же воспитательной системы школы строится 1-1,5 года).

Когда модель воспитательной системы и программа построения теоретически подготовлены, в школьном  коллективе  на всех уровнях: учащихся, педагогов и родителей происходит обсуждение и выявление степени соответствия документов коллективному замыслу, образу учебного заведения. Вносятся изменения и коррективы.

2-й этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Окончательно утверждаются приоритетные направления деятельности, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологический отношений как в детской, так и во взрослой среде.

3-й этап завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает.

Школьный коллектив выступает как единое целое, сообщество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью и взаимной терпимостью, педагогами реализуется личностный подход. В управление системой включается все большее количество активных участников – детей, учителей, родителей.

Завершающий этап в развитии воспитательной системы не конец процесса системообразования. Чтобы в воспитательной системе не возникало торможения,  необходимо обновлять систему, использовать инновации, четко ориентировать ее на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, его самочувствие и личностный рост.

При моделировании воспитательной системы необходимо иметь видение всей жизнедеятельности учебного заведения.

Продолжает вести педсовет заместитель директора по УВР:

Кратко знакомит с предлагаемыми этапами построения системы:

1 этап - организационно – ознакомительный (обеспечение готовности к реализации новой программы).                                          Примерные сроки реализации 2011-2012 уч.г.

2 этап – проектно - экспериментальный (апробация новшеств в воспитательном процессе).

                                                                Примерные сроки реализации 2012-2013 уч.г.

3 этап - основной,  деятельностный (обновление воспитательного процесса посредством системных преобразований).              Примерные сроки реализации 2013-2015 уч.г.

4 этап – рефлексивный (объективное оценивание результатов инновационной деятельности).                                      Примерные сроки реализации 2015-2016 уч.г.

 И критериями, показателями эффективности воспитательной системы.

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы

  1. Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
  2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
  3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
  4. Ценностное отношение учащихся:

Количественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы:

1. Количество ценностно-ориентированных общешкольных проектов в год

2. Количество творческих детских объединений, клубов, студий, кружков

3. Количество успешных выступлений в городских, региональных, российских мероприятиях

4. Количество представленных на обсуждение, публикацию, выступление педагогических материалов о воспитательной деятельности

5. Процент занятости дополнительным образованием внутри школы

6. Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН,КДН, на  внутришкольном учёте.

7. Процент активности учащихся в классных мероприятиях, классов в общешкольных мероприятиях

8. Количество учителей, подготовивших учащихся для участия в городских, региональных, российских мероприятиях

9. Количество родителей, активно участвующих в делах класса и школы.

10.Количество организаций, привлекаемых школой к воспитательной деятельности.

11. Уровень воспитанности учащихся.

12. Общая годовая экспертиза эффективности воспитательной деятельности по 6 показателям: результативность, адекватность, широта, современность, упорядоченность, инновационность.

Порядок, сроки и методы подсчета количественных показателей определяются локальными актами, которые необходимо разработать, создав для этого рабочие группы.

Зачитывается проект решения педагогического совета:

  1. Для достижения более высоких результатов в воспитательной работе утвердить программу воспитательной системы школы.
  2. Заместителям директора по УВР создать инициативные группы учителей для разработки нормативно-правовой базы новой программы.
  3.  Педагогам школы, опираясь на полученные в ходе педсовета знания, умения, навыки, стремиться овладеть технологией моделирования воспитательной системы.
  4. Классным руководителям провести классные часы, родительские собрания с целью ознакомления с предполагаемыми изменениями и изучения мнения учащихся и родителей.
  5.  Заместителю директора по ВР провести собрания  актива старшеклассников с целью активизации органов школьного  самоуправления.
  6. Заместителю директора по УВР организовать работу по расширению спектра дополнительного образования в школе.
  7. Классным руководителям, педагогам – организаторам, руководителям ШМО, социальным педагогам, психологам привести планы работы на год в соответствие с принятой концепцией.

Рефлексия

Вам предложены карточки.   Определите состояние, которое вы испытывали в процессе участия в педсовете, выбрав определённые карточки: интерес, безразличие, раздражительность, удовлетворение,  удовольствие, волнение.

Хочу сказать большое спасибо всем участникам нашей встречи за их  желание участвовать в развитии воспитательной системы школы и   искренность.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Воспитательная система школы "Школа моей мечты"

«Гуманистическая, личностно-ориентированная концепция воспитания школьников».  (школа, где созданы  условия для индивидуального проявления социальной и творческой активности участников обра...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...