Занятие о толерантности
методическая разработка по теме

Макарова Светлана Вячеславовна

Разработка занятия о толерантности (дружба народов, СНГ, Узбекистан) в группе детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                                                         детский дом им. Талалихина

Воспитательное занятие

                                                                       Выполнила:

                                                                           воспитатель Муниципального образовательного учреждения

 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома им. Талалихина                                                                      Макарова Светлана Вячеславовна

                                                                           

2011г

Тема занятия: Жить со всеми в согласии

Тип: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид: комбинированный

Цель: способствовать осознанию значимости толерантности.

Задачи:

•        Формировать толерантное мышление воспитанников

•        Развивать интерес и уважение к культурам народов мира

•        Расширять кругозор

Материально-техническое обеспечение: наглядный материал, демонстрационный материал (одежда, посуда), политическая карта мира, аппаратура для показа слайдов.

Ход занятия

I.        Организационный момент

Вы уже знакомы с  понятием толерантности и сегодня мы с вами повторим понятие толерантности, продолжим говорить о мире, его многогранности, о значимости толерантности в сохранении мира среди всех народов, а еще вы узнаете об одной замечательной стране.

Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Мы все живем в обществе и у каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности.

- Что же помогает разным странам и различным людям жить в мире?

Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

- Вспомните, что такое толерантность?

Из  Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Толерантность– это уважение, понимание разных  культур нашего мира, терпение.

 Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.

 -  Можете ли вы назвать себя толерантным человеком?

 -  Важно ли толерантное отношение в семье? Почему?

 - А что означает нетолерантное отношение?

Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.

К чему приводит интолерантное отношение?

Сейчас в мире увеличивается нетерпимость, в том числе в отношении среди некоторых слоев к другим национальностям, увеличивается терроризм, обостряются межнациональные отношения, возникают проблемы беженцев.

В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле.

- Что является причинами войн? (нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых).

В современной политике признается необходимым решение споров исключительно мирными средствами. Во всех спорах народ  России выступал миротворцем, то есть стремился прекратить вражду, чтобы жить в согласии, в мире с другими народами планеты.  

II.        Усвоение новых знаний.

1.        Историческая справка.

Перед вами  карта мира. Сколько здесь разных красок! Ведь в каждой стране живут разные народы.

 - Какие страны вам известны?

 - Знаете ли вы, какие народы в них проживают?

Покажите по карте, где располагается наша страна.

Назовите главный город России.

На предыдущем занятии мы с вами разобрали, какие народы являются коренными жителями России и даже сделали книжку-раскладушку, которая находится у нас в уголке толерантности.

 - Можете назвать эти народы?

 - А знаете ли вы, как называлась наша страна 20 лет назад, в состав которой входила Россия?

 В состав Союза Советских Социалистических Республик входили 15 республик: Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР.

 Россия и все эти республики были одной страной и не удивительно, что сейчас в России проживает много людей с разными национальностями. Сейчас многие государства (бывшие республики) объединились и входят в состав СНГ (Содружество Независимых Государств), в том числе Россия, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан,  Туркменистан, Украина.

2. Экскурс по Узбекистану.

Я вам говорила, что я родилась в Советском Союзе, в республике Узбекистан. И сегодня мы познакомимся  с этим удивительным государством, с его традициями и культурой.

Узбекистан— государство, расположенное в центральной части Средней Азии.

В Узбекистане проживает 124 разных представителей народов, это и узбеки, и русские, и таджики, и корейцы, и т. д.  (85 % Узбеки   5,0 % Русские  4,5 % Таджики и др.)

Послушаем телепередачу об Узбекистане, которую нам подготовили ребята. Два «диктора» читают информацию, сопровождающуюся с показом слайдов:

1.        Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык. Русский язык является языком международного общения. «Здравствуйте!» - на узбекском языке звучит: «Ассалам алейкум!»

2.        Ташкент - столица Узбекистана, этому городу более 2000 лет. Ташкент красивый, современный город, украшенный множеством фонтанов.

3.        Узбекский национальный мужской костюм состоял из халата или чапана - стеганого халата, рубахи различного фасона, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

4.        Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или   тюбетейки, туфель.

5.        В Узбекистане добывается около 80 тонн золота. По запасам золота Узбекистан занимает четвертое место в мире. На праздники, особенно на свадьбу принято дарить золотые украшения.

6.        Узбекистан –  страна «белого золота». В Узбекистане выращивают хлопок, из хлопка делают одежду, марлю, вату, из семян – масло и многое другое.

7.        В  Узбекистане теплый климат и продолжительное лето (6 месяцев), поэтому  растут разнообразные фрукты, ягоды, овощи: персики, гранат, виноград, инжир, хурма, дыни, арбузы, баклажаны,… а также разные специи.

8.        Самая крупная купюра (1000 сум) равнозначна 17 российским рублям (в 2010г).

Поблагодарим наших дикторов за интересную информацию.

3. Театрализованное представление.

Узбекистан – страна древней культуры. Восточные ученые (математики, астрономы, врачи), поэты и писатели знамениты во всем мире. Сказки  и поэтические сборники восточных поэтов и писателей перед вами, позже вы можете с ними более подробно познакомиться.  В узбекских сказках есть свой герой – это Насреддин Афанди. Он хитростью обманывает богатых и помогает бедным.

 Предлагаем всем посмотреть театрализованную узбекскую народную сказку «Каков учитель, таковы и ученики» (перевод М. Шевердина), подготовленную нашими ребятами.

4. Знакомство с обычаями.

Интересна и своеобразна посуда в Узбекистане – это ляган (большая плоская тарелка), косушка (глубокая миска), пиала (чашка без ручек). Без чайханы (кафе, где пьют чай)  в жарком климате, особенно летом, не обойтись, ведь зеленый горячий чай хорошо утоляет жажду. Столики (достархан) в чайхане низкие, люди садятся на подушки и пьют зеленый чай, сидя, сложив ноги своеобразным способом. Ребята, покажите.

Говоря об Узбекистане, нельзя забыть о восточных сладостях - это сладкие блюда, которые созданы по рецептам стран Востока. Козинаки, нуга, шербеты, халва и пахлава, рахат-лукум - уже сами эти названия звучат томительно и сладко. Да еще, какой выбор сухофруктов и орехов!

III.        Подведение итогов.

Мы с вами познакомились с удивительной страной – Узбекистаном. Живут в ней люди с интересной культурой. А стран в мире очень много и наров в мире великое множество и у каждого народа своя культура, своя история, обычаи.

О чем мы с вами говорили на занятии?

Сегодня вы узнали много интересного, и я надеюсь, вы будете толерантными людьми.

Вот вы познакомились с восточной страной – Узбекистаном. А на востоке  есть такая традиция – традиция гостеприимства. Встречают гостей с особым уважением и обязательно предлагают горячий чай. И   я приглашаю вас за достархан угоститься восточными сладостями и сухофруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по толерантности

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Игровое занятие "Планета толерантности" (для 5-6 классов)

Игровое занятие по толерантности "Планета толерантности" проводить лучше с учащимися 5-6 классов.  Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить ...

Занятие по толерантности презентация

Занятие по толерантности на тему: "Урок доброты"...

Развивающее занятие "Эмблема толерантности"

Характеристики урока: Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: педагог-психолог, учащиеся 6-8 классов.Тема занятия: Эмблема толерантностиЦель:1....