Вежливость - самое изящное искусство. Для младших школьников
статья по теме

Полковникова Анастасия Анатольевна

От того как мы себя ведем во многом зависит наш успех и отношение окружающих к нам. Вопросы воспитанности волновали людей давно – первая книга об этом так и называлась – «О правилах поведения» и была издана еще в 1204 году.

С тех пор много воды утекло – и мы уже другие, и правила не совсем те. Но хорошее осталось хорошим, а плохое – плохим, и тут само время не властно.

Как расположить к себе собеседника?

Как познакомиться с человеком?

Какие подарки предпочтительнее преподносить в тех или иных ситуациях?

Как правильно вести себя за столом, есть те или иные блюда, пить те или иные напитки?

Как сервировать стол, встречать и провожать гостей?

Это лишь часть вопросов, ответы на которые должен знать каждый воспитанный человек.

Мы живем в окружении других людей и их отношение нам не безразлично. Но часто мы сами бываем повинны в том, что знакомства прекращаются, что возникают казусные нелепые, а то и конфликтные  ситуации. Как избежать их – на улице, в ресторане (кафе), в театре и наконец, в собственном доме? Все эти вопросы рассмотрены в данном материале. 

Этикет в понимании ущащихся, особенно начальной школы, нечто загадочное, непонятное. В данном материале по мимо правил поведения в общественных местах, представлена методика "город Вежливости" через которую происходит осознание взаимосвязи людей, окружающих их предметов и природы. Эта взаимосвязь проявляется в хорошем отношении друг к другу, т.е. знании этикета.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost_-_samoe_izyashchnoe_iskusstvo.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

        Комитет администрации Первомайского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Повалихинская средняя общеобразовательная школа»



Вежливость – самое изящное искусство


Подготовил учитель начальных классов и МХК
Полковникова Анастасия Анатольевна

2012


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Вежливость – самое изящное искусство……………………………4
  2. Этическое поведение………………………………………………………….9
  1. На улице………………………………………………………………………..9
  2. Городской транспорт…………………………………………………..12
  3. Магазин……………………………………………………………………….14
  4. В кафе, ресторане………………………………………………………..15
  5. Театр, концерт……………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………22

Введение

От того как мы себя ведем во многом зависит наш успех и отношение окружающих к нам. Вопросы воспитанности волновали людей давно – первая книга об этом так и называлась – «О правилах поведения» и была издана еще в 1204 году.

С тех пор много воды утекло – и мы уже другие, и правила не совсем те. Но хорошее осталось хорошим, а плохое – плохим, и тут само время не властно.

Как расположить к себе собеседника?

Как познакомиться с человеком?

Какие подарки предпочтительнее преподносить в тех или иных ситуациях?

Как правильно вести себя за столом, есть те или иные блюда, пить те или иные напитки?

Как сервировать стол, встречать и провожать гостей?

Это лишь часть вопросов, ответы на которые должен знать каждый воспитанный человек.

Мы живем в окружении других людей и их отношение нам не безразлично. Но часто мы сами бываем повинны в том, что знакомства прекращаются, что возникают казусные нелепые, а то и конфликтные  ситуации. Как избежать их – на улице, в ресторане (кафе), в театре и наконец, в собственном доме? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

1.

Вежливость - самое изящное искусство

«невежливый человек охотнее
друга потеряет, чем свою шутку
упустит».
Русская народная мудрость

Многое зависит от первого впечатления, которое бывает благоприятным для человека, или наоборот, смотря по тому вежливо его обращение или нет. Как грубость всюду закрывает двери и отталкивает сердца, приветливость и приличное обхождение, в котором и состоят хорошие манеры, имеют силу таинственных слов, в одной из сказок «Тысяча и одна ночь» - «Сезам откройся». Перед нами отворяются все двери, а хорошие манеры служат проводниками к сердцу каждого человека, молодого и старого.

Манеры до некоторой степени указывают на характер человека. Они обличают его вкусы, его чувства, его душевное настроение, а так же и общество, в котором он привык вращаться. Существует условная вежливость, которая имеет весьма небольшое значение; но природная вежливость, усовершенствованная заботливым самовоспитанием, очень важна в жизни.

Правила искусственной вежливости приносят очень мало пользы. Часто то что, называют этикетом, служит не более как для прикрытия невежливости и отсутствия правдивости.

Хорошие манеры преимущественно высказываются в вежливом и приветливом обхождении. ВЕЖЛИВОСТЬ – это искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Однако мы можем быть в полнее вежливыми и с человеком, не имея к нему особого уважения. Хорошие манеры – ни более, ни менее, как изящество в обхождении.

Настоящая вежливость основана на искренности, она должна быть внушаема сердцем, потому что никакая сумма учтивости не может заменить правдивости. Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить. Любопытно, что, по свидетельству капитана Спека, такое качество характера признается даже в центральной Африке, где как он говорит, «неблагодарность за оказанное благодеяние подлежит наказанию».

К истокам  вежливости

Вежливость  - это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим  нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.

С первых лет жизни ребенку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию меж тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Прививать вежливое отношение к окружающим лучше всего через СКАЗКУ.

Сказка – любимый литературный жанр малышей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить ребенку высокие нравственные истины. Самой природой заложено в маленьком ребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, что бы понять его. Что бы найти среди его сложностей свое место в жизни. И в этом плане сказка – один из лучших помощников малыша, так сказка не только мудрая «ложь», но всегда еще и игра.

Но где же  и с чего начинается процесс воспитания ребенка?

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно-культурной атмосферы, которая сложилась в нашем доме. С тех добрых или, к сожалению, не добрых отношений, которые существуют  между членами семьи.

Малыш буквально живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной  домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.

Что бы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа в нашей семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если пред его глазами не будет достойного папы, дедушки, старшего брата. И в то же время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи-мамы едва ли вырастит аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.

Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду и к окружающим его людям малыш лепит с нас, взрослых. Дети, особенно маленькие, чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память при постоянно неосознанно-интуитивном желании всегда походить на взрослых.

Поэтому волей неволей мы все становимся воспитателями малышей.

Упражнение, которое предлагается направлено на воспитание ребятишек при помощи творчества, в данном случае – рисование.

Знакомство ребенка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

В своих рисунках малыши отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.

Рисунок, так же как и игра, приучает малыша мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребенка.

 Формированию этического поведения у учащихся начальной школы способствует методика «Сказочный город». Предлагаемую методику можно проводить в качестве внеклассного мероприятия, а можно на уроке рисования и художественного труда, в теме моделирование.

Методика «Сказочный город».

Необходимо подготовить цветные карандаши, клей, ножницы, листы бумаги разной величины и краски, ватман.

Непосредственно перед творческим процессом, необходимо настроить класс на определенный тип работы:

- Ребята, вы любите фантазировать? Скажите, что такое вежливость, необходимо ли быть вежливым друг к другу? Как вы думаете, если появился такой город, где все были бы вежливы друг к другу, то, как чувствовали себя его жители?

- Попробуем создать сказочный город вежливости, добра, хорошего настроения, светлой мысли.

Каждому вручить листы бумаги, кисточки, карандаши, краски. И начинать рисовать.

  1. Пусть каждый нарисует дом, башню или дворец. Аккуратно вырежет и наклеит на большой лист бумаги (ватман). Вот и получится город.
  2. Каждый пусть нарисует дерево или цветок. Вырежет. Наклеит деревья и цветы на тот же самый лист. И в вашем сказочном городе, по вашему хотению вырастут деревья и цветы.
  3.  Теперь попробуйте нарисовать – на отдельном листе – разных зверей и птиц. Вырежьте. И наклейте на тот же лист бумаги. Так в вашем сказочном городе появятся жители, как в самой настоящей волшебной сказке.

- Получился на стоящий город с жителями, животными, растениями и домами. Но какой же город без названия, ведь у каждого есть свое имя (ребята предлагают названия).

Этическое поведение

2.1. На улице

«Воспитанные люди уважают
человеческую личность, а потому
всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы».
А. Чехов

Основное правило – взаимная предупредительность, ведь тротуар и улица созданы для всех. Поэтому вести себя нужно так чтобы не мешать другим.

Что чаще всего раздражает нас на улице? Мусор, грязь? Значит, не надо сорить, бросать, куда попало бумажки, обертки, билетики, для них вполне достаточно урн, надо всего лишь внимательно посмотреть вокруг и сделать десять лишних шагов.

Раздражает шум? Но ведь это мы сами громко разговариваем.

Раздражает сутолока и толчея? Но в данном случае ведь не так трудно следовать установленным и принятым во всех странах Европы правилам: идти по правой стороне (поскольку в России правостороннее движение), а не навстречу потоку;  не останавливаться резко; не стоять, глазея на витрину, вынуждая прочих обходить вас и т.д.

Не надо то и дело оборачиваться на прохожих, даже если они чем-то вас заинтересовали. Это так же неприлично как и показывать пальцем не кого-либо, уж не говоря о том, что вертя головой, вы обязательно с кем ни будь столкнетесь, что само по себе не безопасно.

Если вы встретили на улице своего знакомого, его, конечно, следует поприветствовать, но не бросаться к нему, расталкивая прохожих. А если возникло желание разговаривать, то отойдите в сторонку, где никто не ходит, а лучше – к ближайшей скамейке, и делитесь новостями.

Если знакомый не один, то лучше не подходить к нему – это равносильно вторжению в чужие планы.

Ходить по нашим улицам под руку нежелательно не только потому, что это выходит из моды, но и прежде всего потому, что это доставляет неудобство для мимо проходящих пешеходов. Каждый из нас бывал в ситуации, когда приходилось огибать целую шеренгу из четырех человек – это явное неуважение к другим людям. Лучше идти по двое друг за другом. Но если на улице скользко, естественно надо поддерживать женщину под руку.

Но если тротуар не слишком загружен и вы идете втроем, то принято чтобы мужчина был в центре, предложив женщинам опереться на правый и левый локти; если идут старший и двое младших, то в центре – старший.

Вам надо обогнать идущего впереди человека? Запомните, что это надо делать слева (а идущего навстречу обходят соответственно справа). При этом постарайтесь не задеть его, а если задели – не почтите за великий труд извиниться.

В большом городе много приезжих, да и коренные жители не всегда ориентируются в новых районах. Поэтому, если к вам обратились за помощью, не отмахивайтесь, не грубите, а просто и четко объясните, если знаете сами как человеку пройти или проехать.

Обращаясь за справкой, не забудьте извиниться за беспокойство; получив ее - поблагодарите за любезность.

Если вы идете с вещами, то нести их следует в правой руке – так вы никого не заденете.

Весной и осенью каждый из нас носит с собой зонт. Если дождя нет, то зонтик носят вертикально, опасаясь кого-либо им задеть. Естественно, не менее осторожно надо нести над собой и раскрытый зонт, особенно на многолюдной улице – он может задевать других. Следует следить, что бы вода с вашего зонтика не стекала на пальто другому человеку. Если мужчина  и женщина идут под одним зонтом, то держит его мужчина, следя, что бы наряд дамы не промок.

Улица – не самое удобное и приятное место для принятия пищи, даже если это простой пирожок или яблоко. Но, коль уже такая необходимость возникла, лучше всего отойти к скверу или киоску, где по меньше народу.

Если вам вдруг захотелось проверит, как вы выглядите, прежде, чем остановиться и начать искать в сумочке зеркальце, подумайте о тех кто идет за вами и должен нервничать, сбиваясь с ритма, обходя вас. Не рекомендуется и в качестве зеркал использовать и витрины магазинов – по той же причине.

К выходу на улицу, как и в любое общественное место, надо готовиться дома, перед зеркалом: проверьте, начищены ли башмаки, опрятна ли и чиста одежда, все ли в порядке с прической. И, что бы ни попасть в неприятное положение, не забудьте взять ключи, деньги и документы, обязательно перепроверьте.

2.2.Городской транспорт

«Кто легко склонен терять
уважение к другим,
тот прежде всего
не уважает себя».
Ф. Достоевский

Автобус, троллейбус, трамвай – самые привычные виды транспорта. Такси – самый комфортный, но и самый дорогой, мало кто пользуется им ежедневно для поездок. Говорить о каком-либо комфорте в общественном транспорте, особенно в часы пик, не приходится. Все знают как надо вести себя в нем, но мало кто следует правилам.

С детства нас учат, что необходимо с начало дать выйти всем желающим из автобуса и лишь после этого производить посадку. Но ежедневная толчея у дверей показывает, что уроки детства помнят далеко не все.

Сначала выходят мужчины – они должны затем помочь выйти из транспорта женщинам, пожилым людям и инвалидам.

Выходить принято через переднюю дверь, а входить через заднюю; правом входа через переднюю, дверь пользуются дети, старые люди и инвалиды: им трудно подниматься вместе со всеми.

Входя в транспорт, мужчина должен пропустить женщину вперед и помочь ей подняться по ступенькам.

Вежливым нельзя быть только по расписанию, в определенные    часы: только в ресторане или только в театре или дома. Вежливость неотъемлемая часть, неотъемлемое состояние и достоинство культурного, воспитанного человека, каковым он остается и в общественном транспорте.

Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу; если вы опаздываете – это ваши проблемы, надо выходить пораньше из дома.

Воспитанный человек, войдя в салон, никогда не бросится занимать свободное место, а сначала посмотрит, нет ли среди вошедших женщин и людей пожилого возраста. Мужчина всегда должен уступить место женщине – в отличии от него она не только более хрупка, но и зачастую больше устает: не от одних лишь производственных, но и от домашних забот.

Инвалидам и матерям с детьми место должны уступать все и мужчины и женщины.

Если женщине с ребенком уступили место, желательно что бы она заняла место, усадив ребенка на колени.

Само собой разумеется, что те, кому уступают место в общественном транспорте, должны вежливо, с улыбкой поблагодарить.

Нельзя вытягивать ноги в проход – это мешает нормально проходить.

Читать газету или книгу допустимо лишь тогда, когда они не мешают остальным – не задевают, не прикасаются к плечам, голове.

Некрасиво заглядывать через плечо соседа, пытаясь выяснить, что же он читает.

Если в салоне не очень много пассажиров не следует откровенно приводить себя в порядок, причесываться, краситься и т.д.

2.3.Магазин

«Уважение других дает повод
к уважению самого себя».
Р. Декарт

Так или иначе, но в магазин ходят почти все. Казалось бы, самое простое, незамысловатое дело, для выполнения которого достаточно лишь сумки и денег. Однако где, как не в магазинах, чаще всего и формируется наше дневное настроение. Одна улыбка или уступленное  в очереди место могут скрасить собою весь день; резкое слово или обидное замечание – омрачить.

Входя в магазин не пытайтесь оттолкнуть выходящих – наоборот, им надо дать выйти – ведь тогда в магазине для вас будет больше места. Помогая выходящим, по возможности придерживайте дверь – ведь в отличи от вас они уже с покупками, их руки заняты.

Увы, в наших магазинах есть и то, что редко встречается в прочих странах – очередь.  Желательно без лишних слов, с пониманием пропускать вперед или вне очереди пожилых людей, женщин с маленькими детьми, инвалидов. Две, три минуты вас не спасут, зато есть прекрасная возможность сохранить прекрасное настроение не только людям, но и себе.

О том, что вам необходимо купить, постарайтесь подумать до того, как начнете говорить с продавцом. Говорите по существу, ведь вы не одни, другие терпеливо ждут. Да и продавца не следует нервировать, тогда он будет ответно вежлив.

Обращаясь к продавцу, постарайтесь избегать набившего оскомину слова «девушка» (если пред вами действительно не молодая девушка), лучше обращайтесь просто на «вы».

Конечно говоря о правилах хорошего тона, которые должен соблюдать покупатель, подразумеваем, что они в равной степени обязательны и для продавца, который должен быть предупредительным, внимательным, вежливым и в любой ситуации не терять контроля над своими эмоциями.

2.4.В кафе, ресторане

«Хорошее воспитание не в том,
что ты не прольешь соуса на скатерть,
а в том, что ты не заметишь,
если это сделает кто-нибудь другой».
А. Чехов

В ресторан, в кафе мы ходим не только для того, что бы поесть, но и для того, что бы отдохнуть, сменить обстановку. Нередко в этих местах назначаются и встречи, в том числе деловые, которым в то же время необходимо придать некоторую камерность.

Придя в ресторан мы чувствуем себя гостем – по крайней мере должны себя так чувствовать и, значит, должны соответственно себя вести.

Если вы договорились о встрече, то придите заранее, выберите столик и за ним подождите прихода того с кем назначено свидание. Можно назначить встречу на улице и вместе зайти в ресторан.

Пропустив женщину вперед себя, мужчина тут же берет на себя роль руководителя, ведет ее к гардеробу, помогает снять верхнюю одежду и передает ее гардеробщику.

Не следует здесь же, в гардеробе, причесываться, подкрашивать губы, прихорашиваться – для этого существует туалетная комната.

Перед зеркалом в гардеробе достаточно осмотреть себя, поправить слегка прическу.

Если вы пришли с сумкой или портфелем – оставьте их в гардеробе.

Столик выбирает мужчина. Выбрав, осведомляется у дамы, нравится ли ей именно это место.

Если места расположены так, что одно из них у стены – его предлагают даме, что бы она имела возможность сидеть лицом к залу; если столик в центре зала, то даме предлагается занять место, с которого бы она видела вход в зал и большую его часть.

Мужчина может сесть за стол только после того, как сядет дама. В его обязанности входит подвинуть ей стул, помочь ей удобно устроиться и лишь после этого идти к своему стулу.

За маленьким столиком сотрапезники располагаются друг на против друга, за большим – мужчина должен сидеть слева от дамы.

Правила приличия позволяют ждать опоздавших – пятнадцать-двадцать минут.

Меню в ресторане получает мужчина, но право выбора еды остается за женщиной. Она первой изучает меню или может доверить это своему спутнику.

Напитки рекомендует мужчина.

Заказ официанту то же делает только мужчина – это его обязанность.

Если вас заинтересовало название того или иного кушанья, но вы не знаете что оно собой не представляет, спросите у официанта из чего оно приготовлено, - есть то вам.

Нельзя подзывать официанта окриком или постукиванием по прибору. Не думайте, что о вас забыли, ведь каждый официант обслуживает сразу несколько столиков. Используйте это время для изучения меню или для неторопливого обмена новостями.

Если блюдо вам не понравилось из-за того что оно недостаточно хорошо приготовлено вы имеете право попросить заменить его.

Для этого не стоит устраивать громогласные разборки – достаточно пригласить метрдотеля и высказать ему свои претензии и пожелания.

Когда напитки и кушанья поданы мужчина ухаживает за женщиной – подает ей блюда, наливает вино.

Льняные салфетки принято держать развернутыми на коленях.

Идя в ресторан, желательно в тактичной форме заранее оговорить, кто будет расплачиваться: пригласивший – за всех, или каждый за себя.

Принесенные официантом блюда в горшочках, из горшочков же и едят, не перекладывая мясо на тарелку.

Соус берут из общей посуды и кладут на сою тарелку, как и овощи.

Допущенную за столом мелкую неловкость (пролитое вино и др.) молча, извиняют, делая вид, что не заметили этого.

Нетактично требовать счет, пока кто-либо еще ест или пьет кофе – это может быть истолковано как намек, что пора уходить.

Деньги оставляют на том же подносе, на котором был принесен счет.

Давать или не давать официанту чаевые – дело посетителя, но обычно оставляется сдача.

В гардеробе мужчина одевается первым, а затем помогает даме, взяв ее пальто у гардеробщика.

Покидает ресторан мужчина последним, пропуская вперед женщину и открыв перед ней двери.

2.5.Театр, концерт

«Только красота, сочетающаяся
со скромностью, имеет право
называться красотою.
Красота же без скромности – это не красота,
а всего-навсего миловидность»
М. Сервантес  

Как правило, о том, что мы идем в театр, известно заранее, а не за полчаса до спектакля. Поэтому есть время подготовиться, выбрать одежду.

Желательно приезжать в театр за четверть часа до начала представления, что бы можно было бы без спешки и без очереди сдать верхнюю одежду, поправить прическу, купить программку и занять свои места в зале.

Мужчины обычно ходят в театр в темном костюме, а женщины – в платьях, которые считают нарядными, выходными.

В гардеробе мужчина помогает снять верхнюю одежду женщине и берет номерки, которые хранит у себя до окончания спектакля. Не следует торопить спутницу, когда она стоит перед зеркалом.

Мужчина покупает программку и первым входит в зал. Когда он нашел свой ряд, то пропускает спутницу вперед. Проходить по ряду к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинявшись за причиняемое беспокойство.

Женщина занимает свое место справа от своего спутника.

Если уж вы так не расторопны, что опоздали, не рвитесь к своим местам, отвлекая всех от сцены, займите до антракта свободные места или постойте у двери.

Сев поудобнее, все же постарайтесь не занимать оба подлокотника: ваш сосед имеет полное право опереться на них, как и вы. Недопустимо во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – эти вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.

Взяв с собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала.

Даже предельно эмоциональный зритель должен помнить, что следует воздержаться во время действия от бурного проявления своих эмоций. Оценки вы можете давать и после спектакля. На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны.

Не срывайтесь с места за пять минут до окончания спектакля, что бы успеть в буфет или гардероб – эти минуты вас не спасут, а настроение актерам испортят.

Заключение

Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что этическое поведение присутствует во всей нашей жизни. Куда бы ни отправился человек будь то магазин, кафе или концерт, он должен не забывать о своем поведении и вести себя достойно в любой ситуации, для того чтобы не было стыдно перед другими и совестно перед собой. Также нужно обязательно понять, важно быть истинно вежливым, а не надевать маску вежливости от ситуации к ситуации, это смешно и опасно для внутреннего состояния человека. Вежливость это один из важнейших компонентов этического поведения, без которого нам не обойтись в жизни, ведь мы здороваемся, благодарим, прощаемся и т.д. Главное почувствовать, насколько это важно быть вежливым, отзывчивым и доброжелательным человеком и прививать это нашим детям с раннего детства, что бы они стали хорошими людьми.

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия. Этикет. /под общ. ред. Ю.А. Лукянова. -  М.: Просвет, 2003. – 355с.
  2. Миронова Л.Я. Азбука вежливости. – М.: «КЭМ», 1998. – 230с.
  3. Этика и этикет /  под ред. Н.А.Кондрашова. – М.: изд-во МГУ, 1999. – 345с.
  4. Словарь по этике. Под ред. Гусейнова А.А. – М., 1989.
  5. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М., 1979. – 350с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность....

Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства

Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....

Музыкально-спортивный праздник для младших школьников "Мы сами и наши мамы с нами!", посвященный Дню Матери.

Данное мероприятие способствует формированию уважительного отношения к мамам, создает благоприятные условия для развития творческого потенциала и коммуникативности учащихся,воспитывает нравственные ос...

Программа художественного направления "Мастерская изящных искусств"

Аннотация к модифицированной дополнительной программе общеразвивающего вида  «Мастерская изящных искусств» (автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования).Программа «...

Буклет "Самые интересные перемены с подвижными играми для младших школьников"

Современное школьное образование с младших классов ограничивает потребность детей в движении. Это чревато развитием хронических заболеваний опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое...

Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

Здесь идет смысл  – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...

Интеллектуальная игра для младших школьников "Самый умный"

Игра создана по приципу популярных и всем известных телевикторин, включает в себя 6 категорий: "Где логика?", "Ребусы", "Загадки", "Угадай мелодию", "Посло...