Программа художественного направления "Мастерская изящных искусств"
методическая разработка на тему

Мамаева Светлана Александровна

Аннотация к модифицированной дополнительной программе общеразвивающего вида  «Мастерская изящных искусств»

(автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования).

Программа «Мастерская изящных искусств» относится к художественной направленности, рассчитана на четыре года обучения, основана на шестилетнем опыте работы с обучающимися различного возраста (от 7 до 15 лет). Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства, помогает адаптироваться в социуме, преодолевать учебную сверхнагрузку; понять себя, т. е. осуществить  самоидентификацию в современном обществе.      

    Программа является интегрированной, включает в себя три раздела: изобразительное искусство, тестопластика и проектная деятельность.

            Раздел «Изобразительное искусство» объединяет практическую художественно-творческую деятельность и художественно-эстетическое восприятие произведений искусства с окружающей действительностью. Включает три вида визуально-пространственных искусств - живопись, рисунок и композицию.

Тестопластика, как вид пластического искусства – является эмоциональной сферой деятельности детей, а как вид декоративно          - прикладного творчества помогает детям разного возраста и разных национальностей отражать свою неповторимую самобытность.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в дополнительном образовании есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Особенности контингента.

Программа рассчитана на подростков в возрасте 7-14 лет, учащихся 1 – 8 классов.

Фундаментом успешной реализации программы является  деятельностный подход.

            Как известно деятельностный подход – эффективное  средство в становлении и развитии субъектности ребёнка способного выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.  Деятельностный подход даёт возможность развивать качества необходимые в современном мире, делает ребёнка компетентным.

Цель программы.  Создание условий для дальнейшего определения и становления творческой и активной личности, сообразно индивидуальным способностям.   

Задачи:

-   формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;

-   воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

-   формировать у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, художественного творчества и проектной деятельности;

вырабатывать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Учебный курс программы включает:

Ø    участие в конкурсах ДДТ, муниципального, всероссийского и международного уровня;

Ø    участие в городских выставках и дома детского творчества;

Ø    участие в благотворительном мероприятии «Тепло наших рук».

Проводится диагностика творческих способностей учащихся и результативности обучения.

Сроки реализации программы

Программа «Мастерская изящных искусств» реализуется в объёме 1008 часа, из которых:

1 год обучения - 144ч; 2 раза в неделю по 2 ч.

2 год обучения - 216ч; 2 раза в неделю по 3 ч.

3 год обучения - 216ч; 2 раза в неделю по 3 ч.

4 год обучения – 216ч; 2 раза в неделю по 3 ч.

Основные результаты учебной и воспитательной деятельности.

Изобразительное искусство и декоративно прикладное творчество:

Ø  освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах; 

Ø   умение применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно­-прикладного искусства  и т. д.).

Ø  овладение средствами художественного изображения;

Ø  формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. 

Ø  умение ориентироваться и самостоятельно находить необ­ходимую информацию в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных инфор­мационных ресурсах;

Проектная деятельность:

Ø  анализировать проблемную ситуацию;

Ø    выявлять проблемы;

Ø  осуществлять отбор необходимой информации из литературы,

Ø  проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы;

Ø  оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность;

Ø    работать над проектом в рамках принятых этапов проектирования;

Ø  защищать свой проект.       

Подростки, прошедшие полный курс обучения по программе «Мастерская изящных искусств» становятся людьми активными, творчески мыслящими, умеют с лёгкостью  взаимодействовать с окружающим миром.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………...3
  1. Направленность программы…………………………………….…….....3
  2. Актуальность программы…………………………………….…….……4
  3. Отличительные особенности программы. Новизна…………….……...5
  4. Педагогическая целесообразность………….………………..…………5
  5. Цель программы……………………………….…………………………5
  1.  Механизм реализации программы……………………………….7
  1. Организация образовательного процесса………………….………..…..7
  2. Принципы, формы и методы проведения занятий……….………….....7
  3. Организация воспитательного процесса………………………………..8
  1.   Условия реализации программы….……………………….……..8
  1. Техническое оснащение и дидактический материал………………......9
  2. Режим занятий………………………………………………………..…..10
  3. Способы проверки результативности………………………………......11
  1. Проектируемые результаты освоения программы………..…12
  2. Учебно – тематический план и содержание программы
  1. Первый год обучения…………………………………….……..19
  2. Второй год обучения…………………………………………………….25
  3. Третий год обучения…………………………………………….……….31
  4. Четвёртый год обучения………………………………………….……..38
  1. Список литературы…………………………………………..…...44
  1. Приложение 1………………………………………………………45

       

 

       

 

 Развивающая программа по дополнительному образованию

                            "Мастерская изящных искусств"

                               Пояснительная записка

                             Направленность программы

        Программа дополнительного образования детей «Мастерская изящных искусств» является модифицированной, относится к художественной направленности. Рассчитана на четыре года обучения, основана на пятилетнем опыте работы с обучающимися различного возраста (от 7 до 15 лет). Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Занятия творчеством помогают детям легче адаптироваться в социуме, преодолеть учебную сверхнагрузку; понять себя, т. е. осуществить  самоидентификацию в современном обществе.        

В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое освоение им культурного и художественного наследия, воспитание любви к родной земле.

    Программа является интегрированной, включает в себя три раздела: изобразительное искусство, тестопластика и проектная деятельность.

            Раздел «Изобразительное искусство» объединяет практическую художественно-творческую деятельность и художественно-эстетическое восприятие произведений искусства с окружающей действительностью. Включает три вида визуально-пространственных искусств - живопись, рисунок и композицию.

Изобразительное искусство  формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, формирует кругозор и нравственные принципы.

Тестопластика, как вид пластического искусства – является эмоциональной сферой деятельности детей, а как вид декоративно        - прикладного творчества помогает детям разного возраста и разных национальностей отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности, способствует развитию абстрактного и логического мышления, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в дополнительном образовании есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Программа разработана на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе», утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156.

При составлении программы  учтены рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”; “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта»; и «Образовательной программы дополнительного образования детей «Кудесница» С.В. Сидоренко; образовательной программы «Тестопластика» Федосеевой Ольги Петровны к курсу тестопластика.

                                  Актуальность программы

            Как известно деятельностный подход – эффективное  средство в становлении и развитии субъектности ребёнка способного выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. В программе деятельностный подход реализуется через метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. На занятиях живописи и тестопластики методы и приёмы подбираются так, что учащиеся сами являются организаторами своей деятельности, учатся отвечать на вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. То есть учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивают способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

         Деятельностный подход даёт возможность развивать качества необходимые в современном мире, делает ребёнка компетентным.

Отличительные особенности программы. Новизна программы.

  1. Освоение каждого раздела программы происходит через предметно–практическую деятельность:  выполненное ребенком изделие обязательно является предметом интерьера собственного дома, подарком для близких людей, друзей, детей – инвалидов.  
  2. Программа предоставляет возможность творчески подходить к заданиям, применять свои собственные разработки по дисциплинам, вместе с тем она требует унификации подходов к обучению с тем, чтобы уровень подготовки любого учащегося соответствовал общим требованиям.

Педагогическая целесообразность

 Программа «Мастерская изящных искусств» являясь интегрированной, даёт обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Содержание программы составляют отдельные предметы учебного плана по изобразительному искусству: рисунок, живопись, композиция: по тестопластике: плоские и объёмные изделия, панно, картина, композиция.

Распределение учебного материала по спирали – совершенствование полученных знаний полученных знаний, с последовательным усилением самостоятельности обучающихся с каждым последующим годом.  

Программа «Мастерская изящных искусств», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники, но и пробудить творческую деятельность.

        В настоящее время профессия дизайнера считается одной из перспективных. Поэтому, деятельность обучающихся в  рамках реализации программы «Мастерская изящных искусств» выступает как вариант профессионального самоопределения детей.

Цель программы.  Создание условий для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.    

Задачи:

  • формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
  • формировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формировать у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства и художественного творчества;
  • вырабатывать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения        результата.

                        Механизм реализации программы

  1. Организация образовательного процесса

        Программа «Мастерская изящных искусств» рассчитана на 5лет обучения и предназначена для детей и подростков от 7 до 16 лет. В объединение дети принимаются  по желанию при наличии заявления от родителей.

        В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности и творчества.

Отслеживание качества усвоения программного материала осуществляется с помощью мониторинга результатов обучения. (Приложение № 1).

        Формы и методы проведения занятий.

Формы проведения занятий:

  • урок – экскурсия;
  • урок коллективного творчества;
  • индивидуальная внеклассная деятельность.

На занятиях используются методы:

  • не игровые методы (имитационные упражнения);
  • проектные методы обучения;
  • интегрированные уроки;
  • интегрированные проекты; 
  •  интерактивные методы (учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций;
  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

                Организация воспитательного процесса.

        Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на создание полезных в быту предметов искусства, как для себя, так и для своих близких. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Условия реализации программы

  1. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
  2. Характеристика кабинета.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающего.                   

  1. Библиотечный фонд (книгопечатные издания)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство», рабочая программа, учебники по изобразительному искусству и тестопластике, методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства), методические журналы по искусству, учебно-наглядные пособия, книги о художниках и художественных музеях, словарь искусствоведческих терминов.

  1. Печатные пособия

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

                             6.  Учебно – практическое оборудование

Мольберты, краски акварельные, краски гуашевые, тушь, бумага А3 и А4, кисти беличьи  № 5, 10, 20; кисти щетина № 3, 10, 13; ёмкости для воды, стеки (набор), ножницы, рамки для оформления работ, подставки для натуры, фломастеры, бумага цветная.

  1. Модели и натурный фонд.

Муляжи фруктов, муляжи овощей, Изделия декоративно-прикладного

искусства и народных промыслов, гербарии, гипсовые геометрические тела, гипсовые орнаменты.

           Специализированная учебная мебель

Столы, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения таблиц и плакатов.

  1. Оборудование для занятий тестопластикой
  1. Шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов,  оборудования.
  2. ТСО: компьютер, экран, проектор.
  3. Учебно – практичесуое оборудование:  ножницы, кисти, стеки, термоклей, молоток, ножовка, нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага,    циркуль,  спички, пинцет, свеча, скалка, ситечко  металлическое, кондитерские формочки,  перчатки резиновые, губка,
  4. Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, клей «Титан»,  

 тесьма, лак, алебастр, аэрозоль акриловая, ткань(разная), шпагат, обои,  зубочистки,  фольга,  калия перманганат.

        Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

  1. Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
  2. Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
  3. Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
  4. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
  5. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
  6. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
  7. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
  8. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
  9. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
  10. Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.
  11. Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Режим занятий:

Программа «Мастерская изящных искусств» реализуется в объёме 1008 часа, из которых:

1 год обучения - 144ч; 2 раза в неделю по 2 ч.

2 год обучения - 216ч; 2 раза в неделю по 3 ч.

3 год обучения - 216ч; 2 раза в неделю по 3 ч.

4 год обучения – 216ч; 2 раза в неделю по 3 ч.

Способы проверки результативности

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • постоянно действующая выставка
  • творческие конкурсы
  • отчетная выставка  
  • городская выставка
  • участие в международных и всероссийских выставках.

Проектируемые результаты освоения программы.

                        Раздел «Изобразительное искусство»

К концу первого года учащиеся должны знать и уметь:

Живопись:

- технические приемы работы акварелью (заливка, лессировка, мазок по форме, работа «по-сырому», 3  качества мазка);

- основные понятия  цветоведения (цветовой круг, основные и составные, теплые и холодные, дополнительные нейтральные цвета );

- понятие локальный цвет и его изменение в зависимости от освещения;

- понятие рефлекс и его изменение в зависимости от среды;

- владеть инструментами акварельной живописи (акварельная бумага, кисти), смешивать краски на палитре;

- вести работу с натуры.

             Рисунок:

- выразительные средства рисунка (линия, тоновой контраст, графический знак, силуэт);

- понятия: пропорция, перспектива;

- основные способы построения предметов, круга в перспективе;

- основные пропорции фигуры человека;

- градации светотени тел вращения на примере цилиндра и шара;

- работать с материалами (тушь, цветной карандаш), используя при этом простейшие приемы;

- вести работу с натуры.

          Композиция:

- понятия:  компоновка, композиционный центр, формат, симметрия, цветовая гармония, колорит, теплохолодность;

- понятие контраст (цветовой, тоновой, эмоциональный);

- способы создания колорита с помощью ограниченной цветовой палитры;

- приемы работы с гуашью;

- создавать статическое и динамическое изображение.

         К концу второго года учащиеся должны знать и уметь:

Живопись:

- понятия цветовой тон, контраст;

- приемы создания художественного образа средствами живописи;

- находить с помощью смешивания разнообразные цветовые оттенки;

- выполнять простые постановки из 2-3 предметов с натуры;

- работать в технике монохром.

                Рисунок:

- понятия фактура, конструкция предмета;

- начальные понятия о пропорциях человека и животного;

- простейшие приемы построения предметов;

- приемы создания художественного образа средствами рисунка;

- изображать светотень тел вращения;

- работать мягкими графическими материалами (соус, уголь, пастель);

-  анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его с натурой.

               Композиция:

- понятие ритм, открытая и замкнутая композиция;

- понятия уравновешенная и неуравновешенная композиция, формальная композиция;

- основные способы составления композиции;

- понятия: сюжет, эмоциональная характеристика цвета, контрасты, взаимосвязь    персонажей;

- работать новыми приемами («сухая кисть», оттиски акварелью, монотипия, аппликация);

- работать над коллективной композицией.  

 К концу третьего года учащиеся должны знать и уметь:

Живопись:

- законы воздушной перспективы,

- понятие  сближенный колорит, нюанс;

- приемы передачи материальности и фактуры предметов;

- передавать плановость натюрморта;

- последовательно вести работу над живописным изображением.

     Рисунок:

- законы линейной и воздушной перспективы;

- способы передачи фактуры;

- иметь представление об основных пропорциях головы человека;

- приемы изображения гипсовых предметов;

- новые приемы работы с материалами (смешанные техники);

- изображать бликующие предметы (стекло, металл);

 - последовательно вести работу над натюрмортом.

 Композиция:

- понятия - станковая композиция, декоративная композиция, стилизация, орнамент;

- понятие смысловой контраст;

- приемы создания образа человека в композиции;

- применять композиционные приемы в создании станковой и декоративной композиции;

- создавать выразительную сюжетную композицию;

- последовательно вести работу над композицией.

К концу четвёртого года учащиеся должны знать и уметь:

Живопись:

- основы цветоведения в объеме учебной программы;

- понятия - глубина цвета, рефлексные связи, подчинять оттенки основному цвету постановки;

- вести работу целостно, обобщать изображение;

- пользоваться живописными материалами в объеме учебной программы;

- выполнять краткосрочные этюды в один прием.

                    Рисунок:

- последовательно, от общего к частному, вести длительную работу над постановкой;

- пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы в учебном рисунке;

- выявлять верные соотношения различных частей предметов,

- уметь четко выделять главное в изображении, обобщая или акцентируя детали;

- изображать человека в движении;

- видеть и выявлять характерные и индивидуальные особенности модели;

- уметь изображать  предметы сложных форм, применяя полученные знания и умения в работе;

- владеть материалами и техникой рисунка.

Композиция:

- понятия: символика и стилизация в композиции, абстрактная, беспредметная композиция;

- основные законы декоративной и станковой композиции;

- применять знания и навыки, полученные на предметах «Рисунок» и «Живопись»

- создавать эмоционально – образные композиции.

                                 Раздел  «Тестопластика»

         К концу первого года учащиеся должны знать и уметь:

  • освоят технологию приготовления соленого теста;
  • освоят знание основных приемов лепки;
  •  соблюдать последовательность технологических операций под руководством учителя и по операционной карте;
  •  выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;
  • выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
  • оценивать процессы и результат своего труда;
  • научатся соблюдать правила безопасного труда;
  • самостоятельно исправлять повреждения поделок.

       К концу второго года обучающиеся должны знать, уметь:

  •  использовать необходимые инструменты и материалы;
  • соблюдать этапы изготовления изделий;
  • владеть основными приемами лепки;
  • уметь выстраивать целостную смысловую композицию;
  •  эстетично оформлять готовое изделие.

       К концу третьего года учащиеся должны знать, уметь:

  • изготавливать шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • использовать инструменты для работы;
  •  изготовлять отдельные детали;
  • соединять детали в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • сушить изделие;
  •  гармонично сочетать цвета;
  •  проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • организовывать рабочее место;
  • определять качество готового изделия.

             К концу четвёртого года учащиеся должны знать, уметь:

  • технологию изготовления  объёмных изделий на каркасе (статуэтки, копилки);
  • технику выполнения сложных элементов самостоятельно;
  • научатся создавать эскизы работ;
  • научатся видеть и исправлять ошибки и недостатки  при изготовлении работ;
  • грамотно оформлять работы.

              Раздел: «Проектная деятельность».

К концу первого года учащиеся будут знать, уметь:

  • умение осуществлять работу в коллективе;
  • способность самостоятельно выдвигать идеи;
  •  способность к исследовательской деятельности;
  • работать над проектом в рамках принятых этапов проектирования.
  • доводить до конца начатый замысел.

К концу второго года учащиеся будут знать, уметь:

  • выдвигать идеи решения возникающих задач;
  • находить и использовать необходимую информацию;
  • аргументировать свои решения, подходы, выводы;
  • видеть оригинальность проектируемого изделия;
  • доводить до конца начатый замысел.
  • работать над проектом в рамках принятых этапов проектирования.

        Знания, умения к концу третьего года обучения:

  • анализировать проблемную ситуацию;
  • выявлять проблемы;
  • осуществлять отбор необходимой информации из литературы,
  • проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы;
  • оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность;
  • работать над проектом в рамках принятых этапов проектирования
  • защищать свой проект.        

К концу четвёртого года учащиеся будут знать, уметь:

  • анализировать проблемную ситуацию;
  • выявлять проблемы;
  • осуществлять отбор необходимой информации из литературы,
  • проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы;
  • оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность;
  • работать над проектом в рамках принятых этапов проектирования

защищать свой проект.         


          Учебно – тематический план и содержание программы

                                    первого года обучения.

             Содержание программы

Колич. часов

теор.

практ.

всего

I.

Вводное занятие

2

2

II.

Изобразительное искусство

92

1.

Живопись

11

45

56

1.1.

Цвет. Основы цветоведения

2

6

8

1.2.

Жанры изобразительного искусства

1

3

4

1.3.

Древние корни народного искусства

1

3

4

1.4.

Связь времён в народном искусстве

1

1

2

1.5.

Истоки и современное развитие народных промыслов Руси

2

12

14

1.6.

Пейзажная живопись в работах русских художников

1

3

4

1.7.

Краткосрочный этюд в технике «алла – прима»

2

14

16

1.8.

Современное выставочное искусство

1

3

4

3.

Рисунок

1

3

4

4.

Декоративное рисование

10

18

28

4.1.

Симметрия

1

3

4

4.2.

Стилизация

1

3

4

4.3.

Декоративные узоры

1

3

4

4.4.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

5

6

4.5.

Стилизованный натюрморт

2

4

6

4.6.

Экскурсии в природу

4

4

5.

Композиция

1

3

4

III.

Тестопластика

6

30

36

1.

Простые изделия из солёного теста.

1

7

8

2.

Композиции с цветами из солёного теста.

2

8

10

3.

Сувениры из солёного теста

1

7

8

4.

Картина на тему: «Мой край родной»

2

8

10

IV.

Исследовательский проект: «Жанры в изобразительном искусстве».

2

10

12

V.

Итоговое занятие

2

2

Итого

32

112

144

                                                Содержание программы.

  1. Вводное занятие. (2 ч.)

Теория. Знакомство детей с педагогом и друг с другом. Рассказ учителя о планах на год. Правила поведения в студии и организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

Практика. Свойства красок:

  • особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов;
  • особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге.

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли).

  1. Раздел : «Изобразительное искусство».  (92 ч.)
  1. Живопись (56 ч.)
  1.  Цвет. Основы цветоведения (8 ч.)

Теория. Основы цветоведения, понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета. Цветовые и световые отношения.

Практика. Учиться находить гармоничные цветовые сочетания. Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Задание на получение разных оттенков цвета (нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.

Выполнение игрового задания – придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.).

  1. Жанры изобразительного искусства (4 ч.).

Теория. Появление понятия «жанр» в изобразительном искусстве. Знакомство с некоторыми жанрами (портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр).

Практика. Работа по карточкам

- назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

- соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
- подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?
 (Для сильных детей.).

- поэтапное рисование простого пейзажа.

        1.3.  Древние корни народного искусства (4 ч.).

Теория. Символическое значение цвета и формы. Знаки и символы в декоративных узорах наших предков (напр. волнистая горизонтальная линия – вода, горизонтальная волнистая линия – дождь). Значение цвета в изображаемых предметах (красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю).

Народная праздничная одежда. Орнамент в древнем народном искусстве. Главная идея орнаментального образа и женского праздничного наряда. 

Практика. Украсить вазу или чашу узорами, используя знания о знаках – символах.

Украсить женский сарафан символическим орнаментом.

  1. Связь времён в народном искусстве (2 ч.).

Теория. Понятие декоративно – прикладного искусства. Роль декоративно – прикладного искусства в жизни общества.  Изделия декоративно-прикладного искусства в наших домах. Керамика, как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Исторические истоки появления гжельской росписи. Элементы росписи.

Практика. Роспись тарелки в стиле «Гжель.

  1. Истоки и современное развитие народных промыслов Руси (14 ч.).

Теория. Дать понятие, что художественные промыслы и ремесла - исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственная основа. Русские народные промыслы и русские художественные промыслы. Отрасли современной художественной промышленности.

Знакомство с народными промыслами: «Гжель», «Хохломская роспись», «Жостовская роспись», «Городец», «Палехская миниатюра».

Практика. Изготовление предметов быта в технике «папье – маше» и их украшение в разных стилях художественной росписи.  

  1.  Пейзажная живопись в работах русских художников (4 ч.).

Теория. Знакомство  с жизнью и творчеством русских художников: А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Появление «Товарищества передвижных художественных выставок». Рассматривание репродукций картин известных художников – пейзажистов.

Рассказ о всемирно известном музее имени П.М. Третьякова.

Практика. Задание: нарисуй копию знаменитой картины».

  1. Краткосрочный этюд в технике «алла – прима» (16 ч.).

Теория. Знакомство с техникой «алла – прима» (картина за один сеанс).

Знакомство с художниками, которые работали в этой технике. Особенности накладывания красок на лист бумаги в данной технике.

        Практика. Несколько краткосрочных этюдов в жанрах пейзаж и натюрморт (поэтапно, под руководством учителя).

  1. Современное выставочное искусство (4 ч.)

Теория. Многообразие проявлений современного декоративного искусства (живопись, изделия из металла, батикгобелен, художественное стекло, художественная керамика и др.). Знакомятся с разными видами современного искусства на примере иллюстраций в учебнике и на слайдах презентации.

Практика. Задание в группах: приготовить краткое сообщение об одном из видов современного искусства. Выполнить эскиз изделия.

  1. Рисунок (4 ч.)

Теория. Понятие «рисунок» (рисунок - это какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна). Набросок и его значение для художника. Знакомство с графическими материалами (карандаш, уголь, ручка, перо). Виды рисунка - долгий, изучающий, детальный, зарисовка.

Практика. Задание: выполнить зарисовку с натуры и по памяти, или представлению отдельных травянистых растений, листьев или веточек. Работа выполняется с помощью простого карандаша или черной ручки.

           3. Декоративное рисование (28 ч.)

3.1. Симметрия (4 ч.).

Теория. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных  форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры.

Практика. Одновременное рисование двумя руками сразу;

использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

3.2. Стилизация (4 ч.).

Теория. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практика. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

3.3). Декоративные узоры (4 ч.).

Теория. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практика. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски и др.

3.4.  Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки 6ч.

Теория. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Практика. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

  1. Стилизованный натюрморт (6 ч.)

            Теория. Понятие «Стилизация» (обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету). Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте. Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари.

        Практика. Заполнение листа, равновесие и движение. Пропорции предметов, характер формы.

3.6. Экскурсии в природу (4 ч.).

Осенняя и зимняя экскурсии в природу. Сезонные изменения в неживой и живой природе. Представления о жизненных формах растений. Изменение цвета окружающего мира.

  1. Раздел        «Тестопластика» 36 ч.

        1.  Простые изделия из солёного теста (8 ч.)

Теория.  История возникновения техники «Тестопластика». Знакомство с инструментами и приспособлениями. Технология приготовления и окрашивания теста. Приемы лепки для изготовления плоских изделий. Рассматривание образцов (подковы, магниты на холодильник).

Практика. Изготовление изделий из солёного теста. Их окрашивание.

 2. Композиции с цветами из солёного теста (10 ч.)

Теория. Рассказ учителя о строении цветов. Изучение разнообразия форм лепестков и листьев цветов. Рассматривание картины – образца. Обсуждение цветовых сочетаний. Расположение крупных и мелких деталей композиции – понятие зрительное равновесие. Необходимые материалы для картины (мука, соль, вода, клей пва, клей «дракон», стеки, рамка, двп, клей, краски гуашь, лак для покрытия деталей). Определение размеров будущей композиции (обозначить размеры рамочки на фольге, чтобы на ней выкладывать детали картины). Приёмы изготовления лепестков и листьев.

Практика. Изготовление шаблонов лепестков и листьев из картона. Лепка и окрашивание высушенных изделий. Сборка картин с помощью учителя.

  1. Сувениры из солёного теста (8 ч.)

Теория. История возникновения традиции дарить сувениры. 

Практика. Картины «Весёлая корова», «Воронята».

  1. Картина на тему «Мой край родной» (10 ч.)

Теория. Беседа о природе и животных родного края. Рассказ учителя о казачьей истории Донского края. Демонстрация картин из солёного теста по теме. Выбор картины для работы по образцу.

Практика. Изготовление деталей для картины. Окрашивание высушенных изделий гуашью. Сборка картины с помощью учителя.

  1. Исследовательский проект: «Жанры в изобразительном искусстве». (12 ч.)

Теория. Знакомство с понятием «Проектное задание». Объявление темы: исследовательский проект «Жанры в изобразительном искусстве». Обоснование выбора предложенной темы. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование.

 Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов), подбор иллюстраций. Подготовка к публичной защите проекта

Практика. Работа над этапами проекта под руководством учителя. Публичная защита проекта. Подведение итогов.

  1. Итоговое занятие (2 ч.). Выставка детских работ.

               

           Учебно – тематический план и содержание программы

                                    второго года обучения

Дата

                   Содержание программы

Количество часов

Теор.

Практ.

Всег

I.

Изобразительное искусство

Живопись

1.

Контрасты теплых и холодных цветов.

1

8

9

2.

Тон в живописи. Монохром.

1

5

6

3.

Взаимосвязь цвета и тона.

1

8

9

4.

Сочетание тёплых и холодных цветов в живописи

1

5

6

5.

Микронатюрморты.

3

15

18

6.

Тематическая живопись к праздникам

1

8

9

Рисунок

1.

Контраст форм.

1

8

9

2.

Конструкция, объём и фактура предметов

2

10

12

Композиция

1.

Ритм как средство композиционного строя.

2

10

12

2.

Тональность и тональная пластика в композиции.

1

5

6

3.

Персонаж в бессюжетном пространстве

2

10

12

4.

Формальная композиция.

2

1

18

III.

Тестопластика

1.

Объёмная лепка животных на каркасе

2

10

12

2.

«Фантазийная лепка» по собственному замыслу

2

10

12

3.

Поделки для участия в акции «Тепло наших рук»

1

14

15

4.

Картина из солёного теста: «Донские мотивы»

2

10

12

IV.

Проектная деятельность

6

6

12

V.

Участие в акции «Тепло наших рук»

3

3

VI.

Экскурсии в природу.  

12

12

VII.

Подготовительная работа для участия в конкурсе «Мастерица – рукодельница»

6

6

12

VIII.

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

 3

3

Итого

53

163

216

                                                                                                                                         

                                     

                                        Содержание программы

  1. Изобразительное искусство.

                                   Живопись.

  1.  Контрасты теплых и холодных цветов (9 ч.).

 Теория. Передача плановости букета, цветовые рефлексы, светотень, используя технические приемы акварельной живописи

Практика. Этюд  букета цветов или ветвей без вазы. Фон холодный, букет теплый  (теплые цвета  приближают).

 2.  Тон в живописи. Монохром (6 ч.).

Теория. Передача объема и пространства тональными средствами.  

Практика. Этюд с однотонной драпировкой, лежащей в трех плоскостях, простым предметом быта и фруктом. Предмет и драпировка разной тональности.  

     3.  Взаимосвязь цвета и тона (9 ч.).

 Теория. Выявление  уровня знаний, навыков,  полученных в 1 полугодии.        

        Практика. Натюрморт с одним предметом быта и 2-3 фруктами на светлой драпировке без складок.

4. Сочетание тёплого и холодного в живописи (6 ч.).

Практика. Создание гармонии живописных отношений теплых и холодных оттенков.  Живописное решение натюрморта из 2-3 предметов быта с фруктами или овощами на цветных драпировках. Теплые предметы на холодных фонах. Драпировки: вертикальная ближе к нейтральному, горизонтальная    к спектральному оттенку одного цвета

5. Микронатюрморты (18 ч.).

Теория. Многообразие форм изображения мира вещей. Особенности натюрморта в живописи, графике, скульптуре.  Понятие «стиль», его разновидности. Закрепление взаимовлияния фона и предметов.

 Конструкция сквозной прорисовки, линейное построение, светотень. Элементами перспективы. Способы рисования от общего к деталям.
Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки).

Практика. Этюды фруктов и овощей. Рисование с натуры и по шаблону. Живописное решение несложного натюрморта из нескольких предметов быта и фруктов. 

 6.Тематическая живопись к праздникам (9 ч.).

Теория. Обсуждение идей, выбор материалов и оборудования.

Практика. Разработка эскизов. Изготовление подарков.

                                            Рисунок

     1. Контраст форм (9 ч.)

          Теория. Контрастные и нюансные цвета природных форм. Законы контраста, нюанса, художественные техники и приёмы.

        Практика. Рисунок натюрморта из 1-2 предметов быта простых геометрических форм в окружении растительных форм. Материал по выбору.

2.  Конструкция, объём и фактура предметов (12 ч.)

Теория. Передача пространства, объема и фактуры предметов. 

Практика. Натюрморт из предметов комбинированной формы. Конструктивное решение. Простой карандаш.

Передача  строения птицы, фактуры оперения.  Зарисовки чучел птиц.  Чучело на светлом фоне. Материал по выбору.  

                                         Композиция

1. Ритм, как средство композиционного строя (12 ч.).

Теория. Законы композиции (целостность, смысловой центр, контраст, статика, динамика). Ритм в композиции.

Композиция, как способ размещения персонажей и деталей в рисунке.  

Практика. Этюд с использованием ритмической закономерности в композиции.

         2. Тональность и тональная пластика в композиции (6 ч.).

Практика. Темы композиции: «Волшебник Изумрудного города», «Розовый слон», «Оранжевая песенка»; Изучение  тонального разнообразия элементов композиции.

                 4). Персонаж в бессюжетном пространстве (12ч.).

        Теория. Правила построения композиции:        

1 - рисунки надо делать объёмными

( Расстояние между передним и задним планом создаёт ощущение глубины. Одним из средств создания глубины в рисунке является дорога);

2 -  наличие декораций (напр., что ассоциируется с поваром: колпак, поварёшка и т.д.)

3 – использование симметрии и ассиметрии (при симметрии все части рисунка выделены одинаково. Ничего не смещено, ничего не акцентируется. Симметричные рисунки вызывают ощущение спокойствия и расслабленности. Асимметричные рисунки вызывают ощущение напряжения. Чем больше асимметрии, тем больше напряжение, что иногда бывает необходимо).

Практика. Упражнения в изображении объёмных рисунков.

                5). Формальная композиция (18 ч.).

        Теория.  Понятие формальная композиция - может быть выполнена в различной технике с применением различных материалов: бумага, гуашь- декоративная живопись, цветные карандаши, пастель,цветные мелки. Формальная композиция способствует раскрытию воображения, развитию фантизии дизайнерских навыков у автора.

        Цель формальной композиции развитие  образного  мышления,  творческого  воображения,  развитие  композиционных  навыков  в  повседневной  практике  по  рисунку,  живописи  и  композиции. 

        Практика. Работа  по  созданию  формальной  композиции  с  применением  средств  и  приемов  декоративности.

  1. Тестопластика.

1. Объёмные лепка животных на каркасе  (12 ч.).

Теория. Особенности изготовления объемных фигурок. Каркас из фольги. Технология изготовления. Композицииизобъемныхфигурок. Использование природного материала для отделки композиции.

Практика. Лепка объёмных фігурок животных на каркасеиз фольги: собака, кенгуру, медведь.

        2. Фантазийная лепка по собственному замыслу (12 ч.).

        Теория. Дети сами придумывают сюжеты будущих панно и картин. Самостоятельно подбирают гармоничные детали для декора фоторамок и цветочных кашпо.

        Практика. Лепка деталей картин: животных, растений, людей. Раскрашивание заготовленных деталей, приклеивание к основе.

3. Поделки для участия в акции «Тепло наших рук» (15 ч.)

Теория. Беседа о доброте, добрых поступках и их значении в жизни человека. О людях, которые нуждаются в нашей помощи и внимании.

Обсуждение, какой подарок можно сделать в дар детям – инвалидам. Какое оборудование и инструменты необходимы для этой работы.

Практика. Изготовление сувениров из солёного теста. Окрашивание их гуашью.

4.Картина «Донские мотивы» (15 ч.)

Теория. Рассказ учителя о предметах быта казаков. Рассматривание репродукций с изображением усадеб кубанского казачества, интерьера хаты, предметов казачьего быта (длинные деревянные лавки, стол, печь, шкаф для посуды, комод для белья, сундуки. В «красном углу» находилась «божница»).

Обсуждение о том, какие предметы дети включат в свои картины. Беседа о законах создания целостной смысловой композиции. Обсуждение технологии изготовления объемных и плоских элементов, приёмов работы.

Практика. Зарисовка эскизов. Приготовление теста. Изготовление вспомогательных деталей из фольги. Лепка изделия. Сборка композиции.

  1. Проектная деятельность (12 ч.).

Теория. Выбор темы проекта, её обоснование. Определение задач, выдвижение гипотезы. Планируемый результат и основные проблемы. Определение направления исследовательской работы. Разработка этапов изготовления объекта.

        Практика. Разработка эскизов. Изготовление планируемого объекта. Подготовка электронной презентации для защиты проекта.

  1.  Участие в акции «Тепло наших рук» (3 ч.)
  2. Экскурсии в природу (12 ч.).

  Цели экскурсий:  

  • наблюдение природы и  природных явлений с целью создания выразительных образов природы через эмоциональные состояния, которые они вызывают у человека.
  • наблюдение различий в природе в разное время года, суток, различную погоду.
  • наблюдение деревьев, птиц, зверей, с целью выявления их характерных черт; разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного  творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.
  • рассматривание построек в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
  1. Подготовительная работа для участия в конкурсе «Мастерица – рукодельница» (12 ч.)

Теория. Утверждение состава команды. Сбор материала для сценария. Подбор костюмов для участников.

        Практика. Доработка картин к конкурсу. Репетиция конкурсной программы командой участницей.

  1. Итоговое занятие. Выставка детских работ (3 ч.)

       

            Учебно – тематический план и содержание программы

                                третьего года обучения  

          Содержание программы

         Количество часов

Теория

Практ.

Всего

I.

Вводное занятие

3

3

II.

Изобразительное искусство

Живопись

1.

Плановость натюрморта.

1

5

6

2.

Передача фактуры и пространства.

1

5

9

4.

Монохром.

1

8

9

5.

Сближенные цветовые и контрастные тональные отношения

1

5

6

6.

Гармония  сближенного колорита.

1

5

6

7.

Тематическая живопись к праздникам

1

8

9

Рисунок

1.

Линейная перспектива.

1

5

6

3.

Драпировка со складками.

2

10

12

4.

Перспектива в натюрморте.

1

8

9

5.

Фигура человека в интерьере.

1

8

9

6.

Материальность. Стекло и металл.

1

5

6

7.

Конструкция и материальность.

1

5

6

8.

Тематический натюрморт.

1

8

9

Композиция

2.

Воздушная перспектива. Тональность.

1

5

6

3.

Композиция абстрактная и сюжетная

2

10

12

4.

Графическая  композиция.

2

10

12

5.

Человек в образе.

1

8

9

III.

Тестопластика

1.

Живопись с элементами солёного теста

2

13

15

2.

Фантазийная лепка по индивидуальному замыслу.

1

8

9

3.

Объёмные лепные фигуры на каркасе.

1

10

12

4.

Картина «Донские мотивы»

1

10

12

IV.

Проектная деятельность

3

9

12

V

Экскурсии в природу

9

9

VI.

Итоговое занятие.

3

3

Всего

43

173

216

                         

                                 Содержание программы

  1. Вводное занятие (3 ч.)
  2. Изобразительное искусство.

 Живопись

1.  Плановость натюрморта (6 ч.)

Теория. Передача объема, плановости, богатства цветовых оттенков, цельности букета.  Цветущее растение или букет цветов.

Практика. Этюдное решение постановки. Использование различных живописных техник.

2.  Передача фактуры и пространства (9 ч.)

Теория. Выявление знаний и навыков использования тонального и цветового контраста в живописи. Живописное решение натюрморта  с чучелом птицы (или с предметами быта разной фактуры) на светлом цветном фоне.

Практика. Выполнение предварительных этюдов чучел птиц.

4.  Монохром (9 ч.)  

Теория. Продолжение изучения возможностей монохромной живописи.  Натюрморт со стеклянным предметом.  

Практика. Выполнение предварительных упражнений. Определение в  шкале тонов локального тона предметов Передача тонального богатства натюрморта. Технические приемы изображения стекла.

       5.  Сближенные цветовые и контрастные тональные отношения (6 ч.)         Практика.    Организация цветовой и тональной гармонии  натюрморта.

Живописное решение натюрморта из предметов и драпировок двух близких групп цветов (синие -   зеленые) разной тональности. Предметы второго плана - близкие по тону к фону, предметы первого плана - контрастны фону по тону.

  1. Гармония сближенного колорита (6 ч.).

Теория. Понятие цветовой композиции. Приёмы передачи сближенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений. Сочетание, взаимосвязь, тональное объединение цветов в картине  (колорит).

Практика. Итоговый натюрморт.  Применение технических приемов живописи акварелью.  Живописное решение натюрморта с явно выдержанным колоритом.

  1. Тематическая живопись к праздникам (9 ч.).

Теория. Беседа об истории праздников. Обсуждение сюжета картины. Изучение банка подарочной продукции.  Выбор тематики согласно современным потребностям.

Практика. Изготовление подарка.                               

                                          Рисунок.

                1. Линейная перспектива (6 ч.).

    Теория. Понятие о способах конструктивного  построения прямоугольных предметов.  Беседа. Наблюдение за  разнообразными явлениями наглядной перспективы (точки   схода и горизонта, точка  зрения, вертикальное и горизонтальное положение шахматной доски).

Практика. Выполнение упражнений на линейную  перспективу. Простой карандаш.

    2. Драпировка со складками (12 ч.).

        Теория. Знакомство со способами изображения складок на драпировке.

        Практика. Рисунок однотонной или полосатой драпировки с несложными складками, с верхним боковым освещением.  Передача формы средствами светотени. Простой карандаш или мягкие материалы.

   4.  Перспектива в натюрморте (9 ч.).

    Теория. Выявление  знаний и навыков конструктивного построения и передачи объема предметов, полученных в 1 полугодии.  

    Практика. Рисунок натюрморта из 3 предметов, один из которых кубической формы. Анализ конструкции формы каждого предмета. Выполнение линейно – конструктивного построения и светотеневой проработки натюрморта. Простой карандаш или мягкие материалы на тонированной бумаге.

5.  Фигура человека в интерьере (9 ч.).

Практика. Совершенствование навыков работы «живой линией». Передача позы, одежды, характера модели, пространства интерьера. Зарисовки фигуры в характерной позе, в одежде, соответствующей образу,  в сочетании с предметами интерьера. Интерьер обозначается линейно.  Простой карандаш или мягкие материалы.

  1. Материальность. Стекло и металл (6 ч.).

      Практика. Стекло и металл. Передача материальности стеклянных и металлических предметов. Зарисовки отдельных блестящих и прозрачных предметов. Простой карандаш или мягкие материалы на тонированной бумаге

8. Конструкция и материальность.  Закрепление умения и навыков  работы над передачей материальности предметов.  Постановка с гипсовой античной вазой и 1-2 бытовых предметов из стекла или металла. Конструктивное построение формы, пространственное решение, передача материала, освещение.  Простой карандаш.

         7. Тематический натюрморт (9 ч.).

Практика. Совершенствование навыков в передаче освещенности, материальности, пространства в натюрморте.  Темы: «Спортивный», «Атрибуты художника», «Строительный», «Музыкальный». Компоновка предметов, подчиненных общей теме, выявление центра композиции. Анализ формы предметов, передача тональных отношений. Простой карандаш, мягкие материалы или тушь, перо, кисть.

8.Конструкция и материальность (6 ч.).

Практика. Итоговая постановка. Закрепление умения и  навыков,  полученных в течении года.  Натюрморт из трех предметов быта с драпировками (возможно использование природных форм: коряг, листьев, цветов). Тональный разбор с проработкой деталей на первом плане,  внимание на качество штриха. Простой карандаш.

                                            Композиция.

1.  Воздушная перспектива. Тональность (6 ч.).

Теория. Ознакомление с  изменением тона, цвета, размера в перспективе.  

Практика. Темы «Сказочный замок», «Пейзаж».

             3. Композиция абстрактная и сюжетная (12 ч.).

              Практика. Применение цветовых и тональных средств выражения, используемые для передачи воздушной перспективы и настроения в пейзаже.   Композиция в пейзаже. Выбор сюжета, формата. Организация сюжета на плоскости.

            4. Графическая  композиция (12 ч.).

            Практика. Создание выразительной композиции, используя возможности  графики: Сюжетная композиция на тему «Спорт», «Мой город», «Мои друзья».  

 5. Человек в образе (9 ч.).

Практика. Передача характерных черт внешности, единство внешности и костюма, связь с предметной средой.  Изображение человека в образе (костюм, предметная среда). По мотивам литературных произведений.

  1. Тестопластика.
  1. Живопись с элементами солёного теста (15ч.).

Теория. Демонстрация картин, в которых детали из солёного теста частично дополняются живописью. Объяснение и показ учителя этапы изготовления подобных изделий. Обсуждение последовательности работы.

Практика. Тренировочные упражнения в дорисовывании  лепных цветов, фруктов и овощей. Изготовление лепных деталей картины. Живописное оформление фона. Раскрашивание лепных деталей, сборка картины, крепление рамы.

  1.  «Фантазийная лепка» по индивидуальному замыслу (9 ч.).

        Теория. Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж».

Самостоятельное продумывание композиции. Поиск наиболее интересных и удачных решений. Выбор способов и приемов лепки.

        Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации».

Практика. Составление эскиза, изготовление шаблонов, лепка заготовок - составных частей, раскрашивание и соединение деталей в единую композицию, оформление панно в рамку.

  1. Объемные лепные фигуры на каркасе (12 ч.).

Теория. Виды каркасов, способы крепления каркаса. Способы соединения составных частей фигур на каркасе. Материалы и приспособления. Дидактическая игра «Собери фигуру по картинке».

Практика. Изготовление каркаса из фольги и проволоки. Отработка навыков изготовления и крепления каркасов.

  1. Картина «Донские мотивы (12 ч.).

Теория. Исторические сведения о быте и одежде донского казачества. Обсуждение деталей и цвета одежды. Кухонная утварь и предметы быта в казачьем курене. Их назначение.  Демонстрация иллюстраций и готовых панно на тему казачества. Самостоятельный выбор сюжетной линии будущей картины. Зарисовка эскизов. Цветовое решение деталей и фона картины. Обсуждение техники изготовления отдельных деталей и способов их соединения.

                Практика. Изготовление деталей картины, окрашивание, сборка. Оформление фона, крепление рамы.

  1. Проектная деятельность (12 ч.).

Теория. Выбор темы проекта, её обоснование. Определение задач, выдвижение

гипотезы. Планируемый результат и основные проблемы. Определение направления исследовательской работы. Разработка этапов изготовления объекта. Защита проекта.     

Практика. Разработка эскизов. Изготовление планируемого объекта. Подготовка электронной презентации для защиты проекта.

  1. Экскурсии в природу (9 ч.).

Целью экскурсий является выявление особенностей природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Начальные представления о  цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.

Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

           Пропорции фигуры человека и животных.

  1. Итоговое занятие. Выставка детских работ (3 ч.)

 

  1. Учебно – тематический план и содержание программы         четвёртого года обучения

    Учебно – тематический план

               Содержание программы

           Количество часов

Теория

Практ.

Всего

I.

Водное занятие

3

3

II.

Изобразительное искусство

165

1.

Дизайн вещно – пространственной среды жилища.

2

7

9

2.

Гармония контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

2

7

9

3.

Стили и направления в живописи

1

5

6

4.

Текст и изображение, как элементы композиции

1

5

6

5.

 Объект и пространство.

2

7

9

6.

От плоскостного изображения к объёмному макету.

2

13

15

7.

Вещь: красота и целесообразность.

2

7

9

8.

Единство художественного и эмоционального в вещах

2

10

12

Рисунок

30

1.

Конструкция и перспектива.

1

5

6

2.

Предметы сложных форм.

2

7

9

3.

Здание, как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

2

7

9

4.

Образно – стилевой язык архитектуры прошлого

1

5

6

Композиция

60

1.

Символика и стилизация в композиции.

1

8

9

2.

Портретная композиция.

2

7

9

3.

Динамика. Динамичная композиция.

2

13

12

4.

Сюжетная композиция

1

5

6

5.

Художественный образ в композиции

2

10

12

6.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

2

10

12

III.

Тестопластика

24

1.

Объёмные изделия из солёного теста на каркасе.

1

11

12

2.

Картина на тему: «Мой край родной»

1

11

12

IV.

Исследовательский  проект: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

2

13

15

VI.

Экскурсии в природу

6

6

VIII.

Итоговое занятие

3

3

Всего

46

170

216

                                            Содержание программы

  1. Вводное занятие (3 ч.).  Рассказ учителя о целях и задачах работы детского объединения в текущем году. Повторение правил техники безопасности.
  2. Изобразительное искусство (165 ч.)

                         1.    Живопись

1.1. Дизайн вещно – пространственной среды жилища (9 ч.).

Теория. Дать понятие, что жилой дом — это сочетание различных жизненных функций. Варианты организации пространства многофункционального назначения (одна комната – много функций). Принципы организации пространства квартиры. Удобство, комфорт и красота в планировке современного жилища. Формирование пространства с помощью цвета. Организация и зонирование пространства с помощью мебели.

Практика. Проект организации многофункционального пространства и вещной среды жилой комнаты. Задание:

1. Спланируйте пространство квартиры и расставьте в ней мебель с целью создания функциональных зон. Проект выполняется в виде чертежно-схематическои планировки (вид сверху) в масштабе с подписями-комментариями или в виде графически-живописной зарисовки в перспективе (по выбору).

2. Сделайте макет-развертку комнаты, в которой объединены две или более функции (например, столовая и кухня; гостиная, кабинет и спальня). Проект предполагает создание развертки комнаты и сомасштабное планирование расстановки вещей и мебели. При этом должна быть решена задача деления пространства комнаты при помощи цвета. Разграничение зон может поддерживаться расстановкой мебели. Мебель изображается схематически: объемно или плоскостным силуэтом, вырезанным по контуру.

  1. Гармония контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции (9 ч.).

Теория.  Вспомнить понятие - триединство пространственных искусств: изобразительных, декоративных и конструктивных. Углубление знаний о  конструктивных искусствах, к которым относятся: архитектура и дизайн. Изучение тем, которые раскрывают искусство композиции как основу дизайна и архитектуры:

  1. 1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. 
    2.        Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие.
    3.        Движение        и        статика.
    4.        Прямые линии и организация пространства.
    5. Цвет – элемент композиционного пространства.

        Практика. Задание. Создать фронтальную и глубинную композицию.

  1. Стили и направления в живописи. (6 ч.).

Теория. Основные направления и стили в искусстве. Понятие смены способов художественного мышления. Эпохи, стили и направления в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Течения в живописи. Творчество известных художников и их в клад в развитие мирового искусства (Ж. Сера, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне).

Практика. Течение в живописи – пуантилизм. Рисование картины в стиле пуантилизм.

     1.4. Текст и изображение, как элементы композиции (6 ч.).

Теория. Синтеза слова и изображения в полиграфии. Композиция в полиграфическом дизайне.  Приемы композиционного построения объекта полиграфического дизайна. Средства образно – информационной целостности.

Практика.  Задание: создать макет журнальной страницы  (изображение со строкой текста) в технике коллажа.

  1. Объект и пространство (9 ч.).

Теория. Проекционные изображения природы чертежа. Понятие модуля. Бумажный макет архитектурной постройки.  Ритм линий и объёмов в графической композиции. Примеры построения бумажного макета здания.

         Практика.   Построение макета здания из бумаги.                                         

   Рисунок.

1.Конструкция и перспектива (6 ч.).

Теория. Перевод пространственного в плоскость. Средства изображения пространства (перекрытие, прикрытие, нагромождение и уменьшение, повышенное расположение над основной линией (над нижним краем картины)). Геометрическое отображение. Параллельная и центральная проекция.

Практика. Перспективное построение картин.

2. Предметы сложных форм (9 ч.).

              Теория.  Понятие о форме и конструкции предметов; методы изображения предметов сложной формы.

Практика. Варианты составления натюрморта. Работа с графическими материалами. Рисование натюрморта с натуры.

  1. Здание, как сочетание различных объёмных форм (9 ч.).

Практика. Продолжаем формировать умений и навыков работы в технике бумажной пластики и макетирования.

  1. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого (6 ч.).

Теория. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание, как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. 

Практика. Изготовить макет заданного здания.

                                     Композиция.

1. Символика и стилизация в композиции (9 ч.).

Теория. Изучение способов создания декоративного образа.

Практика. Создание орнаментальной портретной композиции или натюрморта,  используя способы декоративной стилизации в орнаменте, натюрморте или портрете.

2. Портретная композиция (9 ч.).

Теория. Пропорции лица человека. Выражение лица - духовный мир человека. Нюансы цвета кожи человека.

Практика. 

1. Подготовительный рисунок головы под живопись и выполнение цветного подмалевка. Приведение портрета к живописному единству и художественной выразительности.

2. Передача выразительности образа различными способами. Темы: «Автопортрет», «Портрет друга», «Я - современник Пушкина,  Рамзеса, Моцарта» Передача смыслового единства персонажей, действия и окружения.

3. Динамика. Динамичная композиция (12 ч.).

Теория. Продолжение изучения динамики, как средства художественной выразительности в композиции.  

Практика. Упражнения на динамику. (Возможно графическое решение или аппликация). Создание динамичного художественного образа. Многофигурная динамическая  композиция. «Спорт», «Танец».

  1. Сюжетная композиция (9 ч.).

       Теория. Взаимоотношение понятий – сюжет и содержание. Приём ритмических построений в композиции. Законы композиции (целостность, смысловой центр, контраст – смысловой, цветовой, контраст величин).

        Практика. Рисование, с акцентом на законы композиции.

5. Художественный образ в композиции (12 ч.).

Теория.  Понятие «художественный образ», как выражения художником своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.

 Практика. Упражнения в создании  сложного художественного образа и цветовой гармонии в композиции. Материалы и техника по выбору. 

  1. Тестопластика.
  1. Объёмные изделия из солёного теста на каркасе (12 ч.)

            Теория. Беседа с детьми о русских народных традициях, о промыслах «Гжель», «Хохлома», «Городец». История возникновения художественной росписи. Рассматривание изделий выполненных в народных традициях, иллюстраций с элементами росписи. Особенности росписи: использование цвета в разных росписях. Виды орнаментов в разных росписях.

     Практика.  Подготовка солёного теста; заготовок для росписи; работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках. Роспись готовых изделий.

  1. Картина на тему: «Мой родной край» (12 ч.).

Теория. Выбор живописного произведения, в котором можно заменить нарисованные фрагменты деталями из солёного теста. Обсуждение, какие материалы и оборудование понадобятся для работы.

Практика. Изготовление картины, в которой фон и некоторые детали выполнены в технике гуашевой живописи и дополнены деталями из солёного теста.

  1. Исследовательский  проект: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства» (15 ч.)

                Теория. Выбор темы проекта, её обоснование. Определение задач, выдвижение гипотезы. Планируемый результат и основные проблемы. Определение направления исследовательской работы. Разработка этапов изготовления объекта. Защита проекта.

            Практика. Разработка эскизов. Изготовление планируемого объекта. Подготовка электронной презентации для защиты проекта.

  1. Экскурсии в природу (6 ч.)

Наблюдения изменений в природе

  1. Итоговое занятие (3 ч.). Выставка детских работ.

                       

Литература              

  1. Анри де Моран «История декоративно-прикладного искусства (с древнейших времён и до наших дней)» М., 2000г.
  2. Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».
  3. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  4. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
  5. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г
  6. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».
  7. Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997). (Приложение 2)
  8. Журнал “Школа и производство”.
  9. Журнал «Школа» №1, №2 2004г.
  10. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
  11. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.
  12. Научно – педагогические основы разработки и реализации общеобразовательных программ в системе дополнитеньного образования детей. М., 2006г.
  13.    Питерских А.С., Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, «Просвещение», 2008 г.
  14. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
  15. Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621 
  16. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - самое изящное искусство. Для младших школьников

От того как мы себя ведем во многом зависит наш успех и отношение окружающих к нам. Вопросы воспитанности волновали людей давно – первая книга об этом так и называлась – «О правилах поведения» и была ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Программа художественной направленности "Хореография – искусство, любимое детьми"

    Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отражением его многовековой жизни. В танце существуют основа и сюжет, в нём е...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки...

Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»

- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;- формировать ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...