Доклад "Личностно-ориентированное обучение в классах средней ступени"
статья по теме

Васильева Эльза Устиновна

 

АКТУАЛЬНОСТЬ: Воспитание всесторонне развитой личности, умеющего легко  адаптироваться в быстро меняющемся обществе.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.   Воспитание личностных качеств ученика.

  1. Формирование у учащихся прочных привычек нравственного поведения и деятельности, разумных привычек учебного труда.

 3.   Воспитывать способность ребят корректировать собственную

       жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий.         

  4.   Разно уровневое обучение по предмету (основной и повышенный)

  1.  Изучение предмета во взаимосвязи с другими   предметами. (осуществляется межпредметная связь)
  2. Достижение организации самоуправления учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lichnostno-orientirovannoe.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РС(Я)

Верхневилюйское управление образования

МСОУ «Оргетская средняя школа»

КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И

ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОРГЕТСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ВАСИЛЬЕВОЙ ЭЛЬЗЫ УСТИНОВНЫ

«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КЛАССАХ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ»

2010 год

ТЕМА: ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЛАССАХ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ

АКТУАЛЬНОСТЬ: Воспитание всесторонне развитой личности, умеющего легко  адаптироваться в быстро меняющемся обществе.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.   Воспитание личностных качеств ученика.

  1. Формирование у учащихся прочных привычек нравственного поведения и деятельности, разумных привычек учебного труда.

 3.   Воспитывать способность ребят корректировать собственную

       жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий.          

  4.   Разно уровневое обучение по предмету (основной и повышенный)

  1.  Изучение предмета во взаимосвязи с другими   предметами. (осуществляется межпредметная связь)
  2. Достижение организации самоуправления учащихся.

ЗАДАЧИ:       1.    Создание необходимых условий для проявлений личностных качеств.

2.    Способствование формированию основ культуры общения  и   построение межличностных отношений.

  1. Развитие навыков самовоспитания и самообразования.
  2. Работа по воспитанию ответственного отношения к самому себе и к окружающим.

     

 

              Личностно ориентированное образование – это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению, к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно ориентированное образование учащихся, надо установить, те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  1. Природные задатки человека. Изучение положительных и отрицательных задатков личности. Развитие силы воли у учащихся.
  2. Особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку. Школа должна возместить недостатки и издержки семейного воспитания.
  3. Социальная среда, в которой живёт и развивается человек. Изучение микросреды, общественного мнения, шкалы ценностей, моральных и этнических норм, господствующих взглядов  в школе и в классе.
  4. Воспитательные методы. Внеклассная работа, тематические вечера и недели, классные часы, диспуты, ролевые игры и т.п.
  5. Самовоспитание и саморазвитие человека. Это самый важный фактор формирования личности человека. Воспитание в семье, в детском саду и в школе будет эффективной если  оно постепенно перейдёт в самовоспитания, когда этот взрослеющий ребенок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, осознающим близкие и дальние цели и задачи развития себя как значимой личности, понимающим какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать эти цели и задачи и настойчиво, систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса самовоспитания и саморазвития.

              Воспитание предполагает, что человек выступает в нем как объект, на который воздействует либо другой человек (другие люди), либо внешние условия и обстоятельства, но при этом человек, как объект воспитания, воспринимает внешние воздействия не пассивно, а активно, преломляя их через уже сложившуюся  психику и личностные особенности. Поэтому наиболее эффективно такое воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. А это значит, что в воспитании в первую очередь важно воздействовать на чувство ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самовоспитанию  определенных качеств и свойств личности.

          Обучение - специально организованный процесс взаимодействия взрослых, учителей и учащихся, направленный на овладение последними определенной системой ЗУН, действий и привычек поведения.

          В этом процессе следует различать содержание обучения, т.е. предмет совместной деятельности учителя с учащимися, то есть ЗУН, которыми в этом процессе совместной деятельности должны овладеть учащиеся, методы и способы совместной деятельности и организацию процесса обучения, то есть систему взаимоотношений учителя с учащимися и последних между собой в этом процессе. Более важным фактором обучения, как средства воспитания личности, является организация процесса обучения, характер межличностных взаимоотношений с учащимися и последних между собой, складывающихся в этом процессе.        

          Как же я организую образование в классе, чтобы оно было личностно ориентированным?

Оно состоит из следующих подсистем:

  1. Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика. Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится, начиная с момента поступления ребенка в школу и не только до окончания, но и еще 3-5 лет после завершения обучения.
  2. Классно- урочное занятие состоит из нескольких элективных курсов и спецкурсов по предмету. Ученик кроме обязательных тем, получает право на свободный выбор остальных спецкурсов. При этом желательно подбирать задания на 2-х уровнях: обычном и повышенном. Учебные занятия в системе личностно ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, в сопровождении некоторых занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий.
  3. Домашняя работа учащихся не сводится лишь к повторению и закреплению изученного материала. Больше того, она по мере взросления учащихся должна заключаться главным образом в самостоятельном изучении учебного материала по учебникам и учебным пособиям. В средних классах домашние задания задаются сразу на весь период изучения учебной темы или на более длительный срок с тем, чтобы учащиеся могли сами планировать их выполнение.
  4. Интеграция с предметами эстетического цикла учебных занятий имеет огромное значение в личностно ориентированном  образовании, так как обучение по всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка, хореография, танцы) безотметочное, но результаты, полученные на этих уроках широко представляются на различных выставках, вечерах, в выступлениях.
  5. Внеурочная работа осуществляется  большим количеством различных кружков, ансамблей, проводимых учителями гуманитарных предметов с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать для себя занятие по интересам во внеурочное время.

           Личностно ориентированное образование направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями.

Состав и характер учебного самоуправления класса может быть различным в зависимости от уровня развития учащихся, от особенностей школы. Самоуправление может быть таким, чтобы можно было организовывать и проводить не только фронтальные и индивидуальные занятия, но и коллективную работу учащихся. Поэтому класс разбивается на группы по 3-4ученика в каждой, и основная учебная работа проходит именно в этих группах. В них же осуществляется взаимоконтроль и взаимооценка уровня овладения учебным материалом. Элементы коллективной работы используются в классах средней ступени.

           Итак, обучая и воспитывая через личностно ориентированное образование, мы достигли того, что учащиеся средней ступени активно участвуют на всех школьных мероприятиях. Занимают призовые места на улусных олимпиадах, НПК, различных конкурсах. Пишут рефераты, доклады. КСО помогает учащимся привить навыки самостоятельной работы, организации самосознания и самовоспитания.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения

Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Алгебре и началам анализа Ступень обучения (классы) среднее общее 10,11 классы

Программа разработана на основе программы  для  общеобразовательных  школ, гимназий, лицеев,рекомендовано Государственной аттестационной службой Краснодарского края, Краснодарским...

Рабочая программа Английский язык 9 класс, средняя ступень, базовый уровень

Рабочая программа составлена на основеПрограммы  курса английского языка   «Английский с удовольствием»«Enjoy English»    автор М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева...

«Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской лексики на средней ступени обучения».

Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...

«Совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных текстов в классах средней и старшей ступени обучения»

«Совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных текстов в классах средней и старшей ступени обучения» - методические рекомендации, которые я использую в своей работе....

Характеристика реализуемого УМК по английскому языку для средней ступени обучения 5 – 9 класс

В данной работе представлена характеристика и отличительные особенности УМК «Английский язык» / «English» (авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П., Перегудова Э.Ш. и др.) ...