Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?
методическая разработка (11 класс) по теме
Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево
Амурская область
пгт Серышево
2010 год
Тема: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
"Здоровье - это вершина, на которую
человек должен подняться сам".
(И. Брехман)
Цель: Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности
Задачи:
- показать актуальность проблемы здоровья и ЗОЖ;
- определить у школьников исходный уровень и особенности существующего у них отношения к здоровью;
- сформировать потребность к занятиям физическими упражнениями.
- развить умение работать в группах.
- воспитание уважительного отношения к своему здоровью
Девиз: Здоровый образ жизни – это модно!
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки-задания
Ход занятия:
Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь». После окончания первого куплета, приглушив звук, спрашиваю учащихся: «Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь- это…»
Учащиеся под негромкую мелодию записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин.). Затем учитель предлагает обсудить в группах эти записи и расставить их по степени значимости. После обсуждения от каждой группы выступает представитель с результатом работы.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему. Росли у него детки
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.
Больными были детки
И слушали его.
И повторяли детство
Папаши своего.
Волшебник Валеолог
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки сей конец.
Опыт показывает, что очень редко на первое место учащиеся ставят здоровье. Они говорят о взаимопонимании, дружбе, любви, материальных благах и многом другом. Но наша задача - подвести учащихся к разговору о здоровье, создать условия для мотивационного запроса. И поэтому звучит сказка о больном короле:В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И очень много ел.
И каждый день, и каждый час
Всё больше он толстел.
Отдышки и мигрени
Измучили его.
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражён, капризен-
Не знает почему.
Учитель: в этой истории отражена реальная жизнь. В нашей стране 145 млн. человек, по прогнозам специалистов, к 2050 г. нас может остаться всего около 102 млн. Одна из причин - низкая продолжительность жизни. Как известно, в России смертность пока еще опережает рождаемость, хотя статистики убеждают нас, что рождаемость начала повышаться. В последние годы принимаются некоторые меры по оздоровлению населения и повышению рождаемости, но осязаемых результатов пока не видно.
Как известно, мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек (у нас в России это соотношение еще выше). Но подходит брачный возраст (он у нас тоже возрос), и оказывается, что мужчин стало гораздо меньше, чем женщин. Куда же они подевались? Ведь не все же эмигрировали? Оказывается, умерли или погибли.
В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины - 71-72 года. За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно – сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый - от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов. Вы хотите такого будущего? Можно привести много объективных причин повышенной смертности среди мужского населения России, особенно за последние 15-20 лет. Но есть и субъективные причины – наплевательское отношение к своему здоровью. Курение, потребление алкоголя, неразборчивость в пище, нездоровый образ жизни стали общепринятыми, и не только среди мужчин. И в этом – главная причина сложившегося положения. За рубежом в последнее время на государственном уровне проявляется забота и пропаганда здорового образа жизни. А нам не до этого – призывают не жить, а выживать, и при этом постоянно ухудшают условия жизни. Ну что же – придется нам самим заниматься сохранением и улучшением своего здоровья. Как говорят англичане, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
( Появляется на слайде тема разговора: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»)
Закончи пословицы:
- Береги платье снову, а здоровье... (смолоду.)
- Болен — лечись, а здоров... (берегись.)
- Было бы здоровье, а счастье... (найдется.)
- Где здоровье, там и... (красота.)
- Двигайся больше — проживешь... (дольше.)
- Забота о здоровье — лучшее... (лекарство.)
- Здоровье сгубишь — новое... (не купишь.)
- В здоровом теле... (здоровый дух.)
Учёные о здоровье
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
«Здоровое тело – продукт здорового рассудка». (Б.Шоу.)
«Главное, от чего зависит физическое здоровье, - здоровье нравственное…»,
«Чтобы сохранить своё здоровье, думай, думай о здоровье других». (Д.С.Лихачёв.)
«Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни». (И.Аршавский.)
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». (И. Брехман – основатель валеологии.)
Мозговой штурм: понятия «валеология», «здоровье»
1.Валеология – наука о формировании, сохранении укреплении здоровья.
2. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни
Слагаемые здоровья:
- Образ жизни 50 %
- Наследственность 20 %
- Окружающая среда 20 %
Здравоохранение 10%.
Тест «Ваш образ жизни»
№ | Виды химической активности | Оценки в баллах | ||
регулярно | нерегулярно | Не делаю | ||
1 | Утренняя гимнастика | 10 | 7 | 0 |
2 | Передвижение в школу | 10 | 6 | 0 |
3 | Физкультура в школе | 10 | 5 | 0 |
4 | Физкультура в свободное время (секции, самостоятельно) | 30 | 10 | 0 |
5 | Теплоходы, экскурсии на природу в выходные дни | 15 | 7 | 0 |
6 | Закаливание | 5 | 3 | 0 |
7 | Участие в спортивных соревнованиях | 10 | 5 | 0 |
8 | Выполнение физической работы дома | 5 | 3 | 0 |
Штрафные очки (вычитаются из суммы):
За курение – 10 баллов;
За употребление спиртных напитков – 10 баллов;
За нарушение намеченного режима дня – 5 баллов;
За несоблюдение режима питания – 5 баллов.
Если по итогам тестирования вы набрали:
более 60 баллов, то получаете оценку «отлично»;
более 45 баллов – «хорошо»;
более 25 баллов – удовлетворительно;
менее 25 баллов – «неудовлетворительно».
Учитель: Здоровый образ жизни медленно, но неуклонно становится неотъемлемой составляющей нашего существования. Медленно, потому что многие российские традиции или укоренившиеся стереотипы относительно здоровья, питания и того, как стоит отдыхать, изменить не так-то просто. Неуклонно, потому что полная стрессов и экологически неблагополучная жизнь в XXI веке выдвигает свои требования к человеческому организму.
Поэтому все чаще мы задумываемся над тем, как живем, что едим, что можно изменить, чтобы жизнь стала полноценнее, здоровее, счастливее?
Многие наши соотечественники по-прежнему считают: «здоровье либо есть, либо его нет, что-то сделать для его улучшения очень трудно».
От чего зависит здоровый образ жизни?
Возможность вести здоровый образ жизни зависит от пола, возраста, состояния здоровья;
От условий обитания (климат и жилище)
От экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
От наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
От отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, наркомания, малоподвижный образ жизни и др.).
Составляющие здоровья.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
Отказ от вредных привычек;
Оптимальный двигательный режим;
Рациональное питание;
Закаливание; личная гигиена;
Положительные эмоции;
Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Физкультминутка "Дождь" предназначена для активного отдыха, должна решать следующие задачи:
1) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
2) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию материала;
3) эмоциональную "встряску" учащихся, возможность "сбросить" накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Правила выполнения упражнения:
- Упражнение состоит из восьми действий.
- Один из учащихся начинает каждое действие и, в то время, как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу.
- Когда посланное членом команды действие возвращается, он или она начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение.
- Так же передаются все действия, пока не закончатся.
Действия выполняются в следующем порядке:
1. Трение ладоней.
2. Щелканье пальцами.
3. Хлопанье по бедрам.
4. Переступания ногами.
5. Хлопанье по бедрам.
6. Щелканье пальцами.
7. Трение ладоней.
8. Солнышко выглянуло (руки к голове).
Сколько раз в день надо есть?
ВЕДУЩАЯ: Лучше всего есть четыре раза в день: завтрак, обед, полдник, ужин. Чем больше разрыв между ужином и завтраком, тем лучше ты выспишься, тем здоровее будешь. В сутки организму требуется: 60 граммов белков (мясо, яйца, молоко, рыба); 107 граммов жиров (сливочное и растительное масло); 400 граммов углеводов (хлеб, мед, овощи, фрукты, ягоды, крупы).
Кроме них, еще необходимы витамины и микроэлементы.
ВЕДУЩИЙ: А вы знаете, где больше всего долгожителей?
(Ребята отвечают.)
Больше всего долгожителей на Кавказе. Этому способствует свежий горный воздух и кавказская
национальная кухня, богатая зеленью, молочными продуктам и овощами.
ВЕДУЩАЯ: Запомните: очень вредны перекусы, сухомятка. Старайтесь соблюдать режим питания! И неважно, какой именно час вы отведете для обеда, домашнего задания или прогулки. Важно, чтобы этот час был по возможности одним и тем же! Если сегодня вы решаете съесть обед в час дня, а завтра в пять вечера, то организм просо не успевает реагировать на эти изменения. В результате пропадает аппетит, мучает бессонница и вы успеваете выполнить гораздо меньше дел.
ВЕДУЩИЙ: Правильный режим — это путь к успеху, одна из разгадок долголетия.
Конечно, чтобы не болеть, без физкультуры и занятий спортом не обойтись. «Мышечный голод» опасен для нашего организма так же, как недостаток кислорода. Французский врач Биссо сказал: «Движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
ВЕДУЩАЯ:
Спортом должны заниматься все. Не ставьте перед собой цель обязательно побить мировой рекорд (мировых рекордсменов — единицы, и будет крайне наивно рассчитывать, что все занимающиеся спортом станут со временем чемпионом). Поставьте перед собой более скромную задачу: укрепить свое здоровье, вернуть себе силу и ловкость, стать стройной и привлекательной. Этого для начала будет вполне достаточно. Будет просто прекрасно, если вы почувствуете себя здоровой, если к вам вернутся энергия и бодрость духа, если у вас появится естественная потребность больше двигаться, чаще бывать на свежем воздухе и т. д. Кроме того, регулярное занятие спортом помогает женщине лучше выполнить свою материнскую миссию, предназначенную ей природой: рожать и вскармливать детей, воспитывать и растить их. Только, помните: физические нагрузки при занятиях спортом должны соответствовать не только вашему возрасту, но и состоянию вашего здоровья.
Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше десяти часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно, что это будет: коньки, бег, плавание, велосипедная или лыжная прогулка, поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Так, мальчики 14—15 лет должны делать 28500 шагов, а девочки — 23500 шагов.
Ежедневные занятия спортом - вот залог здоровья и красоты. Чтобы спорт доставлял удовольствие, нужно правильно выбрать занятия, и спорт будет приносить здоровье не только телу, но и душе.
Учитель: В начале разговора я рассказала вам печальную историю со счастливым концом. Каков же он?
Волшебник Валеолог
Сказал: «Долой врача!
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с Солнцем,
Со свежим Воздухом, Водой.
Отступят все болезни,
Промчатся стороной.
Носите людям Радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Во много, много лет!
Учитесь радоваться жизни – хорошей погоде, встрече с интересным человеком, успехам в работе. Учитесь каждый день считать счастливым. В сущности, так мало надо для счастья – здоровье близких, интересная работа, хорошие друзья и мирное небо над головой. Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроении а, значит, и здоровье.
Каждый из нас в состоянии воспитать в себе умение радоваться жизни. А причина для радости всегда найдется.
Помните! Здоровье – это праздник, который всегда с тобой! Здоровье — это красота. Так будьте же всегда: красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой и что является главным богатством человека!
Итак, друзья, вперед! Навстречу новой здоровой жизни!
Рефлексия.
Для обобщения темы можно предложить ПОПС - формулу.
ПОПС - формула:
П - позиция
(в чем заключается твоя точка зрения) - Я считаю, что… ____________________________________________________________________________
О - обоснование
(довод, в поддержку твоей позиции) - …потому что… ___________________________________________________________________________
П - пример
(факты, иллюстрирующие твой довод) -…например… ____________________________________________________________________________
С - следствие
(вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции) -____________________________________________________________________________
поэтому … ___________________________________________________________________________ .
Учитель:
Свои представления о счастливой полноценной жизни я выразила в виде дерева жизни
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону, будут равноценные ветви: «я могу», «я хочу» и «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересу других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – «составляющими здоровый образ жизни».
На данных зеленых листочках учащиеся записываю ответы: «я могу», «я хочу» и «я должен»
Заканчивается занятие изучением общественного мнения: каждому раздаются заготовки (изготовленные контуры лица, на котором нарисованы только глаза). В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, дети рисуют различные выражения лица - чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы. Затем рисунки вывешиваются на доске в виде сердца.
Выразить свое отношение к уроку можно смайликами.
Все задания выполняются под звуки легкой инструментальной музыки в исполнении Дедюли
Приложение 1
Задания группам: Закончить пословицы
* Береги платье снову, а здоровье...
* Болен — лечись, а здоров...
* Было бы здоровье, а счастье...
* Где здоровье, там и...
* Двигайся больше — проживешь...
* Забота о здоровье — лучшее...
* Здоровье сгубишь — новое...
* В здоровом теле...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/28/picture-52950.jpg)
урок экологии 9 класс «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
Урок экологии в 9 –бТема: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»Эпиграф: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/29/picture-137185-1582968653.jpg)
Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра
Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Как жить сегодня, чтобы иметь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-96884-1393224843.jpg)
Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра
Занятие «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра» является вводным в элективный курс «Человек и его здоровье», который апробирован мною в течение двух лет и на выходе дает положительные резу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-557223-1421327422.jpg)
«Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?!»
Методическая разработка нетрадиционного урока...
Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра.
Проект «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра» предназначен для профилактики суицидального поведения и организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях с детьми ...