Воспитательная работа
материал по теме

Сценарии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Середниково

Шатурского муниципальное района Московской области

С Ц Е Н А Р И Й

                                                Составитель: Воронцова Юлия Геннадьевна,

                                                учитель химии

2009 год


Сценарий Последнего звонка

«Фотография на память»

(Звучит песня о школе)

1-й ведущий.

День сегодня необычайный:
Солнце встало, умывшись росой,
На урок на последний, прощальный
Отправляется класс выпускной.
2-й ведущий.

Майский день на линейке играет,
Шепчет нежно в листве ветерок,
В путь питомцев своих провожая,
Школа даст им последний звонок.
1-й ведущий.

Будет море гостей волноваться,
Будет много стихов и цветов –
Океанами бурных оваций
Мы приветствуем выпускников!

2-й ведущий.

Встречаем выпускников 9 класса и их классного руководителя Попову Светлану Викторовну! (Под музыку  зал входят выпускники 9 класса).

1-й ведущий.

Встречаем главных виновников торжества выпускников 11 класса и их классного руководителя Воронцову Юлию Геннадьевну. (Под музыку в зал заходят выпускники 11 класса).

(Звучит Гимн России)

1-й ведущий.

Четыре с половиной тысячи звонков вместили в себя 11 школьных лет. Ни один их них не похож на другой. Какой-то торопил на первый урок, какой-то звал к любимому учителю, какой-то выручал тебя в трагический момент, когда тебя вызывали к доске, а ты вовсе туда не хотел идти...

2-й ведущий.

А были, что уж греха таить, ни с чем не сравнимые звонки в конце учебного года, четверти... Казалось им, не будет конца! Но вот подошло время последнего звонка!

1-й ведущий.

Сегодня, в нашей школе начинает работу фотостудия «На память...», где при помощи стоп-кадра мы вспомним лучшие годы вашей жизни, лучшие мгновения встреч с учителями.

2-й ведущий.
Итак, все готово, и мы можем начинать!

1-й ведущий.

(Звучит мелодия)

КАДР 1. «Школа…» (на экране фото школы)

Вот храм наук.
Он строгих линий.
Безукоризненных пропорций
Он даст вам знаний хоть сто порций,
Прославит тысячи фамилий.

(Звучит мелодия)

2-й ведущий.

КАДР 2. «Директор, милый наш директор…» (на экране фото директора)

В каком мы не посмотрим свете,
Директор наш за все в ответе
На всех, на школьных этажах,
На всех, на главных рубежах!

1-й ведущий.

Мы приглашаем пройти в фотостудию «На память…» для подведения итогов, директора школы Соколову Татьяну Васильевну.

(Выступление директора. 11 и 9 класс дарят классные альбомы)

(Звучит мелодия)

2-й ведущий.

КАДР 3. «Наши гости…»  (на экране фото гостей на различных праздниках)

Сегодня на нашем празднике присутствуют гости. Слово для приветствия предоставляется:

______________________________________________________________________________

1-й ведущий.

Слово предоставляется____________________________________________________________

2-й ведущий.

Слово предоставляется____________________________________________________________

1-й ведущий.

Слово предоставляется____________________________________________________________

(Звучит мелодия)

1-й ведущий.

КАДР 4. «Первый раз – в первый класс…»  (на экране фото первых учителей)

А начиналось – то все с первого звонка,

Когда с букетами и ранцем за плечами

Вы первого учителя встречали,

Когда вас классом в первый раз назвали,

Когда друг с другом вас свела судьба…

2-й ведущий.

Слово предоставляется первому учителю 9 класса Соколовой Татьяне Васильевне.

(Выступление первого учителя, 9 класс дарит цветы)

1-й ведущий.

Слово предоставляется первому учителю 11 класса Филатовой Ирине Николаевне.

(Выступление первого учителя, 11 класс дарит цветы)

2-й ведущий.

КАДР 5. «Гости из детства…»  (на экране фото первоклассников)

К прошлому можем мы здесь прикоснуться,

Можем увидеть здесь чудеса:

Остановиться и оглянуться,

И посмотреть прямо детству в глаза.

1-й ведущий.

Гости из детства – первоклассники пришли поприветствовать выпускников!

(Выступление первоклассников)

Первоклассник 1.
Первоклассник приходит в школу,
За спиной - рюкзак тяжелый.
Книжки, сок, дневник, линейка
И часы на батарейке.
Первоклассник 2.
Бутерброд, резинка, сменка,
Десять ручек всех оттенков.
Мячик, яблоко, конфета,
Все тетрадки по предметам!
Первоклассник 3.
А в тетрадках - как по нотам –
Все домашние работы!
Первоклассник 4.
У выпускников - другие порядки:
В школу ходят с одной лишь тетрадкой!

Первоклассник 5.
Чтоб учиться на пять,
Надо силы сохранять!
У них и так нагрузки –
Сплошные перегрузки.
Первоклассник 6.
Дискотеки, тренировки
И вечерние тусовки!
Первоклассник 7.
А для домашнего задания
Есть время оптимальное.
Это неизменно...
Вместе. 

Пе-ре-мена!
Первоклассник 1.
А еще есть выпускницы
Распрекрасные девицы.
В сумочках - багаж:
Модный макияж!
Первоклассник 2.
Показывать всем рады
Прически и наряды.
Первоклассник 3.
Все это, конечно, комично,
Но для наших выпускников нетипично!
Первоклассник 4.
Кто, скажите, в нашей школе
Самый умный и веселый?

Первоклассник 5.
Кто тут смелый, ловкий, сильный?
И красивый, и спортивный?
Кто в труде передовик?
Вместе. 

Ну, конечно, выпускник!
Первоклассник 6.
Будем мы без лишних слов
Брать пример с выпускников!
Как и вы, мы будем, ребята,
Дни и ночи строчить рефераты.
Первоклассник 7.
Будем биться, как вы, за награды
На предметных олимпиадах!
Первоклассник 1.
Мы и в спорте - не ради оваций,
А чтоб наша была высота!
Будем также упорно сражаться,
Чтоб занять призовые места!
Первоклассник 2.
Мы желаем вам счастья, успехов, удачи,
Чтобы вам никогда не терять высоты!
И от всех первоклассников пожелаем в придачу,
Чтоб исполнились светлые ваши мечты!

(Ответное слово 11 класса – дарят посылку).

1-й ведущий.

КАДР 6. «И мы такими были…»  (на экране фото бывших выпускников)

Сегодня на нашем празднике присутствуют выпускники прошлых лет, которые вели 9 и 11 классы в первый класс.

2-й ведущий.

Слово предоставляется выпускникам 2001 года.

(Выступают выпускники прошлых лет и дарят посылку 9 классу)

1-й ведущий.

Слово предоставляется выпускникам 1999 года.

(Выступают выпускники прошлых лет и дарят посылку 11 классу)

2-й ведущий.

КАДР 7. «Остановись мгновенье…»

Всё начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты,
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока...
1-й ведущий.
Диктовки, задачи,
Удачи, неудачи,
Параграфы, глаголы
И древние века,
То слово не склоняется,
То Волга потеряется...
Всё это начинается со школьного звонка...
2-й ведущий.
Всё начинается со школьного звонка —
Дорога к звездам, тайны океана, —
Всё это будет поздно или рано,
Всё это будет впереди, ребята, а пока...
1-й ведущий.
Аноды, катоды,
Суворова походы,
Сражения, спряжения,
Движение песка...
Пример не вспоминается,
Ответ не получается, —
Всё это начинается
Со школьного звонка!

(Музыкальная заставка из журнала «Ералаш»)

2-й ведущий.

Представляем вам две зарисовки о наших выпускниках.

(Показ двух презентаций 9 и 11 классов)

1-й ведущий.

КАДР 8. «Выпускник – 2009»

Музыки звук, суета за кулисами,

Радуги праздника, ночи без сна –

В школьной тетради, до корки исписанной

Точку сегодня поставит весна.

2-й ведущий.

Всех кутерьма закружила весенняя,
Ваши успехи, ошибки, свершения.
Но, как обычно, в положенный срок
Все подытожит последний звонок!

1-й ведущий.

На сцену приглашаются выпускники 9 и 11 классов.

(Под музыку выпускники проходят на сцену).

КАДР 9. «Учитель, учитель, учитель…»

1. Татьяна Васильевна!

        Наших чувств нерастраченных чашу и живое дыханье весны,
И любовь, и признательность нашу адресуем директору мы.
Наши заботы, тревоги, печали Вы непременно всегда замечали.
Сколько мы видели Вас на работе - вечно Вы в поисках, вечно в заботе.

2. Ирина Николаевна и Татьяна Васильевна!

 Нас ждет еще много открытий,

 Но Вы помогли нам понять:

 Есть звание - первый учитель!

 И выше его не сыскать.

3. Галина Всеволодовна!

  Великий и могучий! Как он труден! В его премудростях несложно утонуть.
Но Вы, как штурман, нам в текучке буден средь аффиксов прокладывали путь.
Мы знаем правила, усвоили склоненья, прочли и классиков советам вашим вняв,
Но иногда все ж мучают сомненья: тот бал Наташи — сон был или явь?

4. Татьяна Николаевна и Галина Федоровна!

   Вы нас вели дорогой трудной меж аксиом и теорем.
Порой казалась тема нудной, а жизнь была полна проблем,
Но красоту науки точной Вы нам сумели показать.
За наш фундамент знаний прочный хотим "спасибо" Вам сказать!

5. Светлана Викторовна!

   Трудно нам решать задачи, сложно опыт проводить,

   Но не можем мы иначе - нам без физики не жить.

6. Юлия Геннадьевна!

На пальцах объяснить эту науку без опытов ведь это ж просто мука. Без денег трудно жить нашей стране, а кабинету химии вдвойне.

6. Валентина Александровна!

С Вами вместе изучали человека.

Вы учили нас, что мы есть – чело века!

Научили нас, себя Вы понимать,

А не просто все по книжке отвечать.

7. Нина Александровна!

   Проехав все моря и океаны, пусть мысленно, хотим Вам пожелать
Воочию увидеть все те страны, где нам пришлось заочно побывать!

8. Татьяна Викторовна!

   История - серьезная наука: лишь факты, не прибавить, не отнять.
Но, боже мой, какая это скука - сухие цифры дат запоминать.
Но все же Вы нам объяснить сумели: за каждой датой 1000 тревог!

Мы благодарны Вам на самом деле, за Вашу помощь в выборе дорог.

9 . Ольга Никитична!

   Все на свете мы умеем - Вы нас научили.
Вяжем мы, печем и клеем, да еще забыли:
Мы умеем шить, плести, можем школьный двор мести...
Словом мы не пропадем, в жизни путь себе найдем.

10. Серафима Александровна!

    Если хочешь в жизни ты воплотить свои мечты,
Вольной птицей хочешь стать - языки обязан знать.
Вы учили нас усердно - мы зубрили по ночам
И сегодня по-немецки говорим "спасибо" Вам!

11. Алла Олеговна!

    Не секрет - бытует мненье и мы с ним вполне согласны
Не ходить нам в чемпионах сколько б нам не тратить сил
Но если ходишь без поддержки, если сам встаешь с кровати,
Если сам дошел до школы — тройку честно заслужил!

12. Кто в школе раньше всех с утра?

Это наши повара!

Будем ставить Вас в пример мы,

Как готовить пирожки,

Все подруги и дружки

Все наслышаны о вас,

Кулинары высший класс!

13. Кто больше всех устал?

Школьный техперсонал,

Ведь трудно за каждым бумажки собирать,

Чистить, мыть и подметать.

Красить, мазать и белить.

Как же вас нам не любить?

14. Ольга Николаевна.

(Выпускники исполняют песню «Учитель» на мотив песни из к/ф «Мимино».)

Вот промчались годы (2 раза)
И пора пришла нам уходить.
И поверить трудно
(2 раза)
Но ушедших лет не возвратить.
Припев: Но того, что было
(2 раза)
Не отнять нельзя, не потерять.
(Дней прекрасных детства
Сердце не забыло,
И о них напомнит нам опять.)
(2 раза)
Грустно нам немного (2 раза)
Но, поверьте, эта грусть светла,
Ждет нас за порогом
Дальняя дорога,
Через жизнь дорога пролегла.

Припев.

Строгих и усталых,
Добрых и веселых
Не забудем мы учителей.
Хоть и оставляем на пороге школы,
Нет на свете ближе и милей.

Припев.

(Дарят цветы учителям)

КАДР 10. «Классному руководителю...»

  Юлия Геннадьевна и Светлана Викторовна!

   Им можно рассказать все тайны, они помогут в трудный час.
Они, словно родные мамы всегда волнуются за нас.

   Любим классных мы недаром, лучше в мире друга нет,
И сегодня мы им дарим самый лучший наш букет.

(Поют на мотив песни «Погода в доме».)

Пусть дождь и пусть нелетная погода,
И пусть от ветра гнуться тополя,
Приятно, если у родного входа
Встречают нас с утра учителя.
Припев: Важней всего погода в школе,
Мы это поняли сто раз.
Есть мы и Вы,
А все, что кроме
Уладим мы,
Как Вы учили нас.
Пусть в мире нынче очень беспокойно,
Устали все от зла и суеты,
Но мы, поверьте, будем Вас достойны,
Вы дали нам уроки доброты.
Припев:
1-й ведущий.

Слово предоставляется классному руководителю 11 класса.

2-й ведущий.

Слово предоставляется классному руководителю 9 класса.

КАДР 11. «Родителям спасибо говорим...»

Выпускники.

Спасибо вам, милые наши родители.
Простите нас, если вас чем-то обидели,
За ночи бессонные, слезы, волнение,
За юную гордость и нетерпение,
За седину на висках у отца
И за морщинки родного лица.
В пояс поклонимся вам до земли,
Спасибо, родные, спасибо, спасибо!

1-й ведущий.

Слово предоставляется родителям 11 класса.

2-й ведущий.

Слово предоставляется родителям 9 класса.

КАДР 12. «Вот промчались годы...»

Выпускники.

I .В это ясное синее утро мне не надо идти на урок
Через считанные минуты прозвенит мой последний звонок.
                 2.Ждут экзамены, дел еще масса и возможно учебы года,

                   Но за парты любимого класса мы не сядем уже никогда.
З.Наше детство рукой нам помашет и уйдет в голубые края...

До свидания, хорошая наша, до свидания, школа моя!

(Звучит песня на мотив "Позови меня с собой" А.Пугачевой)

1. Настанёт тот день, когда
Школьный звонок звучит печально,
Приглашая нас на последний урок.
И в час прощальный
Наш учитель с волнением
смотрит на класс.
Понимаем мы только сейчас,
Что он сделал так много для нас.
Припев:

Покидая школьный класс,
Говорим мы: "До свиданья!"
Дорогим учителям
Пожелаем на прощанье:
Чтобы все ученики,
Как и мы, вас полюбили,
Чтобы новые мечты
Обретали снова силу высоты.
2. Первый раз мы робко входили сюда
Но миг настанет:
Прозвучит последний звонок и тогда
Нам грустно станет
Оттого, что детство ушло навсегда.
Беззаботные наши года
Нам уже не вернуть никогда.
Припев.
Много будет в жизни еще перемен,
Но все же снова
Мы вернемся в уют школьных стен,
Даем вам слово.
Мы с тобою посмотрим друг другу в глаза,
Школьных лет позабыть нам нельзя,
И опять мы хотим вам сказать:
Припев.

(Выпускники спускаются на свои места)

1-й ведущий.

Послушай, послушай, как сердце стучит! Всмотритесь в родную школу!

Сейчас для вас, наконец прозвучит последний звонок веселый!

2-й ведущий.

Звени же над прошлым и настоящим, над всем, что сберег и не сберег,

Звени же над детством вдаль уходящим веселый и звонкий последний звонок!

1-й ведущий.

В добрый час, выпускники!

2-й ведущий.

В добрый путь!

Директор.

Дорогие выпускники! Сейчас в вашей жизни прозвучит последний звонок в вашей жизни. Пусть его звон сохранится в ваших сердцах, как звон сердца, школьной дружбы и добрых воспоминаний. Право дать Последний звонок предоставляется ученику 11 класса __________

________________ и ученице 1 класса ______________________________________________.

(Звучит Последний звонок.

Выпускники уходят)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Середниково

Шатурского муниципального района Московской области

Д О К Л А Д

на районные педагогические чтения,

посвященные 185-летию К.Д. Ушинского

на тему:

«Любовь к Отечеству даёт воспитанию

 верный ключ к сердцу человека»

(Патриотическое воспитание в школе)

                                                                        Автор:

                                                                        Воронцова Юлия

Геннадьевна,

                                                                        зам. директора по УВР,

                                                                        педстаж – 17 лет

Март 2009 года

П Л А Н

I. Введение.

II. Содержание патриотического воспитания.

III. Формы и методы работы школы по   патриотическому    воспитанию (из опыта работы).

IV. Заключение.

V. Литература.


I.  Введение.

Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.

        Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:

 - расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодежи;

 - складыванием новых отношений, вытекающих из процесса развития рыночной  экономики;

 - ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением культурного уровня подрастающего поколения;

 - внедрением чуждых русскому обществу ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.

         Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и Концепции патриотического воспитания. Патриотизм выступает как интегрированное качество личности.  

Целью воспитания гражданина и патриота являются освоение идеалов служения Отечеству через самосозидание гражданина, воспитание чувства долга, чести и достоинства, общей культуры личности, переживания сопричастности к прошлому и настоящему  нашей страны.

        Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. В системе патриотического воспитания можно выделить следующие направления: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.

II. Содержание патриотического воспитания.

        Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки. Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Содержание понятия патриотизма включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

        Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Каждый человек любит то, что для него составляет пространство-время родного. А любовь предполагает особое состояние самоотдачи. Как Солнце отдаёт нам свои лучи, так и человек отдаёт свои силы на благо Родины и своих ближних.

        Содержание патриотического воспитания и формирование опыта служения Отечеству реализуются в двух аспектах:

        1) развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении российского общества и государства;

        2) целенаправленное воспитание у учащихся готовности к успешному выполнению определенных функций по обеспечению стабильности и безопасности общества в различных сферах деятельности, особенно воинской, правоохранительной и др.

        Содержание патриотического воспитания – это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально-избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности. Её приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культура.

        Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

        К основным направлениям деятельности педагога в сфере патриотического воспитания следует отнести:

  1. изучение основных научно-теоретических источников, руководящих документов, локальных актов, материалов передового опыта по созданию условий для социального, культурного, духовного, нравственного, физического развития учащихся;
  2. создание условий для полноценной социализации учащихся, более активного вовлечения их в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
  3. утверждение в ученическом коллективе, в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
  4. создание собственного проекта, программы и технологии, эффективной системы патриотического воспитания в классе, обеспечивающих оптимальные условия развития у учащихся любви к Родине (малой и большой), готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина Отечества;
  5. создание воспитательного пространства, оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания учащихся во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

III. Формы и методы работы школы

по   патриотическому    воспитанию

(из опыта работы).

На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время. Внеучебная работа по патриотическому воспитанию образует совместно с обучением единую систему, в которой они связаны между собой множеством переходов (побуждения, возникающие в ходе обучения, дополнительно реализуются в ходе внеклассной работы и, наоборот, новые социальные связи, возникающие в ходе воспитательной деятельности, закрепляются в процессе обучения). Рассмотрим подробнее некоторые особенности патриотического воспитания во внеучебное время.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Часто результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание, по инициативе детей и взрослых, музея, который официально становится одной из основных форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся. В большинстве случаев современный школьный музей становится ядром образовательного пространства школы, играет ведущую роль в системе патриотического воспитания школьников, становится доступным способом знакомства с музейной культурой и традициями. Школьный музей сегодня – это пространство, максимально открытое для деятельности ребенка, для его творческой и созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их создатель. Кроме того, школьный музей – это возможность широкого творческого диалога заинтересованных участников образовательного и воспитательного процесса: родителей, педагогов, музейных работников, ветеранов, общественности.

В нашей школе с 1974 году работает музей «Боевой и трудовой славы». В 2006 году музей был зарегистрирован и получил звание «Школьный музей».*  Музей принимал участие в областных конкурсах «История одного экспоната»,  «Знакомьтесь, наш музей», «Экскурсия в историю  Московии». Материалы музея, результаты поисковой работы используются в районных конкурсах исследовательских работ. В 2006-2007 учебном году в конкурсе принимали участие работы двух учащихся. Воронцова Жанна, ученица 9 класса, заняла 1 место, а Матвеев Сергей, ученик 9 класса, – 3 место. В 2007-2008 учебном году проводилась районная историческая конференция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы. С сообщением о деятельности музея по сбору сведений о ветеранах войны и участниках Сталинградской битвы выступил Жевна Денис. В 2008-2009 учебном году были подготовлены две исследовательские работы для участия в районной краеведческой конференции. Воронцова Жанна, ученица 11 класса, стала призером на секции «Военная история».

* Чекмарёва Н.С. «Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы», 2005 год, стр.70.

Члены кружка «Поиск» приняли активное участие в конкурсах, посвященных 65-летию  Сталинградской битвы  - «Спешите делать добрые дела» и «Письма с фронта». В номинации «Портрет героя» о ветеране войны Волкове В.Н. работа учащихся заняла 2 место,  а в номинации «Никто не забыт, ничто не забыто» - 3 место. Эти работы были направлены для участия в областном конкурсе.  В конкурсе «Письма с фронта»  работы учащихся  7 и 8 классов заняли 3 место.С 2002 года музей принимает активное участие в районном смотре-конкурсе школьных музеев в центре «Созвездие». Музей представляет выездную экспозицию об участии наших земляков в войне. В этом году  были представлены материалы, посвященные 65-летию снятия блокады Ленинграда.  

Во время проведения районных семинаров на базе школы проводились открытые заседания кружка «Поиск». В 2006 году в школе прошел районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе и учителей истории по теме «Школьный музей – центр работы по краеведению», в 2009 году районный семинар руководителей ШМО классных руководителей по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся».

На протяжении нескольких лет члены кружка «Поиск» собирают материал о нашем земляке Герое Советского Союза маршале авиации Иване Ивановиче Борзове. В школьном музее оформлен стенд о жизни и деятельности маршала. Школа поддерживает переписку с семьей И.И. Борзова. Руководитель музея, члены кружка «Поиск» и администрация школы планируют ходатайствовать о присвоении нашей школе имени И.И. Борзова.

В школьном музее проводятся обзорные и тематические экскурсии. Наш музей посещали также учащиеся ближних школ. Были проведены экскурсии для учащихся Осановской, Радовицкой школ, дважды наш музей посещали учащиеся Голыгинской школы. Активисты нашего музея знакомились с работой музея Коробовской школы, музея Дома культуры в п. Керва. Ребята посещали музей деревянного зодчества в селе Тюрвищи Спас-Клепиковского района, историко-художественный и краеведческий музеи г. Егорьевска, музей космонавтики г. Королев.  На осенних каникулах в этом учебном году  учащиеся посетили краеведческий музей г. Шатуры. Экскурсии являются источником ярких впечатлений, расширяют воспитательные средства воздействия на учащихся.

Учащиеся школы продолжают поисковую работу, они собирают сведения о жителях села, чье детство прошло в годы войны, заполняют анкеты ветеранов войны и труда, знакомятся  с историей школы. В 2008 году хозяйство «Спартак» отмечало 45 лет с момента создания. В музее была оформлена экспозиция «Передовики производства хозяйства «Спартак». Школьный музей принимал участие в районном конкурсе «Человек труда».

В нашей школе используются различные формы патриотической работы. Среди наиболее распространенных форм важное место занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. В школе стали традиционными уроки мужества, посвященные Московской битве, Сталинградской битве, Дню защитника Отечества, Дню победы. Раньше на уроках мужества присутствовали ветераны войны, которые делились со школьниками своими воспоминаниями. В настоящее время в нашем селе и ближних деревнях проживает 6 ветеранов войны.

Опыт воспитательной работы свидетельствует о  том, что пропаганда героических традиций становится более эффективной, если она опирается на местные факты, преломляется через традиции родного края. Использование местного материала делает исторические события более близкими и понятными, развивает у школьников интерес к героическому прошлому и настоящему своего родного края, к своей Родине. Результаты поисковой работы учащихся используются при проведении школьных ученических конференций. Подготовка и проведение конференции учат учащихся анализировать теоретические проблемы, ясно высказывать и аргументировано отстаивать свои мысли, пользоваться разнообразными источниками при подготовке выступлений и докладов, способствуют развитию организаторских навыков, единству теории и практики. Воспитательное же значение конференции заключается в том, что на ней идет коллективное обсуждение проблемы, раскрываются возможности самих учащихся. Они учатся не только отстаивать свои взгляды и убеждения, но и получают ответы на волнующие их вопросы, растут духовно. В своей школе мы проводили краеведческие конференции по темам: «Наш край в начале войны», «Предприятия нашего округа в годы войны», «Наши земляки – участники Московской битвы», «На защите Сталинграда», «Вклад работников сельского хозяйства в победу в войне». Важно, чтобы богатство содержания рассматриваемых вопросов сочеталось с яркостью выступлений, эмоциональностью самой атмосферы, в которой проходит конференция. Этому способствует наличие плакатов, прослушивание песен, показ видеофрагментов, использование мультимедийной установки.

Разнообразные формы и методы воспитательного воздействия, направленные на формирование у учащихся любви и преданности Родине, позволяют использовать устные журналы. Выпуск устного журнала может быть приурочен к знаменательной дате, годовщине исторического события или носить тематический характер. Программа журнала, как правило, состоит из 4-5 страниц. Программа строится так, чтобы название страниц, «статей» журнала и их содержание позволяли раскрыть тему в определенной логической последовательности, использовать разнообразные формы и методы подачи материала. Приведу примеры некоторых тем устных журналов: «Мой край родной Шатурский», «Дети и война», «История села Середниково», «Маршал морской авиации И.И. Борзов». В октябре 2008 года прошел устный журнал, посвященный 90-летию комсомола с приглашением ветеранов комсомола, которым были вручены памятные знаки.  Главная задача организаторов – привлечь как можно больше ребят к подготовке устного журнала, добиться, чтобы он был построен  живо, разнообразно.

В нашей школе еженедельно проводятся общешкольные линейки. В связи с государственными праздниками, днями воинской славы проходят тематические линейки: «День народного единства»,  «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Снятие блокады Ленинграда», «День памяти воинов-интернационалистов», «День Победы» и другие.

Одной из распространенных форм воспитания являются литературно-музыкальные композиции. Чтение стихов, постановка театрализованных представлений, инсценировок, демонстрация документальных, художественных фильмов, исполнение песен вызывают чувство сопереживания, причастности к героическим событиям. Это такие композиции, как «Обнимая небо крепкими руками» - о маршале Борзове, «В белоснежных полях Подмосковья», «Меч победы ковал Сталинград», «Я говорю с тобой из Ленинграда».

Воспитанию чувства гражданской ответственности, привитию учащимся   социально значимых ценностей способствуют такие формы общепатриотической работы, как утренники, конкурсы стихов, конкурсы сочинений, конкурсы патриотической песни. Например, ко Дню защитника Отечества в этом учебном году в школе прошел конкурс инсценированной песни «Песни, опаленные войной».

В последнее десятилетие одной из новых сфер гуманитарного образования, развивающихся главным образом в системе дополнительного образования детей, стало историко-генеалогическое краеведение. Область практической генеалогии обладает огромным воспитательным потенциалом и может быть эффективным средством формирования глубоких патриотических чувств, ценностного отношения к истории не только своей семьи, но и к опыту предшествующих поколений, к историческому прошлому страны. В рамках Года семьи в 2008 году прошел районный конкурс «Моя родословная», для участия в котором были представлены 4 работы учащихся нашей школы.  Работа ученика 6 класса Огурцова Никиты заняла 1 место в средней группе и была направлена на областной тур.

В своей работе педагоги школы много внимания уделяют вопросам гражданско-правового просвещения и воспитания учащихся.  Учащиеся школы получают общие знания о правах человека, о правовой ответственности. В рамках празднования Дня народного единства в школе проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия. В библиотеке была организована выставка, посвященная истории этого праздника. В Середниковском ДК  проводился торжественный вечер «Главное – мы вместе».

        В связи с 60-летием принятия Всеобщей декларации прав человека во всех классах прошли уроки «Права человека». В начальных классах затем был организован конкурс рисунков, посвященный защите прав человека. Среди учащихся среднего и старшего звена   была проведена правовая викторина. К 15-летию  принятия Конституции РФ среди старшеклассников был проведен брейн-ринг по материалам   Конституции.

         Формированию нравственно-волевых качеств способствует организация спортивно-оздоровительной работы. В школе проводятся спортивные соревнования,  осенние и весенние легкоатлетические кроссы, спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». Команда школы принимала участие в районной военно-спортивной игре «Зарница» в прошлом учебном году, но в связи с небольшой численностью учащихся в этом году в игре не участвовала. Второй год команда подросткового спортивного клуба «Ровесник», в котором занимаются учащиеся школы, стала победительницей в районной  военно-спортивной игре «Высота», проводимой в канун Дня Защитника Отечества.

        В настоящее время учащиеся школы собирают сведения об участниках локальных войн и конфликтов, о воинской службе выпускников школы. Ко  Дню защитника Отечества проводится операция «Долг», учащиеся поздравляют ветеранов войны, а также направляют поздравительные открытки и письма выпускникам, находящимся на действительной службе в армии.   Ежегодно 9 мая проходят митинги у памятника погибшим односельчанам, посвященные Дню Победы. Учащиеся стоят в почетном карауле, возлагают к памятнику гирлянды, цветы. В течение учебного года учащиеся следят за памятником.

       Вопросы патриотического воспитания школьников как важного слагаемого всей воспитательной работы рассматриваются на педагогическом совете школы, на заседаниях секции классных руководителей, на совещаниях при директоре. Проблемы патриотического воспитания находят отражение в планах работы школы, классных руководителей, в темах по самообразованию учителей.

IV. Заключение.

Основным критерием результативности патриотического воспитания является уровень патриотизма как одна из ведущих характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся  в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

        «Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовывать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки».*

        Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

* Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003.


V. Литература.

  1. Вырщиков А.Н. и др. «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников», Москва «Глобус», 2007 г.
  2. Вырщиков А.Н. и др. «Уроки служения Отечеству. Сталинградская битва», Москва «Глобус», 2008 г.
  3. Методическое издание «Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы», Москва, 2004 г.
  4. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 5 2008 г., Мичеева Н. «Патриотическое воспитание через изучение истории региона».
  5. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 8 2008 г., Зяблова В. «Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания».
  6. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 9  2008 г., Александрова Н. «Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в области историко-родословного краеведения».
  7. Чекмарёва Н.С. «Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....