Программа деятельности экологического отряда "ЭКО"
рабочая программа по теме

Удилова Татьяна Александровна

Программа деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной  работы:

- просветительская;

- общественно-полезная;   

- учебно-познавательная.

 

В основу программы положены принципы:

·        возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;

·        возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

·        обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

·        теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

·        отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

При условии ежегодного изменения состава экологического отряда возможно использование программы для работы в следующем учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskogo_otryada_eko.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

«__»________20___г.

Утверждаю:______

Зам. директора по ВП

Рубцова И.В.

Программа деятельности экологического отряда «ЭКО»

Руководитель отряда: Т. А. Удилова,

учитель экологии, биологии

МОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Омской области

Пояснительная записка

Школьный экологический отряд «ЭКО» является разновозрастной общественной  независимой организацией. Приём в члены отряда осуществляется ежегодно на добровольных началах для обучающихся МОУ «СОШ № 4» г. Называевска достигших возраста 11 лет  на общешкольной линейке ко Дню Земли.

Целью деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 – 11 классов.

 Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

- спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

- создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

- сформировать навыки ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

Программа деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной  работы:

- просветительская;

- общественно-полезная;  

- учебно-познавательная.

В основу программы положены принципы:

  1. возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
  2. возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  3. обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
  4. теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
  5. отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

PS: При условии ежегодного изменения состава экологического отряда возможно использование программы для работы в следующем учебном году

План деятельности экологического отряда «ЭКО»

по направлениям

  1. Просветительская природоохранная деятельность

№ п/п

Название педагогических событий

Участ-ники

Сроки

Ответственные

1

Выпуск эколого-биологического бюллетеня «Удивительное рядом»

 8-11 кл

1 раз в четв6ерть

 8-11 кл, Удилова Т. А.

2

Лекция «Влияние транспорта на окружающую среду»

9 кл

Ноябрь

11 кл, Удилова Т. А.

3

Лекция «Ксенобиотики в жизни человека»

8 кл

Январь

10 кл, Удилова Т. А.

4

Зеленый альманах «Царевна ли лягушка?»

7 кл

Апрель

8 кл, Удилова Т. А.

5

Устный журнал «Знакомые незнакомцы»  (о комнатных растениях)

6 кл

Октябрь

9 кл, Удилова Т. А.

6

Разработка виртуальной экскурсии «Жизнь обитателей сада и огорода»

5 кл

Декабрь

7-8 кл, Удилова Т. А.

7

Конкурс мультимедийных презентаций  по теме «Вода – источник жизни»

9 – 11 кл

Март

Удилова Т. А.

8

Тематическая линейка к Дню птиц

1 – 6 кл

Апрель

Удилова Т. А.

9

Тематическая  линейка ко Дню Земли

7 – 11 кл

Апрель

Удилова Т. А.

  1.  Общественно-полезная природоохранная деятельность

№ п/п

Название педагогических событий

Участ-ники

Сроки

Ответственные

1

Заготовка семян сорных растений для подкормки птиц зимой

5 – 11 кл

Сентябрь-октябрь

5-11 кл, Удилова Т. А.

2

Изготовление кормушек для зимующих птиц

5 – 11 кл

Октябрь-ноябрь

5-11 кл, Удилова Т. А.

3

Организация экологического субботника по очистке территории МОУ «СОШ № 4»

5 – 11 кл

Апрель – май

5-11 кл, Удилова Т. А.

4

Очистка берегов водоёма, расположенного около МОУ «СОШ № 4»

9 – 11 кл

Апрель – май

9-11 кл, Удилова Т. А.

5

Посадка саженцев клёна татарского и ясеня обыкновенного по периметру спортивной площадки МОУ «СОШ № 4»

8, 10 кл

Май

8, 10 кл, Удилова Т. А.

6

Посадка саженцев яблони сибирской по обочинам подъездной  дорожки к МОУ «СОШ № 4»

9, 11 кл

Май

9, 11 кл, Удилова Т. А.

7

Выращивание цветочной рассады для  школьного цветника

6 – 7 кл

Март – май

6-7 кл, Удилова Т. А.

8

Оформление цветочных клумб  на территории МОУ «СОШ № 4»

6 – 8, 10 кл

Май – июнь

6 – 8, 10 кл, Удилова Т. А.

  1.  Учебно-познавательная природоохранная деятельность

№ п/п

Название педагогических событий

Участ-ники

Сроки

Ответственные

1

Разработка мультимедиа-презентации для проведения эколого-биологической викторины «Виртуозы  маскировки»

7  кл – участники викторины

Разработка презентаций: декабрь-январь

Викторина: февраль

9-10 кл – разработчики презентаций, Удилова Т. А.

2

Лабораторный практикум: 

1. «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды»

9 – 11 кл

Сентябрь

9-11 кл, Удилова Т. А.

2. «Определение степени накопления свинца в растительных пробах на территории МОУ «СОШ № 4»

Май, сентябрь

3. «Определение особенностей химического состава и рН почвы цветника на территории МОУ «СОШ № 4»

Май

3

Интеллектуальная игра «Человек от А до Я»

8 кл

Апрель

10 кл, Удилова Т. А.

4

Практическая работа «Размножение комнатных растений черенкованием»

6 кл

Октябрь

9 кл, Удилова Т. А.

5

Практическая работа «Моделирование пищевых связей в саду и огороде»

5 кл

Декабрь

7-8 кл, Удилова Т. А.

Перечень методической и учебной литературы:

Литература для педагогов:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005
  3. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
  4. Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
  5. Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет № 5, 2006
  6. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  7. День птиц / Педсовет № 1, 2005
  8. Синичкин день / Педсовет № 7,2005
  9. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  10. Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
  11. Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
  12. Экологическая сказка о том, как колобок  в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
  13. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  14. Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
  15. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  16. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  17. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  18. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
  19. Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
  20. На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
  21. Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок № 8, 2005
  22. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005

 Литература  для воспитанников:

  1. Методические разработки внеклассных мероприятий.
  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение: введение в биологию и экологию» 5 класс.- М.: 2009
  3. Былова А.М.,  Шорина Н.И. «Экология растений», 6 класс - М.: Вентана-Граф,        2008        
  4. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др  «Экология животных», 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2001        
  5. Фёдорова М.З.,  Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004        
  6. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», 9 класс - М.: Вентана-Граф, 2004        
  7. Чернова Н.М.,  Галушкин В.М., Константинов В.М. «Экология», 10-11 класс - М.: Просвещение         2007        
  8. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
  9. Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
  10. Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
  11. Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006
  12. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
  13. Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
  14. Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
  15. Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
  16. Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
  17. Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966
  18. Золотницкий Н.Ф. «Аквариум любителя».- М.: ТЕРРА, 1993
  19. Райков Б.Е. «Зоологические экскурсии».- М.: Топикал, 1994
  20. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». - Волгоград: Учитель, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 летОсновными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экс...

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...

Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)

       Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В...

Программа внеурочной деятельности "Экологическая безопасность человека"

Программа внеурочной деятельности  по биологии "Экологическая безопасность человека" соответствует требованиям ФГОС ООО....

Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс

В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое

АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...