Экологическое воспитание- приоритетное направление развития современной школы.
классный час (9 класс) по теме

Байкова Фаина Алексеевна

Цель: формирование и воспитание экологически развитой личности, способной использовать экологические принципы в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание - приоритетное направление развития современной школы.

В современную эпоху резко возросло действие человека на природу, загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, что вызывает тревогу  за здоровье  человека и биосферы в целом.   Одной из проблем современности является необходимость в подготовки экологически грамотных людей, поэтому экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной школы и системы образования в целом.

Семья, общество, образовательные учреждения должны заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим. Поскольку через школу проходят все потенциальные природопользователи,  я считаю, ей принадлежит особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности».   Именно она,  осуществляя процесс обучения, воспитания и развития личности,  готовой к жизни и труду в условиях современного общества, должна способствовать становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; формировать общеучебные и общечеловеческие умения; осуществлять наряду с другими элементами воспитания  и экологическое  воспитание.

Начав работу в данном направлении, несколько лет назад я выявила  низкий уровень знаний и умений  учащихся. Поставила перед собой цель  формирования и воспитания экологически развитой личности ,  способной  использовать экологические принципы в своей деятельности.   Наметила пути работы:

  1. Повысить уровень знаний по основам экологии;
  2. Сформировать определённую систему ценностных отношений;
  3. Обеспечить активное участие в  экологических мероприятиях;
  4. Развить  познавательный интерес и исследовательский подход учащихся при изучении антропогенных воздействий  человека в условиях местного ландшафта;
  5. Способствовать овладению практическими умениями и навыками сознательного поведения в природе при посещении природных экосистем; в трудовой деятельности по уходу и улучшению окружающей среды;

Основными принципами формирования экологической   культуры для  меня являются:

  1. Системность и непрерывность изучения экологического материала.
  2. Единство познавательной  и практической деятельности по изучению и улучшению природной среды.
  3. Междисциплинарный подход к формированию экологической культуры учащихся.
  4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических     проблем в учебно-воспитательном процессе.
  5. Комплексное целенаправленное использование различных форм внеклассной работы.

 

При планировании учебной работы  необходимо применять разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса.  Многообразие форм обучения позволяет разнообразить учебный процесс, использовать одну форму как дополнение к другой. Поэтому  больше времени решению этой проблемы я стала уделять  во внеклассной деятельности. Эта работа ни в коем случае не должна превращаться в своеобразные дополнительные уроки по биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес, активизировать творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху, основываться на тех же общепедагогических принципах, что и учебная (классная) работа с детьми. Главными из них являются принципы доступности, научности и систематичности, а так же принцип развивающего и воспитывающего обучения.  

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают свои интеллектуальные способности,   наблюдательность и самостоятельность,   углубляют знания, учатся применять  их на практике. Приобретают исследовательские, практические и трудовые умения и навыки.

В своей работе  использую такие   виды занятий как кружковая работа,           в которой ребят привлекает проведение различных опытов. Я стараюсь использовать методы, помогающие сочетать индивидуальную исследовательскую работу с общей коллективной деятельностью.  На занятиях мы играем, игры мотивируют к обучению.  Очень важно, чтобы  игра  осуществлялась с определённой целью и в конце давала результат. Детям  очень нравятся игры экологического характера,  занятие  бывает ещё интересней, если   их  придумают сами школьники.

Итогом работы над темой проблемой у нас является  реферат, отчёт,   конференция, создание выставки работ учащихся.  Организацию  выставки я стараюсь   приурочить к проведению  массового   мероприятия, олимпиады, экологической недели или месячника по экологии.  На суд зрителей  выставляются дневники наблюдений, коллекции, отчёт о проведённой исследовательской работе, плакаты  в защиту природы, рисунки  и  стихи  о природе, написанные  самими детьми.

При проведении экологических недель использую различные беседы: зоны экологической опасности местности, весёлый круговорот; дискуссии «Природа Земли и будущее»; викторины; конкурсы поделок из бросового материала (отходов), экологических плакатов; общешкольные мероприятия: «Вечер в защиту природы».

Среди    внеклассных мероприятий хочется выделить акции «Чистый берег!»,  « Чистые улицы нашего города», изготовление кормушек и домиков для птиц, в которых  участвуют все учащиеся школы. Ребята  привлекаются и на уроках труда, выполняя общественно полезную работу по благоустройству  школьной территории, озеленению кабинетов,   посадке деревьев на пришкольном участке.

Совместно с учителем географии  организуются  походы  всей школой на природу: «Экологическая тропа». Такие массовые   занятия  проводятся с целью влияния в воспитательном и образовательном отношении на весь коллектив учащихся.

Экскурсии (на пришкольный участок -  «Экологическое состояние пришкольного участка», по  городу- «Зоны экологической опасности» преследуют цели краеведения и охраны природы. Необходимо, чтобы экскурсия носила поисковый, исследовательский характер.      Исследование природы, разгадывание её тайн и законов   рождает интерес к живому, способствует развитию любви и бережного отношения к ней.

 Внеклассная работа должна носить системный характер в течение всего года. Это необходимая и ценная форма организации учебной деятельности, позволяющая применять тонко дифференцированный подход к школьникам, добиваться их морального удовлетворения не только от конкретных успехов в работе, но и от интеллектуального поиска решения задач.

Таким образом, во внеклассной работе продолжается обучение и воспитание учащихся, учащимися  приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления развития современной школы (презентация)

Направления развития современной школы (презентация). Материал для самообразования педагогов....

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы

Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....

Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)

Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр...

Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)

Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр...

Выступление на педагогическом совете «Актуальные направления развития современной школы и их реализация»

                 Выступление на педагогическом совете  «Актуальные направления развития современной школы  и  их реализация&raq...

Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...