Экологическое воспитание- приоритетное направление развития современной школы.
классный час (9 класс) по теме
Цель: формирование и воспитание экологически развитой личности, способной использовать экологические принципы в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание - приоритетное направление развития современной школы.
В современную эпоху резко возросло действие человека на природу, загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, что вызывает тревогу за здоровье человека и биосферы в целом. Одной из проблем современности является необходимость в подготовки экологически грамотных людей, поэтому экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной школы и системы образования в целом.
Семья, общество, образовательные учреждения должны заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим. Поскольку через школу проходят все потенциальные природопользователи, я считаю, ей принадлежит особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности». Именно она, осуществляя процесс обучения, воспитания и развития личности, готовой к жизни и труду в условиях современного общества, должна способствовать становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; формировать общеучебные и общечеловеческие умения; осуществлять наряду с другими элементами воспитания и экологическое воспитание.
Начав работу в данном направлении, несколько лет назад я выявила низкий уровень знаний и умений учащихся. Поставила перед собой цель формирования и воспитания экологически развитой личности , способной использовать экологические принципы в своей деятельности. Наметила пути работы:
- Повысить уровень знаний по основам экологии;
- Сформировать определённую систему ценностных отношений;
- Обеспечить активное участие в экологических мероприятиях;
- Развить познавательный интерес и исследовательский подход учащихся при изучении антропогенных воздействий человека в условиях местного ландшафта;
- Способствовать овладению практическими умениями и навыками сознательного поведения в природе при посещении природных экосистем; в трудовой деятельности по уходу и улучшению окружающей среды;
Основными принципами формирования экологической культуры для меня являются:
- Системность и непрерывность изучения экологического материала.
- Единство познавательной и практической деятельности по изучению и улучшению природной среды.
- Междисциплинарный подход к формированию экологической культуры учащихся.
- Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.
- Комплексное целенаправленное использование различных форм внеклассной работы.
При планировании учебной работы необходимо применять разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса. Многообразие форм обучения позволяет разнообразить учебный процесс, использовать одну форму как дополнение к другой. Поэтому больше времени решению этой проблемы я стала уделять во внеклассной деятельности. Эта работа ни в коем случае не должна превращаться в своеобразные дополнительные уроки по биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес, активизировать творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху, основываться на тех же общепедагогических принципах, что и учебная (классная) работа с детьми. Главными из них являются принципы доступности, научности и систематичности, а так же принцип развивающего и воспитывающего обучения.
В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают свои интеллектуальные способности, наблюдательность и самостоятельность, углубляют знания, учатся применять их на практике. Приобретают исследовательские, практические и трудовые умения и навыки.
В своей работе использую такие виды занятий как кружковая работа, в которой ребят привлекает проведение различных опытов. Я стараюсь использовать методы, помогающие сочетать индивидуальную исследовательскую работу с общей коллективной деятельностью. На занятиях мы играем, игры мотивируют к обучению. Очень важно, чтобы игра осуществлялась с определённой целью и в конце давала результат. Детям очень нравятся игры экологического характера, занятие бывает ещё интересней, если их придумают сами школьники.
Итогом работы над темой проблемой у нас является реферат, отчёт, конференция, создание выставки работ учащихся. Организацию выставки я стараюсь приурочить к проведению массового мероприятия, олимпиады, экологической недели или месячника по экологии. На суд зрителей выставляются дневники наблюдений, коллекции, отчёт о проведённой исследовательской работе, плакаты в защиту природы, рисунки и стихи о природе, написанные самими детьми.
При проведении экологических недель использую различные беседы: зоны экологической опасности местности, весёлый круговорот; дискуссии «Природа Земли и будущее»; викторины; конкурсы поделок из бросового материала (отходов), экологических плакатов; общешкольные мероприятия: «Вечер в защиту природы».
Среди внеклассных мероприятий хочется выделить акции «Чистый берег!», « Чистые улицы нашего города», изготовление кормушек и домиков для птиц, в которых участвуют все учащиеся школы. Ребята привлекаются и на уроках труда, выполняя общественно полезную работу по благоустройству школьной территории, озеленению кабинетов, посадке деревьев на пришкольном участке.
Совместно с учителем географии организуются походы всей школой на природу: «Экологическая тропа». Такие массовые занятия проводятся с целью влияния в воспитательном и образовательном отношении на весь коллектив учащихся.
Экскурсии (на пришкольный участок - «Экологическое состояние пришкольного участка», по городу- «Зоны экологической опасности» преследуют цели краеведения и охраны природы. Необходимо, чтобы экскурсия носила поисковый, исследовательский характер. Исследование природы, разгадывание её тайн и законов рождает интерес к живому, способствует развитию любви и бережного отношения к ней.
Внеклассная работа должна носить системный характер в течение всего года. Это необходимая и ценная форма организации учебной деятельности, позволяющая применять тонко дифференцированный подход к школьникам, добиваться их морального удовлетворения не только от конкретных успехов в работе, но и от интеллектуального поиска решения задач.
Таким образом, во внеклассной работе продолжается обучение и воспитание учащихся, учащимися приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления развития современной школы (презентация)
Направления развития современной школы (презентация). Материал для самообразования педагогов....
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы
Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....
Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)
Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр...
Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)
Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр...
Выступление на педагогическом совете «Актуальные направления развития современной школы и их реализация»
Выступление на педагогическом совете «Актуальные направления развития современной школы и их реализация&raq...
Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...