статья "Воспитательная система: школа роста и становления"
статья на тему

 

Ключевые слова: ценности воспитательной системы, ученическое самоуправление, детское движение

Рассматривая школу, образовательный процесс и педагогическую деятельность в ней как институт поддержки и развития «самости» ребенка, пространства приобретения, наращивания и интериоризации социального опыта, целью воспитательной программы мы определили создание условий для освоения учениками социальных знаний, обретения ими опыта принятия решений, осуществление личного выбора, развития навыков социального взаимодействия и чувства ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospit_sist_tezisy_shkola-internat_kuzma.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Васина Лариса Александровна  (ODARKUZMA@ mail.ru)

ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Воспитательная система: школа роста и становления

Ключевые слова: ценности воспитательной системы, ученическое самоуправление, детское движение

Какой должна быть школа в XXI веке четко прописано в президентской инициативе "Наша новая школа": это «высокотехнологическая, эффективная, сильная и в то же время добрая школа – добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей». Если раньше самым важным делом школы было вложить в ученика как можно больше знаний и воспитать гражданина своей страны, то теперь главный "предмет" образования - становление критически мыслящей, социально ответственной гражданской личности, человека, способного и готового к саморазвитию в течение всей жизни.

Школа интернат как образовательное учреждение, являющееся школой полного дня, реализует государственный стандарт основного и дополнительного образования, комплекс обучающих, социализирующих и оздоровительных функций, оказывает многопрофильные образовательные услуги, интегрирующие познание, творчество, досуг в интересах развития личности, помогает семье и обществу социально адаптировать школьника к социальной действительности.

Воспитательная система школы — целостное, ценностно-ориентированное, целенаправленное, самоуправляемое и саморазвивающееся социально-педагогическое образование, характеризуемое рядом особенностей, среди которых - сочетание и взаимообогащение форм и содержания основного и дополнительного образования; построение режима дня школьника, основанного на чередовании познавательной, творческой, двигательной активности, индивидуальных и групповых занятий, инвариантных и вариативных форм занятости; высокая дифференциация материально-технической среды школы путем выделения разнообразных по целевой ориентированности и предназначению пространств жизнедеятельности ребенка; более активное, чем в обычной школе, привлечение родителей учащихся к внеучебной деятельности школы; более широкая и специализированная структура служб и методических объединений, действующих в школе, обеспечивающих целостный процесс образования, воспитания, защиты и индивидуальной поддержки ребенка в школе.

Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка. Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется нами как целое, складывающееся из отдельных (частных) способностей:

– способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов;

– способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;

– способность организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;

– способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными;

– способность создать в образовательном учреждении развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.

Преобладающими ценностями воспитательной системы школы являются ценности нравственно-культурной ориентации, в которых доминируют: Красота, Добро, Творчество, Культура, Духовность, Искусство.

Рассматривая школу, образовательный процесс и педагогическую деятельность в ней как институт поддержки и развития «самости» ребенка, пространства приобретения, наращивания и интериоризации социального опыта, целью воспитательной программы мы определили создание условий для освоения учениками социальных знаний, обретения ими опыта принятия решений, осуществление личного выбора, развития навыков социального взаимодействия и чувства ответственности.

Модель ученического самоуправления «Школа роста и становления» была создана нами в 2005 году. Завоевала 1-е место во Всероссийском конкурсе «Ученическое самоуправление». В нашем понимании «школа» - это окружающая жизнь, в которой ребёнок развивается, получая необходимые знания и умения; «рост» - это изменения взрослеющей личности; «становление» - это сформированное мировоззрение.

Целью ученического самоуправления является становление саморазвиващейся личности через воспитание демократической культуры, гражданственности, способности развивать творчество, инициативу, умение действовать в интересах общества, Отечества. Социально-педагогические основы ученического самоуправления: взаимодействие педагога и воспитанника являет собой творческое содружество единомышленников; деловое сотрудничество, психологическая совместимость, взаимное доверие, уважение, взаимопомощь и взаимопонимание между учащимися и взрослыми;

Система ученического самоуправления функционирует на трех уровнях: классный (1-4 классы) - от разовых поручений к постоянным; школьное самоуправление (5-9 класс); Совет школы. Направления деятельности органа ученического самоуправления (Совета лидеров школы): наука и образование, досуг, спорт и здоровье, информационное, забота, порядок и уют.

  1. Детское творческое объединение «Пресс-центр»

Объединяет учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области журналистики, приобретать навыки и умения работы с информацией под руководством взрослых. Основная цель деятельности - создание условий для формирования социально-информационной культуры подрастающего поколения, повышение интереса к учебе, поддержка юных талантов, стимулирование их стремления к профессиональному росту. Содержание программы дополнительного образования детей по подготовке юных журналистов «Проба пера» реализуется через: профильную журналистскую деятельность; выпуск газеты «Дарование», бюллетеня школьного научного общества учащихся.

Концепция общешкольной газеты «Дарование»

Периодичность: 1 раз в два месяца. Целевая аудитория: дети и взрослые (родители, учителя, администрация). Слоган: Жить интересно, познавать неизведанное!

Цели издания: информирование читателей о событиях, происходящих в школе или имеющих к ней отношение; о деятельности ДОО «Восходящие таланты» и ученического самоуправления «Школа роста и становления»; предоставление места для творческих работ учеников и педагогов.

Главное достоинство издания. Газета дает возможность высказаться всем желающим по самым разным проблемам. Она - продукт совместных усилий детей и педагогов.

Портрет издания. Помимо «голой» информации мы стараемся побуждать читателей к активным действиям по улучшению жизни в школе. Представляем материалы в различных жанрах: информационный, аналитический, иллюстративный, художественно-публицистический. Своей сильной стороной мы считаем то, что большое внимание уделяется теме православной культуры.

Главный редактор

Модель управления

Редакторы отделов

Отдел физкультуры и спорта

Отдел досуга и творчества

Отдел новостей

Учебный отдел

Учебный отдел

Аналитический отдел

Библиотека, комитет печати НОУ школы

Внешние связи

Зам. директора по УР и НМР; руководители МО

Зам.директора поУВР; педагог- организатор; юнкоры;

учителя физкультуры,

спорткомитет города, юнкоры

библиотекаучителя русского языка и литературы

 Детское движение рассматривается нами как необходимое условие для проявления детской инициативы, самостоятельности, для посильного участия в жизни общества, для утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.

Модель детского общественного объединения «Восходящие таланты»

Цель - познавать и улучшать окружающий мир, быть достойным своего Отечества, развивать свои способности и сохранять традиции своего народа

общение

саморазвитие

Чувственная сфера

Эмоционально-волевая сфера

СВЯЗИ

НОРМЫ

ЖИЗНИ

мышление

деятельность

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

ПРОГРАММЫ

СБОРЫ

                                                        

Дети вступают в объединение добровольно. Выбирают деятельность по интересам. Эмблема объединения – цветок с пятью лепестками, в центре которого звездочка - дорожками добра, учения, здоровья, творчества и мастерства, по которым нужно пройти, чтобы ярко зажглась юная звездочка.

Деятельностью объединения руководит Совет лидеров, возглавляемый Председателем. В Совет лидеров входят лидеры отрядов. Высшим органом самоуправления является общий Сбор, на котором принимается план работы на год, решаются вопросы о формах проведения дел, выбираются делегаты на республиканские сборы, вручаются награды. «Восходящие таланты» - победители Всероссийских конкурсов «Команда 21 века» (2009г.), «Узнай Россию» (2009г., 2010г.).

По инициативе ребят, участников «Ассамблеи детства» в ВДЦ «Орленок», в школе создан добровольческий отряд «Орлята». Его деятельность направлена на популяризацию добровольческого труда среди молодежи, участие в добровольческой деятельности и стимулирования развития молодежных добровольческих инициатив. Юные волонтеры являются победителями республиканского конкурса молодежных проектов по волонтерской деятельности «Технологии добра» (социальный проект «Заботливое сердце» по оказанию помощи Дому для одиноких престарелых), Всероссийского конкурса «Провинциальная жизнь. Твой личный вклад», финалистами Всероссийской акции «Я гражданин России» (социальный проект «Чтобы помнили» по созданию календаря посвященного педагогам – труженикам тыла).

объединение

Программа деятельности

Содержание деятельности

«Вожатый»

«Игра – дело серьезное»

Организация и проведение игровых программ

«Юнкоры»

«Проба пера»

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп», газеты «Дарование», выпуск «Молний». Пропаганда деятельности детского объединения в средствах массовой информации.

«Исследователь»

«Паруса науки»

Совершенствование своих знаний, развитие интеллекта, приобретение навыка и умения научно-исследовательской деятельности. Ежегодно проводит научно-практическую конференцию учащихся «Шаг в науку»

«Умельцы»

«Земля предков»

Овладение  навыками прикладного творчества и народных ремесел, знакомство с народными календарными праздниками, обрядами и традициями своего народа

«АртисТЫ»

«Я хочу, могу, имею право».

Обучение сценическому мастерству, вокалу, танцам, основам режиссуры

«Звездочки»

«В страну Восходящих талантов»

Подготовка к вступлению в объединение: игра-путешествие по дорожкам добра, учения, здоровья, творчества и мастерства.

«Волонтеры»

«Орлята»

Добровольческая деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой доклад "Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций"

Создание системы учительского роста на основе независимой оценки  профессиональных компетенций....

воспитательная система класса "Школа роста"

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего Я, создателем благоприятной развивающей ...

Школы роста - отправная точка. Из опыта работы МБОУ "Юрт-Акбалыкская ООШ" по выходу из категории школ с УНОР и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях Новосибирской области.

Описание опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» по реализации проекта «Школа — центр иденти...

Современные и инновационные тенденции на занятиях в дополнительном образовании через призму национальной системы учительского роста

В разработке атор с помощью приема денотатный граф знакомит с ключевыми понятиями национальной системой учительского роста....

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА НА ОСНОВЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В данной статье представлена система профессионального развития педагога в условиях образовательной организации. Автор рассматривает модель непрерывного образования педагога и описывает механизм разра...

Интеграция изобразительного искусства и психологии в системе воспитания как условие становления личности обучающихся.

Уроки ИЗО они о душе, о маленьком человеке в мире грез и переживаний. И как важно создать условия  для становления гармонично развиой, счастливой, психолонически здоровой личности. На уроках ИЗО ...

Статья " История и культура Отчего края в системе фактров социально - нравственного становления личности"

Изучение истории родной страны играет важную роль в формировании мировоззрения, в воспитании патриотизма, нравственного воспитания....